Сусарова Валерия Михайловна
методист
МАОДО ЦДТ «Хибины» города Кировска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №186043
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший педагог — наставник», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Традиционные и инновационные практики наставничества в МАОДО ЦДТ «Хибины» города Кировска
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №186043


Традиционные и инновационные практики наставничества 

в МАОДО ЦДТ «Хибины» города Кировска

Караваева Елена Вячеславовна 

Директор МАОДО ЦДТ «Хибины» г. Кировска,

Сусарова Валерия Михайловна

методист МАОДО ЦДТ «Хибины» г. Кировска

 

В 2023 году, объявленном президентом РФ Годом педагога и наставника, в рамках реализации концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, очень актуальна задача развития института наставничества в системе дополнительного образования детей. Речь идёт как о наставничестве опытного педагога над начинающим, так и о реализации целевой модели наставничества обучающихся, ориентированной на максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого. Ведь раскрытие потенциала каждого ребёнка – это необходимое условие для успешной личной и профессиональной самореализации в современном обществе, а также создание условий для формирования эффективной системы самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации.

 

Целевая модель наставничества реализуется в Центре детского творчества «Хибины» города Кировска c марта 2022 г. За этот период произошло становление профессионалов.

В Центре сформирована база наставников из пятнадцати педагогов. Девять из них задействованы и передают опыт. Кто-то уже провёл своего наставляемого по всем этапам профессионального становления, некоторые находятся в резерве и уже готовы приступить к наставничеству.

Многие наставники курируют не по одному педагогу и обучающемуся. Кто-то из наставников – сам «вчерашний» наставляемый, успешно прошедший период адаптации и выразивший желание передавать опыт.

На сегодняшний день в Центре ведется работа по четырём формам наставничества: «опытный педагог – молодой педагог», «реверсивное наставничество», «педагог – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся».

Сегодня в Центре действует 9 наставнических пар формата «опытный педагог – молодой педагог».

С сентября 2023 года Центр внедряет новую для себя форму наставничества в формате «реверсивное наставничество». Это модель взаимодействия двух педагогов (или иных педагогических работников) по разным вопросам. Высококвалифицированный профессионал консультирует менее опытного по вопросам образовательного процесса, в свою очередь, он становится подопечным более молодого по вопросам, в которых испытывает затруднения.

Также с сентября в Центре действует такая форма наставничества как «педагог – обучающийся». В этом случае педагог-наставник берёт шефство над ребёнком, помогает ему в процессе образовательной деятельности, в организации участия в конкурсах, научно-прикладных конференциях и даже в профориентации.

На сегодня у нас сформировано 10 пар такого формата.

В этом ключе продуктивно работали и ранее, сейчас в этом направлении ведётся углублённая работа для наиболее полного раскрытия потенциала детей с повышенными образовательными потребностями. Для них составляются индивидуальные образовательный маршрут, по которым они следуют в процессе обучения под чутким руководством своих наставников.

И последняя форма наставничества, которая реализуется в Центре в 2023-2024 учебном году это «обучающийся – обучающийся». Во время проведения различных мероприятий педагогу запрещено помогать обучающимся в решении внезапных проблем, а участникам команды можно. В подобных случаях обучающиеся-наставники могут своевременно помочь справиться с форс-мажором.

Обучающиеся-наставники могут быть полезными при проведении учебных занятий (продемонстрировать, как правильно делать, поделиться опытом), а также в организационных моментах при проведении внутриучрежденческих и муниципальных мероприятиях.

Сколько времени занимает процесс взаимодействия – наставнические пары решают сами, исходя из потребностей и скорости обучаемости наставляемого. Кто-то ограничивается парой часов в неделю, а кому-то мало пары часов в день. Главное – результат!

 

Школа молодого педагога

В целях поддержки и сопровождения профессионального становления молодого педагога и создания условий для роста профессионального мастерства методисты информационно-методического отдела разработали для молодых педагогов Центра десять видео уроков «Школы молодого педагога», включающих основные темы, необходимые для дальнейшей качественной работы. Каждая тема представляет собой отдельно записанное теоретическое занятие, к которому молодые педагоги могут обращаться в любое удобное для них время. После просмотра каждой темы педагогам предлагается выполнение индивидуальной практической работы, которая впоследствии отправляется на проверку. Таким образом, происходит закрепление пройденного материала и детальная проработка необходимых знаний и умений.

Таблица 1

п/н

Тема занятия Категория педагогических сотрудников
1 Занятие 1. «Осуществление набора в учебные объединения. Продвижение учебных объединений через социальные сети. Написание постов». Педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы
2 Занятие 2. «Подготовка программно-методического обеспечения образовательного процесса».
3 Занятие 3. «Разработка дополнительных общеразвивающих программ».
4 Занятие 4. «Методика подготовки и проведения занятия, состав, структура, самоанализ. Современные и актуальные формы и методы».
5 Занятие 5. «Заполнение и ведение отчетной документации».
6 Занятие 6. «Самообразование – как средство повышения методического мастерства педагога».
7 Занятие 7. «Методы и формы работы с родителями в дополнительном образовании».
8 Занятие 8. «Планирование, подготовка, организация и проведение различных мероприятий».
9 Занятие 9. «Работа с одаренными детьми».
10 Занятие 10. «Воспитательная работа с обучающимися».

 

Кейс успешного педагога

В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку они могут очень эффективно применяться не только в управлении образовательным процессом, но и в процессе передачи знаний.

Для этих целей ЦДТ «Хибины» использует максимально простой и интуитивно понятный онлайн-сервис для управления рабочими процессами и проектами – Кайтен. 

Использование данного сервиса в системе наставничества в Центре полезно для облегчения коммуникации, отслеживания прогресса и обмена информацией между наставниками и их наставляемыми.

Кайтен помогает визуализировать рабочий процесс и следить за задачами, видеть этапы работы, позволяет поддерживать связь в режиме реального времени, обсуждать вопросы, делиться информацией, давать обратную связь и многое другое.

На данный момент в Центре создано более 10 рабочих досок, в том числе по адаптации и вхождению в должность педагогических работников.

Совместно с администрацией и методистами информационно-методического отдела в Центре были разработаны детальные чек-листы – пошаговые планы работы наставников и наставляемых – что должен знать и уметь сотрудник через 2 недели, после принятия на работу, через 3 месяца, через 6 месяцев и через один год. (см. Приложение 1). Каждый из них базируется на основных направлениях деятельности, в которую наставнику нужно ввести подопечного, и опирается на конкретные запросы наставляемого, поэтому может корректироваться в процессе взаимодействия.

Таким образом, каждый наставник создает для своего наставляемого 4 карточки на год, и отслеживает результаты. Такой подход позволяет наставникам следить за прогрессом своих подопечных и оказывать им поддержку и направление, а молодому педагогу получать конструктивные комментарии и рекомендации от своего наставника по поводу своей работы.

 

Литературный клуб ПРОчтец

Книги – это уникальная портативная магия!

Мы, сотрудники ЦДТ «Хибины», учим, наставляем, а ещё – самообразовываемся. Ищем общие темы, узнаём друг друга лучше и открываем новые горизонты. Многие из нас любят читать и любят общаться. И мы решили это совместить: основали среди коллег клуб чтецов, а также сформировали электронную библиотеку.

 

Важно помнить, что наставничество – это не волшебная палочка, которая автоматически создает успех. Истина заключается в том, что эффективное наставничество требует усилий, как со стороны наставника, так и со стороны подопечного. Отличные результаты совместной работы появляются тогда, когда обе стороны заинтересованы во взаимодействии, имеют общие цели и понимание того, что им нужно достичь!

