Чернакова Екатерина Андреевна
3 Б класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Коряжмы»
КУРАТОР УЧАСТНИКА:
Чернакова Татьяна Николаевна
учитель
МОУ «СОШ № 3» г. Коряжмы
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №185954
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс для школьников «Герои Великой Победы», посвящённый памяти Великой Отечественной войны
Наименование конкурсной работы: Мои прадедушки-участники Великой Отечественной войны
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №185954


Муниципальное образовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №3  ГО  «Город Коряжма»

ПРОЕКТ

«Мои прадедушки – участники  Великой Отечественной войны»
Исследовательская работа

Выполнила: ученица 3 «Б» класса 

МОУ «СОШ №3»  ГО «Город Коряжма»

Чернакова Екатерина

                                                               Руководитель работы: Чернакова Т.Н.

Коряжма, 2025

Оглавление.

Актуальность темы…………………………………………………………………………………….2

1.Введение…………………………………………………………………………………3

2.Основная часть. Мои прадеды в годы Великой Отечественной войны…… 4

  1. Шишов Виктор Васильевич  ………………………………… ……. 4
  2. Чернаков Иван Павлович …………………………………………..  4
  3. Семёнов Филипп Тимофеевич……………………………………..  5
  1. Заключение. Основные выводы……………………………………………..  6
  2. Источники информации…………..………………………………………….. 7
  3. Приложение 1. Результаты анкетирования «Что ты знаешь о войне?»
  4.  Приложение 2. Отрывок из книги- автобиоргафии А.В. Шишовой

 

Актуальность темы.

Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить и подражать им?

В этом году наша страна отмечает юбилейную дату, 80-летие дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны.

Актуальность работы

80 лет прошло с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. С малых лет я  слышала от родителей, что деды моих папы и мамы  участвовали в той страшной войне. 

Я считаю, что данная тема является актуальной по нескольким причинам.

Во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы, это тот самый день, когда советский народ одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Во-вторых, к сожалению, все меньше остается в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать, хранить материалы о людях, защищавших нашу Родину.

В-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы  память о моих прадедушках осталась не только в виде нескольких фотографий, а получилась история моей семьи, построенная на основе документов и воспоминаний.

Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Цель моей работы: изучение биографии и жизненного пути моих прадедушек – ветеранов Великой Отечественной войны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– изучить семейный архив времен Великой отечественной войны;

– разыскать информацию об участии моего деда в боевых действиях;

– узнать дальнейшую судьбу моего деда в послевоенные годы.

Объект исследования: биографии моих прадедов.

Методы исследования:

– изучение семейного архива;

– встречи  и беседы с родственниками;

– изучение государственных архивов, сайтов с участниками ВОВ;

-изучение материалов сельского дома-музея в с. Долматово Вельского района Архангельской области;

-анкетирование одноклассников;

– обобщение полученных результатов;

– оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности.

 

  1. Введение

 80 лет прошло с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Тысячи людей прошли через все испытания и мучения самой тяжелой войны 1941-1945 годов. Тяжелые годы испытаний выпали на судьбы советского народа: погибали отцы, братья, сыновья, мужья. Боль и утраты войны не обошли стороной ни одну семью. Поэтому тема великой Отечественной войны навсегда останется актуальной, а День Победы – 9 мая – самым трогательным, самым душевным праздником страны.

   Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих близких, война вошла в каждый дом. 

А знают ли мои друзья о том времени? Мною было проведено анкетирование «Что ты знаешь о войне?» В анкетировании приняли участие мои одноклассники 22 человека. По результатам анкетирования выяснилось: 82% опрошенных знают, когда началась и закончилась Великая Отечественная война, к сожалению, знают, что День Победы отмечается 9 мая 68% ребят. 41% указали, что в их семьях были  родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне или были тружениками тыла, но не все ребята знают их имена. 27% подтвердили, что в их семьях есть военные реликвии (фотографии, военный билет, письма с фронта, боевые награды). И 100% считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну.

