Макет коррекционно-развивающего дефектологического занятия
№ | Этап | Задачи этапа | Примечание |
1 | Приветствие (ритуал) | Эмоциональная готовность (настрой) и мотивационная готовность к участию к интеллектуальной деятельности | |
2.1 | Нейрогимнастика | 1. Активизирует кору больших полушарий.
2. Оптимизирует интеллектуальные процессы. 3. Синхронизирует работу полушарий. 4. Способствует восстановлению/развитию речевых функций. 5. Повышает умственную работоспособность. 6. Улучшает координацию. 7. Снимает эмоциональное напряжение. 8. Развивает произвольное внимание и регуляцию. 9. Формирует/развивает пространственное мышление. 10. Восстанавливает работоспособность и продуктивность. |
Упражнения и задания подбираются с учетом задач на данном занятии. |
2.2 | Нейроупражнения | ||
3. | Актуализация знаний | 1. Актуализация субъектного опыта обучающегося: опорных знаний и способов действий.
ИЛИ 2. Выявление проблем (не все дети могут определить свои проблемы). 3. Обеспечение мотивации получения/закрепления учебных знаний, принятие целей этапа «Восполнения пробелов». |
|
4. | Восполнение пробелов:
– разбиение материала, где допущена ошибка на дидактические единицы; – соотнесение каждой дидактической единицы с одним из трех уровней усвоения материала; – подбор заданий и упражнений с опорой на метод с возможностью дальнейшего повышение уровня усвоения до mas возможного для ученика, учитывая индивидуально-типические особенности |
1. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2. Закрепить и научить использовать в практике сложные темы (некоторые аспекты содержание программ учебных предметов (математики) 3. Способствовать благоприятной адаптации ребенка. 4. Оптимизировать учебную нагрузку.
|
|
5. | Рефлексия | 1. Формирование благоприятного микроклимата.
2. Рост мотивации. 3. Развитие умения определять степень достижения цели. 4. Рост уровня осознания содержания пройденного материала. |
Вопросы подбираются с учетом задач занятия. |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Приёмы: цветопись, букет настроения, дерево чувств, художественные изображения, картина, музыкальный фрагмент, эмоциональное состояние, настроение телом, карточки с изображением лица, показ большого пальца вверх или вниз, гномики, маятник настроения. Предполагаемый результат: Формирование благоприятного микроклимата на занятии, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии
Рефлексия деятельности
Приёмы: лесенка успеха, наряди ёлку,
Предполагаемый результат: Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели (дерево достижений, солнышко). Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Рост активности каждого учащегося.
Рефлексия содержания учебного материала
Приемы: незаконченное предложение, (я не знал… – теперь я знаю…).выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, дерево цели, отношение к проблеме, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом, работа с фрагментом фильма.
Предполагаемый результат: Рост уровня осознания содержания пройденного материала. Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли. Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. Повышение мотивации учения, получения новых знаний. Рост активности каждого учащегося.
Рефлексия как способ обратной связи
Приемы: тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие, открытый финал. Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся. Возможность нового взгляда учащихся на проблему.
Предполагаемый результат: Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления учащихся.