Приложение 1

 

План вхождения в должность «Педагог дополнительного образования»

 

Период: 2 недели

Форма контроля: входящий зачет куратора

Задачи на период Знания, умения, установки
Корпоративная информация:

– ознакомление с локальными актами, регламентирующими деятельность педагога дополнительного образования;

– изучить структуру организации, распределение обязанностей внутри организации, ФИО;

– знакомство с организацией (история, миссия, традиции, фирменный стиль, цели и задачи на год), ознакомление с особенностями взаимодействия между отделами организации.

– Знает свои должностные обязанности, функциональные обязанности сотрудников организации, режим работы, расписание занятий, требования к дисциплине;

– Работает в системе Кайтен, знаком со всеми рабочими пространствами, понимает схему взаимодействия в системе, ознакомления с документами;

– Внешний вид и поведение соответствует корпоративным нормам;

– Знает структуру организации, общую структуру муниципальной системы образования, адреса, телефоны и режим работы сотрудников;

– Знает направления работы Центра, учебные объединения, которые функционируют;

– Пользуется кейсом «Успешного педагога»;

– Понимает миссию организации и знает стратегические задачи.

Набор обучающихся:

– посетить школы, чтобы познакомиться с детьми и представить свою программу;

– разместить пост-знакомство на официальной странице в VK;

– разработать рекламные листовки, направить в школьные чаты;

– продумать МК (пробное занятие);

– собрать информацию и предоставить документы секретарю учебной части.

– Понимает значимость и серьезность вопроса набора и удержания обучающихся;

– Знает и умеет презентовать себя и свою программу;

– Владеет информацией о подобных услугах в городе;

– Может свободно и непринужденно склонить родителя, либо ребенка при выборе учебного объединения в сторону своего направления;

– Владеет информацией о порядке зачисления обучающихся;

– Умеет использовать различные графические программы для оформления афиш и рекламной продукции;

– Владеет информацией как заполнять заявление, для чего нужно согласие и как можно получить сертификат ПФДО.

Реализация программ:

– познакомиться со структурой занятия;

– изучить программу;

– приступить к занятиям «Школы молодого педагога».

– Владеет структурой занятий;

– Может самостоятельно подготовиться к занятию;

– Обладает элементарными знаниями о различных техниках «слушания», игры, вовлечения;

– Имеет представление о современных педагогических технологиях, понимает, как их можно применять;

– Своевременно заполняет журнал учета посещения;

– Соблюдает санитарные требования, осуществляет проветривание, использует рециркулятор, заполняет журнал работы рециркулятора);

– Имеет представление об имеющихся ресурсах организации;

– Знает зачем, о чем и как писать посты в VK.

Воспитательная работа:

– ознакомиться с концепцией воспитания;

– научиться ориентироваться на доске «Участие обучающихся»;

– понять процедуру организации участие обучающихся в воспитательных мероприятиях.

– Владеет информацией о предстоящих воспитательных мероприятиях;

– Имеет представление о роли педагога и обучающихся в воспитательном мероприятии;

– Знает порядок проведения обязательных инструктажей с обучающимися.

Личные качества, установки. – Принимает ответственность за свое развитие на себя, исполнителен;

– Демонстрирует внимательное отношение к индивидуальным проблемам коллег, ребенка, родителя, готовность и желание помочь.

 

Период 1 месяц – 3 месяца

Форма контроля: зачет наставника

Задачи на период Знания, умения, установки
Корпоративная информация:

– изучить структуру организации, систему взаимодействия со школами, садами, партнерами, коллегами других отделов.

– Знает ФИО, телефоны, адреса, должности ключевых лиц в других отделах, школах, садах;

– Быстро и самостоятельно решает элементарные стандартные ситуации, требующие привлечения сотрудников других отделов;

Добор обучающихся:

– организовать и провести родительское собрание;

– провести мероприятие с привлечением СМИ;

– создать чаты с детьми и родителями для решения срочных вопросов.

