Дзюдзе Дарья Андреевна
Учитель химии
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №184811
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: Внеурочное занятие по химии для детей 7 лет (1 класс) “Удивительный мир веществ” (с учетом ФГОС)
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №184811


Внеурочное занятие по химии для детей 7 лет (1 класс) «Удивительный мир веществ»

(с учетом ФГОС)

Направленность: Естественнонаучная.

Цель: Формирование первоначального интереса к изучению окружающего мира через увлекательные эксперименты и игры, знакомство с некоторыми базовыми понятиями химии в доступной форме.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Познакомить детей с понятием “вещество” и его свойствами.
    • Показать примеры различных веществ, окружающих нас в повседневной жизни.
    • Дать представление о некоторых простых химических явлениях.
  • Развивающие:
    • Развивать наблюдательность, любознательность и познавательный интерес.
    • Развивать навыки проведения простых экспериментов и фиксации результатов.
    • Развивать умение делать выводы на основе наблюдений.
    • Развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать аккуратность и внимательность при работе с материалами.
    • Воспитывать уважение к науке и открытиям.
    • Формировать навыки безопасного обращения с веществами.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • Проявление познавательного интереса к изучению окружающего мира.
    • Формирование положительного отношения к науке и экспериментированию.
    • Развитие навыков сотрудничества и работы в команде.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать результаты своей деятельности.
    • Познавательные: умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы на основе наблюдений.
    • Коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в устной форме, участвовать в обсуждении.
  • Предметные:
    • Иметь представление о том, что такое вещество и какими свойствами оно обладает.
    • Знать примеры некоторых веществ, окружающих нас в повседневной жизни.
    • Понимать, что вещества могут изменяться (например, при смешивании).

Оборудование и материалы:

  • Разноцветные пищевые красители.
  • Вода.
  • Растительное масло.
  • Сода.
  • Уксус.
  • Лимонный сок.
  • Различные емкости (стаканы, баночки, пипетки).
  • Ложки, палочки для перемешивания.
  • Воздушные шарики.
  • Свеча, спички (для демонстрационного эксперимента, проводится только учителем).
  • Карточки с изображениями различных веществ (вода, сахар, соль, песок и т.д.).
  • Маркеры, бумага для фиксации результатов.
  • Презентация с красочными иллюстрациями (опционально).
  • Защитные очки для учителя (обязательно при проведении демонстрационного эксперимента).

Ход занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)
  • Приветствие детей.
  • Создание положительного эмоционального настроя (например, загадка про что-то химическое и интересное).
  • Повторение правил поведения на занятии, правил безопасности при работе с веществами.
  1. Актуализация знаний (5 мин)
  • Беседа:
    • Что нас окружает? (Ответы детей: предметы, вещи, природа и т.д.)
    • Из чего состоят все эти предметы? (Наводящие вопросы: из разных материалов, веществ)
    • Что такое вещество? (Выслушивание ответов детей, подведение к определению)
  • Игра “Что это?”
    • Показать детям карточки с изображениями различных веществ (вода, сахар, соль, песок, дерево, металл и т.д.).
    • Предложить детям назвать каждое вещество и описать его свойства (цвет, запах, твердое/жидкое).

III. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

  • Сюрпризный момент: Показать детям красивую баночку с разноцветными слоями жидкости (например, из воды и растительного масла, подкрашенных разными цветами).
  • Вопрос: “Как вы думаете, это волшебство? Или это химия? Хотите узнать, как это сделано и что еще интересного мы можем сделать с веществами?”
  1. Основная часть (25 мин)
  1. Эксперимент 1: “Волшебные цвета”
    • Цель: Показать, что вещества могут смешиваться и изменять свои свойства.
    • Материалы: Вода, пищевые красители, стаканы, ложки.
    • Ход работы:
      • Разлить воду по стаканам.
      • Добавить в каждый стакан немного красителя разного цвета.
      • Перемешать.
      • Предложить детям смешать жидкости из разных стаканов и посмотреть, что получится.
    • Обсуждение: Что произошло при смешивании жидкостей? Изменился ли цвет? Почему?
  2. Эксперимент 2: “Разделяй и властвуй”
    • Цель: Показать, что некоторые вещества не смешиваются друг с другом.
    • Материалы: Вода, растительное масло, стакан.
    • Ход работы:
      • Налить в стакан немного воды.
      • Добавить немного растительного масла.
      • Предложить детям понаблюдать, что происходит.
    • Обсуждение: Смешались ли вода и масло? Почему нет? Как они располагаются в стакане? (Масло легче воды и плавает на поверхности).
  3. Эксперимент 3: “Фонтанчик”
    • Цель: Познакомить с химической реакцией (в упрощенной форме).
    • Материалы: Сода, уксус (или лимонный сок), стакан, ложка.
    • Ход работы:
      • Насыпать в стакан немного соды.
      • Аккуратно добавить уксус (или лимонный сок).
      • Предложить детям понаблюдать, что происходит.
    • Обсуждение: Что вы видите? (Образование пузырьков газа, “шипение”). Что произошло? (Сода и уксус вступили в реакцию, образовался газ).
  4. Демонстрационный эксперимент (проводит только учитель!): “Гасим свечу”
    • Цель: Показать, что углекислый газ не поддерживает горение.
    • Материалы: Свеча, спички, стакан, сода, уксус (или лимонный сок).
    • Ход работы:
      • Зажечь свечу.
      • В отдельном стакане смешать соду и уксус, чтобы получить углекислый газ.
      • Аккуратно вылить углекислый газ из стакана на пламя свечи.
    • Обсуждение: Что произошло с пламенем? Почему? (Углекислый газ вытеснил кислород, который необходим для горения).
  1. Закрепление материала (10 мин)
  • Игра “Угадай вещество”
    • Учитель описывает свойства вещества (например, “белый, сладкий, растворяется в воде”), а дети должны отгадать, что это за вещество (сахар).
  • Создание “химической радуги” в бутылке. Дети по слоям наливают разные жидкости (сиропы, масла, воду с красителем), каждая из которых имеет свою плотность.
  • Рисование на молоке. В молоко добавляют пищевые красители разных цветов. Затем ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаются поверхности молока. Краски начинают причудливо смешиваться.
  • Надуваем шарик без насоса. В бутылку наливают немного уксуса, в воздушный шарик насыпают соду. Шарик надевают на горлышко бутылки и высыпают соду в бутылку. Шарик надувается углекислым газом.
  1. Подведение итогов (3 мин)
  • Рефлексия:
    • Что вам больше всего понравилось на занятии?
    • Какие эксперименты показались самыми интересными?
    • Что нового вы узнали о веществах?
  • Похвала детей за активное участие.

VII. Домашнее задание (2 мин)

  • Вместе с родителями найти дома предметы, сделанные из разных веществ, и рассказать о них на следующем занятии.
  • (Дополнительно) Нарисовать рисунок на тему “Удивительный мир веществ”.

Методические рекомендации:

  • При проведении экспериментов необходимо соблюдать правила безопасности.
  • Все эксперименты должны быть простыми и наглядными.
  • Не перегружайте детей сложными терминами и понятиями.
  • Сделайте акцент на практической деятельности и самостоятельных открытиях.
  • Используйте яркие иллюстрации и наглядные пособия.
  • Поощряйте активность и любознательность детей.
  • Адаптируйте программу занятия под особенности вашей группы.
Внеурочное занятие по химии для детей 7 лет (1 класс) «Удивительный мир веществ» (с учетом ФГОС)