   Я не знала и не видела живых прадедов, потому что он умерли, когда меня ещё не было на свете. Но в моей семье память о них всегда особая и важная ценность.Я знаю, что у меня были замечательные прадеды, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Мне захотелось систематизировать мои знания  о них и рассказать одноклассникам.

   Исследуя  документы и проанализировав рассказы близких мне людей, я постаралась проследить жизненный путь своих родственников, которые с такими же, как и они людьми защищали и создавали нашу великую державу.

 

 

  1. Основная часть

 Изучение своей родословной – это работа очень длительная. Я сделала лишь первый шаг на этом пути. В результате моей исследовательской работы был собран материал о прадедушках, которые участвовали в Великой Отечественной войне и внесли  вклад в борьбу русского народа с фашистскими захватчиками и, как многие советские солдаты, приблизили долгожданный День Победы. Нам, правнукам, обязательно нужно помнить о своих предках. 

2.1 Шишов Виктор Васильевич (28.08.1915-1990)

Мой прадед Шишов Виктор Васильевич родился 28 августа в 1915 году в  д. Вахрушево Верховажского р-на Вологодской области.

Закончил лесотехнический техникум. С 1936 года поступил на службу в армию, где окончил военно-политехническое училище. ВОВ застала его в должности политрука пограничных войск в Прибалтике. Несколько раз раненный он был взят в плен в первые годы войны. Трижды пытался бежать из плена и все неудачно. Дальше тяжёлые дни в плену… Последним местом его пленения был РУР. На границе Западной Германии он был освобожден из плена Американской армией. Затем было возвращение на Родину, проверки, реабилитация. Домой вернулся лишь в 1946 году. Послевоенную жизнь прожил в городе Вельске Архангельской области, работал по специальности на заводе РМЗ. Воспоминаниями о войне практически ни с кем не делился, лишь небольшая информация осталась нам из воспоминаний его сестры Александры Васильевны, автора книги-родословной семьи Шишовых “О времени и о нас”. Экземпляр такой книги хранится в нашей семье.

Мой прадед был отцом троих детей: девочки и мальчиков-близнецов. Один из близнецов –это мой дедушка Николай. Моя мама была слишком маленькая, когда не стало моего прадеда, поэтому она совсем его не помнит. Но по рассказам моей бабушки Гали мне стало известно, что прадедушка был рад появлению внучки.

В память  своего деда моя мама изучила множество архивных документов о его боевом пути, о его жизни, с 2016 года ведется страница истории о памяти деда на сайте бессмертный полк.

https://www.moypolk.ru/soldier/shishov-viktor-vasilevich 

2.2 Чернаков Иван Павлович (1916-1976)

Дедушка моего папы был младшим лейтенантом. К сожалению, мой папа тоже не застал его в живых, потому что родился позже. Прадед родился в д. Бяково Ровдинского р-на Архангельской области. В юности он уехал из родных краев, устроился  в цирк. Мужчиной он был физически развит, поэтому в цирке работал борцом. Призван в Советскую Армию на флот, за несколько дней до дембеля , объявили о начале финской войны. По рассказам прадеда, они ходили в леса на лыжах и сбивали вражеских снайперов.Служба была в Заполярье, на острове Моржевец,  в 114 отдельном строительном батальоне СФ. В 1942 году Иван Павлович назначен секретарем парторганизации 13 батареи. Это был очень трудолюбивый человек, что и написано в наградных документах. После окончания войны остался на службе, женился, появились дети. Прадеду была предложена служба в кругосветке или дембель. Он выбрал завершить службу и с семьей переехал под Новокузнецк. Спустя годы вернулся на север, в Архангельскую область и проживал в пос. Обозерский до самой смерти. Ежегодно, бывая на родине моего папы, мы ходим на могилку прадеда почтить его  память.  

Чернаков Иван Павлович награжден орденом “Красной звезды”, значком “Отличник ВМФ”, медалью “За боевые заслуги”, медаль “За оборону Советского Заполярья” и др. Награды моего прадеда и личный офицерский кортик в нашей семье бережно хранятся  и передаются по мужской линии. В память прадеда моей мамой  с 2016 года ведется страница истории о  деде на сайте бессмертный полк. https://www.moypolk.ru/soldier/chernakov-ivan-pavlovich 

2.3 Семенов Филипп Тимофеевич (1910 – 3.09.1983)

Отец моей бабушки Нины уроженец  села Белощелье Лешуконского района Архангельской области.

На фронт был призван 23 августа 1941 года Лешуконским РВК Архангельской области. Участвовал в боевых действиях с 1941 года на Карельском фронте, с 1943 года на Юго-западном фронте. С 1944 года участвовал в боях в составе 4-го Украинского фронта в освобождении Крыма от фашистских захватчиков. В марте 1944 года сержант Семенов Филипп Тимофеевич был командиром орудия 45мм батареи 369 Отдельного истребительно-противотанкового дивизиона в составе 263 стрелковой дивизии.

          Данные из наградного листа: В бою западнее поселка Тюй-Тюбе 22 марта 1944 года орудийный расчет сержанта Семенова Филиппа Тимофеевича в боевых порядках пехоты вел огонь прямой наводкой по огневым точкам противника. С продвижением пехоты вперед сержант Семенов под интенсивным огнем противника выкатил на руках орудие на новую огневую позицию и открыл губительный огонь по противнику. Получив серьезное ранение, сержант Семенов не ушел с поле боя, а продолжал вести огонь. Орудие уничтожило станковый пулемет противника, который вел фланговый огонь по пехоте, что обеспечило продвижение нашей пехоты вперед. За личный боевой подвиг сержант Семенов был представлен к награде ордену «Отечественная война 2 степени» .

Однако за этот бой награжден сержант Семёнов был орденом «Слава-3й степени». Кроме этой этой высокой награды Филипп Тимофеевич неоднократно награжден медалью «За отвагу» и другими знаками отличия.

В этом бою командир орудия был ранен и Победу встречал в деревне Белощелье. После ранения Филипп Тимофеевич получил инвалидность, однако продолжал работать в колхозе и воспитал 10-х детей. Был отличным охотником и рыбаком.

В память прадеда, его внуком Филиппом, ведется страница истории о нем на сайте бессмертный полк.

https://www.moypolk.ru/soldier/semenov-filipp-timofeevich 

Женскую половину моей семьи война тоже не обошла стороной. Моя прабабушка Шишова (Голикова) Александра Федоровна будучи ребенком была вывезена из блокадного Ленинграда в Вологодскую область. Бабушка папы Чернакова (Киприянова) Валентина Федоровна была призвана на оборонные работы в г.Архангельск, вторая бабушка Семенова Татьяна Михайловна также принимала участие в оборонных работах в г.Архангельске.

 

  1. Заключение. Основные выводы.

Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но знать историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.

      Теперь уже нет нашего старшего поколения, но история рода не обрывается, она продолжается в детях. А значит, и в памяти семейной. Историю творят не только герои, но и простые люди.

        Я очень горжусь своими прадедами. Мне интересно узнавать историю их жизни. Как капля в море, как песчинка в пустыне, так и моя семья – это одна из миллионов страниц очень интересной и увлекательной книги под названием История России.

      Сохранить память о наших предках, о событиях минувших лет нам помогают краеведческие музеи, семейные архивы, специальные Интернет-ресурсы для поиска информации. Здесь собраны бесценные факты времён Великой Отечественной войны (боевые награды, фотографии героев-земляков, фронтовые письма, военная одежда и т. д.). Участие в акциях «Бессмертный полк», «Свеча памяти»,»Георгиевская ленточка» формируют историческую память у молодого поколения, развивают интерес к историческому прошлому своей страны и своей семьи. Давайте не забывать о подвиге наших соотечественниках вместе!

 

  1. Источники информации
  • https://www.moypolk.ru/
  • https://pamyat-naroda.ru/
  • Фотографии из семейного архива семьи.
  • Шишова А.В. О времени и о себе. Москва, 1990, с.47-48.

