Федосова Юлия Дмитриевна
Учитель начальных классов
Новосергиевская СОШ№2
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №186022
Наименование конкурса: Всероссийская педагогическая конференция «Великая Победа: история и современность» посвященная 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Образовательный проект «Равнение на Победу»
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №186022


 

 

 

   Районная научно-практическая конференция  
учащихся и педагогов
                               
                              Предмет: «Начальное образование»
                          Номинация: «Образовательный проект»
                                                                   

 




 

                                                                   Автор: Федосова Юлия Дмитриевна
                                                                                  учитель начальных классов

                                                                    МОБУ «Новосергиевская СОШ №2»
                                                                            1 квалификационная категория

                                              
Новосергиевка – 2025

                                      Паспорт проекта

 

№ п/п Наименование пункта Описание
1 Название проекта Образовательный проект «Равнение на Победу»
2 Автор проекта Федосова Юлия Дмитриевна, учитель начальных классов МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа № 2» 
3 Проблема  Воспитание патриотически настроенных и ответственных граждан. Патриотические ценности являются приоритетными, однако представления граждан о них противоречивы: старшее поколение считает патриотизм практически жизненно важным, а молодое поколение нередко сомневается в необходимости быть патриотом. Патриотическое чувство не возникает само по себе, его нужно формировать, начиная с самого детства, путем длительного целенаправленного воспитательного воздействия.
4 Целевая аудитория Педагоги, учащиеся начальной школы, родители учащихся, ветераны, представители местных сообществ.
5 География реализации проекта Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка.
6 Цель проекта Создание организационных и методических условий для формирования представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности.                                             
7 Задачи проекта 1. Способствовать воспитанию у ребенка любви к Родине, интереса к ее героической истории, уважения и чувства благодарности к ветеранам войны, воинам – защитникам Отечества.

2.  Способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.

3. Обогащать представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОв.

4. Расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.

5. Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с песнями, созданными в дни ВОв.

6. Формировать способы межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

7. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах, о ВОв. 

8. Привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

9. Вызывать эмоциональный отклик на результат своей деятельности и деятельности других детей.

8 Сроки реализации проекта 09.01.2025 г.  – 09.05.2025 г.

 

9 Ресурсное обеспечение проекта -технические (компьютер, принтер, мультимедио, интерактивная доска, музыкальный центр, фотоаппарат);

-информационно-методические (материалы школьного музея «Стальные магистрали», материалы МЦРБ им. А.С. Пушкина, информационно-методические материалы по подготовке к 80-летию Победы);

-интеллектуальные и творческие: использование семейных архивов (фотографий, писем и т.д.), разнообразные формы речевого исполнительства: стихи, песни военных лет, музыкальное сопровождение.

10 Ожидаемые результаты проекта 1.Повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками. 

2. Повышение уровня гражданской грамотности учащихся. 

3. Внедрение активных форм работы для формирования у обучающихся гражданственности и патриотического сознания, развития духовно-нравственных качеств личности, уважения к гражданским правам и свободе, любви к Родине, к своему краю, коллективу и семье.

 4.  Глубокое восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «Родина», «патриотизм», «уважение», «гордость», «память», «благодарность».


11

Показатели эффективности реализации проекта

Участие учащихся в мероприятиях, акциях; создание поделок, рисунков, боевого листка, календаря Победы, творческих конкурсах. Использование методических материалов проекта другими педагогами. 
12 Продукт проекта Сборник организационно-методических материалов, посвящённых Великой Отечественной войне.


                                        

 

 

 

 


 

 

 




 


                                                Содержание
Введение…………………………………………………………………………7
Глава I. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания в современной школе

1.1.Понятие и аспекты патриотизма……………………………………………9

Глава II. Практическая часть по реализации проекта «Равнение на Победу»

2.1 Этапы проекта………………………………………………………………12
2.2 Основные направления проекта……………………………………………13
2.3 Мероприятия по реализации проекта……………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….……..16
Литература……………………………………………………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….18









 

 





 

                                                      Введение


                                                                  «Мы помним, мы знаем, мы не забудем!»
2025 году отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.  В связи с этим президент России В.В.Путин объявил его Годом защитника Отечества. 
Патриотическое воспитание – это комплексный и последовательный процесс, в котором участвуют школа, общественные организации и другие структуры. Его цель – сформировать у детей и подростков глубокое чувство любви к Родине, ответственности за её судьбу и готовность защищать её интересы. Это значит воспитать в них высокие моральные качества, понимание конституционных обязанностей гражданина и готовность выполнять свой гражданский долг, включая защиту интересов общества и государства. Работа ведётся целенаправленно и координированно, чтобы добиться единого результата – воспитания патриотически настроенных и ответственных граждан. В эту работу вкладываются значительные усилия с привлечением различных методов и подходов, учитывающих возрастные особенности учащихся и специфику конкретных ситуаций.
В современной России патриотические ценности являются приоритетными, однако представления граждан о них противоречивы: старшее поколение считает патриотизм практически жизненно важным, а молодое поколение нередко сомневается в необходимости быть патриотом. Именно поэтому огромное внимание сегодня уделяется патриотическому воспитанию учащихся.
На школу возложена большая ответственность – донести до учащихся информацию об истории Родины, великих достижениях и значимых событиях. Патриотическое воспитание должно начинаться в семье и продолжаться в школе. Только комплексный подход, включающий в себя активную работу школы, семьи и общественности, сможет эффективно решить проблему недостаточного патриотического воспитания подрастающего поколения и воспитать граждан, любящих свою Родину и готовых защищать ее интересы.
Проект посвящен Победе в Великой Отечественной войне. Работа над этим проектом – дань уважения и признательности всем воинам и труженикам тыла той страшной войны. В преддверии празднования Дня Победы нужно еще раз, прикоснуться к истории – истории нашего героического народа.

Цель проекта: 

Создание организационных и методических условий для формирования представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности.                                            
Задачи:
1. Способствовать воспитанию у ребенка любви к Родине, интереса к ее героической истории, уважения и чувства благодарности к ветеранам войны, воинам – защитникам Отечества.

  1. Способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.
  2. Обогащать представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.
  3. Расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.
  4. Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с песнями, созданными в дни ВОВ.
  5. Формировать способы межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
  6. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах, о ВОВ. 

8.Привлечь родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

  1. Вызывать эмоциональный отклик на результат своей деятельности и деятельности других детей.


    Актуальность: 80-летие Победы в Великой Отечественной войне — это важная дата, которая требует от нас не только памяти, но и активного изучения истории. Поэтому 80-летие Победы должно стать не только поводом для торжественных мероприятий, но и импульсом для более глубокого и всестороннего изучения истории Великой Отечественной войны.