– Владеет приемами привлечения в учебное объединение;

– Знает порядок проведения родительских собраний, понимает важность выстраивания партнерских отношений;

– Самостоятельно проводит встречи с классными руководителями и обучающимися;

– Принимает участие в школьных собраниях.

Реализация программ:

– посетить занятия опытных педагогов;

– использовать разные формы проведения занятий;

– составлять конспекты занятий.

– Осознает важность для организации каждого обучающегося, при общении с родителями всегда готов найти решение для удобства ребенка;

– Владеет информацией обо всех вариантах по 100% выполнению программ;

– Умеет размещать материалы для дистанционного обучения в Сферум;

– Знаком с процедурой участия обучающихся в мероприятиях различного уровня;

– Использует электронные образовательные ресурсы;

– Умеет определять потребность и составлять смету;

– Умеет расположить к себе обучающихся, родителей, коллег;

– Использует при проведении занятий ИКТ;

– Полностью и в срок заполняет все журналы;

– Постоянно совершенствует свои знания в преподаваемой области, взаимодействует с коллегами, использует опыт коллег для улучшения качества проведенных занятий.

Воспитательная работа:

– изучить список мест Мурманской области, рекомендованный к посещению;

– познакомиться с правилами организации выездного мероприятия;

– наладить контакт с родителями.

– Своевременно отслеживает план мероприятий, принимает с обучающимися активное участие в предложенных мероприятиях;

– Вовлекает родителей в образовательный процесс, инициирует совместные мероприятия;

– Умеет организовать выездное мероприятие;

– Умеет интересно преподнести информацию о событиях учебного объединения в социальных сетях.

Личные качества, установки, взаимодействие. – Работает ответственно, самостоятельно, проявляет инициативу в принятии решений, соответствующих зоне компетентности педагога ДО;

– Проявляет заинтересованность в развитии и продвижении организации.

 

Период: 6 месяцев

Форма контроля: собеседование с курирующим методистом

Задачи на период Знания, умения, установки
Корпоративная культура:

– уметь работать на перспективу;

– работать над созданием и продвижением личного бренда.

– Умеет расставлять приоритеты работе в соответствии с целями организации;

– Представляет организацию в качестве эксперта, члена жюри на муниципальном уровне;

– Умеет интересно преподнести информацию о событиях учебного объединения в социальных сетях;

– Знает как воплотить свою идею через проектную деятельность;

– Формирует портфолио.

Реализация программ:

– провести открытое занятие;

– представить свой опыт.

– Принимает участие в подборе конкурсов, соревнований для обучающихся;

– Имеет результаты участия обучающихся в мероприятиях на муниципальном уровне;

– Поддерживает связь с коллегами, работающими в том же направлении в городе и по области;

– Умеет проводить самоанализ;

– Адекватно оценивает свои профессиональные навыки, видит ошибки, пути решения;

– Знает как оформлять программу (например, краткосрочную), понимает, что необходимо обновить в содержании на следующий год;

– Знает о проводимых конкурсах профессионального мастерства.

Личные качества, установки, взаимодействия:

– умеет работать в конфликтной ситуации.

– Разрешает конфликтные ситуации с родителями, коллегами;

– Несет полноценную нагрузку.

 

Период: 1 год

Форма контроля: собеседование с руководителем

Задачи на период Знания, умения, установки
Стать профессионалом. – Самостоятельно осуществляет набор обучающихся;

Выстроены партнерские взаимоотношения с родителями обучающихся;

– Высокая сохранность контингента;

– Принимает активное участие с обучающимися в профильных конкурсах;

– Занимается самообразованием;

– Обобщает и представляет опыт; 

– Инициативен при организации воспитательных мероприятий;

– Участвует в проектной деятельности;

– Является наставником для коллег.

Традиционные и инновационные практики наставничества в МАОДО ЦДТ «Хибины» города Кировска