Методическая разработка классного часа «Разговоры о важном», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
«Наша страна – Россия»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Джандубаева Светлана Зауальевна
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного
общеобразовательного организация
«Средняя общеобразовательная школа а. Инжич-Чукун»
2024 г.
РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ «Разговоры о важном»:
- Пояснительная записка
- Тематическое направление
- Актуальность воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
- Целевая аудитория
- Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя ( связь с другими мероприятиями, преемственность)
- Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
- Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
- Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
- Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
2.Основная часть
1.1. Тематическое направление, тема мероприятия
Тематическое направление методической разработки урока –гражданско-патриотическое.
Тема: «Наша страна – Россия»
1.2. Актуальность темы
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью жизни своего Отечества. Чувство патриотизма возникает в самом раннем возрасте, когда ребёнок формирует свое отношение к окружающему его миру, и формируется в ходе воспитания любви к своим близким, друзьям, образовательному учреждению, родному краю и своей стране.
В условиях современного образования очевидна важность формирования нравственности и воспитания чувства патриотизма. Разработка новых концептуальных подходов к организации нравственно-патриотического воспитания школьника является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса через создание мероприятий патриотической направленности
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка мероприятия направлена на 1-4 классы учащихся МБОО «СОШ а.Инжич-Чукун».
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Методическая разработка мероприятия на патриотическое воспитание играет огромную роль в системе работы классного руководителя.
При реализации данной программы используются следующие формы: экскурсии, классные часы, посвященные известным людям, творческие конкурсы ( конкурс рисунков «Моя Родина», изготовление стенгазеты, конкурс чтецов…).
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о стране, в которой они живут – России, народах, которые населяют Россию, её символике и Конституции, воспитывать любовь к родине.
Задачи:
Образовательная:
– дать представления о государственных праздниках.
– ознакомить обучающихся с символикой: флагом, гербом, гимном;
Развивающая:
– расширение кругозора и знания учащихся о России; развитие чувств сопричастности с судьбой своей страны
Воспитательная:
– воспитать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма,
– воспитывать любовь к Родине, родному краю и городу.
Личностные УУД: развитие любознательности, чувства патриотизма.
Предметные УУД: учится анализировать свои действия, формулировать ответы на поставленные вопросы.
Метапредметные УУД: развитие навыков сотрудничества с другими участниками коллектива.
1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения мероприятия- урок презентация, беседа по вопросам, викторина, игра.
1.7.Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов, позволяющие вовлекать в работу всех детей
Во время внеклассного мероприятия были использованы словесный метод, наглядный ( просмотр презентации), игры.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
-мультимедиа оборудование (презентация), раздаточный материал, символика России и Карачаево-Черкесии.
1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
– мероприятие по патриотическому воспитанию, разработка к уроку «Разговоры о важном»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
– Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вас ждет интересное занятие.
Для начала разгадайте ребус и сделайте вывод, о чем мы сегодня будем говорить?
Р1А (Родина)
– А давайте вы самостоятельно сформулируете тему нашего занятия.
(Следуют ответы учащихся)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна
-А как вы понимаете слово «Родина»?
В толковом словаре говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода)
-А слова, которые произошли от слова род – это:
Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.
Что значит «Родина» для каждого из вас?
(с этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: родители, леса, луга, дом, двор, друзья…)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
-Как называется наша Родина?
–Россия или Российская Федерация
-Россия-самая большая страна на свете. Посмотрите на карту мира (показывает Россию на карте). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран Но есть страна одна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она..
-Посмотрите, на карте России много голубого цвета..Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна. А какие прекрасные города есть в нашей России!
-Каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава
И,как все символы,они
Жизнь нашу отражают.
-Давайте вспомним и рассмотрим наши символы.
-Это российский триколор
А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?
Белый: означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.
Синий: означает веры, верности и постоянства.
Красный цвет: символизирует энергию, кровь – пролитую за отечество.
А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображение всадника поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защита отечества. Гимн – торжественная песня, исполняемая в особых случаях (прослушивание гимна).
-Посмотрите еще раз на карту нашей Родины
– Какая большая наша страна! Она простирается от Северного Ледовитого Океана до южного Чёрного моря, на востоке доходит до Тихого океана, а на западе – до Балтийского моря. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране.
-Россия-это многонациональная страна, здесь рядом живут русские , татары, удмурты, буряты, коми-пермяки…
Чтобы перечислить все национальности нам потребуется много времени
. – Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.
Россия – это большая родина, страна в которой мы живём. Но у каждого человека есть ещё и «малая родина». Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.
– Наша малая Родина – Карачаево-Черкесия –один из красивейших уголков нашей страны. Природа наградила нас уникальными достопримечательностями. Домбай, Архыз, Теберда, Махар, да буквально в каждой местности тут горы, озера, леса и чистый воздух.
-В одной нашей маленькой республике, которая является неотъемлемой частью России, в добрососедских отношениях проживают русские, абазины, карачаевцы, ногайцы и другие национальности. У каждого из этих народов – свои обычаи и традиции, которые соблюдаются с древних времен. И представители других национальностей уважительно относятся к традициям и обычаем других народов. (знакомство с играми, обрядами и праздниками народов Карачаево–Черкессии :«Нып» абазинский праздник –отрывок, «Абезек» карачаевский танец (исполнение) Куначество–гостеприимство черкесов, «Сабантуй» –праздник плуга у ногайцев)
– Много веков, живут бок о бок, эти народы в нашей республике. И настолько они стали близки между собой, что переняли некоторые обычаи друг у друга. Это относится и к религиозным обрядам, праздникам, национальной одежде. Потому, что -Карачаево-Черкесская Республика-очаг одной большой семьи.
Древней Родиной горжусь я!
Вечен свет снегов Эльбруса
И свята Кубани чистая струя!
Эти степи, эти горы
Мне — и корни и опора,
Карачаево-Черкесия моя!
Благодарен я Отчизне
За все годы своей жизни
Среди братских языков, родимых лиц,
Ты дана самой природой,
Колыбель моих народов,
Городов моих, аулов и станиц!
Ты — жемчужина России!
Пусть под мирным небом синим
Будет доброю всегда судьба твоя!
И живи в веках, родная,
Зла и горечи не зная,
Карачаево-Черкесия моя!
-Эти замечательные слова из гимна нашей республики.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
– Давайте вспомним пословицы о Родине (ребята озвучивают известные посовицы, В группах собирают пословицы: «Родина краше солнца, дороже золота», «Родина – землица и во сне снится», «Человек без Родины – что соловей без песни»
– А в заключение нашего занятия я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»
(Родина, подобна огромному дереву на котором не сосчитать листьев. Листья – наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву)
–Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – маленькие граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. Вы – будущее нашей страны. Все в ваших руках! Творите и преумножайте славную историю России. Любите Родину, будьте преданы ей!
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой.
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой!