Киреенко Мария Владимировна
учитель-логопед
МБОУ СОШ пгт. Смирных
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №186156
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2-4 классов
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №186156


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт. Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области

Тема: Звуки и буквы [С] – [Ш].

(подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2-4 классов)

Составитель:
учитель-логопед
Киреенко М.В. 

пгт. Смирных, 2024 г.

Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ш в устной и письменной речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные: 

– учить детей различать схожие по акустико-артикуляционным признакам звуки [с] и [ш] в устной и письменной речи; 

– совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза. 

Коррекционно-развивающие: 

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; 

– развивать фонематический слух;

– развивать навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные

– воспитывать культуру поведения на занятии;

– воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования;

– воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу;

 – воспитывать интерес к логопедическим занятиям. 

Оборудование: мультимедийная презентация, картинки с героями занятия,  раздаточный материал (разрезные картинки, карточки для характеристики звуков, предметные картинки по теме «Одежда», звуковая решётка, круги синего цвета), раскраски, тетради, ручки, указка. 

 

Ход занятия:


Логопед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас сегодня на нашем занятии. 

Логопед: Приготовились к занятию, садимся правильно. Ребята, посмотрите за окно. Какое время года наступило? 

Дети: зима

Логопед: Назовите первый месяц зимы?

Дети: декабрь

Логопед: Последний месяц зимы? 

Дети: февраль

Логопед: Какой месяц самый холодный? 

Дети: январь 

Логопед: Какой он по счёту?

Дети: второй

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости Соня и Шурик. Они предлагают нам всем вместе отправиться в Страну звуков. В стране есть город, где живут два звука, а что это за звуки вы узнаете, когда выполните первое задание от наших гостей. Они предлагают вам собрать картинки.

Дети: собирают разрезные картинки СУМКА и ШАПКА 

Логопед: Давайте назовём эти картинки. С каких звуков начинаются эти слова?

Дети: сумка, шапка. Слово сумка начинается со звука [с]. Слово шапка начинается со звука [ш].

Логопед: Правильно. Это любимые предметы наших гостей. Соня любит красивые сумки, а Шурик любит надевать теплую шапку. И поэтому отправимся мы сегодня в город звуков [с] и [ш], научимся различать их устно и на письме. Давайте начнём!

Логопед: Для того, чтобы правильно произносить звуки, нужно приготовить наш язык. Соня предлагает нам выполнить артикуляционную гимнастику 

(картинки артикуляционных упражнений появляются на слайде)  

 

Улыбка – губы сомкнуты, растянуты в широкую улыбку.

Хоботок – вытянуть губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У. 

Лопатка – улыбнуться, открыть  рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. 

Вкусное варенье – улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу. Нижняя губа не должна обтягивать зубы. 

Чашечка – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. 

Лошадка – звонко цокать языком, как будто скачет лошадка.

Грибок – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. 

Гармошка – улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения открывать рот шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.   

Дети: выполняют упражнения

Логопед: Молодцы, ребята! Соне понравилось, как вы выполнили задание.

Логопед: Шурику интересно, как правильно произносить звуки [c] и [ш]. Давайте ему расскажем об этом. 

(артикуляционные профили звуков на слайде)

Артикуляционный уклад звука [c]. Губы слегка улыбаются. Зубы сближены, есть щель. Язык упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Посередине языка идёт холодная воздушная струя, которая ощущается ладонью поднесённой ко рту. 

Артикуляционный уклад звука [ш]. Губы слегка округлены и выдвинуты вперёд. Зубы сближены, есть щель. Язык поднят за верхние зубы в форме «чашечки». Посередине языка идёт тёплая воздушная струя, которая ощущается ладонью, поднесённой ко рту. 

Дети: рассказывают 

Логопед: Правильно. Мы с вами вспомнили как расположены губы, зубы и язык, когда мы произносим наши звуки. Теперь дадим характеристику звукам [c] и [ш]. У вас на столах лежат карточки для характеристики звуков. Возьмите их. 

Логопед: Звук [c] какой, гласный или согласный? 

Дети: согласный, потому что у нас есть во рту преграда язык и зубы (прикрепляют на карточку на доске символ согласного звука)

Ещё звук [c] – твёрдый и глухой (прикрепляют на карточку квадрат синего цвета и наушники

Логопед: Давайте это проверим. Поставили ладошку на горлышко. Горлышко дрожит?

Дети: нет 

Логопед: Значит звук глухой. А у звука [с] есть мягкая пара? 

