Традиционные и инновационные практики наставничества
в МАОДО ЦДТ «Хибины» города Кировска
Караваева Елена Вячеславовна
Директор МАОДО ЦДТ «Хибины» г. Кировска,
Сусарова Валерия Михайловна
методист МАОДО ЦДТ «Хибины» г. Кировска
В 2023 году, объявленном президентом РФ Годом педагога и наставника, в рамках реализации концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, очень актуальна задача развития института наставничества в системе дополнительного образования детей. Речь идёт как о наставничестве опытного педагога над начинающим, так и о реализации целевой модели наставничества обучающихся, ориентированной на максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого. Ведь раскрытие потенциала каждого ребёнка – это необходимое условие для успешной личной и профессиональной самореализации в современном обществе, а также создание условий для формирования эффективной системы самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации.
Целевая модель наставничества реализуется в Центре детского творчества «Хибины» города Кировска c марта 2022 г. За этот период произошло становление профессионалов.
В Центре сформирована база наставников из пятнадцати педагогов. Девять из них задействованы и передают опыт. Кто-то уже провёл своего наставляемого по всем этапам профессионального становления, некоторые находятся в резерве и уже готовы приступить к наставничеству.
Многие наставники курируют не по одному педагогу и обучающемуся. Кто-то из наставников – сам «вчерашний» наставляемый, успешно прошедший период адаптации и выразивший желание передавать опыт.
На сегодняшний день в Центре ведется работа по четырём формам наставничества: «опытный педагог – молодой педагог», «реверсивное наставничество», «педагог – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся».
Сегодня в Центре действует 9 наставнических пар формата «опытный педагог – молодой педагог».
С сентября 2023 года Центр внедряет новую для себя форму наставничества в формате «реверсивное наставничество». Это модель взаимодействия двух педагогов (или иных педагогических работников) по разным вопросам. Высококвалифицированный профессионал консультирует менее опытного по вопросам образовательного процесса, в свою очередь, он становится подопечным более молодого по вопросам, в которых испытывает затруднения.
Также с сентября в Центре действует такая форма наставничества как «педагог – обучающийся». В этом случае педагог-наставник берёт шефство над ребёнком, помогает ему в процессе образовательной деятельности, в организации участия в конкурсах, научно-прикладных конференциях и даже в профориентации.
На сегодня у нас сформировано 10 пар такого формата.
В этом ключе продуктивно работали и ранее, сейчас в этом направлении ведётся углублённая работа для наиболее полного раскрытия потенциала детей с повышенными образовательными потребностями. Для них составляются индивидуальные образовательный маршрут, по которым они следуют в процессе обучения под чутким руководством своих наставников.
И последняя форма наставничества, которая реализуется в Центре в 2023-2024 учебном году это «обучающийся – обучающийся». Во время проведения различных мероприятий педагогу запрещено помогать обучающимся в решении внезапных проблем, а участникам команды можно. В подобных случаях обучающиеся-наставники могут своевременно помочь справиться с форс-мажором.
Обучающиеся-наставники могут быть полезными при проведении учебных занятий (продемонстрировать, как правильно делать, поделиться опытом), а также в организационных моментах при проведении внутриучрежденческих и муниципальных мероприятиях.
Сколько времени занимает процесс взаимодействия – наставнические пары решают сами, исходя из потребностей и скорости обучаемости наставляемого. Кто-то ограничивается парой часов в неделю, а кому-то мало пары часов в день. Главное – результат!
Школа молодого педагога
В целях поддержки и сопровождения профессионального становления молодого педагога и создания условий для роста профессионального мастерства методисты информационно-методического отдела разработали для молодых педагогов Центра десять видео уроков «Школы молодого педагога», включающих основные темы, необходимые для дальнейшей качественной работы. Каждая тема представляет собой отдельно записанное теоретическое занятие, к которому молодые педагоги могут обращаться в любое удобное для них время. После просмотра каждой темы педагогам предлагается выполнение индивидуальной практической работы, которая впоследствии отправляется на проверку. Таким образом, происходит закрепление пройденного материала и детальная проработка необходимых знаний и умений.
Таблица 1
п/н
№ |
Тема занятия | Категория педагогических сотрудников |
1 | Занятие 1. «Осуществление набора в учебные объединения. Продвижение учебных объединений через социальные сети. Написание постов». | Педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы |
2 | Занятие 2. «Подготовка программно-методического обеспечения образовательного процесса». | |
3 | Занятие 3. «Разработка дополнительных общеразвивающих программ». | |
4 | Занятие 4. «Методика подготовки и проведения занятия, состав, структура, самоанализ. Современные и актуальные формы и методы». | |
5 | Занятие 5. «Заполнение и ведение отчетной документации». | |
6 | Занятие 6. «Самообразование – как средство повышения методического мастерства педагога». | |
7 | Занятие 7. «Методы и формы работы с родителями в дополнительном образовании». | |
8 | Занятие 8. «Планирование, подготовка, организация и проведение различных мероприятий». | |
9 | Занятие 9. «Работа с одаренными детьми». | |
10 | Занятие 10. «Воспитательная работа с обучающимися». |
Кейс успешного педагога
В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку они могут очень эффективно применяться не только в управлении образовательным процессом, но и в процессе передачи знаний.