 








 

 



Глава I. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания в современной школе. 

                                   1.1.Понятие и аспекты патриотизма 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности. Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.                         
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя: 

-чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос; 

-уважительное отношение к языку своего народа; 

-заботу об интересах Родины; 

-осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства; 

-проявление гражданских чувств; 

-гордость за своё Отечество, за символы государства; 

-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее; 

-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа; -гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности. 

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. 

Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Проблемой патриотического воспитания школьников занимались многие учёные и педагоги, среди них:
А. С. Макаренко: рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом»;
К. Д. Ушинский: формируя принцип народности в воспитании, выделял необходимость воспитания у детей любви к Родине, человеколюбия, трудолюбия, ответственности; 
В. А. Сухомлинский считал, что школа должна воспитывать у молодёжи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности;
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. М. Маслова в результате психолого-педагогических исследований пришли к выводу, что младший школьный возраст является положительным для формирования патриотических чувств.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Таким образом мы рассмотрели сущность понятия «патриотизм», на основе которой мы и построили свою проектную деятельность. 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 



 

Глава II. Практическая часть по реализации проекта «Равнение на Победу»
Проект реализуется с 09.01.2025 г. – 09.05.2025г
Основные формы реализации проекта:

  • сбор и анализ информации;
  • презентации,
  • встречи, беседы, наблюдения;
  • праздничные программы;
  • акции;
  • творческие конкурсы;
  • экскурсии;
  • поисковая работа;
  • мастер-классы;
  • краеведческий час;
  • внеклассные мероприятия.

                                                   2.1 Этапы проекта

Название этапа Цели и задачи
 I. Подготовительный (мотивационный) этап
Январь – февраль 2025 года
Цель: подготовка условий для реализации образовательного проекта
Задачи:
1. Поставить цели и задачи проекта.
2. Создать план проекта.
3. Замотивировать участников проекта.
4. Подобрать необходимый исторический материал,  стихотворения о войне 1941-1945гг.

5. Разработать памятки по созданию «Календаря Победы», «Боевого листка».II. Практический этап.
Март – апрель 2025 года
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию
Задачи:
1.Проводить мероприятия, экскурсии, акции, мастер-классы.
2. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом.
3. Подготовиться к открытому мероприятию.
III. Заключительный этап
Апрель-май 2025 года
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3.Провести открытое внеклассное мероприятие «Мы – наследники Победы!»  (с презентацией всех проведенных мероприятий, демонстрацией макетов, рисунков, боевых листков)


                                      2.2 Основные направления проекта

1. Гражданско-патриотическое воспитание
Формирование у детей устойчивого чувства ответственности перед своей страной и народом. Речь идет о воспитании активной гражданской позиции, готовности защищать интересы своей страны и своего народа.
2. Историко-краеведческое воспитание.
Данное направление направлено на развитие чувства гордости за историю своего Отечества и родного края. Дети изучают историческое прошлое своей местности, знакомятся с традициями, обычаями и культурой предков. Это помогает им лучше понять настоящее, увидеть преемственность поколений и почувствовать себя частью исторического процесса.
3. Героико-патриотическое воспитание
Направлено на знакомство с выдающимися личностями и событиями Великой Отечественной войны, с героями, которые проявили мужество, самоотверженность и преданность Родине. Цель – воспитать чувство гордости за героическое прошлое, показать примеры гражданского мужества и патриотизма. Это формирование понимания того, что защита Родины – это священный долг каждого гражданина.

4. Духовно-нравственное воспитание
Это развитие у детей высоких моральных качеств: честности, доброты, сострадания, справедливости, ответственности. Они должны понимать важность нравственных ценностей и руководствоваться ими в своей повседневной жизни, в отношениях с людьми, в своих поступках. Это формирование внутренних качеств, которые будет помогать им ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

В итоге все четыре направления взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируя гармонично развитую личность, готовую к активной гражданской жизни и ответственному отношению к своей Родине и своему народу.





 

                         

 

 

                       2.3 Мероприятия по реализации проекта

          Мероприятие                   Цель       Срок
                                                Работа с учащимися
1 Классный час «Урок мужества» Погружение в атмосферу военного времени, расширение знания о событиях 1941-1945 гг. Январь
2 Знакомство со стихотворениями поэтов родного края о Великой Отечественной войне. Сотрудничество с центральной районной библиотекой им. А.С. Пушкина, детской библиотекой п. Новосергиевка. Расширение знаний о ВОв и поэтах родного края, создавших произведения на эту тему Февраль
3 Подготовка исторической справки о Героях Советского Союза Новосергиевского района. Сотрудничество с районным краеведческим музеем. Расширение знаний о Героях Советского Союза Новосергиевского района. Февраль-март
4 Экскурсия в школьный музей «Стальные магистрали»  Знакомство с экспозицией «Никто не забыт, ничто не забыто», изучения экспонатов, трофеев.

 

Март
5 Конкурс «Читаем стихи о войне»  Повышение интереса к событиям Великой Отечественной войны
1941-1945 годов.
Март
7 Краеведческий час у мемориала «Вечный Огонь» – «Никто не забыт – ничто не забыто» Сохранение памяти о павших героях, борцах за свободу,
за честь Родины
Апрель
8 Изготовление макетов военной техники, оборудования, предметов быта  Демонстрация внешнего вида объектов, погружение
в определенную эпоху.
Март-Апрель
9 Проведение акции «Голубь Мира – голубь Победы»

 

Напоминание взрослым
и объяснение детям значение мира в нашей жизни.
Апрель
10 Изготовление боевого листка «Герой моей семьи» с использованием материалов семейных архивов  Воспитание гордости за своих прадедов, формирование представления о героизме. Март-май
11 Изготовление «Календаря Победы» – «20 дней до Победы»
(20 учеников – 20 дней до Победы, календарь с рисунками детей на тему «Салют, Победа!»)
Формирование представления о важности праздничной даты 9 Мая  Апрель – май
12 Встреча с новыми героями – героями СВО.  Воспитание гордости за героев России     Апрель-май
13 Проведение открытого внеклассного мероприятия
«Мы – наследники Победы», 
Презентация всех проведенных мероприятий, демонстрацией макетов, рисунков, боевых листков Апрель
14 Участие в акции «Окно Победы» Создание атмосферы праздника, передача молодому поколению традиций, выражение благодарности героям Великой Отечественной войны   Апрель-май
15 Проведение акции
«Георгиевская лента».  
Воспитание гуманистических качеств личности, уважение
к другим народам и странам
Май
Работа с родителями
1 Круглый стол с родителями учащихся С целью ознакомления
с задачами проекта,
планом мероприятий.
Январь-февраль
2 Оказание помощи детям в подготовке выступлений Историческая справка, изготовление макетов и боевой листок Январь – май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

