Бельды Ольга Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150371
Всероссийский конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка образовательного проекта «Моя буква»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150371


      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»

(МБДОУ № 8 г. Поронайска)

___________________________________________________________________

Бельды Ольга Николаевна ,

учитель-логопед 

Номинация: читательская грамотность 

Методическая разработка образовательного проекта «Моя буква»

«Быть готовым к школе – 

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – 

значит быть готовым всему этому научиться!»

                                               Л.Н.Венгер

     

 Пояснительная записка

В современном мире, который наводнен огромным количеством информации, очень важно уметь выбирать нужную, ту, которая необходима для нормальной жизнедеятельности человека в социуме. Каким образом мы можем способствовать развитию избирательности и функциональности ребенка?! Читательская грамотность является одним из ключевых навыков. Необходимых для спешной учебы и жизни в современном обществе. Она включает в себя способность понимать и интерпретировать тексты, критически оценивать информацию и применять полученные знания на практике.

В начальной школе дети обучаются чтению на основе сформированных универсальных учебных действий, а в детском саду эти самые УУД только закладываются и формируются. В связи с этим понимая природу чтения, можно помочь ребенку освоить этот навык, который необходим как одна из составляющих его функциональности в обществе и механизма формирования сознания и духовной жизни растущего человека.

Актуальность работы  в том, чтобы научить ребенка-дошкольника стать читателем,  полюбить  книгу и чтение как процесс.

В  ст. 64, п.1 Федеральном  законе «Об образовании» и федеральной образовательной  программе  говорится о том, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». ФГОС ДО в определении образовательной области «речевое развитие» предъявляет требования к развитию речи: « …формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, определена цель речевой подготовки к школе – создание предпосылок к обучению грамоте через развитие аналитико-синтетической деятельности, т.е. с развития фонематического восприятия, умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, соотносить их с графическим образом, буквой.

Чтение – это сложный вид деятельности, который строится на основе сформированности психофизических функций человеческого организма. Овладение чтением представляет собой установление новых  связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс чтения обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

 

Основная идея проекта

 

Для полноценного развития навыка чтения у детей- дошкольников должны быть сформированы определенные  предпосылки, т.е. базис, на основе которого формируется  процесс чтения. 

  • формирование интереса к чтению, воспитание будущего читателя
  • развитие у детей смыслового восприятия произведений
  • применение извлеченной информации в самостоятельной, игровой  и творческой деятельности

К ним надо добавить и предпосылки к обучению грамоте через аналитико-синтетическую деятельность.

Для формирования интереса к чтению, а также минимизации «рисков» при обучении грамоте и был создан  образовательный проект «Моя буква»

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный

Срок реализации : краткосрочный. Проект реализуется во второй половине учебного года . 

Продолжительность – от двух недель до одного месяца, в зависимости от условий ДОО.

Целевая аудитория: дети подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска, их родители и педагоги.

Гипотеза 

Если создать необходимые условия, используя  разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по формированию предпосылок к обучению чтению, то у детей сформируется фундамент читательской грамотности.

Цель: создание оптимальных  условий  для  развития  интеллектуального и речевого  потенциала ребёнка через формирование предпосылок к читательской грамотности речи у детей дошкольного возраста

Задачи проекта : 

Образовательные: 

  • закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
  • закрепить зрительный образ букв в разных видах деятельности- конструировании, речевой, познавательной.

Развивающие:

  • развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
  • повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
  • формировать интерес к чтению

 

Этапы проекта : 

  • подготовительный, разработка концепции, основной идеи проекта; актуализация ресурсов-определение цели, проблемы и задач проекта, составление плана работы;
  • основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
  • заключительный этап: аналитическая деятельность, подведение итога  
Формы реализации проекта, основное содержание деятельности
  • формы и виды деятельности 
  • Ответственный 
Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор методической и художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • ЭОР (интерактивные игры )

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание букв ;
  • чтение книг «Читаем по слогам»;
  • настольные игры с буквами и словами ( пазлы, домино) 
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы;
  • рисование, лепка, аппликация
  • чтение художественной литературы, сказок;
  • экскурсия в библиотеку;
  • выставки букв;

Совместная свободная деятельность детей и родителей:

  • чтение сказок, рассказов о буквах;
  • совместная продуктивная деятельность (изготовление букв из различного материала).