Дети: да, звук [с,]

Логопед: Молодцы! Теперь дадим характеристику звуку [ш]. 

Дети: звук [ш] – согласный, твёрдый, глухой (прикрепляют картинки с характеристиками на карточку на доске). 

Логопед: А как мягко звучит звук [ш]? 

Дети: никак. Он всегда твёрдый. 

Логопед: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ловушка». Если я произнесу слог со звуком [c] будете показывать правой рукой зайчика, если я произнесу слог со звуком [ш] будете показывать козу и произносить звуки.

Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш, ос, ши.

Если я произнесу слово со звуком [c] хлопаете, со звуком [ш] – топаете и произносите звуки. 

Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши.

Дети: выполняют задание

Логопед: Ребята наши гости, Соня и Шурик, очень любят играть в мяч. И сейчас я покажу вам одну их любимую игру. Я буду называть слоги со звуком [c] или [ш], а вам нужно заменить этот слог на противоположный.

Например: я назову СА – вы говорите ША, я назову ШУ, вы говорите … 

Дети: СУ

Логопед: шо – …, сы – …, сэ – …, аш – …, ос – …, уш – … .

Дети: выполняют задание

Логопед: Здорово, вы правильно назвали все звуки. 

Логопед: Наши гости немного повздорили и перепутали слова в стихотворении, которое хотели вам рассказать. Давайте поможем вернуть звуки и слова на место и произнести слова правильно 

(дети читают текст стихотворения на слайде)

Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку»,
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску»,
Танцует Миша в «Машке»
Конфету дали «маске».

Дети: выполняют задание

Логопед: У нас всё получилось! И наши Соня и Шурик помирились. 

Логопед: Ребята, наши друзья собираются пойти на прогулку. Но сначала нам нужно их одеть. Назовите картинки, которые лежат у вас на столе (шапка, шарф, шуба, штаны, джинсы, свитер, носки, сапоги)

Дети: называют 

Логопед: Как мы можем одним словом назвать все эти предметы? 

Дети: одежда

Логопед: Какую еще одежду вы знаете?

Дети: называют 

Логопед: Возьмите картинки шапка и носки и скажите где же в вашем слове спрятались звуки [c] или [ш], в начале, в середине или в конце?

Ребенок 1: в слове шапка звук [ш] спрятался в начале слова.

Ребёнок 2: в слове носки звук [с] спрятался в середине слова.

Логопед: Значит, когда пойдёт гулять Соня, во что мы её оденем?

Дети: в свитер, джинсы, носки и сапоги

Логопед: А когда пойдёт гулять Шурик, во что мы его оденем? 

Дети: в шубу, шарф, шапку и штаны

Логопед: А теперь Соня и Шурик предлагают вам поработать письменно. Откройте тетради. Запишите число. 

Дети: выполняют 

Логопед: Вам необходимо заменить в словах одну букву С на Ш и наоборот и записать слова. Приступайте. 

Карточка: шок, шпоры, нас, башня, шутки.

Дети: выполняют

Логопед: Наше занятие подходит к концу, но Соня и Шурик не могут попрощаться с вами не оставив вам небольшой подарок – раскраска, но не простая, перед вами картинки. Обведите синим карандашом те картинки, в которых слышится звук [с], жёлтым карандашом картинки в названии, которых слышится звук [ш]. 

(Картинки: посуда, цыплёнок, жук, шахматы, самолёт, мешок).

Дети: распределяют картинки, замечают, что остались лишние (цыплёнок, жук)

Логопед: Правильно. Почему они лишние? 

Дети: отвечают 

Логопед: Хорошо. Вы справились и с этим заданием от гостей. Теперь пришло время прощаться. Давайте скажем Соне и Шурику до свидания!

Дети: прощаются

Логопед: Картинки, которые вы распределяли дома вам нужно будет раскрасить. 

Логопед: Давайте подведём итог нашему путешествию. Какие звуки мы сегодня учились различать? 

Дети: звуки [c] и [ш].

Логопед: Дайте характеристику звукам [c] и [ш], опираясь на схему, которую вы составили. 

Дети: звук [c] – согласный, твёрдый, глухой.

         звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой. 

Логопед: Наше занятие подошло к концу. У вас на столе лежат смайлики красного, желтого и зелёного цвета. Если вам было все понятно и интересно поднимите зелёный смайл, если у вас возникали трудности поднимите жёлтый смайл, если вам было сложно выполнять задания поднимите красный смайл. 

Дети: выполняют 

Логопед: Спасибо за занятие. До свидания!

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2-4 классов

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram