Фалькова Юлия Петровна
учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №18 «Журавлик»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №185027
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: проектная деятельность на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №185027


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида №18» «Журавлик»

Проект для детей  с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности  на тему:

«Развиваем пальчики».

Выполнили: Корюкина М.Ю

Чигирева Л.Л

Фалькова Ю.П

2025 год

Тип проекта: творческий, информационно – игровой.

Срок реализации: краткосрочный.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети подготовительной группы  компенсирующей направленности .

Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями речевого развития. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. 

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. 

Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ТНР. Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. 

Детям с ТНР необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем. Поэтому мы  придаем большое значение использованию этих фактов в работе с детьми .

 В своей работе мы применяем стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. 

Этим мы решаем сразу две задачи:

 во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, 

во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Цель проекта: : Развитие мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития 6-7 лет в процессе использования пальчиковых игр.

Задачи проекта: 

Развивающие:

-Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук,

ритмичность.

-Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг

движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие.

-Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

творческую активность.

-Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения

пальцев рук.

Обучающие:

-Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики. 

-Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
  2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
  3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
  4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти,

воображения.

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

-Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; 

-Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

 Изучение методической литературы по данной теме:

  • О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
  • С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
  • А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. 

Подготовка наглядного материала: письменных консультаций; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук: «Бусы», «Цветная башенка» и др., оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.; выставки детских работ и др

 2 этап – основной (практический):

– Совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленной задачей.

-Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики; 

-Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком; 

– Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

– перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

 – выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой; – при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 – выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

 – не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре; 

– вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых; 

– никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру; 

– стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

 – выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

– консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»

Работа с детьми:

-Дидактические игры на развитие мелкой моторики;

– Разучивание новых игровых упражнений;

-Включение пальчиковой гимнастики во все режимные моменты.

 Заключительный этап:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей , объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • у всех детей отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, 70% детей проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • у 40% детей возросла речевая активность, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
  • считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, использованию различных игр для развития мелкой моторики и ручного праксиса, методических приемов позволила добиться положительных результатов.

проектная деятельность на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram