Глебова Юлья Александровна
Педагог - психолог
МБДОУ» Детский сад № 1 г. Конаково»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150115
Всероссийский конкурс «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Наименование конкурсной работы: Приёмы здоровьесберегающих технологий в работе педагога - психолога ДОУ
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150115


Приёмы здоровьесберегающих технологий в работе педагога–психолога. 

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии . Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Главной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я использую следующие направления здоровьесберегающих технологий:

  • игры;
  • самомассаж и точечный массаж;
  • сухой бассейн.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение). Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка. Игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственных, волевых качеств, творческих способностей.

Также использую в своей работе:

– творческие (игры по инициативе детей); это сюжетно-ролевые, конструкторские игры, театрализованная деятельность.

– дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

– подвижные игры.

Следующая технология – это самомассаж. Он выполняется самим ребенком. Массаж улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.

Самомассаж я провожу в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

Следующее направление здоровьесберегающих технологий– коррекционные технологии:

  • Работа со сказкой;
  • игры с песком;
  • Творческие игры;
  • технология музыкального воздействия;
  • технология воздействия цветом;
  • психогимнастика.

При использовании сказкотерапии происходит развитие эмоционально-волевого состояния, снижается тревожность, повышается самооценка, снимаются агрессивные проявления. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

При использовании сказкотерапии, я применяю следующие методические приемы:

– Рассказывание сказки с позиции сказочного персонажа;

– Отгадывание сюжета или персонажей;

– Превращение в сказку любую жизненную историю;

Арттерапия является наиболее мягким методом работы, контакта с трудными проблемами. Это увлекательный, эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. (работа с мандолами, рисование под музыку, рисование ладошкой по прозрачному мольберту и т.д.)

Для детей арт-терапия особо важна. В этом случае терапия искусством позволяет максимально исполнить творческие способности ребенка, помогает ребенку познать свое предназначение. Через арт-терапию малыш может осторожно исследовать себя, трансформировать то, что скрыто в его подсознании.

Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего ДОУ показал, что большинство детей легко и быстро адаптируются к новым условиям. Постепенно снижается заболеваемость в адаптационный период. Меньше стало детей с высоким уровнем тревожности. Психологический климат в группах благоприятный, спокойный, что способствует дальнейшему сохранению и укреплению психического здоровья детей.

Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе.

Список использованной литературы

  1. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.
Приёмы здоровьесберегающих технологий в работе педагога – психолога ДОУ