Патриотическое воспитание младших школьников с применением разных форм работы позволит помочь всем участникам проекта осознать всю значимость Великой Победы  для нашего народа, расширит знания о войне, о памятниках и монументах, посвященных Великой отечественной войне в посёлке Новосергиевка, позволит оценить вклад отдельно взятой семьи в общую Победу.
Проектная деятельность в патриотическом воспитании   стимулирует активное участие учащихся, развивает их социально значимые навыки и качества, способствует формированию гражданской идентичности и патриотических чувств. К сожалению. сейчас уже не предоставляется возможным провести личные встречи с живыми свидетелями событий Великой Отечественной войны, но есть герои нашего времени – герои России, встреча с которыми будет детям интересна и полезна.
Данный проект предназначен для использования педагогами начальной школы. Таким образом, проектная, творческая и познавательная деятельность в патриотическом воспитании   стимулирует активное участие учащихся, развивает их социально значимые навыки и качества, способствует формированию гражданской идентичности и патриотических чувств. К сожалению, сейчас уже не предоставляется возможным провести личные встречи с живыми свидетелями событий Великой Отечественной войны, но есть герои нашего времени – герои России, встреча с которыми будет детям интересна и полезна.


 

 

 

 

 

 

 

                                                         Литература

 

  1. https://www.orenburg.kp.ru/daily/27655/5005719/ – «Комсомольская правда»

    2. https://1418museum.ru   – Музейный комплекс «Дорога Памяти», где в разделе «Галерея памяти» можно найти данные о члене семьи среди миллионов записей архивов Министерства обороны.

    3. www.pamyat-naroda.ru   – общедоступный банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны

    4. www.obd-memorial.ru – обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период;
  2. www.podvignaroda.ru   – общедоступный электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  3. https://victorymuseum.ru/encyclopedia/technic/ – Подробный каталог вооружения и военной техники, представленной в экспозициях Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

    7.Ресурсы музея школы «Стальные магистрали» 
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-v-istorii-i-teorii-pedagogiki   – Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики

9.Семейные архивы

  1. https://may9.ru/ –  Сайт «80 Победа!» 

 









                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1


                    Классный час на тему: «Урок Мужества», 2 класс

Цель: формирование представлений обучающихся об ответственном гражданском поведении людей на примерах отважных поступков взрослых и сверстников.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества на примере пионеров-героев, дедов и прадедов;
2) воспитывать уважение к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев, гордость за героическое прошлое нашего народа, своих близких;
3) способствовать формированию у молодого поколения готовности к защите Родины. 

Оборудование: презентация «Урок Мужества»; материалы семейного архива

                                                 Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня на уроке мы вспомним о славных страницах истории нашей страны. Определите тему нашего классного часа, прослушав стихотворение «Мужество» Анны Ахматовой, написанное в 1942 году:

 

Слушают стихотворение  https://vk.com/video-47395_456239360

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Учитель: Ребята, о чем строки этого стихотворения?  (ответ учащихся)
Как вы понимаете смысл данного стихотворения? Какая главная мысль?

Учитель: Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» — это стихотворение о мужестве и патриотизме. Это поэтический след Великой Отечественной войны в русской культуре.
Можно с полной уверенностью сказать, что после его издания, русский солдат нес свое тяжелое бремя не только за любимых людей, родной дом, но еще и “великое русское слово”, высоко превознесенное Ахматовой в “Мужестве”.  Одной из главных ценностей, за которые стоит защищать родину, автор считает русскую речь — великий носитель национальной культуры. Очень важно, сохранить русское слово, русскую культуру,  чтобы передать их потомкам.

Учитель: Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество? (дети отвечают). Подберите синонимы к этому слову
(Называют бесстрашие, смелость, храбрость, отвага, доблесть, героизм). 

Учитель: Какого человека можно назвать мужественным? (ответ учащихся).

Учитель: Догадались ли вы, о чем пойдет речь?
– Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Наш классный час так и называется «Урок мужества».

Учитель: Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными

Учащиеся: Во время Великой Отечественной войны (могут назвать и другие события)
Учитель: Давайте вспомним об этой войне.

Ученик 1: Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Воскресным утром 1941 года тысячи мальчиков и девочек со своими родителями в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 4 года. 1418 дней шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОв на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин. В Советском Союзе погибло более 7 миллионов людей. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. 

На доску вышиваются даты начала и окончания войны, количество дней,  количество погибших в этой войне. 

Учитель: В Южном красивом городе Ростове-на-Дону жил мальчик. Самой главной его страстью были голуби: о них он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами-разведчиками. Они несли сведения из города о местонахождении фашистского штаба, который потом был разгромлен. Мальчика схватили и жестоко убили.

Учитель: Ребята, можно ли назвать этого мальчика мужественным? Почему? (ответы учащихся)

Учитель: Героями были не только взрослые, но и дети, ваши сверстники. 

Учитель: Наш юный журналист Титов Егор взял интервью у своей бабушки. Он поинтересовался, знает ли она о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Вот о чем она им рассказала. 

Интервью Титова Егора с бабушкой Ермаковой Г.И. (она говорит о своем детстве, пионерах-героях, рассказывает конкретно о Леониде Александровиче Голикове: 

Герой Советского Союза Леонид Александрович Голиков родился 17 июня 1926 года в д. Лукино Старорусского (ныне — Парфинского) района Новгородской области в рабочей семье. После окончания семи классов школы работал на фанерном заводе.В отряде был разведчиком, уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал девять автомашин с боеприпасами. В августе 1942 года в районе д. Варницы Стругокрасненского района Псковской области подорвал гранатой автомобиль немецкого генерал-майора инженерных войск Рихарда фон Виртца и захватил портфель с документами военного характера (чертежи новых образцов немецких мин, инспекционные донесения и др.). Был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить его при жизни не успел. 24 января 1943 года 16-летний партизан погиб в бою у с. Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Похоронен в родной деревне.)

Учитель: В детстве ваши родители, бабушки и дедушки читали книги о пионерах-героях. Их имена навечно застыли в строю героев, их взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. 

Учитель: Шестеро пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Боря Цариков, Александр Чекалин.
Сегодня мы создадим с вами «Книгу Мужества»

Титов Егор прикрепляет портрет Голикова Л. на доску в «Книгу Мужества».

