Пестова Светлана Юрьевна - воспитатель логопедической группы,
Маямсина Елена Владимировна - учитель-логопед,
Рубина Ольга Анатольевна - воспитатель логопедической группы,
Волегова Татьяна Андреевна - учитель-дефектолог
Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ № 42» г. Перми Структурное подразделение «Дошкольные группы»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №186033
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открываем загадочный космос», посвященный Дню космонавтики в России
Наименование конкурсной работы: Конспект развлечения в старшей логопедической группе игра - квест «Неизведанный космос»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №186033


МАОУ «СОШ №42» г. Перми структурное подразделение

«Дошкольные группы»

Конспект развлечения в старшей логопедической группе

игра-квест «Неизведанный космос»

                                                 Авторы: Маямсина Е. В. – учитель-логопед

                                                                  Волегова Т. А. – учитель-дефектолог

                                                                  Рубина О. А. – воспитатель

                                                                  Пестова С.Ю .- воспитатель

                                                  

                                                

г. Пермь

2025 г.

 

Цель: Расширение знаний детей о космосе через построение образовательной деятельности в форме квест-игры, при которой дети являются активными участниками процесса решения проблемно-обучающих ситуаций. 

Задачи:

Образовательные (обучающие):

  1. Систематизировать и углубить знания детей о космосе.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций;
  2. Развивать воображение, внимание, память;
  3. Развивать межполушарное взаимодействие;
  4. Развивать умение работать по схеме;
  5. Развивать умение взаимодействовать с окружающими, работать в команде;
  6. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение, любовь, гордость за свою Родину.

Прогнозируемые результаты:

Сформировано представление о космическом пространстве, о Солнечной системе; дети знают название планет СС, их некоторые особенности.

Материально-техническое оснащение:

  1. Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, светильник, имитирующий звездное небо, аудиозаписи космической музыки группы «Спейс», песня Звездочета из фильма «Про Красную шапочку», звук взлета ракеты, «звуки» космоса.
  2. Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Интересные факты о космосе», схемы выкладывания ракеты из счетных палочек (несколько вариантов от простого к сложному).
  3. Раздаточный материал: счетные палочки, звездочки (фишки), контейнеры для воды, бумажные звезды, бумажные человечки, пластмассовые палочки, шерстяная ткань, бутылочки для напитков, трубочки для коктейля, напитки (чай, сок, вода, лимонад, какао, молоко).

Предварительная работа:

  1. Беседа «Что такое космос?».
  2. Просмотр презентации «Интересные факты о космосе».
  3. Рассматривание альбомов, энциклопедий о космосе, созвездиях, космонавтах. 
  4. Чтение стихов о космосе.
  5. Разгадывание загадок о космосе.
  6. Игры «Мемо», «Ходилки», «Разрезные картинки», «ЛЕГО-конструктор».
  7. ИЗО деятельность по данной теме.
  8. Выставка поделок и рисунков «Неизведанный космос».

Методы и приемы:

  1. Наглядный: мультимедийная презентация, альбомы с иллюстрациями.
  2. Проблемно-поисковый: проблемная ситуация, коллективное обсуждение.
  3. Прием эмоциональной заинтересованности: поисковая игра-квест.
  4. Игровой: дидактические игры, двигательные паузы.
  5. Словесные: викторина, беседы, рассказ педагога, словесная мотивация, стихи, загадки.

Ход занятия

Дети заходят в зал, оформленный рисунками и поделками детей на космическую тему. Свет в зале приглушен, на потолок проецируется световая имитация звездного неба. Играет «космическая» музыка.

Ведущий: С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по бескрайним космическим просторам?

Дети: Да!

 Ведущий: Почему мы не сможем полететь на самолете? 

Дети: При полете самолет опирается на воздух, а в космосе воздуха нет.

Ведущий: Значит, для полета в космос нам понадобится ракета. Давайте соберем ракету из счетных палочек.

Детям предоставляется несколько вариантов схем для выкладывания ракеты. Дети выбирают понравившуюся схему и складывают ракету из счетных палочек.

Ведущий: Молодцы! Ракета готова. Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,…1 Старт! 

