Козаченко Ирина Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ Школа №1528
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №185743
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Инклюзивное образование детей», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Доклад «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №185743


Выступление на педагогическом совете 

учителя начальных классов

Козаченко Ирины Николаевны.

Тема педагогического совета 

        «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»

  

 – Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня очень много говорилось об инклюзивном образовании. Да, это очень хорошо, когда все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. Но зачастую многие дети-инвалиды, при инклюзивном образовании, остаются без должного внимания. 

     Мы же все понимаем, что если в классе особый ребёнок, то учителю придётся работать в одном классе как бы на два класса. Первый класс – это дети, которые успевают за учителем, а второй класс – это ребёнок с проблемами в развитии. Это могут быть дети с отставанием в умственном, физическом, психическом развитии. Да, учителю будет помогать тьютор, но основная работа на учителе. 

      Учитель следит за работой всех учащихся, за ходом урока. Основная задача учителя – постараться, чтобы каждому ученику было интересно и он вышел с урока с новыми знаниями. 

      Что нужно для того, чтобы ученику было интересно, я думаю Вы все знаете:

  • разнообразие материала;
  • наглядность;
  • доступность;
  • индивидуальный подход;
  • связь обучения с жизнью  и т.д.

 

     Поэтому, я считаю не все дети-инвалиды могут обучаться по программе инклюзивного образования. Есть дети, которым нужна спокойная домашняя обстановка, где есть рядом мама, родные стены и так всё знакомо. 

     Что за диагноз детский церебральный паралич Вы знаете. 

      Церебральный паралич (или “детский церебральный паралич”) – группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития.

     Вы видите, что при этом заболевании нарушения разнородные: и двигательные, и речевые, и интеллектуальные.

      Ученику с особыми образовательными потребностями, в случае с проблемами с ОДА было бы очень сложно обучаться в общеобразовательной школе со всеми детьми вместе. Помимо того, если ребёнок не ходит, у него плохо понимаемая разговорная речь и большая спастичность мышц рук.

      Я стараюсь, чтобы процесс овладения учебным материалом ученика был как можно успешнее. Для этого мы много работаем. Не всегда у нас всё получается, но мы стремимся.

         У детей с ДЦП дошкольного и школьного возраста имеет свои особенности, так как к этому времени у детей уже сформированы патологические стереотипы поз и движений. 

     Когда учащийся сидит на кресле и занимается уроками, он часто запрокидывает руки за голову. Это его отвлекает от работы и приходится ему напоминать, что так делать не надо. Чтобы руки находились параллельно положению тела можно использовать лангеты на руки или на локтевые суставы. 

     Чтобы ученик не сгибал ноги в коленных суставах, используются лангеты для ног или аппарат для разведения и фиксации бёдер.

      Процесс перестройки патологических поз и движений у детей с ДЦП, как правило, происходит длительно и трудно, поскольку старая, закрепленная патологическая «схема тела» для них является удобной и привычной, а всякая попытка нормализовать порочное положение вызывает ощущение дискомфорта и нового непривычного действия. 

      Ученику с ДЦП трудно справиться с заданиями, из-за спастичности мышц рук, соскальзывания нерабочей руки под стол, отсутствие фиксации рабочей руки, частого запрокидывания головы (ограничение  поля зрения ребенка).

Для этого я использую такие приёмы:

  1. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленное к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Ещё ребёнку можно одеть ортопедический корсет. 

          При устных ответах ребёнка можно поставить или посадить в вертикализатор.

          Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.

  1. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие центральной нервной системы, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. 
  2. Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
  3. На рабочее место (стол)  можно положить негладкий пластик для того, чтобы предметы не скользили по столу от непроизвольных движений ребенка.
  4. При письменной работе ребёнок с ДЦП не может зафиксировать рабочую руку в одном положении. Для этого используется  утяжелитель на руку. 
  5. Для нерабочей руки в качестве ограничителя, можно использовать горизонтальный брусок на присосках. Опираясь на эту руку, ребенок сможет контролировать положение туловища.
  6. Пластиковая трубка с отверстием для карандаша, шариковой ручки, кисточки и т.д. Эта трубка увеличивает поверхность соприкосновения с кистью руки и тем самым уменьшает ее рефлекторное напряжение.
  7. Для удобства при письменных работах по математике, тетрадный лист расчерчен на более крупные клетки. По русскому языку более широкие строки для письма.

      С помощью таких вот несложных приспособлений ребенок может самостоятельно (или хотя бы частично) успешно пользоваться рабочей рукой, поскольку большая часть непроизвольных движений, которые, естественно, преобладают над произвольными, – окажется под контролем. Фиксация туловища в правильном положении также облегчает работу ребенка.

     Конечно, решение о выборе инклюзивного образования как формы обучения  остается за родителями. Но, исходя, из практики своей работы с учениками с ДЦП, я, как педагог,  считаю, что им не подойдет классно-урочная форма обучения, так как для работы с ними требуется особый индивидуальный подход. В классе будет неудобно использовать все те средства, о которых мы говорили, даже при помощи тьютора. И, конечно, климат знакомой домашней обстановки благоприятно влияет на процесс обучения таких особенных детей.

 – Спасибо за внимание!

Доклад «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»