Учитель: Продолжим знакомство с пионерами-героями.

1 ученик Прикрепляет портрет Зины Портновой.

Зинаида Мартыновна Портнова, 15 лет – Герой Советского Союза, юная партизанка, зверски замучена фашистами. Родилась 20 февраля 1926 года в гор. Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) в семье рабочего. В начале июня 1941 года 15-летняя Зина приехала на каникулы после седьмого класса школы к бабушке в д. Зуи близ станицы Оболь Шумилинского района Витебской области Белорусской ССР (ныне — Белоруссия). Зина Портнова работала в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, где по указанию руководства подполья отравила пищу (погибли более ста человек). Скрываясь от преследования, в августе 1943 года ушла в партизанский отряд им. К. Е. Ворошилова, где стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов. 

2 ученик Прикрепляет портрет Вали Котика.

Самый молодой Герой Советского Союза Валентин Александрович Котик родился 11 февраля 1930 года в с. Хмелевке Каменец-Подольской области Украинской СССР (ныне — Хмельницкая область Украины) в крестьянской семье. С 1937 года проживал в г. Шепетовке той же области. 14 лет – Герой Советского Союза. Осенью 1941 года вместе с товарищами, устроив засаду, убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, подорвав гранатой машину, в которой ехал глава жандармерии. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины.  Участвовал в боевых действиях и диверсиях, был дважды ранен. В 1943 году Валя Котик совершает еще массу героических подвигов – это подрыв телефонного подземного кабеля фашистов, подрыв немецкого склада и шести железнодорожных эшелонов.В бою за г. Изяслав 16 февраля 1944 года получил тяжелое ранение и на следующий день скончался. На момент смерти Котику исполнилось 14 лет. Он похоронен в Шепетовке.

3 ученик Прикрепляет портрет Марата Казея

Герой Советского Союза Марат Иванович Казей родился 29 октября 1929 года в д. Станьково Койдановского района Минской области Белорусской ССР (ныне — Дзержинский район Минской области Республики Белоруссия) в семье бывшего моряка.Марат стал разведчиком штаба бригады им. К. К. Рокоссовского, участвовал в диверсиях, выполнял ряд опасных заданий. Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 года, когда благодаря ему был спасен целый партизанский отряд. Тогда у деревни Румок немецкие каратели окружили отряд им. Фурманова, но Марат Казей сумел прорваться сквозь окружение врага и привести помощь. Враг был побежден, а его товарищи спасены.Погиб 11 мая 1944 года в д. Хоромецкое Узденского района Минской области, подорвав себя гранатой в бою. В 1946 году его тело с воинскими почестями было перезахоронено в родной деревне.

4 ученик Прикрепляет портрет Шуры Чекалина

Герой Советского Союза Шура Чекалин (Александр Павлович Чекалин) родился 25 марта 1925 года в с. Песковатском Лихвинского уезда Калужской губернии (ныне — Суворовский район Тульской области) в семье охотника. С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в истребительный отряд, затем вместе с отцом перешел в партизанский отряд “Передовой”, став разведчиком. Собирал сведения о дислокации, численности, вооружении и маршрутах передвижения немецких частей, а также минировал дороги, подрывал эшелоны, выполнял обязанности радиста. В начале ноября 1941 года Александр Чекалин серьезно заболел и вернулся в родное село, где был захвачен в плен немцами после доноса сельского старосты. 6 ноября 1941 году 16-летний партизан был повешен на городской площади Лихвина. После освобождения города перезахоронен с воинскими почестями. 

5 ученик Прикрепляет портрет Бори  Царикова 

Герой Советского Союза Борис Андреевич Цариков родился 31 октября 1925 года (по другим данным — 1926 года) в гор. Гомеле Гомельской губернии РСФСР (ныне — на территории Белоруссии) в семье служащего. Имел среднее образование. В 1941 году в возрасте 16 лет вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, служил разведчиком 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. 15 октября 1943 года вместе с группой минёров самым первым форсировал реку Днепр и под ураганным огнём противника первым врывался в траншеи противника с автоматом и ручными гранатами, уничтожая гитлеровцев, тем самым обеспечил переправу 1-го стрелкового батальона. 13 ноября 1943 года Борис Цариков (на тот момент — ефрейтор, комсорг батальона) погиб в бою. Похоронен в братской могиле в Лоеве.

Учитель: И еще много ребят, которые пожертвовали собой ради защиты Родины. Это из их жизни пришло к нам слово «мужество». Мы должны помнить имена всех тех, кто коввал Великую Победу.


Учитель: Нет, наверное, ни одной семьи, в жизнь которой когда-то ворвалась страшная война. И в наших с вами семьях есть герои, наши деды и прадеды. Дети называют имена своих родственников-героев ВОв

Учитель: Благодаря мужеству советских людей, взрослых и детей, наступил День Победы. Это один из самых важных российский праздников: 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. В этом году исполняется 80 лет со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне.  В этот день мы чтим память погибших и преклоняемся перед всеми, кто остался в живых. Трудно подобрать слова, чтобы описать тот подвиг, который совершили ветераны в те ужасные годы Великой Отечественной войны. Наше поколение глубоко благодарно за мужество и героизм, их подвиг бессмертен, его будут помнить ВЕЧНО!

Ученик читает стихотворение М. Владимова «Еще тогда нас не было на свете!» (Михайлов Александр). 

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

Учитель: Ребята, как вы думаете, мужественным можно быть только на войне? (ответы детей, приводят примеры).

Просмотр видеоролика https://www.orenburg.kp.ru/daily/27655/5005719/

(Содержание ролика: Двух школьников из Сорочинска наградили медалью «За проявленное мужество». Апрельский паводок уничтожил больше трех сотен жилых домов Сорочинска. Одними из первых на помощь к пострадавшим пришли 14-летний Максим Уренков и 16-летний Иван Фоменко. Парни вывезли на лодке 54 человека. Несмотря на свой юный возраст, мальчики работали наравне со взрослыми – выходили на воду рано утром и уходили домой уже затемно. На суше их встречали родители. Мамы и папы отвозили эвакуированных их сыновьями людей в безопасное место, а самим юным героям привозили еду и горячий чай. Подвиг юношей не остался незамеченным. Награждение проходило в Совете Федерации РФ в рамках Всероссийского гражданско-патриотического проекта «Дети-герои». Отличительные знаки школьники получили из рук сенатора от Оренбургской области, председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко).

Учитель прикрепляет фото мальчиков на доску

 

 Итог классного часа. Рефлексия.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, у нас получилась «Книга Мужества».