Звучит космическая музыка, на экране появляется слайд с изображением космоса. «Космонавты» надевают шлемы и получают билеты для посадки на космический корабль «Восток».

Физминутка

Ведущий: У нас время разминки «Ловкие пальчики».

Дети выполняют кинезиологические упражнения для пальцев рук под руководством ведущего: «Колечки», «Цепочка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо – нос», «Лезгинка», «Змейка».

Ведущий: Вот мы и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор. Что там видно?

Дети: Много звезд и планет. 

Ведущий: 

У каждой планеты свой собственный путь

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты

По-разному все они солнцем согреты.

Ведущий: У нас за иллюминатором замечательный вид. Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца? Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. 

Ведущий: Во время нашего путешествия мы посетим несколько станций. На каждой остановке (станции) вас ждет интересное задание. Если вы его выполните, то получите звезду. В конце путешествия из этих звезд вы сможете собрать созвездие Большой медведицы.

Ведущий: Пора нам приземляться на одну из планет. Первая станция, на которой мы приземлились, называется «Скоростная». На этой станции вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы.

1.Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9)

2.Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)

3.Какая планета является спутником Земли? (Луна)

4.Какой формы наша Земля? (Шар)

  1. Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)
  2. Когда наша страна отмечает день космонавтики? (12 апреля)
  3. Как называется дом космонавтов? (Орбитальная станция)
  4. Какой самый быстрый транспорт был создан на Земле? (Ракета)
  5. Как называются окна у звездолетов? (Иллюминаторы)
  6. Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
  7. Как называется состояние космонавта в космосе? (Невесомость)
  8. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка и Стрелка)

 

Ведущий: Молодцы, отличные ответы, получайте первую звезду. Мы можем отправляться дальше.

Звучит музыка. Дети занимают свои места в «космическом корабле».

Ведущий: Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? 

Дети: Звезд на небе днем не видно. 

Ведущий: А почему днем не видно звезд? 

Дети: Потому что светит Солнце. 

Ведущий: Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда. Как она называется?

 Дети: Солнце.

Ведущий: Ребята, назовите, сколько планет вращается вокруг солнца? 

Дети: Вокруг солнца вращаются 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Ведущий: Мы прибыли на следующую станцию – «Планетарную». Вас ждут вопросы о планетах Солнечной системы. Если вы дадите правильный ответ, то на экране появится изображение планеты.

 

ИГРА «Путешествие к планетам»

  1. Самая жаркая планета (Меркурий)
  2. Самая холодная планета (Плутон) 
  3. Какая планета похожа на сверкающий голубой шар? (Земля) Почему? (Имеет много воды)
  4. Почему на Земле возможно существование жизни? (Потому что Земля окружена атмосферой-воздухом)
  5. Какая планета имеет красный цвет? (Марс) Почему? (имеет песок красного цвета)
  6. Самая большая планета Солнечной системы (Юпитер) Из чего он состоит? (Из газа)
  7. Планета, имеющая самые большие кольца (Сатурн)
  8. Планета, которая была названа в честь римского бога морей, ледяной гигант (Нептун)
  9.  Самая далекая планета (Плутон)

Ведущий: Молодцы! Вы получаете вторую звезду. Наше путешествие продолжается. 

Мы с вами попали на третью станцию, которая называется «Поиграй-ка». Я предлагаю вам поиграть в игру «Земля – космос».

Звучит аудиозапись «космической» музыки. Дети активно двигаются. Аудиозапись прерывается. Дети прекращают движения и остаются на местах. Ведущий дотрагивается поочередно до каждого ребенка. Если при этом он произносит слово «земля», ребенок называет объект или явление, связанное с этой планетой (например, река, море, тропинка, тундра, лес, город, трава, деревья, люди). Если ведущий произносит слово «космос», то ребенок называет объект или явление, связанное с космосом (например, планета, звезда, ракета, космонавт, комета, астероид).

Ведущий: Здорово поиграли, получайте звезду. Мы отправляемся дальше. 

Мы прибыли на станцию под названием «Космическая столовая».

