МАОУ «СОШ №42» г. Перми структурное подразделение
«Дошкольные группы»
Конспект развлечения в старшей логопедической группе
игра-квест «Неизведанный космос»
Авторы: Маямсина Е. В. – учитель-логопед
Волегова Т. А. – учитель-дефектолог
Рубина О. А. – воспитатель
Пестова С.Ю .- воспитатель
г. Пермь
2025 г.
Цель: Расширение знаний детей о космосе через построение образовательной деятельности в форме квест-игры, при которой дети являются активными участниками процесса решения проблемно-обучающих ситуаций.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- Систематизировать и углубить знания детей о космосе.
Развивающие:
- Способствовать развитию мыслительных операций;
- Развивать воображение, внимание, память;
- Развивать межполушарное взаимодействие;
- Развивать умение работать по схеме;
- Развивать умение взаимодействовать с окружающими, работать в команде;
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение, любовь, гордость за свою Родину.
Прогнозируемые результаты:
Сформировано представление о космическом пространстве, о Солнечной системе; дети знают название планет СС, их некоторые особенности.
Материально-техническое оснащение:
- Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, светильник, имитирующий звездное небо, аудиозаписи космической музыки группы «Спейс», песня Звездочета из фильма «Про Красную шапочку», звук взлета ракеты, «звуки» космоса.
- Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Интересные факты о космосе», схемы выкладывания ракеты из счетных палочек (несколько вариантов от простого к сложному).
- Раздаточный материал: счетные палочки, звездочки (фишки), контейнеры для воды, бумажные звезды, бумажные человечки, пластмассовые палочки, шерстяная ткань, бутылочки для напитков, трубочки для коктейля, напитки (чай, сок, вода, лимонад, какао, молоко).
Предварительная работа:
- Беседа «Что такое космос?».
- Просмотр презентации «Интересные факты о космосе».
- Рассматривание альбомов, энциклопедий о космосе, созвездиях, космонавтах.
- Чтение стихов о космосе.
- Разгадывание загадок о космосе.
- Игры «Мемо», «Ходилки», «Разрезные картинки», «ЛЕГО-конструктор».
- ИЗО деятельность по данной теме.
- Выставка поделок и рисунков «Неизведанный космос».
Методы и приемы:
- Наглядный: мультимедийная презентация, альбомы с иллюстрациями.
- Проблемно-поисковый: проблемная ситуация, коллективное обсуждение.
- Прием эмоциональной заинтересованности: поисковая игра-квест.
- Игровой: дидактические игры, двигательные паузы.
- Словесные: викторина, беседы, рассказ педагога, словесная мотивация, стихи, загадки.
Ход занятия
Дети заходят в зал, оформленный рисунками и поделками детей на космическую тему. Свет в зале приглушен, на потолок проецируется световая имитация звездного неба. Играет «космическая» музыка.
Ведущий: С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по бескрайним космическим просторам?
Дети: Да!
Ведущий: Почему мы не сможем полететь на самолете?
Дети: При полете самолет опирается на воздух, а в космосе воздуха нет.
Ведущий: Значит, для полета в космос нам понадобится ракета. Давайте соберем ракету из счетных палочек.
Детям предоставляется несколько вариантов схем для выкладывания ракеты. Дети выбирают понравившуюся схему и складывают ракету из счетных палочек.
Ведущий: Молодцы! Ракета готова. Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,…1 Старт!
Звучит космическая музыка, на экране появляется слайд с изображением космоса. «Космонавты» надевают шлемы и получают билеты для посадки на космический корабль «Восток».
Физминутка
Ведущий: У нас время разминки «Ловкие пальчики».
Дети выполняют кинезиологические упражнения для пальцев рук под руководством ведущего: «Колечки», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо – нос», «Лезгинка», «Змейка».
Ведущий: Вот мы и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор. Что там видно?
Дети: Много звезд и планет.
Ведущий:
У каждой планеты свой собственный путь
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты
По-разному все они солнцем согреты.
Ведущий: У нас за иллюминатором замечательный вид. Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца? Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой.
Ведущий: Во время нашего путешествия мы посетим несколько станций. На каждой остановке (станции) вас ждет интересное задание. Если вы его выполните, то получите звезду. В конце путешествия из этих звезд вы сможете собрать созвездие Большой медведицы.
Ведущий: Пора нам приземляться на одну из планет. Первая станция, на которой мы приземлились, называется «Скоростная». На этой станции вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы.
1.Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9)
2.Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)
3.Какая планета является спутником Земли? (Луна)
4.Какой формы наша Земля? (Шар)
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Когда наша страна отмечает день космонавтики? (12 апреля)
- Как называется дом космонавтов? (Орбитальная станция)
- Какой самый быстрый транспорт был создан на Земле? (Ракета)
- Как называются окна у звездолетов? (Иллюминаторы)
- Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
- Как называется состояние космонавта в космосе? (Невесомость)
- Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка и Стрелка)
Ведущий: Молодцы, отличные ответы, получайте первую звезду. Мы можем отправляться дальше.
Звучит музыка. Дети занимают свои места в «космическом корабле».
Ведущий: Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем?
Дети: Звезд на небе днем не видно.
Ведущий: А почему днем не видно звезд?
Дети: Потому что светит Солнце.
Ведущий: Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда. Как она называется?
Дети: Солнце.
Ведущий: Ребята, назовите, сколько планет вращается вокруг солнца?
Дети: Вокруг солнца вращаются 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Ведущий: Мы прибыли на следующую станцию – «Планетарную». Вас ждут вопросы о планетах Солнечной системы. Если вы дадите правильный ответ, то на экране появится изображение планеты.
