Кожокару Татьяна Ашотовна
учителя русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 31» г. о. г. Стерлитамак РБ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150624
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока: «Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных»
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150624


Технологическая карта урока по предмету русский язык

Кожокару Татьяны Ашотовныучителя русского языка и литературы 

МАОУ «СОШ № 31.» г. о. г. Стерлитамак РБ

Класс:  5

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова Москва, «Просвещение», 2023

Тема урока: «Буквы О – Е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных».

Цели урока:

      1.Деятельностная: усвоение последовательности действий по написанию гласных в суффиксах имен прилагательных после шипящих и ц».

      2.Предметно-дидактическая: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме.

Задачи: 

Образовательные: повторить материал о морфологических признаках имени прилагательного, морфемном составе слова.

Развивающие: закрепить умение определять морфологические признаки имени прилагательного, закрепить умение выделять словосочетание в предложении, сформировать умение определять правило.

Воспитательные: формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

 

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения, формирование уважительного отношения к семейным ценностям.
  2. Метапредметные

Познавательные: умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция; умение формулировать тему, определять цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками умение сотрудничать, формулировать высказывания, задавать и отвечать на вопросы, умение использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей, владение речью.

  1. Предметные: умение обучающихся правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания.

По ведущей дидактической цели: урок открытия «нового» знания

  1. По способу организации: комбинированный
  2. По ведущему методу обучения: эвристический урок 
  3. Методы обучения: словесный (беседа), наглядный (иллюстрации на проекторе), практический (выполнение упражнений)

Средства обучения: учебник, произведения изобразительного искусства, технические средства.

 

Ход урока:

 

Этапы

урока

Методы обучения УПЗ урока
Деятельность учителя  Деятельность учащихся  Формируемые УУД  Методы оценки, самооценки.
1 2 3 4 5 6
Мотивация, (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: подготовка обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (фронтальная беседа),

Наглядный

(иллюстрации)

Добрый день, ребята. 

Меня зовут Татьяна Ашотовна. Сегодня я проведу у Вас урок русского языка.

Посмотрите  на символ, как думаете, что он обозначает? Какие ассоциации у вас возникли? 

Хорошо, молодцы. Ребята, вы что-то слышите? Что это? 

Так бьется сердце счастливого человека. А что делает человека счастливым, мы узнаем на нашем уроке. 

Посмотрите на доску, это картины известных русских и башкирских художников. Что их объединяет?

Ребята, у каждой семье есть свои памятные события и предметы, которые хранились в сундуке. 

Сегодня на уроке у нас тоже есть сундук. Хотите посмотреть, что в нем хранится?

Учитель достает холщовую рубашку

Что значит слово холщовый, посмотрим в словаре.

Достаем ситцевое платье, плюшевого мишку. Работаем со значениями. 

У бабушки в сундуке хранилось очень много предметов. Откроем его еще раз?

(учитель достает плюшевого мишку)

Какое значение имеет слово плюшевый?

Приветствуют учителя.– Да / нет.

Отвечают на вопросы

Биение сердца

Деталь интерьера – сундук

Изучение словарной статьи

Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные:  планирование учебного

сотрудничества с преподавателем и со

сверстниками; личностные: смыслообразование.

Самооценка, самоконтроль готовности к уроку.
Актуализация знаний.  Постановка темы и целей урока.

Цель: актуализация опорных знаний, постановка обучающимися темы и цели урока.

Выявление места и причины затруднения

Словесный (фронтальная беседа), практический (выполнение задания  в тетради)

Словесный (фронтальная беседа), практический (выполнение упражнения в тетради)

Ребята, посмотрите, какие слова у нас оказались на доске?

К какой части речи они относятся? 

Как вы это определили? Вспомним, что такое имя прилагательное, назовем его признаки.

Откройте тетради. Запишите число.

Классная работа.

Выполним морфемный разбор слов.

Как вы думаете, в написании какой морфемы могут возникнуть трудности?

Об этом вы сегодня узнаете на уроке.

Сформулируйте тему урока. 

Запишите эту тему в тетрадь.

Какую цель поставим перед собой?

Какие задачи?

Ребята, а знаете ли вы, от какой части речи зависит имя прилагательное? 

Увидим это на примере предложений. 

Посмотрите на предложения, выпишите словосочетания сущ+прил, определите морфологические признаки.

Бабушка хранит в сундуке ситцевые платья.

Бабушка дорожит холщовой рубашкой деда. 

Постараемся сами сформулировать правило. Для этого произнесем слова еще раз.

Как вы думаете, от чего зависит написание гласной?

Холщовый, плюшевый, ситцевый

Имя Прилагательное

Признак предмета, падеж. Число, род.

