Ходанович Анастасия Владимировна
педагог-психолог
МКОУ Мошковская СОШ №2
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150555
Всероссийский конкурс «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Наименование конкурсной работы: Тренинговое занятие с элементами арт-терапии «Краски эмоций»
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150555


Тренинговое занятие с элементами арт-терапии «Краски эмоций»

Данное занятие является одним из цикла мероприятий, разработанных мной для Муниципального семейного клуба. Комплекс мероприятий разработан с учетом динамики развития родительских компетенций в семьях, с различным уровнем неблагополучия. Данное занятие является четвертым по счету в графике мероприятий. Апробация проводилась в школе.

Цель: гармонизация детско-родительских отношений методом арт-терапии.

Задачи: 

  1. организовать безоценочную совместную деятельность взрослого и ребёнка;
  2. стимулировать самовыражение эмоционального состояния посредством метода арт-терапии;
  3. повысить компетентность родителей в области взаимодействия в системе «родитель – ребенок» через проведение совместного занятия;
  4. установить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки.

Материалы: листы бумаги, краски, кисти, вода в непроливашках, фартуки, шаблоны бейджа с креплением из двустороннего скотча, ручки или карандаши, лепестки из цветной бумаги 4х цветов. Группы ребенок-родитель оборудуются отдельным рабочим местом (парта и 2 стула, на парте разложены перечисленные материалы, кроме бейджа).

Продолжительность занятия: 30 минут

Участники: три группы «родитель-ребенок», возраст детей – 7-8 лет. Возможно занятие с одной группой «родитель-ребенок» (возраст детей от 6 лет, верхний порог не важен).

 

Ход занятия:

Участники сидят полукругом, за рабочими местами.

  1. Приветствие.

Цель: установление контакта с участниками, атмосферы доверия и взаимодействия.

Здравствуйте ребята, доброго вам дня, родители!

Я рада приветствовать вас на встрече нашего семейного клуба. Я вижу среди нас уже знакомые лица, спасибо что нашли сегодня время, чтобы снова встретиться. Также есть и те, кто сегодня посетил нас впервые, и я рада, что вы к нам присоединились, давайте поприветствуем друг друга! (Аплодисменты друг другу в знак приветствия)

  1. Целевая установка.     

Цель: создание дружелюбного и безопасного настроения участников на взаимодействие.

Сегодня я предлагаю вам попробовать интересную практику взаимодействия друг с другом, с помощью красок и искренней беседы. Мы выполним несколько упражнений арт-терапии, о которых я расскажу вам по ходу занятия. Есть несколько правил, благодаря которым у нас всё получится:

Добровольность – мы не заставляем друг друга что-то делать или говорить, если не хочется.

Не критиковать. Рисование в арт-терапии не имеет границ, оно может быть, как абстрактно, так и конкретно. Мы не оцениваем художественные способности друг друга.

Слушать друг друга и говорить о своих ощущениях очень важно, для того, чтобы все чувствовали себя комфортно и работать в команде.

  1. Упражнение на знакомство. 

Цель: познакомить участников друг с другом, настроить на поиск положительного друг в друге.

Давайте наконец-то познакомимся, я подготовила шаблоны бейджиков, которые мы сейчас подпишем. Работа в группах – родители со своими детьми оформляют бейджи на каждого (Имя + своё положительное качество на первую букву имени), родители помогают детям придумать положительное качество, присущее им. Каждый представляется, читая свой бейджик.

 

  1. Рисуем несуществующее место. 

Цель: инициировать эмоционально-открытое взаимодействие между родителем и ребёнком.

Я попрошу вас представить какое-нибудь несуществующее место. Представьте, что вы вместе можете там делать, какой цвет вы представляете в этом месте, какие ощущения, символы, чувства? Изобразите это с помощью красок на листе.

Ребенок и родитель работают самостоятельно на формате А4, на фоне играет музыка для релаксации. Потом рассказывают друг другу что за место они нарисовали, какое оно, что там можно делать и т.д. 

По желанию, можно поделиться со всеми тем, что вы изобразили. Кто-нибудь желает рассказать о своём несуществующем месте?

 

  1. Рисуем радость. 

Цель: инициировать эмоционально-открытое взаимодействие между родителем и ребёнком, актуализировать ценность заботы друг о друге.

А теперь, давайте изобразим радость. Какая она, ваша радость? Какого она цвета, формы? Возможно у неё есть запах или звук? Изобразите и опишите её друг другу, расскажите, когда вы в последнее время испытывали радость и с каким событием это связано?

Ребенок и родитель работают самостоятельно на формате А4, на фоне играет музыка для релаксации. Потом обсуждают, когда они в последнее время испытывали радость, с каким событием это связано и т.д.

По желанию, можно поделиться со всеми тем, что вы изобразили. Кто-нибудь желает поделиться своей радостью с нами?

 

  1. Рефлексия. Цветик-семицветик. 

У меня был вот такой замечательный цветик-семицветик. (Изображение на проекторе выводится на стену). К сожалению, все лепестки унёс ветер, и у меня осталась только сердцевинка. Этот цветик необычный, потому что его лепестки отражают ваше настроение. 

Каждому участнику раздаются по 4 лепестка разных цветов (красный, желтый, зелёный, голубой).

Давайте соберём этот цветочек заново. Выберите один лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению сейчас. На экране выводится схема обозначающая цвет и соответствующее настроение.

У нас получился замечательный цветок! (я дополняю его своим лепесточком)

На этом наше занятие окончено, давайте поблагодарим друг друга за отлично проведенное время, Спасибо за ваши эмоции. До свидания.

 

Тренинговое занятие с элементами арт-терапии «Краски эмоций»