Мотчанова Ирина Петровна
Воспитатель
Красникова Ольга Васильевна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150205
Всероссийский конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольных учреждениях», в условия реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Информационная карта проекта «С чего начинается Родина?»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150205


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175

Информационная карта проекта 

«С чего начинается Родина?» 

                                       

 Разработал: воспитатели Мотчанова И.П.

                                                                                     Красникова О.В.

г. Иркутск, 2024г.

Информационная карта проекта

Название  проекта: «С чего начинается Родина?» 

Автор проекта: Мотчанова И.П., Красникова О.В.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 3 недели

Тип проекта: 

По содержанию – интегративный (познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое)

По количеству участников – групповой

По доминирующему виду проектной деятельности – информационно – практико – ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети хотят узнать: «С чего начинается Родина?» 

Цель проекта: Создать условия для зарождения гражданственности и нравственно – патриотических чувств по отношению к своей Родине у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями.

Задачи проекта:

Для детей: Способствовать проявлению познавательной самостоятельности и активности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями.

Задачи для педагогов: 

Обучающие: Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного города Иркутска, жизни жителей в разные исторические времена, культуре:

познакомить с историей возникновения города; познакомить с названиями улиц, отражающих историю города, где проживают воспитанники;

познакомить с известными земляками, с достопримечательностями города.

Развивающие: Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников; развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей творческой работе; развивать творческое воображение и художественные навыки

Воспитательные: прививать детям чувство гордости за свою страну, свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нём событиям; воспитывать чувство гражданственности, малую Родину, бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города.

Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных интересов у ребенка и основ нравственно – патриотических чувств.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Турнир знатоков 

Название итогового мероприятия проекта: «Знатоки родного края»

Продукт проекта: 

Для детей: рисование рисунков «Город глазами детей», лепка «Достопримечательность моего города», создание своей книжки-малышки «За что я люблю свой город, где я родился и живу?», выставка плакатов «Каким я хочу видеть свой город в будущем».

Для педагогов: создание альбома «Прошлое и настоящее Иркутска»,

Для родителей: Привлечение родителей к сбору информации о малой Родине, её достопримечательностях, знаменитых людях Иркутска, создание альбома «Прошлое и настоящее Иркутска», фотоколлаж «Город, что сердцу дорог», посещение музеев города, прогулки с детьми по улицам города, целевая прогулка к мемориалу «Воинской славы».   

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:

Дети:

  • овладеют знаниями о малой Родине; обогатят словарный запас;
  • будут проявлять доброту, заботу, бережно относиться к природе, достопримечательностям, ценить красоту, защищать природу;
  • возрастает познавательная активность детей в разных видах деятельности,

Родители: 

  • обогатится родительский опыт путём  взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повысится педагогическая компетентность родителей и культура.

Педагоги: расширят свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счёт применения продуктивных творческих методик.

Актуальность

Вопрос о патриотическом воспитании детей и молодёжи является актуальным, решение этого вопроса становится сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. 

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре и истории малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Этапы работы над проектом:

Пятница:

  1. Постановка проблемного вопроса.

Беседа с детьми с целью выяснить:

– Что такое Родина? Что мы знаем о Родине? Вы знаете, с чего она начинается? Вы хотите узнать, с чего начинается Родина?

– Что вы хотите нового узнать о ней?

– Как мы можем об этом узнать?

  1. «Путешествие» по карте России, Иркутской области.

Задание на выходные:

Принести книги, энциклопедии для создания мини-музея «Россия – родина моя», книги об Иркутске, создать книжки-малышки своими руками «Моя малая родина. За что мы любим свой город?»

 

Понедельник:

  1. ООД: Познание (ФЦКМ) – беседа, рассказ воспитателя по теме: «Россия – Родина моя», «Символы России» (Приложение 1)

2.Игра «Моя Родина – Россия», «Многонациональная Родина» (картотека д/игр).

  1. Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»

Вечер:

  1. ООД: Художественное творчество (рисование) – Символы России»
  2. Просмотр презентации и видеололиков: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».
  3. Придумывание творческого рассказа «Путешествие по России»

Вторник:

1.ООД: ФЭМП – Решение математических задач, упражнения на ориентировку в пространстве. 

  1. Просмотр м/ф «Мульти – Россия». 
  2. Разучивание физкультминутки «Моя Россия».
  3. Работа с пословицами и поговорками о Родине (картотека).

Вечер:

  1. ООД: Художественное творчество. Лепка  по выбору детей «Символ России»
  2. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в Москву на поезде».
  3. Д/игра «Наша Родина – Россия».

