Фролова Елена Александровна
воспитатель
МАДОУ ДС № 49 «Родничок»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150512
Всероссийский конкурс «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», в рамках национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Сценарий итогового развлечения «Наш мир Югра, семья и я»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150512


 

Сценарий итогового развлечения

«Наш мир Югра, семья и я»

 (с участием  родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста)

Выполнила:

Фролова Елена Александровна

воспитатель

МАДОУ города Нижневартовска 

детский сад №49 «Родничок»

Пояснительная записка

Актуальность. На этапе завершения дошкольного образования в ряду целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена одна из значимых возрастных характеристик возможностей обучающихся«…проявляет патриотические чувства, ощущаетгордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляетуважение к своему и противоположному полу».

Поэтому в настоящее время, в условиях современной социально – экономической и культурнойжизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества являетсядуховное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут бытьдостигнуты только в процессе взаимодействия в образовательной системе семьи и ДОУ.

Стандарты второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М.(«Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) гласят «…возникла необходимость в решении национальных задач путем приобщения к самобытной культуре и ценностям, языку и традициям многонациональной нашей Родины» 

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сутисвоей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничноговзаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился еепонимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересахсамосохранения. Изучая традиции, жизнь и быт коренных народов Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

Статья 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. 

Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада, отсутствия интереса со стороны семьи к предлагаемым мерам в плане воспитания и образования детей. Поэтому важно найти такие формы общения с семьей, при которых возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, развития детей.

Анкетирование родителей, а также индивидуальные беседы по вопросам  патриотического воспитания показали, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости  расширять представления и знания детей о малой Родине в кругу семьи. Большинство респондентов возлагают большие надежды на детский сад, полагая, что в дошкольном учреждении детям больше расскажут. Родители не скрывают, что этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно-печатных игр, детской художественной литературы по нравственному воспитанию.Анализ анкет показал востребованность родителей в привлечении их к участию в планировании и подготовке проектов, праздников, проведении различных совместных познавательных мероприятий на базе дошкольного учреждения. Все эти формы работы помогут расширить и обогатить опыт родителей в воспитании патриотических чувств детей.

Так на примере итогового развлечения «По дорогам жизни коренных народов Севера» представлен опыт по расширению и обогащению знаний  детей о своей малой Родине через построение взаимодействия с социальными партнерами.

Цель мероприятия: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о жизни и обычаях народов ханты и манси через социальное партнерство с родителями (законными представителями).

Задачи:

– продолжать укреплять взаимодействие с семьей в интересах развития личности ребенка; 

– воспитывать у детей и взрослых любовь, привязанность к своей малой Родине; 

– приобщать к культуре ханты и манси через устное народное творчество, изобразительное искусство;

– способствовать сплочению семьи, воспитанию сопереживания, доверия и отзывчивости в отношениях детей и родителей;

– расширить знания родителей об играх, которые можно использовать для семейного досуга;

– создавать положительный эмоциональный комфорт у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, музыкальная.

Планируемые результаты:

дети: проявляют интерес к жизни коренных народов Севера ханты и манси;

родители: проявляют активность в организации совместной деятельности по воспитанию у детей патриотических чувств. 

Предварительная работа:

Первый этап – родительское собрание в формекруглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсудили актуальные вопросы воспитания у детей патриотических чувств. Также воспитатель познакомила с замыслом проведения игровой программы, предложила принять активное участие в его подготовке. Акцентировала внимание на том, какая нужна помощь в изготовлении атрибутов к играм. Попросила родителей сыграть роли шаманав подвижной игре, изготовить совместно с педагогом модель дерева,  чума.

Второй этап – беседа с детьми о мероприятии. Педагог обращает внимание на важность участия в мероприятии каждого из воспитанников. Дети совместно с педагогом решают, какие задания будут выполнять мальчики, а какие девочки, совместно изготавливают цветные ленточки, заготовкибудущих куколок.При выборе задания и ролей обязательно учитывается желание каждого воспитанника

Третий этап – привлечение педагогов, в том числе профильных специалистов к проведению игровой программы, оформление музыкального зала; подготовка атрибутов и инвентаря, музыкального сопровождения, разучивание подвижных игр. 

Четвёртый этап – выполнение домашнего задания «Укрась орнаментом одежду» совместно с родителями; разучивание стихов  и загадок; чтение художественной литературы, посещение краеведческого музея. За 3–4 дня воспитатель приглашает на программу каждую семью. Родители получают пригласительные открытки, изготовленные руками детей

Анкетирование родителей «Нам интересно Ваше мнение» после проведенного мероприятия показало их 100% удовлетворенность такой формой работы.