Чьи имена внесены в нашу с вами «Книгу Мужества»? Почему? (ответы детей).

 Учитель: Какое высказывание больше всего соответствует сейчас вашему представлению о мужестве?

  • Мужество есть великое свойство души: народ, им отмеченный, должен гордиться собою. (Н. М. Карамзин, русский писатель)
  • Только доблесть бессмертно живет, 
    Ибо храбрые славны вовеки! (русский поэт, В. Брюсов).
  • Доблесть заслуживает подражания (Неизвестный автор). 
  • Истинное мужество готово встретиться с любой опасностью и остаётся непоколебимым, какое бы бедствие ни угрожало. (Джон Локк, английский философ)
  • В жизни всегда есть место мужеству (Неизвестный автор).

Заключительное слово учителя:  Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героический подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останется в наших сердцах чувство безграничной благодарности тем, кто сражался за свободу любимой Родины. В жизни всегда есть место мужеству! 

                                                                               









 

 

 

 


                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                 Конкурс «Читаем стихи о войне»

                                   Подборка стихотворений

 

Фамилия, имя Название и автор стихотворения
1.Берденникова Полина С.Пивоваров «У обелиска»
2.Бушуева Виктория С.Маршак «Шинель»
3.Воронин Роман Т.Шапиро «Победа»
4.Грабовенко Дмитрий Н.Томилина «День Победы»
5.Давлетова Алина Л.Преображенская «Рассказ ветерана»
6.Заварзина Виктория А.Сурков «Красоту, что дарит нам природа»
7.Зайнутдинов Эмир Г.Ладонщиков «Пограничник»
8.Кинжигалеев Самир В.Фетисов «На поляне, от лагеря близко..»
9.Малкова Анна Е.Винокуров «Москвичи»
10.Михайлов Александр М.Владимов «Ещё тогда нас не было на свете..»
11.Назарова Светлана А.Коваленков «Солнце скрылось за горою..»
12.Небогина Дарья А.Воскобойников «Когда на бой смертельный шли вы»
13.Пальшин Егор А.Сурков «Утро Победы»
14.Прилиппа Дарья В.Давыдов «Ветераны»
15.Рябинин Роман А.Шамарин «Никто не забыт»
16.Титов Егор С.Маршак «Разговор с внуком»
17.Тимембаев Данияр А.Барто «Мы врага отбросим»
18.Ханжина Вероника И.Малышев «Девять страничек»
19.Шаламай Арина В.Шефнер «Верим в Победу»


                                      Победите конкурса:
Ханжина Вероника                                      Небогина Дарья
И.Малышев                                                     А.Воскобойников
«Девять страничек»                         «Когда на бой смертельный шли вы»                                                                                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 3      

       
        Сценарий краеведческого часа у мемориала «Вечный Огонь»                   

                                             п.Новосергиевка

Место проведения: п. Новосергиевка, проспект Калинина

Тема: Никто не забыт – ничто не забыто.

Цель: сохранение и передача будущим поколениям памяти о тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны;  

Задачи:
– познакомить с мемориалом «Вечный огонь» в п. Новосергиевка;
– вспомнить имена родных, защитников Отечества;
– воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам, их подвигу

                                          Ход мероприятия:

Учитель:  Здравствуйте, ребята, очень рада вас видеть сегодня на краеведческом часе «Никто не забыт – ничто не забыто»

Учитель:  Давайте послушаем песню Владимира Златоустовского «Вечный Огонь». Какие чувства вы испытали, прослушав песню? (дети отвечают)

Учитель: Ве́чный ого́нь — огонь, символически знаменующий собой торжественную память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины. В российском праве — элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, с постоянным горением. 

Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, где и когда был впервые зажжен Вечный Огонь? (отвечают)   Об  этом нам расскажет Пальшин Егор.

Пальшин Егор: Впервые вечный огонь был зажжен в Париже 11 ноября 1923 на могиле Неизвестного солдата, в которой были погребены останки французского солдата, погибшего в боях Первой мировой войны. С этого дня огонь на мемориале зажигается ежедневно в 18.30, в церемонии участвуют ветераны Второй мировой войны.

Учитель: Вечный огонь, пылающий на могиле Неизвестного Солдата как символ памяти о героях, павших на фронтах Великой Отечественной войны…Его не могут погасить ни проливные дожди, ни злой ветер. Над ним не властно время, как бессильно оно и перед человеческой памятью, заставляющей живых приходить к этому священному месту и заворожённо смотреть на языки пламени, рвущиеся ввысь. Вечный Огонь!

Учитель: А когда же загорелся первый Вечный Огонь в нашей стране?
Об этом нам расскажет Берденникова Полина.

Берденникова Полина: Первый вечный огонь в СССР, так тогда называлась наша страна, загорелся в октябре 1957 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) на Марсовом поле у памятника “Борцам революции”. Вечный огонь на Марсовом поле стал источником пламени для большинства воинских мемориалов, открытых в городах-героях СССР, а также городах воинской славы в знак памяти о жертвах Великой отечественной войны 1941-1945 годов.

Учитель: В Зале воинской славы на Мамаевом кургане в Волгограде располагается рука павшего воина, которая несёт в себе Вечный огонь, охраняемый почетным караулом. Вдоль стен всего зала расположены мозаичные знамёна с именами павших бойцов, проходя мимо которых в сердце закрадывается чувство скорби. А над самим огнём в центре всего гигантского купола расположен овальный вырез. Внутри непрерывно звучит композиция «Грезы» Роберта Шумана, которая пронзает каждый уголок постройки.


Учитель: Ребята, был ли кто-нибудь в г. Волгограде? Поделитесь впечатлениями.
 

Под звуки композиции Р. Шумана «Грезы» рассказ ученика (примерный)
Рука является символом вечной памяти о тех, кто пал, отдав свою жизнь за свободу Сталинграда. Этот памятник — очень красивое и символичное место, мало, где Вечный огонь был так оформлен. Смена караула здесь — ритуал, который придерживаются весь год, независимо от погодных условий. На душе бывает тяжело, когда видишь всё это вживую, не на картинках, ведь трагичная атмосфера, воссозданная здесь, даёт вспомнить о тех, кто отдал жизнь ради нашей свободы.


Учитель: Наш мемориальный комплекс – мемориал Памяти новосергиевцев, погибших на фрнотах ВОв – был открыт   9 мая 1967 года. В центре – памятник Неизвестному солдату. Изготовлен скульптором Озеровым в г. Ленинграде, установлен под руководством художника Н.М. Горбаткова. Для памятника была выбрана скульптура воина-освободителя с ребенком на руках.
Перед памятником на постаменте звезда с Вечным огнем, который горит всегда, днем и ночью, в снег и дождь, является  символом неугасающей народной памяти о тех, кто отдал жизни на полях сражениях, но не вернулся с боев в родные дома, кто подарил нам светлое будущее и мирное время.


