Петрова Евгения Валерьевна
Воспитатель
Детский сад №12 город Каменск-Уральский, Свердловская область
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150295
Всероссийский конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольных учреждениях», в условия реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150295


Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края»

в разновозрастной группе для детей с ЗПР

 

Содержание

 

  1. Диагностический этап (с 9 по 12 января 2024 года);

 

  1. Этап выработки единых задач и установок (с 15 по 19 января 2024 года);

 

  1. Этап изучения проблемы и разработки  (с 22 по 31 января 2024 года);

 

  1. Этап апробации (с 31 января по 15 марта 2024 года);

 

  1. Этап гласности  (март 2024 года, размещение информации на сайте детского сада, май 2024 года итоговый педсовет)

 

  1. Этап признания (размещение материала в СМИ)

 

Приложение

 

Пояснительная записка

 

  1. Диагностический этап (информационно-аналитическая функция). 

      На основе результатов мониторинга обучения и воспитания выявлена проблема, требующая новых подходов к организации образовательной, познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Дети с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности познавательного развития, только 22,2% (2 ребёнка) детей имеют элементарные представления о флоре и фауне своей малой Родины, в частности «зимующих птицах» нашего края. Остальные дети (77,8%), нуждаются в дополнительной стимуляции познавательных интересов.      

      В ходе диагностического обследования, был использован следующий демонстрационный материал: карточки с изображением зимующих птиц. На предложенных иллюстрациях, несколько детей смогли узнать некоторых птиц: воробья, голубя и синицу, или ворону и дятла, или сову и снегиря.  

      Анализируя результат обследования, пришли к выводу, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. 

      На основе педагогического анализа педагоги выявили основные направления совершенствования профессиональной компетентности. 

 

  Краткая аннотация проекта: 

Проект «Зимующие птицы нашего края» 

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (три месяца январь – март 2024 года).

Возраст детей-участников: 3 -7 лет.

Участники: педагоги группы, дети и родители группы.

      Проект «Зимующие птицы нашего края» направлен на развитие познавательной активности детей. Проект рассчитан на три месяца, направлен на формирование и развитие стойких знаний и элементарных представлений о «Зимующих птицах» вблизи  территориального расположения родного города  в группе разновозрастных (с 3 до 7 лет) детей ЗПР дошкольного возраста при тесном взаимодействии с педагогами и  родителями группы, что соответствует основным принципам ФГОС ДО и ФАОП ДО. 

 

    Актуальность данного проекта: 

       В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

      Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. 

      

        Новизна проекта: 

      Проект, разработан так чтобы каждый ребёнок был вовлечён в различные виды деятельности с помощью интегрированных занятий и развивающих игр. В работе педагогов группы краткосрочный информационно-творческий проект направлен на разностороннее развитие детей, и  вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. 

 

     Обоснование необходимости проекта: 

        Недостаточно сформированы знания детей о пернатых  обитателях нашего города. Наша задача – познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

.

 

  1. Этап выработки целей и задач и установок (функция целеполагания).

 

      В выработанном направлении поиска, сформировано общественное мнение педагогического коллектива группы, при этом каждый педагог выразил свою точку зрения по  решению поставленных целей и  задач, исходя из общего направления работы. 

 

     Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах нашей местности.

 

     Задачи проекта:

Образовательные

– Систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.

– Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.

Развивающие

– Развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность.

– Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

– Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

– Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные

– Осуществлять экологическое воспитание, желание помогать птицам в трудное для них время.

 

     Интеграция образовательных областей: 

     Проект «Зимующие птицы нашего края» позволяет интегрировать все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), строя педагогический процесс индивидуально, в микрогруппе или фронтально со всеми детьми.

 

      Методы и формы реализации проекта с детьми:

 – словесные (беседы, чтение художественной литературы, викторина, заучивание стихотворений);

–  наглядные (просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций);

 – практические (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок).

 

       Формы работы с родителями: наглядное   информирование,  практические  консультации,  творческие выставки детских рисунков и поделок. 

 

      Обеспечение проекта:

 

Кадровые ресурсы:

 – педагоги группы имеют высшую квалификационную категорию, обладают достаточной степенью профессиональной подготовленности к реализации проекта и обладают большим опытом проектной деятельности;

– родители воспитанников;

 

Материально-технические ресурсы:

– технические средства обучения (мультимедийное оборудование, ноутбук и т. д.);

– подбор мультфильмов; презентаций по теме;

-оформление группы (Газета ««Как правильно кормить птиц зимой»», выставка рисунков, выставка творческих работ родителей и детей)

Информационно-методические ресурсы:

– обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.).

 

  1. Этап изучения проблемы и разработки (прогностическая функция). 

      Педагогами группы изучена проблема, проведён анализ инновационного педагогического опыта. Проведена подготовительная работа. Педагоги приняли решение о применении этих идей на практике. Определены рамки возможности эффективного педагогического творчества. 

1) Педагогами:

определена темы проекта, 

– сформулирована цель и задачи;

– подготовлены игры и пособия по теме проекта  «Зимующие птицы нашего края» 

– разработаны план  мероприятий;

– создана развивающая среда в группе.

– родители информированы о задачах и содержании проекта;

– подобрана методическая и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2) Реализация проекта.