Участники мероприятия: дети старшего (6-8 лет) дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели,инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, представитель Центра национальных искусствФ.И.О.

Оборудование:

Техническое оформление: интерактивная доска, интерактивный стол, стилусы,  компьютер, музыкальный центр.

Инвентарь:маски и элементы костюмов оленей, 3D игровое оборудование, дидактический материал ягоды: морошка, клюква голубика, скакалки, мягкие модули, ткань, разноцветные ленточки, напольное покрытие с имитацией тропинок и болота.

Дидактические игры:«Загадки»,«Приметы и запреты», «Укрась платье орнаментом», «Из искры разгорится пламя» (ИКТ),письмо и карточки с загадками для детей и родителей.

Подвижные игры. «Бег по кочкам», «Ловля оленя», «Собери ягоды», музыкально-ритмическая «Белый шаман», интерактивные «Ловля рыбы», «Собери картинку», ,музыкальная «Хейро». 

Музыкальное сопровождение. Мелодия «Северные напевы», шаманская музыка «Варган и шаманский бубен», шаманская музыка «Ветер и стрела его»

Художественная литература: «Мифы народов севера – легенды о полярном сиянии», «Сказка про северного Олененка».

Ход развлечения

Звучит мелодия «Северные напевы», в музыкальный зал входят участники игровой программы – воспитанники и родители, гости.

Ведущий. Вступительное слово.

Очень рада видеть вас, здравствуйте, ребятки.

Я надеюсь, все здоровы?Всё у вас в порядке?

-Здравствуйте, родители!В нашем развлечении принять участие, не хотите ли?

Ведущий: – Ребята! Напомните, в каком округе мы живем? (В Ханты-Мансийском округе

Слайд карта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

– Как называются коренные жители этого округа? (Ханты и манси)

– Почему их называют коренными народами? (На этой земле жили их предки, здесь их корни)

– Это очень похвально, что вы интересуетесь историей коренных жителей нашего округа. Молодцы! Вы должны знать и уважать традиции родного края

– Дорогие гости! Я вчера получила пригласительную открытку. Давайте посмотрим, что в ней и от кого она(на экране появляется изображение поселения, оленьей упряжки, анимационный игровой персонаж бабушка Аннэ.)Обратите внимание на экран.

Ведущий зачитывает пригласительную открытку: «Дорогие друзья, я бабушка Аннэ приглашаю вас к себе в гости, в прекрасную и полную чудес тайгу.Мой адрес: поселение Мира, стойбище Добра. На всем пути ждут Вас удача и игра! Доброго Вам пути!»

Ведущий: – Ребята, как нам добраться до стойбища? (предполагаемые ответы) Правильно, в том числе и на оленях. Тогда отправляемся в путь.

Слайд – анимационная картинка «Олени, бегущие по полю»

Подвижная игра «Оленьи упряжки» (участвуют дети и родители)

Правила игры. Играющие стоят по всему периметру зала, по двое (взрослый изображает запряжённого оленя (надевает «оленьи рожки»), ребенок – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают кегли, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до противоположной стороны площадки, каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок каюр ловит свою пару. (Подвижная игра проводится в музыкальном сопровождении).

Ведущий:

– Ребята, что собирают в тайге ханты и манси? (ответы детей) Какие ягоды растут в тайге и на болоте? (брусника, голубика, черника, …)

Подвижная игра «Собери ягоды». Слайд – дикоросы тайги

Ведущий:-Предлагаю  вамсобрать ягоды,но впереди нас ожидает препятствие – болотные кочки. Перебираясь по кочкам, нужно собрать каждую ягоду отдельно.

Участвуют двое взрослых и двое детей. У взрослого в руках 2 пластины(имитация кочек). По сигналу взрослый кладёт 1 пластину на пол, ребенок встает на неё и собирает ягоды, (ягодыплоскостные, разных видов) затем перекладывает  вторуюи так до конца болота. 