В различные памятные даты для нашей страны, в том числе в День Неизвестного солдата, в День Победы, здесь несут Почётный караул юнармейцы и нашей школы №2.

Продолжим экскурсию. 

Учитель: 9 мая 1983 года у памятника открылся мемориальный ансамбль. Ансамбль состоит из 10 стел с памятником в центре. Позади памятника –плита с барельефом скорбящей матери и высеченными словами: «Никто не забыт, ничто не забыто». 

Ученик: «Никто не забыт, ничто не забыто» — фраза, ставшая символом не только блокадного Ленинграда, но и Великой Отечественной войны. Её автором является поэтесса Ольга Берггольц, чьи радиорепортажи давали надежду жителям осажденного города.

Учитель: Рябинин Роман, стихотворение Алексея Шамарина «Никто не забыт»

Рябинин Роман:
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: На каждой стеле – плита, отлитая из чугуна со звездой наверху и венком внизу, в нее вставлены дюралевые листы с высеченными на них фамилиями пятисот погибших новосергиевцев.
Посмотрите направо, тут находится стела «Герои Советского Союза».
В левой части стелы – барельеф Золотой Звезды и лавровый венок, в правой – плита, на которой высечены имена 16 Героев Советского Союза. Давайте прочитаем имена Героев.
Ученик читает.

Учитель: Ребята, сегодня вы принесли портреты участников ВОв вашей семьи. 

Учащиеся и их родители демонстрируют портреты и рассказывают о своих героях ВОв.
1.Бикитеев Шайдулла Хамитович (1926-1945), красноармеец, стрелквая дивизия
2.Демидов(Прилиппа) Андрей Тимофеевич (1915-1944), танкист
3.Волков Владимир Михайлович, военный корреспондент
4.Офицеров Михаил Константинович (1922-1992), рядовой, гвардии сержант
5.Николаев Михаил Макарович (1899), батальонный комиссар
6.Пичугин Егор Ильич (1916-1986), разведчик
7.Швец Анна Андреевна (1924-2011), фронтовой шофёр

 

Учитель: Война не обошла стороной и мою семью. Я тоже принесла портрет своего прадеда. Моего прадеда зовут Федосов Григорий Михайлович, родился в 1920 году, умер в возрасте 96 лет. Очень ценно то, что я застала своего прадеда, очень этим горжусь! Вырос Григорий Михайлович в селе Дмитриевка Белозерского района Оренбургской области, в обычной деревенской семье вместе с мамой и старшей сестрой. После 7 класса был призван в армию. В 1940 был отравлен в Читинскую область на службу. «Запомнилась эта поездка озером Байкал, до сих пор в памяти эта чистейшая вода» – вспоминал Григорий Михайлович.  Служил сержантом в 6 арт-десантном полку, во время бомбёжки в защите за Москву, у командира дивизиона оторвало ногу и Григорий Михайлович, рискуя своей жизнью, перетащил командира в укрытие и оказал помощь. 9 мая 1945 года – это тот долгожданный момент в жизни не только моего прадеда, а всего светского народа. Несмотря на многочисленные ранения, Григорий Михайлович с достоинством преодолел этот нелёгкий путь, об этом свидетельствует несчитанное количество наград (орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За отвагу», Жукова, «За победу над Германией», «За безупречную службу»)
Демонстрация медали «За Отвагу», фотографий 1945 года, газеты со статьёй 2014 года

Учитель: Дань неизвестному солдату
Я призываю вас отдать,
Сказать спасибо за победу
И на минуту замолчать.

Как много их в полях осталось
Безмолвно в тишине лежать.
Что сделать можем мы, потомки?
Почаще подвиг вспоминать.

Учитель: Предлагаю почтить минутой молчания память всех погибших в годы Великой Отечественной войны. 

                                      Минута молчания. Звук метронома. 

Учитель: Мы должны помнить цену, которую заплатил наш народ за мир, в котором мы живем. Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, познакомившись с памятниками и мемориалами, которые рассказали о тех страшных событиях, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.

Сегодня каждый из вас принес белый воздушный шар, улетающие в небо шары на День Победы символизируют души погибших в Великой Отечественной войне воинов. Запуская шары в небо, мы показываем, что помним подвиг этих людей и не забудем того, что они сделали во имя будущего, для нас, их потомков. Улетающий в небо шар символизирует связь между нынешними поколениями и погибшими, души которых уже находятся на небесах.

Учащиеся запускают воздушные шары.

Ученик: Оценен риск, поступок благородный,
И Родина вас в памяти хранит,
Пусть имена записаны в гранит,
Защитников Отечества Россия помнит,
За верность долгу всех благодарит! 

                                                 Рефлексия.

– Как наш народ увековечил память о воинах погибших в годы войны?
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Какие впечатления у вас от нашей экскурсии?
– Почему так важно помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне?

Далее ознакомительная экскурсия по всему мемориальному комплексу. Знакомство с памятниками героям локальных войн, Аллеей Героев, музеем техники под открытым небом.


 

 

 



 


 





 

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

              Памятка  по изготовлению боевого листка «Герой моей семьи»
                с использованием материалов семейных архивов

Боевой листок – один из видов солдатских стенных газет, выпускаемых в подразделениях частей Российской армии.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. в боевом листке солдаты рассказывали о героических подвигах своих товарищей, выражали патриотические чувства, призывали к разгрому немецко-фашистских захватчиков.
В мирной обстановке содержанием боевых листков является изучение и раскрытие значения знаменательных событий и биографий людей, внесших свой вклад в историю становления своей страны и своей малой Родины.

Требования к оформлению:
· Размер боевого листка: А3 (вертикально, горизонтально)
· Допускается использование ткани, клея, картона, цветной бумаги
· Размер шрифта: Любой
· Способ изложения материала: произвольный.

  Некоторые критерии, по которым оценивают боевой листок:

Композиция.
Ширина полей должна быть не менее двух сантиметров, между заголовком и основным текстом нужно оставить свободное место. Наиболее интересные материалы размещают в центре листа, менее важные — по краям.

Соответствие материалов заявленной теме.
Главную тему можно поместить в название листка, тогда она сразу привлечёт внимание.

Информативность.
Статьи должны не только нести определённое содержание, но и обладать информативностью, чтобы было интересно читать.

Качество художественного исполнения.
Листок должен содержать достаточное количество фотографий, рисунков, эффектно размещённых иллюстраций.

