Алексеева Елена Анатольевна
учитель-логопед
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №6»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №186047
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста», в условиях реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: методическая разработка «Этапы формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №186047


МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №6»

Всероссийский конкурс профессионального мастерства для работников дошкольных образовательных учреждений «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в детском саду», в условиях реализации ФОП ДО

Методическая разработка «Этапы формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР»

Выполнила: учитель-логопед 

Алексеева Елена Анатольевна

г.Тогучин, 2025

Я представляю систему  работы над слоговой структурой слова на основе анализа литературы по данной теме и личного опыта.

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

       Анализ имеющихся методик формирования слоговой структуры показал, что все авторы выделяют два основных этапа:

  1. Подготовительный.  Цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
  2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Когда я провела тщательное и глубокое обследование речи детей и выявила, какие нарушения слоговой структуры слов у них встречаются,  составила перспективный план на два учебных года (приложение №1). 

Затем перешла к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки:
  • Ориентировка в собственном теле;
  • Ориентировка в трехмерном пространстве;
  • Развитие временно-пространственной ориентировки;
  • Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений:
  • Совершенствование движений общей моторики;
  • Совершенствование мелкой моторики;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие чувства темпа;
  • Формирование чувства ритма.

В начале курса занятий большое внимание уделяю выработке правильного глубокого диафрагмального дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Это всевозможные упражнения на дыхание. Происходит работа над базовой произвольностью, так как дыхательный ритм является основой произвольности. Дыхание – это единственный телесный ритм, который мы можем контролировать. Мы можем сознательно намеренно задержать дыхание на какое- то время. Можем дышать часто, редко, в ритм какой то музыки. Согласно методу замещающего онтогенеза формируем четырехфазный тип дыхания: вдох через нос-остановка-выдох через рот-остановка. Дети достаточно сложно дифференцируют ротовое и носовое дыхание. Когда надо вдохнуть носом-придерживаем губы, когда выдохнуть-закрываем нос.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. 

Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

Пространственные представления – от собственного тела (впереди, сзади, высоко, низко, далеко, близко, справа, слева). Употребляем пространственные предлоги. Игрушки слева справа от ребенка, от другого человека и игрушек. Бросаем мяч далеко – близко, используем следочки, дорожки. Предметы относительно друг друга, игрушечные домики, магнитная доска, работа на листе бумаги, «Теремок» – кто где живет, кто под кем, кто над кем. Развивается слухоречевая память и последовательности. Задаем вопросы – ребенок отвечает или показывает. Переходим к рядности (кто за кем?). Сказка «Репка» – важный навык выстраивания. Игра «Первый – последний» очень важная. Маркируем левую руку. Согласно методу замещающего онтогенеза, все высшие психические функции формируются снизу вверх и справа налево. Сначала формируются и созревают правополушарные функции, которые воспринимают целостный объект, общее восприятие. А левое полушарие раскладывает все по полочкам. Там и речь – грамматика и структура языка. Поэтому сначала мы должны посылать сигналы в правое полушарие– левая рука. 

  1. Ориентировка в собственном теле
  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
  • «Собери человека» (ребенку предлагается составить тело девочки и мальчика из частей).
  • «У меня болит» (взрослый называет часть тела, а ребенок выбирает соответствующую картинку).
  • «Киска и ёжик» (ребенок с закрытыми глазами определяет чем его погладили)
  1. Ориентировка в трехмерном пространстве
  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). 
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам). 
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
  • «Визуально-ритмические ряды»

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

«Делай как я» Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

«Умелые ручки» Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

Артикуляционные упражнения Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Наша речь является ритмичной. И темпо-ритмическая составляющая является базой речи. «Если человек не владеет ритмами, – писал Н.И.Жинкин – то он никогда не сможет сказать слово целиком». 

Т.Г.Визель: «Важно выяснить, сформировано ли у человека чувство ритма. Если он не способен улавливать сильные доли в простых ритмических фигурах (топать и хлопать в такт простой плясовой и маршевой музыки),  то воспроизвести ССС, даже приблизительно, ему будет трудно». Наша речь не только ритмична, но и разноритмична. Разные слова имеют разный ритм. Особенно важно овладеть ритмами и темпо-ритмической составляющей на уровне общей двигательной моторики. Это база, и если ее не проработать, в дальнейшем будет очень сложно.

Слушаем музыку. Быстро-медленно. Двигаемся под определенный ритм. Ритм – переключаемость. Карточки молоточки, топ-хлоп, колокольчики, звоночки, цветные стаканчики, перышки разноцветные, звуковые кубики. Тихо-громко – база для ударения.

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Мышка и кошка» (Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.)

«Кулачки —  ладошки» (Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук  стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп  хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук  стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп  хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп).

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли  предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

 

Коррекционный этап

После прохождения подготовительного этапа перешла к коррекционному. Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

Рисунок слова формируют гласные звуки. Нужна определенная последовательность в умении переключаться от гласного к согласному и умении делать на одном речевом выдохе плавно и красиво. 

