Джандубаева Светлана Зауальевна
учитель начальных классов
МБОО «СОШ а.Инжич-Чукун»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150317
Всероссийский конкурс методических материалов классных руководителей на лучшую методическую разработку классного часа «Разговоры о важном», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Наша страна – Россия»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150317


Методическая разработка классного часа «Разговоры о  важном», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование

«Наша страна – Россия»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Джандубаева  Светлана Зауальевна

учитель  начальных классов

Муниципального бюджетного

общеобразовательного организация

 «Средняя общеобразовательная школа а. Инжич-Чукун»

2024 г.

РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ «Разговоры о важном»:

  1. Пояснительная записка
  1. Тематическое направление
  2.  Актуальность воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
  3.  Целевая аудитория
  4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя ( связь с другими мероприятиями, преемственность)
  5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
  6.  Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
  7. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
  8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
  9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

            2.Основная часть

1.1. Тематическое направление, тема мероприятия

        Тематическое направление методической разработки урока –гражданско-патриотическое.

        Тема: «Наша страна – Россия»

1.2. Актуальность темы

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью жизни своего Отечества. Чувство патриотизма возникает в самом раннем возрасте, когда ребёнок формирует свое отношение к окружающему его миру, и формируется в ходе воспитания любви к своим близким, друзьям, образовательному учреждению, родному краю и своей стране. 

В условиях современного образования очевидна важность формирования нравственности и воспитания чувства патриотизма. Разработка новых концептуальных подходов к организации нравственно-патриотического воспитания школьника является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса через создание мероприятий патриотической направленности

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

        Методическая разработка мероприятия направлена на 1-4 классы  учащихся МБОО «СОШ а.Инжич-Чукун».

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

        Методическая разработка мероприятия на патриотическое воспитание играет огромную роль в системе работы классного руководителя.

        При реализации данной программы используются следующие формы: экскурсии, классные часы, посвященные известным людям, творческие конкурсы           ( конкурс рисунков «Моя Родина», изготовление стенгазеты, конкурс чтецов…).

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

        Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о стране, в которой они живут – России, народах, которые населяют Россию, её символике и Конституции, воспитывать любовь к родине.

Задачи: 

Образовательная:

– дать представления о государственных праздниках.

 – ознакомить обучающихся с символикой: флагом, гербом, гимном;

Развивающая: 

– расширение кругозора и знания учащихся о России; развитие чувств сопричастности с судьбой своей страны

Воспитательная:

– воспитать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма,

– воспитывать любовь к Родине, родному краю и городу.

        Личностные УУД: развитие любознательности, чувства патриотизма.

        Предметные УУД: учится анализировать свои действия, формулировать ответы на поставленные вопросы.

        Метапредметные УУД: развитие навыков сотрудничества с другими участниками коллектива.

  1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

        Форма проведения мероприятия- урок презентация, беседа по вопросам, викторина,  игра.

1.7.Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

        Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования игровых методов, позволяющие  вовлекать в работу всех детей

Во время внеклассного мероприятия были использованы  словесный метод, наглядный ( просмотр презентации), игры.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

-мультимедиа оборудование (презентация), раздаточный материал, символика России и Карачаево-Черкесии.

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

– мероприятие по патриотическому воспитанию, разработка к уроку «Разговоры о важном»

 

                                       

 

                                               

                                            

 

                                                 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

– Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вас ждет интересное занятие.

Для начала разгадайте ребус и сделайте вывод, о чем мы сегодня будем говорить?

                           Р1А (Родина) 

– А давайте вы самостоятельно сформулируете тему нашего занятия.

 (Следуют ответы учащихся)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

 

У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

 

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна

 

-А как вы понимаете слово «Родина»?

В толковом словаре говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает  древнейшего  бога  славян  Рода)

 -А слова, которые произошли от слова род – это:

 Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

 Что значит «Родина» для каждого из вас?

(с этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое  олицетворяет для них Родину: родители, леса, луга, дом, двор, друзья…)

      Что мы Родиной зовём?
      Дом, где мы с тобой живём,
      И берёзки, вдоль которых
      Рядом с мамой мы идём.

      Что мы Родиной зовём?
      Поле с тонким колоском,
      Наши праздники и песни,
      Тёплый вечер за окном.

      Что мы Родиной зовём?
      Всё, что в сердце бережём,
      И под небом синим-синим
      Флаг России над Кремлём.