Для этих целей ЦДТ «Хибины» использует максимально простой и интуитивно понятный онлайн-сервис для управления рабочими процессами и проектами – Кайтен.
Использование данного сервиса в системе наставничества в Центре полезно для облегчения коммуникации, отслеживания прогресса и обмена информацией между наставниками и их наставляемыми.
Кайтен помогает визуализировать рабочий процесс и следить за задачами, видеть этапы работы, позволяет поддерживать связь в режиме реального времени, обсуждать вопросы, делиться информацией, давать обратную связь и многое другое.
На данный момент в Центре создано более 10 рабочих досок, в том числе по адаптации и вхождению в должность педагогических работников.
Совместно с администрацией и методистами информационно-методического отдела в Центре были разработаны детальные чек-листы – пошаговые планы работы наставников и наставляемых – что должен знать и уметь сотрудник через 2 недели, после принятия на работу, через 3 месяца, через 6 месяцев и через один год. (см. Приложение 1). Каждый из них базируется на основных направлениях деятельности, в которую наставнику нужно ввести подопечного, и опирается на конкретные запросы наставляемого, поэтому может корректироваться в процессе взаимодействия.
Таким образом, каждый наставник создает для своего наставляемого 4 карточки на год, и отслеживает результаты. Такой подход позволяет наставникам следить за прогрессом своих подопечных и оказывать им поддержку и направление, а молодому педагогу получать конструктивные комментарии и рекомендации от своего наставника по поводу своей работы.
Литературный клуб ПРОчтец
Книги – это уникальная портативная магия!
Мы, сотрудники ЦДТ «Хибины», учим, наставляем, а ещё – самообразовываемся. Ищем общие темы, узнаём друг друга лучше и открываем новые горизонты. Многие из нас любят читать и любят общаться. И мы решили это совместить: основали среди коллег клуб чтецов, а также сформировали электронную библиотеку.
Важно помнить, что наставничество – это не волшебная палочка, которая автоматически создает успех. Истина заключается в том, что эффективное наставничество требует усилий, как со стороны наставника, так и со стороны подопечного. Отличные результаты совместной работы появляются тогда, когда обе стороны заинтересованы во взаимодействии, имеют общие цели и понимание того, что им нужно достичь!
Приложение 1
План вхождения в должность «Педагог дополнительного образования»
Период: 2 недели
Форма контроля: входящий зачет куратора
Задачи на период | Знания, умения, установки |
Корпоративная информация:
– ознакомление с локальными актами, регламентирующими деятельность педагога дополнительного образования; – изучить структуру организации, распределение обязанностей внутри организации, ФИО; – знакомство с организацией (история, миссия, традиции, фирменный стиль, цели и задачи на год), ознакомление с особенностями взаимодействия между отделами организации. |
– Знает свои должностные обязанности, функциональные обязанности сотрудников организации, режим работы, расписание занятий, требования к дисциплине;
– Работает в системе Кайтен, знаком со всеми рабочими пространствами, понимает схему взаимодействия в системе, ознакомления с документами; – Внешний вид и поведение соответствует корпоративным нормам; – Знает структуру организации, общую структуру муниципальной системы образования, адреса, телефоны и режим работы сотрудников; – Знает направления работы Центра, учебные объединения, которые функционируют; – Пользуется кейсом «Успешного педагога»; – Понимает миссию организации и знает стратегические задачи. |
Набор обучающихся:
– посетить школы, чтобы познакомиться с детьми и представить свою программу; – разместить пост-знакомство на официальной странице в VK; – разработать рекламные листовки, направить в школьные чаты; – продумать МК (пробное занятие); – собрать информацию и предоставить документы секретарю учебной части. |
– Понимает значимость и серьезность вопроса набора и удержания обучающихся;
– Знает и умеет презентовать себя и свою программу; – Владеет информацией о подобных услугах в городе; – Может свободно и непринужденно склонить родителя, либо ребенка при выборе учебного объединения в сторону своего направления; – Владеет информацией о порядке зачисления обучающихся; – Умеет использовать различные графические программы для оформления афиш и рекламной продукции; – Владеет информацией как заполнять заявление, для чего нужно согласие и как можно получить сертификат ПФДО. |
Реализация программ:
– познакомиться со структурой занятия; – изучить программу; – приступить к занятиям «Школы молодого педагога». |
– Владеет структурой занятий;
– Может самостоятельно подготовиться к занятию; – Обладает элементарными знаниями о различных техниках «слушания», игры, вовлечения; – Имеет представление о современных педагогических технологиях, понимает, как их можно применять; – Своевременно заполняет журнал учета посещения; – Соблюдает санитарные требования, осуществляет проветривание, использует рециркулятор, заполняет журнал работы рециркулятора); – Имеет представление об имеющихся ресурсах организации; – Знает зачем, о чем и как писать посты в VK. |
Воспитательная работа:
– ознакомиться с концепцией воспитания; – научиться ориентироваться на доске «Участие обучающихся»; – понять процедуру организации участие обучающихся в воспитательных мероприятиях. |
– Владеет информацией о предстоящих воспитательных мероприятиях;
– Имеет представление о роли педагога и обучающихся в воспитательном мероприятии; – Знает порядок проведения обязательных инструктажей с обучающимися. |
Личные качества, установки. | – Принимает ответственность за свое развитие на себя, исполнителен;
– Демонстрирует внимательное отношение к индивидуальным проблемам коллег, ребенка, родителя, готовность и желание помочь. |
Период 1 месяц – 3 месяца
Форма контроля: зачет наставника
Задачи на период | Знания, умения, установки |
Корпоративная информация:
– изучить структуру организации, систему взаимодействия со школами, садами, партнерами, коллегами других отделов. |
– Знает ФИО, телефоны, адреса, должности ключевых лиц в других отделах, школах, садах;
– Быстро и самостоятельно решает элементарные стандартные ситуации, требующие привлечения сотрудников других отделов; |
Добор обучающихся:
– организовать и провести родительское собрание; – провести мероприятие с привлечением СМИ; – создать чаты с детьми и родителями для решения срочных вопросов. |
– Владеет приемами привлечения в учебное объединение;
– Знает порядок проведения родительских собраний, понимает важность выстраивания партнерских отношений; – Самостоятельно проводит встречи с классными руководителями и обучающимися; – Принимает участие в школьных собраниях. |
Реализация программ:
– посетить занятия опытных педагогов; – использовать разные формы проведения занятий; – составлять конспекты занятий. |
– Осознает важность для организации каждого обучающегося, при общении с родителями всегда готов найти решение для удобства ребенка;
– Владеет информацией обо всех вариантах по 100% выполнению программ; – Умеет размещать материалы для дистанционного обучения в Сферум; – Знаком с процедурой участия обучающихся в мероприятиях различного уровня; – Использует электронные образовательные ресурсы; – Умеет определять потребность и составлять смету; – Умеет расположить к себе обучающихся, родителей, коллег; – Использует при проведении занятий ИКТ; – Полностью и в срок заполняет все журналы; – Постоянно совершенствует свои знания в преподаваемой области, взаимодействует с коллегами, использует опыт коллег для улучшения качества проведенных занятий. |
Воспитательная работа:
– изучить список мест Мурманской области, рекомендованный к посещению; – познакомиться с правилами организации выездного мероприятия; – наладить контакт с родителями. |
– Своевременно отслеживает план мероприятий, принимает с обучающимися активное участие в предложенных мероприятиях;
– Вовлекает родителей в образовательный процесс, инициирует совместные мероприятия; – Умеет организовать выездное мероприятие; – Умеет интересно преподнести информацию о событиях учебного объединения в социальных сетях. |
Личные качества, установки, взаимодействие. | – Работает ответственно, самостоятельно, проявляет инициативу в принятии решений, соответствующих зоне компетентности педагога ДО;
– Проявляет заинтересованность в развитии и продвижении организации. |
Период: 6 месяцев
Форма контроля: собеседование с курирующим методистом
Задачи на период | Знания, умения, установки |
Корпоративная культура:
– уметь работать на перспективу; – работать над созданием и продвижением личного бренда. |
– Умеет расставлять приоритеты работе в соответствии с целями организации;
– Представляет организацию в качестве эксперта, члена жюри на муниципальном уровне; – Умеет интересно преподнести информацию о событиях учебного объединения в социальных сетях; – Знает как воплотить свою идею через проектную деятельность; – Формирует портфолио. |
Реализация программ:
– провести открытое занятие; – представить свой опыт. |
– Принимает участие в подборе конкурсов, соревнований для обучающихся;
– Имеет результаты участия обучающихся в мероприятиях на муниципальном уровне; – Поддерживает связь с коллегами, работающими в том же направлении в городе и по области; – Умеет проводить самоанализ; – Адекватно оценивает свои профессиональные навыки, видит ошибки, пути решения; – Знает как оформлять программу (например, краткосрочную), понимает, что необходимо обновить в содержании на следующий год; – Знает о проводимых конкурсах профессионального мастерства. |
Личные качества, установки, взаимодействия:
– умеет работать в конфликтной ситуации. |
– Разрешает конфликтные ситуации с родителями, коллегами;
– Несет полноценную нагрузку. |
Период: 1 год
Форма контроля: собеседование с руководителем
Задачи на период | Знания, умения, установки |
Стать профессионалом. | – Самостоятельно осуществляет набор обучающихся;
Выстроены партнерские взаимоотношения с родителями обучающихся; – Высокая сохранность контингента; – Принимает активное участие с обучающимися в профильных конкурсах; – Занимается самообразованием; – Обобщает и представляет опыт; – Инициативен при организации воспитательных мероприятий; – Участвует в проектной деятельности; – Является наставником для коллег. |