Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт. Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
Тема: Звуки и буквы [С] – [Ш].
(подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2-4 классов)
Составитель:
учитель-логопед
Киреенко М.В.
пгт. Смирных, 2024 г.
Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ш в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– учить детей различать схожие по акустико-артикуляционным признакам звуки [с] и [ш] в устной и письменной речи;
– совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
– развивать фонематический слух;
– развивать навыки чтения и письма.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать культуру поведения на занятии;
– воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования;
– воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу;
– воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: мультимедийная презентация, картинки с героями занятия, раздаточный материал (разрезные картинки, карточки для характеристики звуков, предметные картинки по теме «Одежда», звуковая решётка, круги синего цвета), раскраски, тетради, ручки, указка.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас сегодня на нашем занятии.
Логопед: Приготовились к занятию, садимся правильно. Ребята, посмотрите за окно. Какое время года наступило?
Дети: зима
Логопед: Назовите первый месяц зимы?
Дети: декабрь
Логопед: Последний месяц зимы?
Дети: февраль
Логопед: Какой месяц самый холодный?
Дети: январь
Логопед: Какой он по счёту?
Дети: второй
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости Соня и Шурик. Они предлагают нам всем вместе отправиться в Страну звуков. В стране есть город, где живут два звука, а что это за звуки вы узнаете, когда выполните первое задание от наших гостей. Они предлагают вам собрать картинки.
Дети: собирают разрезные картинки СУМКА и ШАПКА
Логопед: Давайте назовём эти картинки. С каких звуков начинаются эти слова?
Дети: сумка, шапка. Слово сумка начинается со звука [с]. Слово шапка начинается со звука [ш].
Логопед: Правильно. Это любимые предметы наших гостей. Соня любит красивые сумки, а Шурик любит надевать теплую шапку. И поэтому отправимся мы сегодня в город звуков [с] и [ш], научимся различать их устно и на письме. Давайте начнём!
Логопед: Для того, чтобы правильно произносить звуки, нужно приготовить наш язык. Соня предлагает нам выполнить артикуляционную гимнастику
(картинки артикуляционных упражнений появляются на слайде)
Улыбка – губы сомкнуты, растянуты в широкую улыбку.
Хоботок – вытянуть губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У.
Лопатка – улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
Вкусное варенье – улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
Чашечка – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Лошадка – звонко цокать языком, как будто скачет лошадка.
Грибок – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
Гармошка – улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения открывать рот шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Дети: выполняют упражнения
Логопед: Молодцы, ребята! Соне понравилось, как вы выполнили задание.
Логопед: Шурику интересно, как правильно произносить звуки [c] и [ш]. Давайте ему расскажем об этом.
(артикуляционные профили звуков на слайде)
Артикуляционный уклад звука [c]. Губы слегка улыбаются. Зубы сближены, есть щель. Язык упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Посередине языка идёт холодная воздушная струя, которая ощущается ладонью поднесённой ко рту.
Артикуляционный уклад звука [ш]. Губы слегка округлены и выдвинуты вперёд. Зубы сближены, есть щель. Язык поднят за верхние зубы в форме «чашечки». Посередине языка идёт тёплая воздушная струя, которая ощущается ладонью, поднесённой ко рту.
Дети: рассказывают
Логопед: Правильно. Мы с вами вспомнили как расположены губы, зубы и язык, когда мы произносим наши звуки. Теперь дадим характеристику звукам [c] и [ш]. У вас на столах лежат карточки для характеристики звуков. Возьмите их.
Логопед: Звук [c] какой, гласный или согласный?
Дети: согласный, потому что у нас есть во рту преграда язык и зубы (прикрепляют на карточку на доске символ согласного звука)
Ещё звук [c] – твёрдый и глухой (прикрепляют на карточку квадрат синего цвета и наушники)
Логопед: Давайте это проверим. Поставили ладошку на горлышко. Горлышко дрожит?
Дети: нет
Логопед: Значит звук глухой. А у звука [с] есть мягкая пара?
Дети: да, звук [с,]
Логопед: Молодцы! Теперь дадим характеристику звуку [ш].
Дети: звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой (прикрепляют картинки с характеристиками на карточку на доске).
