Бирюкова Ирина Николаевна
Воспитатель
МАДОУ ЦРР д/с №70 «Теремок»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150420
Всероссийский конкурс «Лучший конспект ООД по ФОП ДО», в рамках национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Семейный бюджет
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150420


Комитет образования администрации

Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №70 «Теремок» г. Балаково

Саратовской области

  

 Конспект занятия

по познавательному развитию 

в подготовительной к школе группе

Семейный бюджет

                 

Бирюкова Ирина     Николаевна

воспитатель МАДОУ 

«Центр развития ребёнка – 

детский сад №70 «Теремок»

г. Балаково

Цель: погружение ребёнка в многогранный мир социальных отношений.

Задачи:

Образовательные :

    обеспечить запоминание состав чисел 8 и 9 из двух меньших чисел;

добиться усвоения умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; 

расширить представления детей о семейном бюджете, о доходах и расходах;

формирование  навыков общения  и работы детей в команде.

Развивающие:

способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

Воспитательные:

         способствовать формированию интереса к совместной образовательной     деятельности

                                                

Демонстрационный материал: конверт с письмом и заданиями от Кузи; тропинка с примерами; мягкая игрушка “цветок”, серединки ромашки с цифрами 8 и 9 

Раздаточный материал: рисунки для задач; буквы Р и Д; карточки, обозначающие расходы  и доходы семьи; кассы с цифрами; кассы с буквами; лепестки ромашки с составом чисел 8 и 9; сердечки красного цвета и синего цвета.

Предварительная работа: просмотр мультфильма “Домовёнок Кузя”, объяснение смысла пословиц о семье

 Ход занятия

Организационный момент.

Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и улыбнемся. Повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Создание игровой мотивации. ( дети стоят в кругу)

Здесь  письмо от Домовенка Кузи.

Ой беда, беда, огорчение!! Здравствуйте ребята, я домовенок  Кузя. Я 7 веков оберегал дома, и у меня случилось несчастье, злая Баба-Яга выкрала меня из моей семьи, накормила меня заколдованными пирожками и я позабыл ,что такое семья, позабыл дорогу домой! Помогите мне пожалуйста одолеть злые чары, для этого нужно пройти задания и собрать ключи от всех домов, в которых я жил и живу. Эти задания сложные , но интересные. А отправитесь вы за ключами по тропинке заданий!

Ребята, поможем Кузе вспомнить свою семью, дорогу домой. Будем расколдовывать злые чары. 

А чтобы попасть на тропинку заданий – скажем волшебные слова : 1,2,3 повернись на тропинке заданий окажись. 

Тропинка

( Перед детьми три тропинки.( на полу) На каждой тропинке написан пример с ответом. Выбираем пример с правильным ответом и идём по этой тропинке.) 

Основная часть

Отгадайте загадку. 

Сейчас мы с вами поговорим о самом важном в нашей жизни, а о чём вы узнаете отгадав загадку.

 Без чего на белом свете 

Взрослым не прожить и детям?

 Кто поддержит вас ,друзья ?

Ваша дружная ….(семья)

 Сейчас мы поговорим о семье.

А давайте поможем Кузе вспомнить , что же такое семья?

( Семья- это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые родители и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники.  Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково ,заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе – это самое ценное в нашей жизни)

Для чего человеку нужна семья? ( Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.) 

Молодцы. Вот наш первый ключ. 

Игра “Какая моя семья?” 

(Дети, передавая по часовой стрелке мягкую игрушку «цветок», поочередно, называют слова. Начинает воспитатель: моя семья счастливая, дети – дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая, спортивная, добрая, здоровая, родная, хозяйственная , многодетная, гостеприимная)                      

Вот и второй ключ. 

 Мы разделимся на две команды.

Беседа. ( сели за столы)

Чем в вашей семье занимаются родители?                                                                             Как называются деньги, которые получают мама и папа?                                           Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка?                                                              А подросткам, которые учатся в университете или техникуме – студентам , что платят? ( стипендию). А за что им платят стипендию?                                                  Для чего вашей семье нужны деньги?  (  Деньги нам нужны для покупки продуктов питания, для оплаты бытовых услуг, для оплаты на транспорте и, конечно же, на покупку подарков и игрушек. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в еде, одежде, отдыхе, разных предметах, игрушка, жилье )      Что такое « семейный бюджет»? Как вы думаете, что оно означает? 

(Бюджет – это все средства, которые зарабатывает семья. Это все деньги, которые получают члены семьи за определенный период времени) 

А из каких денег складывается бюджет семьи? ( зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия студента)  Это доход семьи. 

А что такое расход ?( это удовлетворение потребностей человека)

Игра «Расходы- доходы». 

( У каждой команды лежит буква Р или Д. Р – это значит находим картинки, обозначающие расход семьи. Д – это значит находим картинки, обозначающие доход семьи. Каждая команда даёт свои объяснения)

А вот и третий ключ

Гимнастика для глаз «Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем (Глазами смотрят вверх-вниз)

Задачи.

( Составить  задачи по рисунку, записать решение с помощью цифр и знаков – выполняется фронтально.)

(За правильное выполненное задание команды получают четвёртый ключ).

 Из каких частей состоит задача?

                                     

Игра « Закончи пословицы о семье» 

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

 Золото и серебро не стареют, ( отец и мать цены не имеют.)

При солнышке тепло, (при матери добро.)

Вся семья вместе, (и душа на месте.)

Яблоко от яблони ( недалеко падает.)

 Дерево держится корнями,( а человек семьей.)

В гостях хорошо, (а дома лучше.)

 В дружной семье и (в холод тепло.) 

Не красна изба углами –( а красна пирогами)

В семье разлад — (так и дому не рад)

В семье согласно – (так и дело идет прекрасно)

В хорошей семье — (хорошие дети растут.)

Родители трудолюбивы –( и дети такими растут.)

На что и клад, (когда в семье лад.) 

Вот и пятый ключ.

Игра “Сложи слово”( на ковре из букв дети составляют слова )

Какие отношения должны быть в семье? (любовь, мир, согласие, понимание, дружба, забота) 

Вот и шестой ключ.

 Игра “Ромашка” (Собираем ромашку, используя состав числа. На лепестках ромашки написан состав числа 8 и 9. Дети распределяют лепестки) Вот и седьмой ключ.

 Какой получился цветок?

Ромашка — самый жизнерадостный и жизнеутверждающий полевой цветок, который символизирует чистую и искреннюю любовь, а также русскую природу и теплое лето. Россия летом отмечает праздник –  день семьи, любви и верности, символом которого является цветок ромашка.

Обе команды справились с заданиями. 

Скажем волшебные слова : 1,2,3 повернись в группе  окажись. 

Мы помогли Кузе вспомнить свою семью, дорогу домой. Расколдовали злые чары и собрали ключи от всех домов.

Рефлексия. 

Что сумели? Что не получилось?

Сумели ли справиться? Каким способом?

Что понравилось? Что было трудно?

На столе лежат сердечки красного и синего цвета, возьмите одно сердечко. Если вам понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями сегодня – возьмите красное сердечко, а если считаете, что вам было трудно то , возьмите синее и наклейте их.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Семейный бюджет