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы, консультации, участие в выставке  поделок «Моя  буква» 
Воспитатель, учитель-логопед

Воспитатель, учитель-логопед

Воспитатель-учитель-логопед

Ожидаемые результаты реализации проекта Для детей :

У детей будет сформирован устойчивый интерес к книгам и чтению как  творческому процессу.

  Для родителей                                    

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

Для педагогов: 

Актуализация условий для развития предпосылок к читательской грамотности,  создание картотеки «Дидактические игры для развития фонематического восприятия» 

Организация выставки «Моя буква»

Презентация проекта

Для детей:

  • Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма.

 Для педагогов:

  • организация выставки «Моя буква»;
  • презентация проекта – «Моя буква»;
  • фотоотчёт « Как мы делаем букву»;
  • оформление проекта.

Для родителей:

  • содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
  • укрепление детско-родительских отношений. 
Продуты проекта Продукты проекта  

1.Для детейизготовленная буква, которая обозначает первый звук в имени ребенка.

2. Для педагогов– создание картотеки игр и заданий  для развития фонематического восприятия

3.Для родителей – практические рекомендации для домашних заданий по развитию фонематического слуха и речевой готовности к школе, буктрейлер 

Ресурсная база для реализации проекта 1. Методологическая база : 

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок – передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной , конструктивной деятельности. 

 Моделирование: модели  слова с использованием цветных символов, моделирование букв с помошью дидактического пособия «Дары Фребеля»

Демонстрация  : оформление выставок моделей букв,  «Моя буква», презентация  о проделанной работе.

2.. Родители воспитанников.

3. Материально-технический ресурс:

  • групповое помещение;
  • музыкальный зал;
  • технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон и т.д.);
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература.
  • Многофункциональное пособие «Дары Фребеля»

4. Информационный ресурс:

  • использование ЭОР;
  • обмен опытом работы (выставки, консультации и т.д.);
  • изучение методической литературы;

Информирование в социальных сетях

5. Формы и виды деятельности.

  • Моделирование букв и слогов   с помощью дидактического пособия «Дары Фребеля»
  •   Цель – развитие зрительно-пространственных представлений .
  • Конструирование из лего-конструктора: цель формирование зрительного образа букв .
  • Сюжетно-ролевые игры 

Цель: совершенствование  игровой ,  коммуникативной деятельности, воспитание бережного отношения к книгам.

  • Изобразительно-творческая деятельность

Цель: развитие зрительно-пространственных представлений, воображения

  • Экскурсия в библиотеку 

Цель- познакомить с работой библиотеки, формировать читательский интерес

  • Использование электронных образовательных ресурсов.
  • Цель – поддержание интереса,  расширение кругозора, развитие интереса к изучению букв.
  • Словесные игры

Цель : наблюдение над звуковым составом слова, 

Этот вид деятельности пронизывает весь образовательный процесс. В результате использования таких игр «Доскажи словечко, «Наоборот», «Испорченный телефон» и др. дети учатся наблюдать над звуковым составом слова и его изменениями.

Работа с родителями – это консультации, папки-передвижки, информация в родительском уголке.

Итоговые мероприятия проекта

В результате совместной деятельности детей и родителей были сделаны буквы из разных материалов, что способствует более прочному усвоению таких понятий как «имя «и «фамилия». 

1) Организована выставка букв 

2) Развлечение «Игры с буквами) 

3) Сценка ( Веселая азбука) 

4) Создан буктрейлер «Рассказы М.Пришвина для детей»

Вывод: В результате реализации проекта «Я и моя буква» у детей возрос интерес к сложному процессу обучения чтению и письму. Дети начали активно проявлять интерес к чтению, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, с удовольствием работают не только в тетради , уже умеют списывать слова последовательно  с  доски и в тетради.

Список источников: 

  • Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. 
  1. Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. 
  2. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и

синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

  1. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
  2.  .Нищева Н. В. Учусь читать с мамой. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
Методическая разработка образовательного проекта «Моя буква»