Киверина Надежда Александровна
учитель
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кикнур»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №185946
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Конспект урока чтения с презентацией в 5 классе по теме «Соколов - Микитов. Весна»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №185946


презентация к уроку чтения Соколов - Микитов ВЕСНА

Тема урока:«Весна» И. Соколов-Микитов. 

Цель: формировать навыки правильного осмысленного и выразительного чтения при знакомстве с рассказом  И.Соколова-Микитова «Весна».

Задачи: 

Образовательные:

1) познакомить учащихся с новым художественным произведением; 

2) отрабатывать навык правильного выразительного чтения, готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов;

3) совершенствовать навыки работы с текстом, учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы и составлять план.

Коррекционно-развивающие:

1) развивать  аналитические и творческие способности,  умение выражать свои мысли, обобщать, делать выводы; способность к самооценке и рефлексии учебной деятельности; коммуникативные навыки, культуру речи обучающихся;

2) корректировать: мышление через анализ рассказа; память и внимание, через  повторение материала и  коррекционные задания; 

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к природе;
  2. воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, карточки для словарной работы,  напечатанный  текст произведения,  книги для выставки, иллюстрации по теме «Весна»,иллюстрации: заяц, лось, муравей, грач, медведь, гуси, журавль, воробей, бабочка; рисунки корзины, дерева.

Ход урока. 

  1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели.
Спинки прямо.
Все тихонечко вздохнём
И урок сейчас начнём.

-Сейчас у нас урок чтения. А значит, чем мы будем заниматься?

 На уроке мы будем читать, говорить, слушать, отвечать на вопросы. Прежде, чем приступить  к чтению, выполним речевую разминку. 

  1. Речевая разминка.

Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно 

тренировать свой речевой аппарат 

Чтение предложений на  доске 

Скоро наступит весна.

 Скоро наступит весна.

 Скоро наступит весна

Скоро наступит весна? 

Скоро наступит весна! (хором)

  1. Повторение.

На предыдущих уроках, ребята, мы уже прочитали  много произведений разных авторов о весне. Каждый писатель описывает весну по – своему, отмечает в этом времени года какие – то признаки .  У вас на партах зелёные листочки с приметами. Выберите и прикрепите на магнитную доску те, о которых мы уже читали  и которые относятся к весне. (работа в парах)  – выбирают, прикрепляют, читают.

-Но это ребята, не все приметы весны.

  1. Изучение нового материала.

1) Введение в тему.  

– Итак,  тема сегодняшнего урока – рассказ  «Весна»,  автором  является  Иван Сергеевич  Соколов – Микитов   – слайд

– О чем будет произведение с таким названием? 

– Посмотрите на слайд, перед вами автор рассказа.

Иван Сергеевич родился в 1892 году в Калужской губернии. Его отец – Сергей Соколов – управлял лесными угодьями в поместье зажиточных купцов . Детские годы и  юность будущий писатель провел на Смоленщине, в родном селе отца – Кислово , где жил его дед Микита (так его звали односельчане). Деда все уважали, с ним советовались. Всех в семье деда звали МикИтовы. Вот и Иван Сергеевич, публикуя свои первые произведения, подписывался двойной фамилией Соколов- МикИтов.

– Ребята, а сейчас посмотрите на слайды с изображением обложек книг Соколова – Микитова. 

-Как вы поняли, о чём книги этого писателя?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – слайд

2) Словарная работа  – слайд

БЕЛОНОСЫЕ   БЕЛЫЙ НОС  
СКАТ   НАКЛОН, ОТКОС  
МАКУШКА  ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ГОЛОВЫ  
РОБКИЙ   НЕСМЕЛЫЙ  
КОРЯГА КУСОК  СТАРОГО  ДЕРЕВА
КОСЯК  ЖУРАВЛЕЙ  ЛЕТЯЩАЯ  СТАЯ 
ПОЛЫНЬЯ НЕЗАСТЫВШИЙ   УЧАСТОК   НА ЛЬДУ  

Опушка – это край леса. Полоса между лесом и безлесьем

3) Чтение текста  учителем

4)Слоговая разминка  – слайд (чтение трудных слов по слогам и целиком)

-Ребята, а сейчас мы будем работать с текстом по частям. Чтение по цепочке.

1 часть 

– Что говорит автор о солнышке? 

– О дорогах? Почему они потемнели?  А что произошло со льдом?

– О прилете каких птиц прочитали?

-Что отметили знаком «+»? Какой приметы  не было у нас? (приметы-карточки: ярче светит солнце, потемнели дороги, посинел лёд на водоёмах, надулись почки на деревьях). 

2 часть 

– Какие птицы прилетели после грачей?  (скворцы) 

-Кто радуется приходу весны? Зачитайте. (заяц, лось)

– Ребята, посмотрите на слайд: а о котором зайце мы сейчас читали? слайд

-Что узнали о медведице?  А как ведут себя медвежата?

-Что отметили знаком «+»? Какой приметы  не было в корзине? (приметы-карточки: прилетели скворцы, радуются лесные звери, медвежата вышли из берлоги.) 

3 часть  

-Какие  птицы прилетают с юга весной?

– А как встречают их ребята?

-Что отметили знаком «+»? Какой приметы  не было в корзине? (приметы-карточки: прилетают гуси, журавли) 

4 часть     

– О каких изменениях в природе весной вы узнали из последней части? слайд(пуховки)

-Что отметили знаком «+»? Какой приметы  не было в корзине? (приметы-карточки: зацветает ива, проснулись насекомые) 

  1. Закрепление. Работа с текстом.

– Молодцы, ребята, хорошо поработали.

-А сейчас посмотрите на слайд и скажите, какая  картинка является лишней, и почему?

Заяц, лось, скворец, грач, медведь, гуси, журавли, лиса, бабочка. 

(Подходят все, кроме лисы.) 

2 задание: 

Чтение «проталинки». 

-Одной из примет весны является появление проталинок, что такое проталинка? 

-Работаем с карточками. Вспомните текст и вставьте на месте пропусков подходящие слова. 

А в глухом лесу вывела _________родившихся в берлоге маленьких _____________на первую прогулку. Еще не видели медвежата__________, не знают большого темного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся_______. 

На поляне, у лесного разлившегося ___________, весело играют смешные, неуклюжие ________.  

-Проверка. 

  1. Итог урока.

– Ребята, наш урок подходит к концу. 

-Домашнее задание: стр. 156-157 выразительно читать текст; 

Рефлексия.  

Радуга  предложений

-Оценки за урок.   

 

Конспект урока чтения с презентацией в 5 классе по теме «Соколов – Микитов. Весна»