Среда:

  1. Познание (конструирование): Решение проблемной ситуации: «Что было бы, если бы не было школы, детского сада, магазинов, …».

Конструирование из конструктора лего, строительного материала по замыслу детей: школа, магазин, детский сад. 

  1. Разучивание стихотворения Зои Александровой «Родина?» (Приложение 1)
  2. Повторить физкультминутку «Моя Россия».

Вечер:

  1. Чтение: Александра Ишимова — История России в рассказах для детей.

 Рассказ «Славяне до 862 года христианского летосчисления».

  1. Д/и «Хорошо – плохо».

Четверг:

  1. ООД: ФЭМП – Решение задач и примеров. Упражнения на ориентировку в пространстве «Широка страна моя родная».
  2. Рассматривание иллюстраций из альбома, энциклопедий, открыток.
  3. Отгадывание кроссворда «Что мы знаем о символах России?»

Вечер:

  1. Художественное творчество. Рисование «Моя Родина – Россия».
  2. Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий «Россия», «Природа России».
  3. Конструирование: «Московский Кремль».

Пятница:

1.ООД: Речевое развитие – Чтение детям стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?», прослушивание песни (флешка), заучивание наизусть.

  1. Просмотр видеофильма о России (флешка) 

Вечером:

  1. Игровая ситуация «Что мы должны будем сделать, чтобы сохранить красоту нашей Родины?»
  2. Д/и «Четвёртый лишний»
  3. Рассматривание иллюстраций из книг, детского журнала «Сибирячок», энциклопедий.
  4. Прослушивание песен о Родине (флешка).

Задание родителям на выходные:

* Сделать книжку-малышку «За что я люблю свой город, где я родился и живу?»

* Экскурсии родителей с детьми по городу, микрорайону Новоленино.

 

Понедельник:

  1. ООД: Познание (ФЦКМ): Виртуальная экскурсия по городу – «Город на семи холмах» (История города Иркутска «Мой город вырос из острога»), главные символы нашего края, просмотр презентации о городе, рассказ воспитателя, беседа по содержанию. 
  2. Слушание песен об Иркутске.
  3. Выучить с детьми физкультминутку «Пусть всегда будет мир» (картотека).
  4. Работа с пословицами и поговорками о Родине (картотека).

Вечер: 

  1. Продуктивная деятельности – рисование: «Герб Иркутска».
  2. Рассматривание книг и детского журнала «Сибирячок», беседа по содержанию.
  3. Просмотр презентации «Мой родной край: заповедные места и памятники природы». Беседа: «Почему Байкал называют жемчужиной Сибири?» 

Рассматривание книжек-малышек – Красная книга Иркутской области.

  1. Чтение стихов о городе Иркутск, чтение: А. Ткаченко «Маленькая сказка про Иркутск» (картотека).

Вторник:

  1. ООД: ФЭМП – Решение задач и примеров. Упражнения на ориентировку в пространстве.
  2. Слушание песен «Иркутская история» и другие (флешка).
  3. Просмотр презентаций об Иркутске. 
  4. Чтение сказки С.Н. Агеевой «Нерпёнок».

Вечер:

  1. Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста «Символ Байкала – нерпа».
  2. С/р игра «Идём в музей».
  3. Д/и «Что рассказывает карта?» (рассматривание карты Иркутской области.)
  4. С/р игра «Детская поликлиника».

Среда:

  1. Конструирование: «Дома на улицах нашего города».
  2. Познание – рассказ воспитателя «История прошлого и настоящего города Иркутска».
  3. Проблемная ситуация «Как сохранить красоту и порядок в нашем городе?»
  4. Рассматривание макета «Храм Иркутска»

Вечер: 

  1. Речевое развитие: Чтение: А. Долганов «Истории родного города «Самый первый в Иркутске». 
  2. Рассматривание иллюстраций, вкладышей из детского журнала «Сибирячок». Рассказ воспитателя о губернаторах Восточной Сибири (вкладыш к журналу «Сибирячок», № 4, 2012г).
  3. Слушание песен об Иркутске.

Четверг:

  1. ООД: ФЭМП – Решение задачек, примеров, игры с счётными палочками и блоками Дьёнеша: «Улицы и дома нашего микрорайона Новоленино».
  2. Работа с кроссвордом «Я живу в Прибайкалье» (вкладыш к журналу «Сибирячок», № 4, 2012г).
  3. Чтение стихотворений о родном крае, городе (картотека).