Ведущий:Уважаемые гости, посмотрите на экран

Слайд – анимационный персонаж бабушка Аннэ ведет диалог с экрана

Я в конверте вам отправилазадание-хантыйские загадки и про подсказки не забыла.Подсказки увидите на экране.(На экране изображены все отгадки. Дети или взрослые на предполагаемую отгадку наводят стилусом, и если угадывают, то звучат аплодисменты)

Загадки:

  • В глухом углу леса две травинки торчат, покрытые инеем. (Ушки зайца).
  • Волшебник на железе посреди чума сидит, и угостить может, и укусить может. (Огонь очага).
  • С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет, плачет. (Снег).
  • На черном пастбище один пастух пересчитывает золотых своих оленей. (Месяц)
  • Хоть верь, хоть не верь – пробегал по лесу зверь, нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)
  • Сердитый голодный нож с узким лезвием в поисках еды семь зайцев поймает. (Волк)

Раздается звуковой сигнал

Ведущий:

-Дети и взрослые! Вы слышите? Что это звучит? (предполагаемые ответы) Посмотрите на экран. (На экране анимационный персонаж бабушка Аннэ стучит в бубен, одновременно ребенок читает стихотворение)

Ребенок: 

Посмотрите, как он пляшет и задорно бубном машет.

Рукою по нему стучит – бубен радостно звенит!

Ведущий:- Чем является бубен для коренных народов Севера ханты и манси? (Бубен национальный музыкальный инструмент народов севера. С его помощью отгоняли злых духов и лечили больных людей. Также призывали добрых духов)

Подвижная игра в музыкальном сопровождении «Белый шаман».(Роль «Белого шамана»исполняет родитель, играют все участники)

Правила игры.Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения под музыку. Водящий в центре круга. Это Белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.Тогда он становится новым шаманом.

Ведущий:- Чем занимаются мужчины народов ханты и манси? (они занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся)

А женщины? (они ведут хозяйство: строят чум, создают уют, вкусно готовят, воспитывают детей, шьют одежду и обувь из оленьих шкур, рыбьей кожи, украшают ее вышивкой и бисером)

Слайд – анимационный персонаж бабушка Аннэ ведет диалог с экрана 

– Ханты и манси мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят столько  рыбы- сколько смогут съесть, собирают столько ягод – сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.

Интерактивная подвижная игра «Ловля рыбы». 

Правила  игры.Участники ловят рыбу на полу, где они ее видят, перепрыгивая по «квадратам», главное – надо вовремя успеть попасть в то место, пока рыбка не исчезла.Участвуют сначала дети, затем взрослые. Задания разной степени сложности: для воспитанников первый уровень скорости сменяемости пазлов, для родителей – уровень скорости больше. 

Развивающая игра «Приметы и запреты»

Слайд – анимационный персонаж бабушка Аннэ ведет диалог с экрана 

А вы знаете, что народы ханты и манси верят в приметы? Стараются их подмечать и прислушиваться к знакам.

Игровое задание «Продолжи фразу»

Ведущий. Предлагаю вам послушать некоторые из них и продолжить фразы:

Говорят детям: «Не бери палец в рот, а то станешь……………………сиротой»,

А свистеть и петь подавно нельзя за столом…………………    достатка не будет.

Всегда вытирай нож на сухо, а то кагда вырастешь……………… будешь неряхой.

Мальчику не положено мыть посуду ………………………будет плохим охотником.

 В какую бы беду ни попал ……………………………     голову не вешай, ум не теряй

Собака воет, подняв голову кверху ……………будет пожар, неурожай, несчастье

Если вышел за порог, да вернулся, забыв что-то……………удачи в пути не будет.

Не смейся над чужой бедой………………………………………она на тебя обернётся

Паук, висящий на паутине…………………………………………………………. к рыбе.

Творческое домашнее задание «Укрась платье орнаментом»

Ведущий:– Какую одежду носят коренные народы Севера? (Они надевают рубаху, штаны, сверху малицу.(На слайдахпоявляются иллюстрации национальной одежды)Что такое малица? Как она выглядит?(Малица – глухая одежда без разреза спереди из оленьих шкур. Чтобы им было тепло, чтобы они не замерзали, ханты подпоясывают малицу поясом, а на голову надевают  капюшон). Женщины – ханты носят платки или капор, рукавички, рубашки украшенные вышивкой и аппликациейиз бисера. 

Наши родители – творчески подошли к выполнению домашнего задания. Давайте посмотрим, что у них получилось. Представьте свои работы! (Дети и родители (например3-4 семьи) представляют свои работы,нарисованные или изготовленные из другого любого материала и коротко рассказывают – как называется их одежда, национальный орнамент и  чтоон обозначает: следы оленя, рога оленя, заячьи ушки и другие)

Слайд – анимационный персонаж бабушка Аннэ ведет диалог с экрана 

– Ханты и манси говорят «Олень-дом, олень-корм, олень-одежда, олень-тепло, олень-движение». Как вы понимаете эту поговорку? (Шкурами оленя покрыт чум, жилище народов ханты и манси, они едят оленину, из оленьих шкур шьют одежду и обувь, на оленях ездят.)

