Султанова Зауреш Айбулатовна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ Всеволожский ЦО
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150498
Всероссийский конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: «ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150498


Урок 24
ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Цели деятель-
ности учителя
Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Методы и формы обучения Фронтальная, парная, индивидуальная
Образовательные
ресурсы
1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Оборудование Интерактивная доска, проектор (по возможности)
Наглядно-
демонстрационный материал
Запись задач темы, элементов букв

Окончание табл.

Основные понятия и термины Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока
Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Формы
организации взаимодействия
на уроке
Формируемые
умения (универсальные учебные действия)
Проме-
жуточный
контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Проверка домашнего задания Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно
– Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание.
– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте правильность написания слов
в составленных словосочетаниях.
На доске или при помощи интерактивной доски демонстрируются словосочетания:Ракетная установка Тетрадный лист

Ягодный кисель Коровье молоко

Морковный сок Земляничное варенье

Оленьи следы  

– Выполнить упр. 82 на
с. 48 в учеб-
нике.
Осуществляют взаимопро-
верку
Фрон-тальная.

Парная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей
Правиль-но выполненные
задания упраж-
нения
II. Постановка
учебной 
Формулирование учебных задач  – Откройте учебник на стр. 49. Мы продолжаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока. – «Слово
и словосочетание. Что такое 
Фрон-тальная П – извлекают
необходимую информацию 
задачи по названию темы – Как вы ответите на этот вопрос?

– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него

фразеоло-
гизмы?».
Ответы уча-щихся
из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания»

III. Минутка чисто-писания Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных
– Заглавной
и строчной букв П, п.
Выполняют
задания
Фрон-тальная. Индиви-дуальная П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв
IV. Изучение нового мате- Работа
над упражнением 
– Откройте учебник на с. 49, найдите упр. 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок. Выполняют
задание.
Фрон-тальная. П – используют различные способы поиска инфор- Представ-ление
о фразео-
риала.

1. Работа
по учебнику, с. 49, упр. 83

с целью ознакомления с устойчивыми
сочетаниями слов
(фразеологизмами)
– Кого называют словом «тапи́р»?

– Что означает выражение «повесил нос»?

– Выражение «повесить нос» имеет значение «расстраиваться», «унывать». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

– Прочитайте определение. Объясните значение устойчивых сочетаний «ни свет ни заря», «прикусил язык»

– Тапир – животное, живущее в жарких странах и име-ющее вытянутые в хобот
губы и нос.
Ответы уча-щихся.Внимательно слушают.– «Ни свет
ни заря» озна-чает «очень
рано, до рас-света».

«Прикусил язык» имеет значение
«внезапно
замолчал»

Индиви-дуальная мации, владеют
навыками смыслового чтения текстов (словарных
статей) в соответствии с учебной задачей.
Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения
логизмах
2. Работа
со словарем фразеологизмов: выполнение упр. 84, с. 49
Работа над упражнением с целью ознакомления со словарем фразеологизмов и работы
с ним.
Упражнения физкульт-
минутки
– Обратите внимание, что в учебнике на с. 157–
158 помещен фразеологический словарь. В нем даются толкования некоторых фразеологизмов.
– Толкование каких фразеологизмов надо найти в словаре учебника в упр. 84?– Откройте словарь фразеологизмов. Найдите значение устойчивых сочетаний. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.Физкультминутка
(см. урок 1)
Открывают
и рассматривают словарь.
– Брать на буксир, висеть
на телефоне.
– Брать на буксир – помогать отстающему. Висеть на телефоне – часто
и долго говорить по теле-фону.
Выполняют упражнения физкульт-
минутки
Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска информации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.
Р – принимают
и сохраняют
задачи учебной
деятельности.
К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения
Работа со словарем фразеологизмов. Выполнение физкультминутки
(четко
следуя инструкции)
3. Работа
по учебнику, с. 50, упр. 85
Упражнение в объяснении значения фразеологизмов – Откройте учебник на с. 50, найдите упр. 85. Прочитайте фразеологизмы в левом столбце. Объясните их толкование. Выберите из правого столбца слова, которые объясняют фразеологизмы. Проверьте себя по словарю.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания
Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска информации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.
Объяснение значения фразеологизмов
  Р – планируют, контролируют
и оценивают учебные действия
4. Работа
по учебнику, с. 50, упр. 87
Упражнение в объяснении значения фразеологизмов – Найдите упр. 87. Прочитайте. Найдите устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их значение.

– Выполните письменное задание. Проверьте 

написанное.

Учитель при помощи интерактивной доски
демонстрирует правильное написание слов
в словосочетаниях.

– Взяться за ум (становиться благоразумнее, рассудительнее), остаться
с носом (терпеть неудачу), медвежья услуга (услуга, повлекшая за собой негативные послед-ствия для того, кому она бы-
ла оказана),
с гулькин нос
(очень мало).
Выполняют
задание. Осуществляют
самопроверку
Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска инфор-мации; владеют
навыками смыслового чтения словарных статей,
логическими
действиями.
Р принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют и оценивают учебные действия.
К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения.
Объясне-ние значения фразеологизмов.

Правиль-ное написание слов

  Морской берег, дружить с товарищем, взяться
за ум, остаться с носом, медвежья берлога, медвежья услуга, мягкая мебель, с гулькин нос
Л – стремятся
к приобретению новых знаний
V. Итог урока. 

Рефлексия дея-тельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Какую роль выполняют в нашей речи фразео-логизмы? Какие фразеологизмы вы слышали
в устной речи?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 30,
упр. 68; учебник, с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов
в разделе «Страничка для любознательных»)

Отвечают
на вопросы
Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л –  проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению новых знаний

 

«ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?»