Лебединская Ольга Алексеевна
учитель математики
МАОУ «Школа №5», г.Муравленко
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150522
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок математики в 6 классе «Правила умножения положительных чисел»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150522


Урок математики в 6 классе

 по теме «Правила умножения положительных чисел».

 

Тема урока: Правила умножения положительных чисел.                                                

Цели урока: 

  • Организовать совместную деятельность, нацеленную на предметный результат: вывести правила умножения положительных чисел;
  • Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;
  • Воспитывать  трудолюбие,  аккуратность,  умение  работать  коллективно, индивидуально.

 

Ход урока:

 

Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный (1 мин.) Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с действиями над положительными и отрицательными числами. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок. Дети приветствуют учителя. Садятся.
2.Актуализация знаний(3 мин.) Фронтальный опрос:(Слайд 1)

1.Какие числа называются целыми?

2.Что такое модуль числа?

3.Чему равен модуль положительного числа?

4.Чему равен модуль отрицательного числа?

5.Как сложить числа с одинаковыми знаками?

6. Как сложить числа с разными знаками?

 Верно ли утверждение?(Слайд 2)

Устный счет.(Слайд 3)

1.Определите, по какому правилу записаны числа и продолжите ряд:

а) -10; -8; -6; -4;…

2. Дан ряд чисел: -1; 4; 0; -5; -104; 8;16.

а) Назовите положительные числа

б) Назовите отрицательные числа.

в) Назовите все числа одним словом.

3. Откройте тетради. Запишите число. Решив в тетради следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока      (тема урока закодирована):

 

3+5                        Ж  (-4)

12-(-2 )                   И   3

-3+15                      Н  12

-6+(-1)                    О  (-7)

-7+3

-13-2                       М   14

18+(-6)                    У    2

(- 3)+6                     Е   (-15) или 15

(-5) * 3

               Сверим ответы.

Дают определение целых чисел.Дают определение модуля числа.

Дают определения модуля числа.

Дают определение сложения целых чисел с одинаковым знаком.

Дают определение сложения чисел с разными знаками.

Дают оветы

а) В ряду каждое следующее

число больше предыдущего на 2. Следующими будут числа -2; 0; 2 и т.д.

4; 8; 16.

-1; -5; -104.

Целые. 

 

  Вычислите   устно
-3+5=2 У   —   2
12-(-2)=14 М   —   14
-3+15=12 Н   —   12
-6+(-1)=(-7) О   —   (-7)
-7+3 = (-4) Ж   —  (-4)
-13-2 =( -15) Е   — ( – 15)
18+(-6) = 12 Н   —   12
-3+6 = 3 И   —   3
(-5)*3=(-15) Е   – 15 или(-15)
3.Постановка проблемы (2мин.) Какое слово получилось в результате вычислений примеров?

Создание проблемной ситуации.

          – Последние два примера 

            были одинаковы для всех?

          –  Какие ответы получились?

  • Как вы думаете, почему так получилось? 
  • Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? 
  • А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (Слайд 4)
  • Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (как умножить положительные и отрицательные числа)

Так какая тема нашего урока?

Запишите тему урока в тетради.

УмножениеДа. 

    15и(-15)

Не знаем правила умножения целых чисел, а последние примеры на это действие.

Умножение

Натуральных и дробных положительных, да.Вычисляют

Мы должны научиться умножать целые числа.

Умножение  положительных и отрицательных чисел.

4. Открытие детьми нового знания (8мин.) Объясните, как получили в предпоследнем примере ответ 15?(-15)?

Те, у кого получилось (-15), объясните, как вы рассуждали?

Каким действием можно проверить кто прав?

А как теперь умножить(-3)*(-5)?

А теперь решите такие примеры:

5*(-1);  -36*(-1).Сделайте вывод.

0*(-6); 0*(-3); 0*(-106); -7*0.

Умножали два  числа с разными знаками, значит, в ответе должно получиться отрицательное число.

Минус умножить на минус будет плюс (другие рассуждения).

Учащиеся объясняют.

Сложением.

Решают. Проверяют.

см. стр.83 учебника

При умножении числа на (-1) получаем противоположное число.

При умножении нуля на целое число получается 0. 

5. Первичное закрепление

(8 мин.)

Историческая справка: (Слайд 5)

Определить знак произведения и вычислить 

Делаем вывод, формулируя мнимое правило.

 Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:

 Вывод:

1) Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно;
2) Чтобы найти модуль произведения, нужно перемножить модули сомножителей.

– Определить знак произведения и заполните таблицу (Слайд 13).

– Самопроверка.

–  Выполните умножение(Слайд 15)

(+X)*(+X)=(+X)

  • Друг моего врага – мой враг

(+X)*(-X)=(-X)

  • Враг моего друга – мой враг

(-X)*(+X)=(-X) 

  •  Враг моего врага – мой друг

(-X)*(-X)=(+X)

  • “Друг моего друга – мой друг 

Правила  знаков при  умножении

 ( + ) · ( + ) =  ( + )

( – ) · ( – ) =  ( + )

( + ) · ( – ) =  ( – )

( – ) · ( + ) =  ( -)

Заполняют таблицу

Проверяют заполнение таблицы

6. Физминутка

(1 минута)

«Зверобика»  Под звуки музыки ребята и выполняют упражнения
7.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой (10 мин.)

Рефлексия по с\р

Решение обучающей самостоятельной работы. 

               

Проверяем.

Какие у вас возникли затруднения?

Как вы думаете почему? 

Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки?

Учащиеся решают примеры (раздаточный материал)

 Работают в парах .

Учащиеся обмениваются листами и проверяют работу соседа, ставя по критериям оценку.

Критерии оценивания работ.

За правильно решенные задания менее 6 заданий  «2»;

6-9 заданий- «3»;

10-12 заданий- «4»;

Нет ошибок- «5».

Работы сдают учителю для перепроверки.

8.Практическое применение

(4 минут)

1.

При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 3 мм.
        1)  На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на 30С?

       2)  На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -50С?

2.

Турист движется по шоссе со скоростью 
v км/ч. Сейчас он находится в точке О. Если он движется в положительном направлении, то его скорость считают положительной, а в отрицательном направлении – отрицательной.  Значение t = -4 означает «4 ч назад»

СлайдСлайд
9.Итог урока (2мин.)

Рефлексия:

(1 минута)

– А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок.

 Интересно ли вам сегодня было? Чему научились?

 Что вызвало затруднение?

  1. Как  перемножить  два  числа  с разными  знаками?
  2. Как  перемножить  два  отрицательных  числа?
  3. Приведите  примеры на  каждое  правило.

Какие цели ставили перед собой?

Достигли цели урока?

Задание на дом (дифференцированное):

Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали?

Удовлетворительно – смайлик синий.

Хорошо – смайлик зеленый.

Отлично – смайлик красный.

Всем спасибо за урок. Урок закончен.

Не знали правила умножения целых чисел.

Проверка умножением сложением

Вывели правила умножения целых чисел.

Научиться умножать целые числа

Да. 

1.Правило с.83  №370,№372(3ст.)№373(1ст.)

2.Разобрать 2 способ доказательства отрицательных чисел с.83

3.Подумать над правилами деления целых чисел(подсказка: обратное действие для деления умножение)

Каждый ученик берет у себя на парте подходящего смайлика для своих знаний и украшает им елку знаний.      

 

Урок математики в 6 классе «Правила умножения положительных чисел»