Начинаем с одного гласного вдох-выдох ААА. Дорожки. Если нет плавного выдоха, то речь скандированная. Затем переключение двух гласных. АУ УА (альбом звукоподражаний). Добавляем третий гласный АИА АИУ ИАУ

Различные последовательности по карточкам АОУЭИ

Можно играть беззвучно.

Высота и сила голоса.

Ударение. Добавляем гласные. 

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки») 
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). 
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). 
  • Альбомы звукоподражаний

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

  1. структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
  2. формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;
  3. в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний.(Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу);
  4. переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  •  «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) 
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами

 

Для работы над слоговой структурой слова я изготовила большое количество дидактического наглядного материала:

– дорожки гласных звуков;

– альбомы и карточки звукоподражаний;

 – слоговые ступеньки по всем типам слоговой структуры;

– альбом темпо-ритмических упражнений;

– альбомы с иллюстрациями слов по всем типам слоговой структуры;

– карточки переключений артикуляционных движений;

– фразовый конструктор для составления фраз со словами разной слоговой структуры;

Эти пособия представлены в презентации.

 

Список использованной литературы:

  1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слого вой структуры слов у детей [Текст] / З.Е. Агранович. − Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
  2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. Серия «Логопедические технологии» [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
  3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004. −  206 с.
  4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /                              А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1995.  – 163 с.
  5. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания [Текст] / Н. В. Курдвановская, Л. С.  Ванюкова. – М.: Изд-во ТЦ «СФЕРА», 2007. – 96с.
  6. Сафонкина, Н.Ю. Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей [Текст] / Н.Ю. Сафонкина // Логопед в детском саду. − 2007, № 7(22). – С. 24-26.

 

Приложение №1

После проведенного мониторинга я составила перспективный план работы на 2023-2024 и 2024-2025 учебный годы.

Подготовительный этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.
Направление работы Содержание работы Цели 
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки
октябрь Ориентировка в собственном теле (соматогнозис) Развитие телесного гнозиса. Ориентировка в схеме собственного тела . Удержание и выполнение вербальных инструкций. Осознание схемы собственного тела; освоение пространственных отношений между предметами и своим телом; определение степени удаленности предмета от собственного тела; выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно-организованных движений и двигательных серий.
Ноябрь-  Ориентировка в трехмерном пространстве (оптико-пространственная ориентация) Развитие ориентации: справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади Освоение, дифференциация и вербализация различных направлений окружающего пространства; определение расстояния между предметами; составление последовательностей.
декабрь Ориентировка в двухмерном пространстве (на листе бумаги) Графические диктанты, продолжение ряда фигур Освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда вертикально и горизонтально; расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров; выкладывание вертикальных и горизонтальных дорожек с чередованием элементов; изображение графических рядов.
Январь  Развитие временно-пространственной ориентировки Графические диктанты, работа с пространственно-временными терминами
Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Февраль  Совершенствование движений моторики – общей, мелкой, артикуляционной Удержание динамических программ; развитие переключаемости движений пальцев рук; соотнесение артикуляционных движений с движениями пальцев рук Воспроизведение заданной последовательности общих движений; анализ заданной последовательности движений
Март  Развитие чувства темпа Различение, воспроизведение, характеристика темпа, на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений; изменение темпа
Апрель  Формирование чувства ритма Различение, воспроизведение, характеристика ритма, на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений; изменение ритма
Коррекционный этап. Работа над словами различной слоговой структуры.
Май, сентябрь  Уровень гласных звуков Определение количества звуков, произнесенных учителем; соотнесение количества повторений звуков со схемой; знакомство с символами гласных звуков; называние и пропевание гласных звуков. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц; об
Октябрь  Уровень слогов Определение количества слогов; повторение ряда слогов; произношение слогов плавно-отрывисто, быстро-медленно, громко-тихо; составление слога из заданных звуков Вызывание и закрепление звукоподражаний; воспроизведение слогов со сменой ударения; подбор слога к схеме; воспроизведение слоговых цепочек разной сложности
Ноябрь –январь  Уровень слов Воспроизведение слов всех типов слоговой структуры. Деление слова на слоги. Выделение первого слога; выделение последнего слога из слова на слух; восстановление пропущенного слога; выкладывание полосок по числу слогов; выбор подходящей схемы слова; 
Февраль – март Уровень словосочетаний и коротких предложений Воспроизведение коротких предложений; образование словосочетаний из слов различной слоговой структуры Проговаривание словосочетаний; образование формы р.п. ед.ч. имен существительных с использованием слова много; подбор к названию предмета подходящего действия; работа с деформированным предложением; повторение предложений сложного слогового состава.
Апрель-май  Уровень чистоговорок, стихов и других текстов Воспроизведение чистоговорок, скороговорок, стихов и других текстов. повторение чистоговорок, скороговорок, стихов и других текстов. сложного слогового состава.

 

методическая разработка «Этапы формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram