Андреева Елена Сергеевна
Воспитатель
ГУ ЛНР Ясли-сад №133 «Улыбка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150169
Всероссийский конкурс «Лучший педагогический проект в ДОУ», в условиях реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: «Дети и деньги»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150169


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 “ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

 ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 133 “УЛЫБКА

ПРОЕКТ

Ознакомительно-ориентированный, информационный,

краткосрочный – 2 недели

«Дети и деньги»

Сроки реализации с 11.03-25.03.2024 г.

Старший дошкольный возраст

Воспитатель высшей категории:

                                                                      Андреева Елена Сергеевна

 

Луганск 2024

Информационные характеристики проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательный

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники реализации проекта

Воспитатель: Андреева Елена Сергеевна

Воспитанники: дети старшей группы

Родители: старшей группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (2 недели)

Проблема: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями, реклама.

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников,
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей,
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности

взрослых. 

  • Сформировать первичные экономические понятия;
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.). 
  • Сформировать представление о рекламе и её значении.

Развивающие:

  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие. 

Методы и приёмы: словесные, наглядные и практические.

Формы работ: совместная деятельность родителей, детей, воспитателей.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Этапы проекта

Этапы проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей
  • Этап

Подготовительный

-изучение справочной, методической, энциклопедической

литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Дети и деньги».

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-создание развивающей среды по теме

1. Совместно с родителями посетить места с

использование денежных средств.

2. Аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу.

  • Этап

Основной

Осуществление проекта Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей. Участие в проекте
  • Этап

Завершающий

Совместная с детьми выставка из «Копилка своими руками» ОДД «Детская экономика» Пополнение сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Содержание проекта

Формы Тема Цель Пособия Ответственный
Понедельник
ОДД «Что такое деньги» Познакомить с понятием «деньги», «монета»  «банкнота», «пластиковая карта», с историей денег и их ролью в жизни человека Презентация. денежные единицы (бумажные, монеты) Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно

принятой себя роли.

Атрибуты для игры «Магазин» Воспитатель
Чтение сказки «Кто хорошо потрудился-у того труд в монету, да в рубль превратился!» Познакомить детей с произведением Презентация, произведение Воспитатель
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» «Как старик корову продавал» Формировать представление о рекламе как об экономическом понятии Мультфильм Воспитатель
Вторник
ООД «Дом, в котором «живут» деньги» Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Презентация «Жила-была денежка». Воспитатель
Дидактическая

игра

«Профессии» Расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Методический материал Воспитатель
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» Мультфильм Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли. Атрибуты для игры аптека Воспитатель
Среда
Чтение произведения К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Познакомить детей с произведением в котором есть денежные отношения Произведение Воспитатель
Дидактическая игра «Купи другу подарок» Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Монеты разного наминала Воспитатель
ОДД Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые

зарабатывают деньги.

Презентация Воспитатель
Продуктивная деятельность: Изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Магазин» Пополнить сюжетно-ролевую игру «Магазин» Распечатки чеков, банковских карточек Воспитатель
Четверг
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Мультфильм Воспитатель
Дидактическая игра «Угадай, где продаются» Научить детей соотносить название магазина с

товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Дидактический материал Воспитатель
Рассматривание Коллекция «Деньги СССР» Познакомить детей с денежными единицами прошлого. Коллекция денег Воспитатель
Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор). Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста Презентация Воспитатель
Пятница
Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет» Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой) Дидактический материал Воспитатель
Выставка «Копилка своими руками» Учить самостоятельному детей изготовлению копилки из разного бросового подручного, материала, дополняя её аппликацией Бросовый материал Воспитатель
Театрализация сказки «В гостях у Буратино» Развивать художественно- исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи Костюмы, атрибуты Воспитатель, дети

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

  1. Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых. 

В результате проведенной работы наиболее важным эффектом является начало

взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой

форме, через интересный и познавательный сюжет дети познакомились со 

сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняли задания 

по финансовой грамотности.

  1. Проект «Дети и деньги», ОДД «Детская экономика», театрализация сказки «В гостях у Буратино»

Литература

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших 

дошкольников» Москва.: Айрис-пресс, 2008.

  1. Воспитание детей в игре (Под ред. Д.В. Менджервицкой.-М.: Просвещение. 2006-244с.
  2. Приказ Минобрнауки Россия от 17.10.2013 № 1155 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс)- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  3. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешена Калининград КОИРО, 2017.
  4. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost- problemy-povysheniya- ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.09.2019)
«Дети и деньги»