ИГРА «Путешествие к планетам»
- Самая жаркая планета (Меркурий)
- Самая холодная планета (Плутон)
- Какая планета похожа на сверкающий голубой шар? (Земля) Почему? (Имеет много воды)
- Почему на Земле возможно существование жизни? (Потому что Земля окружена атмосферой-воздухом)
- Какая планета имеет красный цвет? (Марс) Почему? (имеет песок красного цвета)
- Самая большая планета Солнечной системы (Юпитер) Из чего он состоит? (Из газа)
- Планета, имеющая самые большие кольца (Сатурн)
- Планета, которая была названа в честь римского бога морей, ледяной гигант (Нептун)
- Самая далекая планета (Плутон)
Ведущий: Молодцы! Вы получаете вторую звезду. Наше путешествие продолжается.
Мы с вами попали на третью станцию, которая называется «Поиграй-ка». Я предлагаю вам поиграть в игру «Земля – космос».
Звучит аудиозапись «космической» музыки. Дети активно двигаются. Аудиозапись прерывается. Дети прекращают движения и остаются на местах. Ведущий дотрагивается поочередно до каждого ребенка. Если при этом он произносит слово «земля», ребенок называет объект или явление, связанное с этой планетой (например, река, море, тропинка, тундра, лес, город, трава, деревья, люди). Если ведущий произносит слово «космос», то ребенок называет объект или явление, связанное с космосом (например, планета, звезда, ракета, космонавт, комета, астероид).
Ведущий: Здорово поиграли, получайте звезду. Мы отправляемся дальше.
Мы прибыли на станцию под названием «Космическая столовая».
Игра «Космическая еда»
Цель: согласование существительных и прилагательных в роде и числе.
Дети с завязанными глазами пробуют из бутылочек через трубочку космические напитки: чай, сок, воду, лимонад, какао. Угадав напиток по вкусу, называют его: космический чай, космический сок, космическая вода, космический лимонад, космическое какао.
Ведущий: Подкрепились космическими напитками? Получайте четвертую звезду.
У нас на пути станция «Млечный путь».
Ведущий: Вы находитесь на космической научной станции. Здесь проходят опыты, исследования. Вы очень любознательные дети, поэтому мы займемся исследованием бескрайних космических просторов.
На мультимедийной доске появляется изображение космического пространства. В зале играет песня Звездочета из фильма «Про Красную шапочку».
Ведущий: Ребята, сейчас мы сконструируем модель галактики Млечный путь, в которой находится наша Солнечная система.
Опыт с водой «Млечный путь»
Ведущий: Нам необходимо подготовить контейнеры с водой. В каждый контейнер мы добавим небольшое количество молока. Оно будет имитировать галактические пылевые и газовые облака. Затем мы возьмем бумажные звезды. Прежде чем опустить их в воду, нужно загнуть каждый лучик к середине звезды.
Дети выполняют задание.
Ведущий: Теперь мы опустим звезды в воду и увидим, что с ними произойдет: все лучики раскрылись, расправились. У нас получился Млечный путь. Мы оказались в самом центре галактики.
Опыт со статическим электричеством «Пляшущие человечки»
Ведущий: Покружитесь! Вы заметили, что вы стали очень легкими, почти невесомыми?
Дети: Да!
Ведущий: Давайте мы попробуем сымитировать движения космонавтов, которые находятся в состоянии невесомости. Для этого мы возьмем пластмассовые палочки, потрем их о шерстяную ткань и поднесем к фигуркам человечков, вырезанных из тонкой бумаги (размер человечка 1,5 – 2 см). Посмотрите, они начали подпрыгивать и приплясывать!
Дети: Как интересно!
Ведущий: Вы получаете пятую звезду. Мы продолжаем путешествие и совершим выход в открытый космос!
Кинезиологическая гимнастика «Космонавты».
Дети выполняют кинезиологические упражнения для тела под руководством ведущего: «Перекрестное марширование», «Перекрестные прыжки», «Мельница», «Горизонтальная восьмерка».
Ведущий: Мы оказались на станции под названием «Орбитальная». Здесь вас ждет несколько испытаний.
Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: закрепить умение детей определять на слух четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
- Марс, Меркурий, Солнце, Венера
- Уран, Плутон, Сатурн, Земля
- Нептун, Луна, Юпитер, Венера
- Ракета, звездолет, самолет, космический корабль
Игра «Ритмы космоса»
На интерактивной доске появляются ритмические рисунки в виде звезд. Дети отстукивают ритм.
Ведущий: Молодцы! Вы заработали шестую звезду. Мы отправляемся дальше.
Ведущий: На нашем пути станция «Загадочная». Ребята, слушайте внимательно цепочку загадок о космосе (см. приложение «Загадки о космосе»).
Дети отгадывают загадки, последняя из которых про комету.
Ведущий: Ребята, за время путешествия вы смогли получить семь звезд. Давайте составим из них комету, которая полетит в неизведанные космические просторы.
Дети подходят к плакату, на котором изображена схема кометы, и прикрепляют к нему звезды.
Ведущий: Ребята! Вы успешно прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогали друг другу. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Всем приготовится к пуску! Начать отсчет 10, 9, 8,…0. Пуск!
Итог занятия
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по неизведанным космическим далям. А чтобы вы помнили о нашем путешествии, я дарю вам именные звездочки. Смотрите на них и знайте, вы – маленькие звездочки своей планеты.
Все участники развлечения получают «космические» призы.
Приложение №1
Загадки о космосе
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.
(Звезды)
На синий лед серебряные зёрна разбросаны.
(Звёзды)
Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь,
Зовем свою галактику
Мы просто… .
(Млечный путь)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … .
(Земля)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … .
(Луна)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … .
(ракете)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — … .
(комета)