 

Приложение 1

Результаты анкетирования «Что ты знаешь о войне?» в 3 «Б» классе

да нет Не знаю
  1. Знаешь ли ты когда  началась и закончилась Великая Отечественная война?
18 4
2. Знаешь ли ты когда отмечается праздник День Победы? 15 Нет или не верная дата- 7
3. Есть ли в твоей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне или были тружениками тыла? Знаешь ли ты их имена? 9 10 3
4. Есть ли вашей семье военные реликвии (фотографии, военный билет, письма с фронта, боевые награды) участников ВОВ? 6 14 2
5. Необходимо ли нашему поколению  помнить ту страшную войну? 22

 

Приложение 2

Материал из автобиографической книги сестры Виктора Васильевича Шишова Александры Васильевны Шишовой «О времени и о себе», Москва 1990 год.

«… Виктору удалось окончить девятилетку, получить среднее специальное образование, он окончил лесотехнический техникум. Призванный в Армию, Виктор окончил военно-политехническое училище. Великая Отечественная война застала его в должности политрука пограничных войск в Прибалтике.

В самые первые минуты и настал тот страшный час, описать который практически невозможно. Несколько раз раненый он был взят в плен в первые же дни войны. Трижды пытался бежать из плена и все неудачно. После каждого побега все больше и больше утяжелялись условия плена.

Последним местом его пленения был Рур. Работа в шахте окончательно измотала Виктора. Питанием была она «баланда» от пищевых отбросов. Все пленные страдали не только от тяжелой работы под землей, но и от желудочно-кишечных заболеваний. Масса пленных умирала. Виктор выжил, опустив свой вес до 37 килограммов. Наверху его, уже не годного для подземных работ, подобрали для работы на мыловаренный завод. Здесь на западной границе Германии, он и был освобожден Американской Армией. Здесь он впервые за многие годы получил нормальное питание и медицинскую помощь. А дальше был тяжелый путь на Родину, которая встретила, немногих уцелевших в плену,унизительной и длительной проверкой их благонадежности.  И вплоть до смерти Сталина бывшие военнопленные советские солдаты жили под официальным наблюдением НКВД.

После смерти Сталина, Виктор полностью восстановлен в своих гражданских правах и пользовался всеми привилегиями нашего государства, которые положены участникам ВОВ.

Нелегкой, можно сказать трагической,сложилась судьба моего младшего брата. На всю жизнь запомнилось мне его возвращение домой после плена. Все родные считали его погибшим. Никаких вестей от него не было, и только в 1946 году, на мой московский адрес пришло треугольное карандашом написанное письмо. Мне долго не верилось, что письмо брата Виктора, а через какое-то время появился и он сам. Одетый в поношенную немецкую солдатскую форму, он не хотел в ней выходить на улицу. Купить в то время ему одежду было невозможно. Помогли мои старые вологодские друзья- Новосёловы. Оба, муж и жена Новосёловы, долгое время находились в армии и принесли мне все совершенно новое обмундирование от белья до ботинок и шапки. Так, впервые, брат стал обычным советским солдатом, но держался он робко, говорил тихим голоском, как бы боясь что его кто-то подслушивает. Это особенно бросалось мне в глаза, когда я провожала Виктора к родителям в Вологодскую область. 

Поезд отходил с Ярославского вокзала. Народу было немного, но направляясь к вагону брат перестал слушать меня, а все время оглядывался то в ту, то в другую сторону. Я спросила: «В чем дело?» Виктор ответил, что ему все кажется, что он идет в сопровождении охраны. 

Перед отъездом домой Виктор коротко рассказал мне о своей жизни в плену и больше ни у него ни у меня не было желания обратиться еще раз к воспоминаниям об этом страшном периоде его жизни.

Вернувшись домой он получил работу по специальности. На пенсию ушел после 70 лет. Работал с полной отдачей всех своих сил. Больной и старый он дожил свою жизнь в родных местах. 

В январе 1990 года он скончался от сердечно-сосудистой недостаточности и похоронен в г. Вельске».

Мои прадедушки-участники Великой Отечественной войны