Ведущий: – Вот поэтому коренные народы разводят оленей и ценят этих животных.

Чем северные олени отличаются от других оленей? (Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег (показ слайдов оленя, следа копыт).

Ведущий: – Уважаемые ребята и взрослые, давайте поможем «загнать» оленят в загон.

Подвижная игра «Ловля оленей» (Играют все участники)

Правила игры. Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей. Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Ведущий:Что является оберегом чума? (очаг)

Слайд – изображение очага; анимационный персонаж бабушка Аннэ говорит закадровым голосом:

– Очаг является оберегом дома, чума. Он охраняет жилище, стережёт детей.В чуме очаг находится в центре жилища, над ним – отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. 

Интерактивная развивающая игра «Собери картинку»

Ведущий:-Перед вами на интерактивных столах ряд разрезных картинок.Все они перемешаны и даже есть лишние. Передвигая картинки компьютерной мышью или рукой вы должны собрать очаг (костер). Как только все детали будут собраны,  он «вспыхнет» (Участвуют 2 ребенка («работа в парах») и 1 взрослый. Если кто то затрудняется, то могут помогать другие участники.)

Ведущий: Нам пора дальше отправляться в путь! 

Слайд– анимационная картинка «Олени, бегущие по полю»

Из-за чума выходит бабушка Аннэ(роль исполняет представитель Центра национальных искусств), встречает гостей, приглашает к костру.

Бабушка Аннэ:

-Здравствуйте! Вуща Вула! 

Проходите гости дорогие, 

Сижу вот у костра, 

Не напрасно вас ждала!

Участники угощают хозяйку тайги пойманной рыбой, собранными ягодами и дарят нацональнуюодежду. Бабушка Агннэ благодарит гостей и приглашает поиграть.

Музыкальная игра «Солнце (Хейро)»

Правила игры:Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом под умеренную музыку, руками выполняют равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг поют «Хейро». Ведущий – Солнце стоит в середине круга. В руках у него яркие ленты-лучи. Игроки разбегаются, когда солнце выпрямляется (вытягивает руки с лентами в стороны). Музыка изменяется с умеренного на быстрый темп. Все игроки должны увёртываться от «Солнца» при его поворотах. С окончанием музыки, те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Бабушка Аннэ приглашает всехгостей к «костру»и начинает рассказывать

– Собака у народов ханты и манси не только неизменный спутник, но и равноправный партнер наохоте и при загоне домашних оленей. По представлениям народовханты и манси, охотнику должно быть стыдно, если он не убьет зверя, найденного собакой. Собаку нельзя ругать, бить, кормить грязной пищей. 

Бабушка Аннэ рассказывает легенду:

«Жили некогда в дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный – на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем стемнело – не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо…

Бабушка Аннэ: – Что могло произойти дальше? (предполагаемые ответы детей и взрослых)

Бабушка Аннэ продолжает: «И расступилась тьма, а сокол всё летал  кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.

Бабушка Аннэ:– А что же это за костер разгорелся в небе?(сначала дается возможность высказаться детям, затем взрослые дополняют – северное сияние)

Бабушка Аннэ:

-А какие добрые дела совершаете вы? (ответы детей) Вы принесли мне сегодня гостинцы. Я тоже не могу отпустить вас без подарков, научу вас делатьтряпичные куколки «Добрянки». (Все участники делают маленькие тряпичные куколки «Добрянки»; выполнение работы в парах – ребенок-родитель)

Бабушка Аннэ:

Праздник удался на славу! Хорошая традиция у нас – загадывать желание, и чтобы оно непременно сбылось, нужно завязывать разноцветные ленточки- желания на веточки дерева. Предлагаю вам загадать желание и подойти к дереву.

(Участники подходят к макету дерева,привязывают разноцветные ленточки, прощаются с бабушкой Аннэ).

Научно-методическая

  1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет.сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
  2. Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институтповышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
  3. Флерина Е.А. Художественное слово в детском саду// Эстетическое воспитание дошкольников,М.,1961

Нормативно-правовая

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  5. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ города Нижневартовска ДС №49 «Родничок»

Интернет ресурсы:

  1. https://yandex.ru/images/search?text=интернет%20ресурс%20изготовление%20куклы%20акань&stype=image&lr=1091&source=wiz
  2. http://prezentacii.com/detskie/

Список художественной литературы для чтения детям.

  1. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.
  2. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
  3. Сказка про Северного олененка.

 

Сценарий итогового развлечения «Наш мир Югра, семья и я»