-Как называется наша Родина?

Россия или Российская Федерация

 

-Россия-самая  большая страна на свете. Посмотрите на карту мира (показывает Россию на карте). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

 

На свете много разных стран                                                                                                                                                                                                              Но есть страна одна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она..

 

-Посмотрите, на карте России много голубого цвета..Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.  А какие прекрасные города есть в нашей России!

-Каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.

                 Имеет флаг, и гимн, и герб

                 Российская держава

                 И,как все символы,они

                 Жизнь нашу отражают.

-Давайте вспомним и рассмотрим наши символы.

-Это российский триколор

 А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?

Белый: означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.

Синий: означает веры, верности и постоянства.

Красный цвет: символизирует энергию, кровь – пролитую за отечество.

А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображение всадника поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защита отечества. Гимн – торжественная песня, исполняемая в особых случаях  (прослушивание гимна). 

 -Посмотрите еще раз  на карту нашей Родины

 – Какая большая наша страна! Она простирается от Северного Ледовитого Океана до южного Чёрного моря, на востоке доходит до Тихого океана, а на западе – до Балтийского моря. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране. 

-Россия-это многонациональная страна, здесь рядом живут русские , татары, удмурты, буряты, коми-пермяки… 

Чтобы перечислить все национальности нам потребуется много времени

. – Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.

Россия – это большая родина, страна в которой мы живём. Но у каждого человека есть ещё и «малая родина». Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.

 – Наша малая Родина – Карачаево-Черкесия –один из красивейших уголков нашей страны. Природа наградила нас уникальными достопримечательностями. Домбай, Архыз, Теберда, Махар, да буквально в каждой местности  тут горы, озера, леса и чистый воздух. 

-В одной нашей маленькой республике, которая является  неотъемлемой частью России, в добрососедских отношениях проживают русские, абазины, карачаевцы, ногайцы и другие национальности. У каждого из этих народов – свои обычаи и традиции, которые соблюдаются с древних времен. И представители других национальностей уважительно относятся к традициям и обычаем других народов. (знакомство с играми, обрядами и праздниками народов КарачаевоЧеркессииНып» абазинский праздникотрывок, «Абезек»  карачаевский танец (исполнениеКуначествогостеприимство черкесов, «Сабантуй» –праздник плуга у ногайцев)

– Много веков,  живут бок о бок, эти народы в нашей республике. И настолько они стали близки между собой, что переняли некоторые обычаи   друг у друга. Это относится и к религиозным обрядам, праздникам, национальной одежде. Потому, что -Карачаево-Черкесская Республика-очаг одной большой семьи. 

Древней Родиной горжусь я!
Вечен свет снегов Эльбруса
И свята Кубани чистая струя!
Эти степи, эти горы
Мне — и корни и опора,
Карачаево-Черкесия моя!

Благодарен я Отчизне
За все годы своей жизни
Среди братских языков, родимых лиц,
Ты дана самой природой,
Колыбель моих народов,
Городов моих, аулов и станиц!

Ты — жемчужина России!
Пусть под мирным небом синим
Будет доброю всегда судьба твоя!
И живи в веках, родная,
Зла и горечи не зная,
Карачаево-Черкесия моя!

-Эти замечательные слова  из гимна нашей республики. 

Живут в России разные

Народы с  давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

– Давайте вспомним пословицы о Родине (ребята озвучивают известные посовицы, В группах собирают пословицы: «Родина краше солнца, дороже золота», «Родина – землица и во сне снится», «Человек без Родины –  что соловей без песни»

– А в заключение нашего занятия  я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»

(Родина, подобна огромному дереву  на котором  не сосчитать листьев. Листья – наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на  листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву)

 

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – маленькие граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. Вы – будущее нашей страны. Все в ваших руках! Творите и преумножайте славную историю  России.  Любите Родину, будьте преданы ей!

                       Берегите Россию-

                           Нет России другой.

                           Берегите ее тишину и покой.

                           За небо и солнце,

                           Этот хлеб на столе

                           И родное оконце

                           В позабытом селе.

                           Берегите  Россию,

                           Без нее нам не жить.

                           Берегите ее,

                           Чтобы вечно ей быть.

                           Нашей правдой и силой,

                           Всею нашей судьбой.

                           Берегите Россию-

                            Нет России другой!

«Наша страна – Россия»