Аккуратность исполнения.
Текстовые материалы лучше напечатать на отдельных листах, а затем их наклеить.

Оригинальность и актуальность.
Боевой листок может быть выполнен в любой технике (тушь, гуашь, пастель, компьютерная графика, смешанные техники, коллаж и т. д.).
     
                Примерная инструкция по оформлению боевого листка.

Прежде чем приступить к его созданию и оформлению необходимо определиться, какой материал будет главным, а какой второстепенным
( композиционное построение). Главную тему можно поместить в название листка, тогда она сразу привлечет внимание. Размещать статью по главной теме надлежит в центре листка.

Все помещаемые в листке статьи должны не только нести определенное содержание, но и обладать информативностью, чтобы было интересно читать. Сама по себе информация ничего не значит, если человек не почерпнет из нее какие-то сведения лично для себя, которые он до этого еще не знал.

Листок должен быть красочно оформлен. Статьи привлекают внимание, когда их читаешь, а чтобы привлечь внимание к прочтению, необходимо акцентировать внимание на сам листок. Он должен содержать достаточное количество фотографий, рисунков, вполне красочно будут смотреться аппликации.

 

 

 




 



 





                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Памятка  по изготовлению «Календарь Победы»

 

Календарь Победы – это отличный способ отдать дань уважения и почтить память о павших Великой Отечественной войны. Создание такого календаря своими руками – это идея, которая поможет сохранить историческую память и передать ее следующему поколению.                                                             

Первый шаг в создании календаря Победы – это подготовка материалов.

Для изготовления этого календаря нам понадобятся следующие материалы:
1.Ватман ватмана формата А 2
2.Ножницы
3.Двухсторонний скотч (нужно наклеить сзади)
4.Текст (до Дня Победы осталось: … дней), цифры (1941-1945 , 2025 и цифры для обратного отсчета).
5.Черно-белые картинки послевоенного времени (будет здорово, если в  семейном альбоме есть такие ретро-фотографии – можно использовать их репродукции)
6.Цветные картинки Парада Победы 9 мая (также можно взять из семейного альбома)
7.Мальчик и девочка в военной форме (как вариант, портрет дедушки и бабушки – ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла)
8.Букет гвоздики и салют (картинка или объемная аппликация)
9.Для уголков календаря Георгиевские ленточки с гвоздикой
10.Медаль Отечественной войны (картинка)
11. Символ 2025 года, год Защитника Отечества.

Следующий шаг – это создание основы календаря.

Берем ватман. Сверху посередине клеим медаль Отечественной войны. Ниже клеим текст: «До дня победы осталось»; далее клеим цифры и ниже клеим надпись дней. По бокам от слова «дней» приклеиваем букет гвоздик и салют.
С левого верхнего угла приклеиваем Георгиевскую ленточку с гвоздикой.  Посередине ватмана клеим дату 1941-1945. По периметру всего листа клеим фотографии послевоенного времени в черно – белом цвете и в приклеиваем мальчика и девочку в военной форме(картинка)

 


Затем, распределите дни по списку. Одному ученику – одна дата.  Вы можете оформить каждую дату в стиле Великой Отечественной войны, добавив цветные иллюстрации или фотографии.
Теперь, когда мы создали основу календаря, настало время его украсить.
Добавьте изображения связанные с Великой Отечественной войной. Вы можете использовать фотографии солдат, флаги, символику и другие изображения, которые олицетворяют победу и память о героических событиях.

  1. Используйте различные цвета и оттенки, чтобы сделать календарь более ярким и насыщенным. Вы можете использовать фломастеры, карандаши или акварельные краски, чтобы раскрасить числа и дни недели.
  2. Добавьте цитаты или стихи, посвященные Великой Отечественной войне. Это может быть выразительные фразы из произведений военной литературы, цитаты из речей политических и военных деятелей, а также слова известных героев.

    Каждый ученик рисует рисунок  на тему «Навстречу Великой Победе!» на листе формата А4 и пишет список  важных событий, которые произошли в этот день и прикрепляет его на ватман , с помощью клея, под цифрой «До Дня Победы осталось…»

    Проверьте все даты и события, чтобы избежать возможных ошибок. Убедитесь, что все праздничные даты и дни записаны верно.

              

После того, как вы провели все необходимые исправления и улучшения, ваш календарь Победы будет готов к использованию. Не забудьте поделиться своим творением с другими и возможно даже покажите его на праздновании Дня Победы! Наш календарь победы готов,  он прослужит много лет, только нужно будет менять актуальную дату.

 







 



                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 6
                    Сценарий открытого внеклассного мероприятия
                                      «Мы – наследники Победы»

 

Цель: формирование представления о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войны.  

Задачи:
– обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны;
-развивать у детей познавательный интерес к истории своей Родины
-воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родине.

На фоне песни «День Победы», композитор – Давид Тухманов, автор слов Владимир Харитонов) https://may9.ru/ 

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята, родители. Наше мероприятие носит название «Мы – наследники Победы!».
Нынешний год – особый год в истории нашей страны: ровно  80-лет назад закончилась самая страшная война 20 века, Великая Отечественная война. 9 мая – праздник, который соединил в себе радость и скорбь, гордость за нашу историю и искреннюю печаль о многочисленных жертвах войны. 

Мы – наследники Победы! Я убеждена в том, что все мы – должны сохранить для последующих поколений, святую правду о нашей великой истории, о подвиге, совершенном народами Советского Союза. 

Ученик 1:
День Победы — это праздник славы
Тех, кто постоял за нас в бою,
Кто пожертвовал порою самым главным,
Кто отдал за нас и жизнь свою.

 

Ученик 2: 

День победы не забыть,
Будем помнить, будем чтить.
Это родина моя,
Не гордиться ей нельзя.
Подвиги родной страны,
Веками славить будем мы.

Ученик 3:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память  – наша совесть

Она как сила нам нужна.

 

 

Учитель: До Дня Победы ровно 20 дней.  «Салют, Победа!». Именно под таким названием мы с ребятами сделали календарь обратного отсчета. 

Ученик 4: «Календарь Победы» —  плакат-календарь, посвященный самому Великому дню для нашей страны, Дню Победы. Главная идея — создание календаря из воспоминаний о событиях истории Великой Отечественной войны с целью приблизить этот знаменательный день.  Календарь состоит из рисунков учащихся 2В класса с датами обратного отсчёта. Он находится в классе, каждый день учащиеся по очереди меняют дату и прикрепляют рисунок. 20 учащихся — 20 дней до Победы.             