Игра «Космическая еда» 

Цель: согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

Дети с завязанными глазами пробуют из бутылочек через трубочку космические напитки: чай, сок, воду, лимонад, какао. Угадав напиток по вкусу, называют его: космический чай, космический сок, космическая вода, космический лимонад, космическое какао.

Ведущий: Подкрепились космическими напитками? Получайте четвертую звезду.

У нас на пути станция «Млечный путь».

Ведущий: Вы находитесь на космической научной станции. Здесь проходят опыты, исследования. Вы очень любознательные дети, поэтому мы займемся исследованием бескрайних космических просторов.

На мультимедийной доске появляется изображение космического пространства.  В зале играет песня Звездочета из фильма «Про Красную шапочку».

Ведущий: Ребята, сейчас мы сконструируем модель галактики Млечный путь, в которой находится наша Солнечная система.

Опыт с водой «Млечный путь»

Ведущий: Нам необходимо подготовить контейнеры с водой. В каждый контейнер мы добавим небольшое количество молока. Оно будет имитировать галактические пылевые и газовые облака. Затем мы возьмем бумажные звезды. Прежде чем опустить их в воду,  нужно загнуть каждый лучик к середине звезды. 

Дети выполняют задание.

Ведущий: Теперь мы опустим звезды в воду и увидим, что с ними произойдет: все лучики раскрылись, расправились. У нас получился Млечный путь. Мы оказались в самом центре галактики. 

Опыт со статическим электричеством «Пляшущие человечки»

Ведущий:  Покружитесь! Вы заметили, что вы стали очень легкими, почти невесомыми?

Дети: Да! 

Ведущий:  Давайте мы попробуем сымитировать движения космонавтов, которые находятся в состоянии невесомости. Для этого мы возьмем пластмассовые палочки, потрем их о шерстяную ткань и поднесем к фигуркам человечков, вырезанных из тонкой бумаги (размер человечка 1,5 – 2 см). Посмотрите, они начали подпрыгивать и приплясывать!

Дети: Как интересно!

Ведущий:  Вы получаете пятую звезду. Мы продолжаем путешествие и совершим выход в открытый космос!

Кинезиологическая гимнастика «Космонавты».

Дети выполняют кинезиологические упражнения для тела под руководством ведущего: «Перекрестное марширование», «Перекрестные прыжки», «Мельница», «Горизонтальная восьмерка».

Ведущий: Мы оказались на станции под названием «Орбитальная». Здесь вас ждет несколько испытаний.

Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: закрепить умение детей определять на слух четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

  • Марс, Меркурий, Солнце, Венера
  • Уран, Плутон, Сатурн, Земля
  • Нептун, Луна, Юпитер, Венера
  • Ракета, звездолет, самолет, космический корабль

Игра «Ритмы космоса»

На интерактивной доске появляются ритмические рисунки в виде звезд. Дети отстукивают ритм.

Ведущий: Молодцы! Вы заработали шестую звезду. Мы отправляемся дальше.

Ведущий: На нашем пути станция «Загадочная». Ребята, слушайте внимательно цепочку загадок о космосе (см. приложение «Загадки о космосе»).

Дети отгадывают загадки, последняя из которых про комету.

Ведущий: Ребята, за время путешествия вы смогли получить семь звезд. Давайте составим из них комету, которая полетит в неизведанные космические просторы.

Дети подходят к плакату, на котором изображена схема кометы, и прикрепляют к нему звезды.

Ведущий: Ребята! Вы успешно прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогали друг другу. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Всем приготовится к пуску! Начать отсчет 10, 9, 8,…0. Пуск!

 

Итог занятия

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по неизведанным космическим далям. А чтобы вы помнили о нашем путешествии, я дарю вам именные звездочки. Смотрите на них и знайте, вы – маленькие звездочки своей планеты.

Все участники развлечения получают «космические» призы.

 

Приложение №1

Загадки о космосе


Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.
(Звезды)

На синий лед серебряные зёрна разбросаны.
(Звёзды)


Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь,
Зовем свою галактику
Мы просто… .
(Млечный путь)


Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … .
(Земля)

 

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … .
(Луна)


На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … .
(ракете)

 


Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — … .
(комета)

 

Конспект развлечения в старшей логопедической группе игра – квест «Неизведанный космос»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram