Внеурочное занятие по химии для детей 7 лет (1 класс) «Удивительный мир веществ»
(с учетом ФГОС)
Направленность: Естественнонаучная.
Цель: Формирование первоначального интереса к изучению окружающего мира через увлекательные эксперименты и игры, знакомство с некоторыми базовыми понятиями химии в доступной форме.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить детей с понятием “вещество” и его свойствами.
- Показать примеры различных веществ, окружающих нас в повседневной жизни.
- Дать представление о некоторых простых химических явлениях.
- Развивающие:
- Развивать наблюдательность, любознательность и познавательный интерес.
- Развивать навыки проведения простых экспериментов и фиксации результатов.
- Развивать умение делать выводы на основе наблюдений.
- Развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе.
- Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность и внимательность при работе с материалами.
- Воспитывать уважение к науке и открытиям.
- Формировать навыки безопасного обращения с веществами.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Проявление познавательного интереса к изучению окружающего мира.
- Формирование положительного отношения к науке и экспериментированию.
- Развитие навыков сотрудничества и работы в команде.
- Метапредметные:
- Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать результаты своей деятельности.
- Познавательные: умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы на основе наблюдений.
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в устной форме, участвовать в обсуждении.
- Предметные:
- Иметь представление о том, что такое вещество и какими свойствами оно обладает.
- Знать примеры некоторых веществ, окружающих нас в повседневной жизни.
- Понимать, что вещества могут изменяться (например, при смешивании).
Оборудование и материалы:
- Разноцветные пищевые красители.
- Вода.
- Растительное масло.
- Сода.
- Уксус.
- Лимонный сок.
- Различные емкости (стаканы, баночки, пипетки).
- Ложки, палочки для перемешивания.
- Воздушные шарики.
- Свеча, спички (для демонстрационного эксперимента, проводится только учителем).
- Карточки с изображениями различных веществ (вода, сахар, соль, песок и т.д.).
- Маркеры, бумага для фиксации результатов.
- Презентация с красочными иллюстрациями (опционально).
- Защитные очки для учителя (обязательно при проведении демонстрационного эксперимента).
Ход занятия:
- Организационный момент (2 мин)
- Приветствие детей.
- Создание положительного эмоционального настроя (например, загадка про что-то химическое и интересное).
- Повторение правил поведения на занятии, правил безопасности при работе с веществами.
- Актуализация знаний (5 мин)
- Беседа:
- Что нас окружает? (Ответы детей: предметы, вещи, природа и т.д.)
- Из чего состоят все эти предметы? (Наводящие вопросы: из разных материалов, веществ)
- Что такое вещество? (Выслушивание ответов детей, подведение к определению)
- Игра “Что это?”
- Показать детям карточки с изображениями различных веществ (вода, сахар, соль, песок, дерево, металл и т.д.).
- Предложить детям назвать каждое вещество и описать его свойства (цвет, запах, твердое/жидкое).
III. Мотивация учебной деятельности (3 мин)
- Сюрпризный момент: Показать детям красивую баночку с разноцветными слоями жидкости (например, из воды и растительного масла, подкрашенных разными цветами).
- Вопрос: “Как вы думаете, это волшебство? Или это химия? Хотите узнать, как это сделано и что еще интересного мы можем сделать с веществами?”
- Основная часть (25 мин)
- Эксперимент 1: “Волшебные цвета”
- Цель: Показать, что вещества могут смешиваться и изменять свои свойства.
- Материалы: Вода, пищевые красители, стаканы, ложки.
- Ход работы:
- Разлить воду по стаканам.
- Добавить в каждый стакан немного красителя разного цвета.
- Перемешать.
- Предложить детям смешать жидкости из разных стаканов и посмотреть, что получится.
- Обсуждение: Что произошло при смешивании жидкостей? Изменился ли цвет? Почему?
- Эксперимент 2: “Разделяй и властвуй”
- Цель: Показать, что некоторые вещества не смешиваются друг с другом.
- Материалы: Вода, растительное масло, стакан.
- Ход работы:
- Налить в стакан немного воды.
- Добавить немного растительного масла.
- Предложить детям понаблюдать, что происходит.
- Обсуждение: Смешались ли вода и масло? Почему нет? Как они располагаются в стакане? (Масло легче воды и плавает на поверхности).
- Эксперимент 3: “Фонтанчик”
- Цель: Познакомить с химической реакцией (в упрощенной форме).
- Материалы: Сода, уксус (или лимонный сок), стакан, ложка.
- Ход работы:
- Насыпать в стакан немного соды.
- Аккуратно добавить уксус (или лимонный сок).
- Предложить детям понаблюдать, что происходит.
- Обсуждение: Что вы видите? (Образование пузырьков газа, “шипение”). Что произошло? (Сода и уксус вступили в реакцию, образовался газ).
- Демонстрационный эксперимент (проводит только учитель!): “Гасим свечу”
- Цель: Показать, что углекислый газ не поддерживает горение.
- Материалы: Свеча, спички, стакан, сода, уксус (или лимонный сок).
- Ход работы:
- Зажечь свечу.
- В отдельном стакане смешать соду и уксус, чтобы получить углекислый газ.
- Аккуратно вылить углекислый газ из стакана на пламя свечи.
- Обсуждение: Что произошло с пламенем? Почему? (Углекислый газ вытеснил кислород, который необходим для горения).
- Закрепление материала (10 мин)
- Игра “Угадай вещество”
- Учитель описывает свойства вещества (например, “белый, сладкий, растворяется в воде”), а дети должны отгадать, что это за вещество (сахар).
- Создание “химической радуги” в бутылке. Дети по слоям наливают разные жидкости (сиропы, масла, воду с красителем), каждая из которых имеет свою плотность.
- Рисование на молоке. В молоко добавляют пищевые красители разных цветов. Затем ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаются поверхности молока. Краски начинают причудливо смешиваться.
- Надуваем шарик без насоса. В бутылку наливают немного уксуса, в воздушный шарик насыпают соду. Шарик надевают на горлышко бутылки и высыпают соду в бутылку. Шарик надувается углекислым газом.
- Подведение итогов (3 мин)
- Рефлексия:
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Какие эксперименты показались самыми интересными?
- Что нового вы узнали о веществах?
- Похвала детей за активное участие.
VII. Домашнее задание (2 мин)
- Вместе с родителями найти дома предметы, сделанные из разных веществ, и рассказать о них на следующем занятии.
- (Дополнительно) Нарисовать рисунок на тему “Удивительный мир веществ”.
Методические рекомендации:
- При проведении экспериментов необходимо соблюдать правила безопасности.
- Все эксперименты должны быть простыми и наглядными.
- Не перегружайте детей сложными терминами и понятиями.
- Сделайте акцент на практической деятельности и самостоятельных открытиях.
- Используйте яркие иллюстрации и наглядные пособия.
- Поощряйте активность и любознательность детей.
- Адаптируйте программу занятия под особенности вашей группы.