 

Перспективный план СОД в рамках педагогического 

проекта «Зимующие птицы нашего края»

Дата СОД Содержание СОД, виды деятельности Взаимодействие с родителями
31.01.24 -Беседа с детьми «Птицы, кто они такие», «Покормите птиц зимой»

– DVD-презентация «Зимующие птицы»

– Разучивание хороводной игры «Синичка»

-Изготовление экологической газеты «Как правильно кормить птиц зимой»

Листовка «Универсальный рецепт для зимней подкормки»;

Акция «Угощение для пернатых друзей» (сбор корма)

Инд.р-та

31.01-07.02

Д/игры: «Подбери фигурку птицы к изображению»(сопровождение загадкой), 

«Составь картинку из осколков»(закрепление внеш.вида и частей тела птицы),

«Назови птичку ласково»= «Птицы великаны»

07.02.24 – Беседа с детьми «Зимующие птицы нашего края»

– DVD-презентация «Птичьи гулянья»

-Разучивание пальчиковой игры «Сколько птиц к кормушке нашей»

– Изготовление панно «Птички на дереве»

Консультация «Покормите птиц зимой»

Мастер-класс для родителей по изготовлению поделки «Снегирь»

Инд.р-та

07.02-14.02

Д/игры: «Один-много», «Дятел»(ритм), «Весёлый счёт», «Что умеет делать птицы?»(глагольный словарь),  «Жизненный цикл птицы»
14.02.24 -Чтение художественной литературы «Подарок зимующим птицам» М.Савина, Ю. Бодинова

– Интерактивная игра «Зимующие птицы»

– Загадки от Лесовичка

-Раскрашивание раскрасок «Наши пернатые друзья»

Акция «Дарите книги с любовью» – всероссийская акция

(книги о птицах)

Инд.р-та

14.02-21.02

Д/игры: «Кто как голос подаёт?», «Мемори», «Скажи кого нет», «Скажи наоборот», «Чья голова, чей клюв, чьё крыло?»
21.02.24 -Чтение художественной литературы «Как сорока клеста судила» Н.В.Нищева

– Интерактивная игра «Назовите лишнюю птицу» 

-Изготовление игрушки-пособия на выработку воздушной струи «Птички и ветерок»

-Разучивание игры малой подвижности «Птички в гнёздышках»

Памятки для родителей «Что прочитать ребёнку о зимующих птицах»
Инд.р-та 21.02-28.02 Д/игры: «Что лишнее?», «Соотнеси цвет в соответствии с птицей»(корректурная проба), «Сколько птиц на картинке»,  «Каких птиц одинаково по количеству?»
28.02.24 – Беседа с детьми «Нужно птицам помогать!» Чтение «Трудно птицам зимовать» А.Чепуров;

-Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года». 

-Заучивание русской народной песенки-потешки «Совушка-сова».

– Конструирование «Совушка»

Конкурс «Кормушка для пичужки» 
Инд.р-та

28.02-06.03

Д/игры: «Кто спрятался за снежинкой?», «Лабиринт»= «Нейродорожки», «Весёлый счёт», «Составь картинку», «Что за чем?», «Кому что нужно?»
06.03.24 Итоговое мероприятие:

– Викторина «Зимующие птицы»

– Игра с мячом «Что за птица?»

– Игра «Узнай на ощупь»

– Игра «Что изменилось?»

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

 

3) Ожидаемый результат:

-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

– созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Перспективы проекта: 

В дальнейшем педагоги группы планируют разработать весенний проект «Перелётные птицы».

4) Подведение итогов. Фотоотчёт. Презентация проекта. Участие в выставке «Наши пернатые друзья». 

 

  1. Этап апробации (организационно-методическая функция). 

      Проект «Зимующие птицы» был апробирован в совместной деятельности с детьми, в период с 31 января  по 6 марта 2024 года. По итогам апробации проведён мониторинг развития детей группы, в период с 11 по 15 марта. 

 

Были достигнуты следующие результаты.

 

Результативность реализации проекта:  

– Организована и создана предметно-игровая среда  группы;  

– Созданы условия для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала дошкольников;

– Организована тематическая выставка;  

 

Дети:

– Расширился кругозор детей о зимующих птицах города Каменска – Уральского (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). 

– У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность. 

– Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.

– Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. 

– Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. 

Родители:

– Изменение отношения к данной проблеме.

– Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.

– Активное участие родителей в выставке  «Наши пернатые друзья». 

 

Мониторинг

 

Система мониторинга:

     Важным условием успешного усвоения материала является контрольно-аналитическая работа, которая направлена на выявление уровня эффективности педагогического воздействия (январь 2024г., март 2024г.).

 

Вывод: 

      В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала познавательную и творческую атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. 

     

  1. Этап гласности (коммуникативная функция). Организация и проведение общественных экспертиз продуктов экспериментальной деятельности ДОУ, широкое обсуждение промежуточных и конечных результатов. 

 

      Значимость проекта «Зимующие птицы нашего края» в том, что дети с желанием помогают птицам в трудное для них время, стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сформированы умения и навыки наблюдения за птицами,  развиваются познавательные способности детей, дети совместно выполняют различные задания. Стали проявляться творческие способности детей в придумывании рассказов о пернатых друзьях, рисовании, рассказывании стихотворений и т.п. Дети стали проявлять любознательность, не бояться высказывать свою мысль. 

 

      Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.

 

  1. Этап признания (стимулирующая функция). 

      Представление результатов экспериментальной деятельности педагогической общественности. Распространение продуктов экспериментальной деятельности д/с.

 

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края»