Вечер: 

  1. Продуктивная деятельность (рисование): «Моя улица и дом, где я живу».
  2. Беседа «Достопримечательности нашего города» (картотека).
  3. Вспомнить с детьми прочитанные стихи, рассказы, физкультминутки.
  4. С/р игра «Аптека».

Пятница:

  1. Речевое развитие – Чтение: Истории родного города «Самый первый в Иркутске».
  2. Рассматривание экспонатов в мини-музее: выставка книг о Родине, энциклопедий, открыток, журналов и др. материала по теме.
  3. Игра разрезная «Собери картинку» (города России).

Вечер:

  1. Чтение: Ю.И. Баранов «На площади Тихвинской праздники наши».
  2. Беседа, рассказ воспитателя «Достопримечательности Иркутска».
  3. Д/игра «Достопримечательности Иркутска».
  4. С/р Игра «Школа».

Задание родителям на выходные:

* Нарисовать рисунок «Каким я хочу видеть свой город в будущем».

* Фотоколлаж «Прогулки по родному городу».

Понедельник:

  1. Беседа с детьми, рассказ воспитателя – «Что такое инфраструктура нашего города?» (Иркутская гидроэлектростанция, водоканал, очистные сооружения, подстанции, градообразующие предприятия, Иркутский Авиазавод, аэропорт). Рассказ воспитателя: «История иркутских улиц».  
  2. Д/игра «Расскажи про свой город».

Вечер:

  1. Рассказ воспитателя «История иркутских улиц».  
  2. С/р игра «Детский сад”.

Вторник:

  1. ФЭМП (математика): «Путешествие Незнайки»
  2. Рассматривание лэпбука «Иркутск героический». Беседа «Иркутск в годы Великой Отечественной войны». 
  3. Просмотр презентации «Иркутск – город боевой и трудовой деятельности».

Среда:

  1. Рассказ воспитателя «Известные люди Иркутской области».
  2. Рассматривание энциклопедии, альбома «Знаменитые земляки».

Вечер:

1.Просмотр презентаций, чтение рассказов и стихотворений о родном городе, слушание и пение песен.

  1. Д/игры и с/р игры по выбору детей.

Четверг:

  1. Закрепление пройденного материала с детьми.
  2. Подготовка к открытому занятию.

Пятница:

  1. Открытое мероприятие: Турнир знатоков «Знатоки родного края».

 

Краткое содержание проекта

Этапы проекта Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная детская деятельность Действия членов семьи и социальных партнеров Пополнение и обогащение РППС
Мотивационно-ориентировочный

(создание проблемной 

ситуации)

Постановка проблемного вопроса: «С чего начинается Родина?» Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий
Поисковый

(планирование деятельности)

«Добываем» информацию из разных источников. Фиксирование детских ответов. Беседа по планированию поиска информации. -Что мы знаем о Родине?

-Что мы хотим узнать?

-Откуда мы сможем получить информацию?

Поиск информации детьми.

Помощь в создании альбома «История прошлого и настоящего города Иркутска»  Подбор литературы по теме, картинки для создания альбома, книги о природе
Практический Беседа.

Дидактические игры.

Чтение стихотворений, историй о родном городе, физкультминутки о Родине, просмотр презентаций о родном крае.

Рассматривание детьми открыток, детского журнала «Сибирячок», иллюстраций из книг,

Энциклопедий, лэпбука «Иркутск героический».  Художественное творчество: лепка, рисование. Конструирование «Улицы нашего города». Обыгрывание ситуации «Что было бы, если…», «Мы Эколята – защитники природы».

С/р игра «Идём в театр», «Путешествие по России». 

д/игры «Расскажи про свой город», «Достопримечательности Иркутска».

Рассматривание  детьми глобуса, карты Иркутска, улиц городакниг, энциклопедий о природе родного края, её богатствах, разучивание стихотворения. Помощь родителей в создании

выставки книг и энциклопедий о природе родного края

Дидактические игры «Государственные праздники», «Сложи картинку».

Картотека песен и стихотворений, физкультминуток, о Родине.

Видеотека: «Моя Родина великая»,  «Мой любимый город Иркутск».

Рефлексивно-оценочный Итоговое мероприятие: Турнир знатоков «Знатоки родного края». Презентация детьми книжки-малышки. Выставка для родителей продуктивной деятельности по теме проекта, выставка мини-музея «Моя Родина – Россия» Альбом «История прошлого и настоящего Иркутска»,

Книжки-малышки «Мой любимый город. За что я его люблю?»

Открытки «Иркутск, «Иркутск. деревянный».

 

Информационная карта проекта «С чего начинается Родина?»