В суффиксе

«Правописание гласных о-е в суффиксах имен прилагательных после шипящих и ц».

Ситцевые платья

Холщовой рубашкой

От ударения

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования; коммуникативные: умение выражать свои мысли; познавательные: общеучебные умения

структурировать знания, контроль и

оценка процесса и результатов

деятельности.

Самооценка умения применять раннее полученные знания, умение формулировать тему, определять цель урока
Открытие нового знания 

построение проекта выхода из затруднения

  реализация проекта

– закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (фронтальная беседа),

практический (выполнение упражнения  в тетради)

Посмотрим, верно ли наше предположение. Откроем учебник и прочитаем правило.

Итак,  от чего зависит написание о-е?

Посмотрите в учебнике на графическое обозначение орфограммы. Именно такой способ используется при выполнении письменных заданий.

Сделайте вывод, какую последовательность действий необходимо выполнить, чтобы правильно написать о-е.

Опираясь на эту последовательность действий, выполним письменно в тетради упражнение 671. 

Ребята, гласные о-е встречаются не только в суффиксах, но и в окончаниях. Проверим, как вы умеете находить, в какой морфеме находится орфограмма.

Динамическая физминутка. (нейроигра)

Определить в какой морфеме орфограмма. Если  в окончание, то кулак, если в суффиксе – палец, поднятый вверх.

Много прилагательных встречается в пословицах и фразеологизмах. Прочитаем их и определим значение данных выражений.

Какое из выражений не относится к теме нашего урока? 

Сделайте вывод, какова роль семьи в жизни человека?

Для завершения работы на уроке воспользуемся материалом. На основе этих словосочетаний составьте связный текст.

Работа в группах

1 группа: Семейный ужин

Дрожжевой хлеб, грушевое варенье, ситцевый фартук.

2 группа: Семейные традиции

Фотографии а глянцевой бумаге, плюшевый медвежонок, образцовое поведение.

3 группа: Семейная  поездка.

Дешёвый билет, ключевая вода, камышовые заросли.

Каждая группа составляет текст. После составления, каждая группа читает, остальные группы слушают и записывают прилагательные и обозначают орфограмму, которые относятся к теме нашего урока. 

Какое слово лишнее? Почему?

Ребята, важно ли проводить время с семьей? Для чего это нужно?

От ударения

Поставить ударение, выделить суффикс, графически обозначить орфограмму.

Работа в тетради

В хорошей семье хорошие дети растут.

В ежовых рукавицах.

Большое горе, когда семья в раздоре.

Работа в группах

Дешёвый

(орфограмма в корне слова)

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения, формирование уважительного отношения к семейным ценностям.

Познавательные: умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, необходимые выводы.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение сотрудничать, формулировать высказывания,  умение использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей, владение речью.

Оценка  ответов одноклассников в группах,

самооценка

Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. Словесный (фронтальная беседа),

Практический

(выбор дифференцированного домашнего задания)

Вернемся к вопросу, который у нас был в начале урока. Что же делает человека счастливым? 

Вспомним, какую цель мы поставили на уроке? Достигли ли мы ее? 

От чего зависит выбор гласных о-е в суффиксах прилагательных?

Хорошо, ребята. У каждого сундука есть своя тайна, так и у нашего сундучка она тоже есть. Кроме памятных предметов, сундук хранит еще и память о близких, любовь, уважение. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Берегите своих близких и проявляйте по отношению к ним любовь и заботу. 

Ребята вы сегодня большие молодцы. Хорошо поработали. 

Перед вами три шкатулки, в каждой задание для выполнения домашней работы. 

Если на уроке вам все было понятно,  то возьмите задание из первого сундука.

Если остались вопросы, то возьмите задание из второго сундука.

А если вам кажется, что нужно еще раз поработать над изучением этой темы, то возьмите третий сундук.

Поднимите сундучки, которые вы выбрали. Молодцы, я очень рада, что вам было все понятно.

Наш урок я бы хотела закончить небольшим стихотворением:

С чего начинается путь на вершину?
С семьи, где ребенок катает машину,
Где чинит отец телевизор для деда,
Где мама на стол собирает к обеду,
Где бабушка вяжет носочки из шерсти,
Где ценят друг друга и держатся вместе.

Семья, если что-то случится, поможет,
И нет ничего в этом мире дороже.

Ребята, 2024 год указом президента объявлен годом семьи. Это говорит о важности сохранения семейных ценностей. Чтобы вы помнили об этом и о нашей встрече, я вам хочу подарить значки, символизирующие образ семьи.

Спасибо за активную работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к семейным ценностям.

Регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формулировать высказывания, выражать свою точку зрения.

Самооценка. Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Технологическая карта урока: «Буквы О-Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных»