Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №140
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Огород на окне»
Подготовили:
Учитель-логопед: Усанина Наталья Геннадьевна
Воспитатели: Ануфриева Елена Викторовна
Самофеева Светлана Александровна
ПРОБЛЕМА:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Как известно, “самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам”. Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород – это чудо – огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
ЦЕЛЬ:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини-огорода.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Расширять представление о том, как выращиваются огородные растения.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (горохь, лук, редис);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени : зелёного лука.
Развивающие:
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями : вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Возраст участников проекта : дети от 5 до 6 лет.
Состав проектной группы : учитель-логопед, воспитатели и воспитанники группы, родители.
Тип проекта : краткосрочный
Оборудование: Земля, контейнеры, семена, лейка.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Огород на окне»
Предложить родителям посадить полезную растительность на подоконнике в детском саду и дома. Принести землю, семена, контейнеры для рассады.
Предполагаемый результат:
Создание в группе мини – огорода. Ознакомление детей с культурными растениями. Получение с помощью опытнической работы необходимых условий для роста растений. Выявление с помощью исследовательской работы разнообразия посевного материала. Формирование бережного отношения к растительному миру. Формирование уважительного отношения к труду. Создание в группе мини – огорода на окне. Активное участие родителей в реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап.
В группе разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, землю, семена, луковицы. Изготовили таблицы-указатели с картинками растений. 1-я неделя.
Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта.
Изготовление мини – огорода из пластилина.
Фотографии детей в экспериментальной деятельности.
Итоговая беседа – 4-я неделя.
Содержание работы
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».
- Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей.
- Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
- Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым.
- Беседа «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе.
- Разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
- Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование с детьми овощей и цветов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
- Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.
- Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»Познакомитьдетей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка».
- Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. Учить ухаживать за растениями.
- Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.
- Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание.
- Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах.
- Лепка из пластилина овощей. Оформление мини выставки «Наш огород». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.
- Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности.
- Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». Подвести итог проделанной работы.
Приложение:
- Консультация для родителей «Огород на окне»
- Конспект НОД по познанию «Живые семена»(старшая группа)3. Конспект НОД по теме: «Посадка лука» в старшей группе
- Лепка «Овощи»
- Мастер –класс «Травянчик»
- Художественная литература. Загадки. Стихи