Махонин Арсений Витальевич
11 «В» класс (универсальный профиль)
Руководитель: Шишов Александр Евгеньевич
учитель физической культуры
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150531
Всероссийский конкурс для школьников «Моя исследовательская работа»
Наименование конкурсной работы: Развитие скоростно-силовых качеств учащихся
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150531


Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский окружной профильный лицей»

Исследовательская работа по физической культуре на тему:

«Развитие скоростно-силовых способностей  учащихся 

Чукотского Окружного профильного лицея»

Выполнил: 

Махонин Арсений Витальевич

Ученик 11 класса «В»

Руководитель: 

Шишов Александр Евгеньевич

г. Анадырь

2024

Содержание

    1. Введение……………………………………………………………………3
    2. Основная часть……………………………………………………………5
      1. Понятие скоростно-силовых способностей………………………….5
      2. Анатомо-физиологическая характеристика детей 12-16 лет……..6
    3. Практическая работа ……………………………………………………7
    4. Заключение…………………………………………………………………9
    5. Список информационных источников ………………………………10
  • Приложение 

 

Введение

Скоростно-силовые способности играют важную роль в физическом развитии учащихся. Они влияют на способность быстро и сильно совершать движения, что особенно важно во многих видах спорта. Поэтому развитие этих способностей должно быть включено в программу физического воспитания в школах и других учебных заведениях. Значение развития скоростно-силовых способностей имеет несколько причин. Во-первых, это повышает физическую работоспособность учащихся. Когда мы развиваем скоростно-силовые качества, мы улучшаем работу наших мышц и сердечно-сосудистой системы. Это помогает нам выдерживать физическую нагрузку, улучшает нашу выносливость и общую физическую форму.

Во-вторых, развитие скоростно-силовых способностей способствует развитию координации движений. Когда мы улучшаем нашу силу и скорость, мы также улучшаем нашу способность контролировать наше тело и делать точные движения. Это особенно полезно во время занятий спортом, где точность и контроль движений играют важную роль.

Актуальность: В настоящее время подростки увлечены различными играми на гаджетах, социальными сетями, мессенджерами и др.  вследствие этого физическая подготовка уходит на второй план, а ведь она влияет на их здоровье, учебные успехи и профилактику травм. Учащиеся, независимо от избранной им спортивной  дисциплины, должны обладать определенным уровнем скоростно-силовых качеств. В данной работе мы рассмотрим, почему развитие скоростно-силовых качеств так важно для учащихся и какие методы могут быть использованы для их тренировки.

 

 

Цель проекта: исследовать и разработать программу тренировок, которая поможет учащимся Чукотского окружного профильного лицея эффективно развивать скоростно-силовые качества, применительно а избранному виду спорта.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ существующих программ по развитию скоростно-силовых качеств.
  2. Выявить основные принципы и подходы к развитию скоростно-силовых качеств.
  3. Разработать программу по их развитию.
  4. Провести пробное занятие в основе которого лежит разработанная программа.
  5. Сделать выводы.

Практическая часть:

  • Разработать программу по развитию скоростно-силовых качеств.
  • Провести пилотную тренировку.
  • Узнать мнение учеников о программе и внести коррективы в программу
  • Сделать выводы.

 

Глава 1. Основная часть

  • Понятие скоростно-силовых качеств.

Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела

человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть мышечной силой.

Мышечная сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. [1].

Есть несколько видов силовых качеств:

  • собственно-силовые. Они проявляются при удержании тела в течение определенного времени в одном положении или при перемещении каких-либо предметов с большой массой. При такой нагрузке мышечная масса может быть статической и медленной динамической.
  • силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений [2].
  • скоростно-силовые – это способность развивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок времени, в основе которых лежат функциональные свойства нервно-мышечной системы, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительными мышечными напряжениями требуется максимальная быстрота движений [3].

Развитие скоростно-силовых качеств является важной задачей в процессе физического воспитания. Основные направления:

  • Здоровье и физическая активность. Развитие таких способностей поможет привлечь внимание учащихся к регулярным занятиям спортом, а это в свою очередь улучшит здоровье детей.
  • Улучшение усваивания учебного материала. Исследования показывают, что люди, которые физически развиты, лучше усваивают материал, имеют лучшую концентрацию, а также они имеют более высокие достижения в учебе.
  • Профилактика травм. Хорошая физическая подготовка помогает избежать серьезных травм при занятии спортом и в будничной жизни.
  • Анатомо-физиологическая характеристика детей 12-16 лет.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12-16 лет. В этом возрасте продолжают окончательно развиваться и совершенствоваться некоторые функциональные системы в организме. А также в подростковом возрасте происходит начало полового созревания, начинается изменение развития мальчиков и девочек. Мальчики большей частью начинают прибавлять в росте, а девочки начинают прибавлять в весе. Но при этом физическое развитие девочек опережает развитие мальчиков, это можно увидеть на примере класса, мальчики еще дети, а девочки в этом возрасте проявляют первые признаки женственности.

В подростковый период продолжается рост и образование костей, формирование скелета, именно поэтому нужно следить за осанкой ребенка. Также формируется грудная клетка, поэтому необходимо  развивать её.

Занятия в подростковом возрасте спортом способствует формированию костного скелета подростка.

 

Глава 2. Практическая часть.

  1. Разминка: это важная часть любой тренировки и крайне необходима для каждого спортсмена. Она предохраняет от травм, приводит в тонус сердечно-сосудистую систему при помощи наполнения кровью мышц, которые будут задействованы в тренировке.

1) Бег: небольшая пробежка в легком темпе позволит разогреть мышцы и подготовить дыхательную систему.

2) Прыжки на скакалке: отличная замена беговым упражнениям, так как при этом суставы имеют меньшую нагрузку. Пару минут прыжков поднимет пульс и температуру мышц что сделает их более эластичными.

3) Круговые вращения головой: заключается в аккуратных и медленных движениях головой по часовой стрелке и против нее. 

4) Махи туловищем (мельница): следует наклониться под углом 90 градусов и одной рукой тянуться к носку противоположной ноги, а другую завести за спину и аккуратными движениями менять положение рук.

  1. Силовые упражнения: это упражнения во время которых мышцы сопротивляются нагрузке, которые создаются за счет собственного веса и различных тренажеров. Они увеличивают объем мышц за счет напряжения.

1) Упражнения с собственным весом:

1) Отжимания: способствуют развитию грудных мышц, рук и плеч.

2) Подтягивания: они укрепляют верхнюю часть тела и улучшают осанку.

3) Скручивания: при скручиваниях развиваются мышцы живота, нагружается верхняя и нижняя прямые мышцы живота. Это упражнение увеличивает подвижность и кровообращение в области позвоночника и мышц живота.

 

3)Упражнения с тренажерами:

1) Жим лежа: регулярные упражнения приводят к значительному увеличению силы мышц верхней части тела, включая грудные и плечевые отделы.

2) Подъем штанги: при выполнении упражнения нагружается плечевые мышцы, в следствии чего от нагрузок они начинает расти и выталкивают бицепс наружу, придавая ему более массивную форму.

3) Французский жим: одно из лучших упражнений на трицепс- мышцу, которая определяет форму рук. При этом все три головки трицепса- длинная, медиальная и латеральная разгибают руки в локте и плечах.

4) Шраги: упражнение развивает верхние части трапециевидной мышцы плеч, что делает их объемней.

5) Тяга штанги в наклоне: это упражнение следует выполнять примерно под углом в 45 градусов. Это упражнение включает в работу среднюю и нижнюю часть трапециевидных, широчайшие и заднюю дельту, что при регулярной тренировке укрепляет спину и начинают выделяться «крылья»

6) Жим ногами: обеспечивает проработку квадрицепсов, включая ягодичные мышцы что создает условия для роста силы и объема.

  1. Заминка. После интенсивной тренировки, необходимо провести небольшую заминку. Которая направлена на расслабление мышц и нормализацию дыхания. Этим может послужить контрастный душ и растягивание мышц. Но, для того чтобы мышцы после тренировок болели меньше, важно заниматься спортом регулярно и наращивать нагрузки.

 

Заключение

Развитие скоростно-силовых качеств является особо важной в физической подготовке человека. Эти качества позволяют нам быстро и эффективно выполнять различные двигательные действия, такие как бег, прыжки, метания и другие. 

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие скоростно-силовых качеств помогает нам улучшить нашу физическую форму и здоровье. Сильные мышцы и быстрая реакция позволяют нам более эффективно справляться с физической нагрузкой и улучшить нашу выносливость. Это в свою очередь может привести к улучшению общего здоровья и предотвращению различных заболеваний.

Развитие скоростно-силовых способностей помогает нам повысить нашу самооценку и уверенность в себе. Когда мы чувствуем себя сильными и быстрыми, мы становимся более уверенными в своих силах и способностях. Это может положительно сказаться на нашей жизни в целом, помогая нам достигать больших высот и преодолевать различные трудности.

В итоге, развитие скоростно-силовых качеств является важным для нашего физического и психологического благополучия. Оно помогает нам быть более мобильными, успешными и уверенными в себе. Поэтому, стоит уделить должное внимание тренировкам, направленным на развитие этих способностей, чтобы стать более здоровыми, сильными и успешными людьми.

 

Список литературы:

  1. Онлайн толковый словарь «Академик»- https://official.academic.ru/12920/Мышечная_сила 
  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник, для студ. институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  3. http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/39044/1/Rashevskaya_Razvitie_19.pdf#:~:text=Скоростно-силовые%20способности%20–%20это%20способность,напряжениями%20требуется%20максимальная%20быстрота%20движений

 

Развитие скоростно-силовых качеств учащихся