Логопед: А как мягко звучит звук [ш]?
Дети: никак. Он всегда твёрдый.
Логопед: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ловушка». Если я произнесу слог со звуком [c] будете показывать правой рукой зайчика, если я произнесу слог со звуком [ш] будете показывать козу и произносить звуки.
Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш, ос, ши.
Если я произнесу слово со звуком [c] хлопаете, со звуком [ш] – топаете и произносите звуки.
Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши.
Дети: выполняют задание
Логопед: Ребята наши гости, Соня и Шурик, очень любят играть в мяч. И сейчас я покажу вам одну их любимую игру. Я буду называть слоги со звуком [c] или [ш], а вам нужно заменить этот слог на противоположный.
Например: я назову СА – вы говорите ША, я назову ШУ, вы говорите …
Дети: СУ
Логопед: шо – …, сы – …, сэ – …, аш – …, ос – …, уш – … .
Дети: выполняют задание
Логопед: Здорово, вы правильно назвали все звуки.
Логопед: Наши гости немного повздорили и перепутали слова в стихотворении, которое хотели вам рассказать. Давайте поможем вернуть звуки и слова на место и произнести слова правильно
(дети читают текст стихотворения на слайде)
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку»,
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску»,
Танцует Миша в «Машке»
Конфету дали «маске».
Дети: выполняют задание
Логопед: У нас всё получилось! И наши Соня и Шурик помирились.
Логопед: Ребята, наши друзья собираются пойти на прогулку. Но сначала нам нужно их одеть. Назовите картинки, которые лежат у вас на столе (шапка, шарф, шуба, штаны, джинсы, свитер, носки, сапоги)
Дети: называют
Логопед: Как мы можем одним словом назвать все эти предметы?
Дети: одежда
Логопед: Какую еще одежду вы знаете?
Дети: называют
Логопед: Возьмите картинки шапка и носки и скажите где же в вашем слове спрятались звуки [c] или [ш], в начале, в середине или в конце?
Ребенок 1: в слове шапка звук [ш] спрятался в начале слова.
Ребёнок 2: в слове носки звук [с] спрятался в середине слова.
Логопед: Значит, когда пойдёт гулять Соня, во что мы её оденем?
Дети: в свитер, джинсы, носки и сапоги
Логопед: А когда пойдёт гулять Шурик, во что мы его оденем?
Дети: в шубу, шарф, шапку и штаны
Логопед: А теперь Соня и Шурик предлагают вам поработать письменно. Откройте тетради. Запишите число.
Дети: выполняют
Логопед: Вам необходимо заменить в словах одну букву С на Ш и наоборот и записать слова. Приступайте.
Карточка: шок, шпоры, нас, башня, шутки.
Дети: выполняют
Логопед: Наше занятие подходит к концу, но Соня и Шурик не могут попрощаться с вами не оставив вам небольшой подарок – раскраска, но не простая, перед вами картинки. Обведите синим карандашом те картинки, в которых слышится звук [с], жёлтым карандашом картинки в названии, которых слышится звук [ш].
(Картинки: посуда, цыплёнок, жук, шахматы, самолёт, мешок).
Дети: распределяют картинки, замечают, что остались лишние (цыплёнок, жук)
Логопед: Правильно. Почему они лишние?
Дети: отвечают
Логопед: Хорошо. Вы справились и с этим заданием от гостей. Теперь пришло время прощаться. Давайте скажем Соне и Шурику до свидания!
Дети: прощаются
Логопед: Картинки, которые вы распределяли дома вам нужно будет раскрасить.
Логопед: Давайте подведём итог нашему путешествию. Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дети: звуки [c] и [ш].
Логопед: Дайте характеристику звукам [c] и [ш], опираясь на схему, которую вы составили.
Дети: звук [c] – согласный, твёрдый, глухой.
звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. У вас на столе лежат смайлики красного, желтого и зелёного цвета. Если вам было все понятно и интересно поднимите зелёный смайл, если у вас возникали трудности поднимите жёлтый смайл, если вам было сложно выполнять задания поднимите красный смайл.
Дети: выполняют
Логопед: Спасибо за занятие. До свидания!