На фоне видео парада 1945 года 

https://vkvideo.ru/video-81981034_456239887?ref_domain=may9.ru

 

Учитель: Впервые парад Победы на Красной площади состоялся 24 июня 1945 года вскоре после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Им командовал маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, принимал парад заместитель Верховного главнокомандующего маршал Советского Союза Георгий Жуков. Для участия в параде были сформированы 12 сводных полков (10 – от каждого из действовавших к концу войны фронтов, а также по одному от Военно-морского флота и Наркомата обороны СССР). Каждый полк насчитывал свыше тысячи наиболее отличившихся бойцов, в том числе Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы. Перед полками шли командующие фронтами и армиями. Также в параде участвовали сводный полк барабанщиков, части Московского гарнизона, оркестр из 1 400 музыкантов. В целом по Красной площади прошли около 40 тыс. военнослужащих и около 1 850 единиц военной техники.

— танки Т-34 и ИС-2;

— самоходные артиллерийские установки СУ-76, СУ-100, ИСУ-152;

— реактивные системы залпового огня БМ-31-12;

— гаубицы М-30, пушки ЗиС-3, БС-3.

В итоге Парад Победы 24 июня продлился 122 минуты. Из-за непогоды пришлось отменить демонстрации трудящихся и воздушную часть Парада. Этот Парад стал основным массовым шествием советских войск в 1945 году, организаторы и участники получили благодарность от И.В. Сталина. Хотя в Берлине Красная армия провела парад ещё раньше: 4 мая 1945 года. Потом ещё был парад четырех союзных армий, в сентябре 1945 года…

(Демонстрация внешнего вида военной техники, погружение в определенную эпоху.)

 

Учитель: Ребята нашего класса тоже готовились  к  Параду Победы и сами изготовили макеты военной техники. 

 

Презентация макетов военной техники: 

Ученик 5: Танк Т-34 — это не просто легенда Второй мировой войны, но и, без преувеличения, выдающийся образец боевой техники 20 века. Многие  этот танк называют танком Победы и неспроста: дело в его простоте и надёжности, с первых часов выхода на боевую арену техника показала непревзойдённое качество. Армия рейха не знала и не была готова к встрече с танком Т-34. Сам Иосиф Виссарионович Сталин восхищался танком Т-34 и называл его «первой ласточкой бронетанковых сил». Танк Т-34 стал главным символом и легендой Второй мировой войны. 

 

Ученик 6: БМ-13 – “Катюша”
Существует несколько теорий о том, почему советская ракетная установка БМ-13 была названа «Катюша», именем девушки. Одина из них предполагает, что звук, созданный при стрельбе оружием, похож на советскую мелодию, идущую под тем же названием… Система была очень эффективной против пехотных войск, но не настолько хороша для уничтожения танков и бронетехники – ракеты были упакованы взрывчаткой, а не бронебойными боеголовками. БМ-13 был бесценным оружием и сыграл важную роль в оказании помощи советским войскам в ликвидации фашистских захватчиков.

Ученик 7: Ил-2
Еще одна важная часть военной техники, которая оказалась решающей в советской победе во время Второй мировой войны. У этого самолета было два прозвища: «Летающий танк» из-за его толстой брони и «Горбатый» из-за его внешнего вида. Ил-2 не был самым маневренным самолетом, но он был одним из самых эффективных и уничтожал как немецкие самолеты, так и наземные и морские цели. На одном баке топлива этот самолет мог преодолеть расстояние до 700 км и развязать огненную бурю горячего свинца с двумя пушками и двумя пулеметами.

Учитель: Главные гости парад Победы – ветераны Великой Отечественной войны. 

Ученик 8 (Прилиппа Дарья) : Владимир Давыдов «Ветераны»
Вот и снова весна, снова Праздник Победы,
Снова светлая грусть нам сжимает сердца –
Ведь уходят они – те, кто вынес все беды,
Не оставив позиций своих до конца !
А уходят, как жили – обычно и просто,
Не печалясь, что в жизнь их вмешалась война,
Как, когда-то – в разведку, за линию фронта,
На храненье отдав нам свои ордена….

Учитель: Сегодня мы вспомним тех, кто сражался за Родину, проявляя храбрость и мужество. Их вклад в победу бесценен, и важно помнить об этом, передавая историю следующему поколению. 

Учитель: Сегодня ребята вместе со своими родителями подготовили Боевые листки «Герой моей семьи». Боевой листок – один из видов солдатских стенных газет, выпускаемых в подразделениях частей Российской армии.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. в боевом листке солдаты рассказывали о героических подвигах своих товарищей, выражали патриотические чувства, призывали к разгрому немецко-фашистских захватчиков.

Презентация  боевых листков учащихся «Герой моей семьи» с использованием материалов семейных архивов. 

Учитель: Казалось бы, война была много лет назад, но есть люди, которые защищают Россию  и в наше время.
Ребята, сегодня, в нашем классе присутствует папа Тимембава Данияра, Тимембаев Ринат Сисембаевич, участник Специальной военной операции. (Речь участника СВО о важности мира на Земле.)

Учитель: Ребята, знаете ли вы, какая птица считается символом Мира? (ответы детей)

Тимембаев Р.С.: Выражение «Голуби – птицы Мира!» стало популярным после окончания второй мировой войны. Мы испытываем чувство боли, тревоги и гордости за свой народ, ведь Великая Отечественная война прошла  по судьбам многих семей. И наша задача — это не забыть и передать нашим детям, чтоб и они знали и помнили, какой ценой была завоёвана Победа. 

Учитель: 1 февраля стартовала Всероссийская акция «Голубь Мира – голубь Победы», посвященная 80-летию Великой Победы. Сегодня мы с вами сделаем голубей Мира и оформим Окно Победы в нашем кабинете.
(Мастер-класс по изготовлению голубей Мира. )

Дети делают из бумаги «ладошки», пишут на них пожелания и поздравления. Украшают Окно Победы. 

Ученик 9: Мир на земле – это самое важное и хрупкое, что следует беречь и защищать. Пусть наши белые голуби олицетворяют послание всем людям Земли с призывом жить в мире, дружбе и взаимопонимании. 

Ученик 10: Идут годы, а голубь мира, вместе с георгиевской ленточкой прочно заняли позиции доброго и мирного символа мира, свободы и надежды! 

Учитель: Спасибо, ребята, за это замечательно мероприятие, посвященное Дню Победы.
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда
Пусть не будет войны на планете!
ХОРОМ: НИКОГДА! НИКОГДА! НИКОГДА!

Исполнение песни «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). 






 

 

Образовательный проект «Равнение на Победу»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram