Символы государства
Тема: «Символы государства»
Класс: 3
Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: ценить и принимать базовые ценности «родина», «символ»; уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России;
Метапредметные результаты:
регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять цель учебной деятельности; способность к преодолению препятствий, самоконтроль, самооценка;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
коммуникативные: участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; осуществлять контроль; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, изображение березы, березовые листочки, вырезанные из бумаги (зеленые и желтые), изображение государственных символов: герб и флаг, аудиозапись гимна РФ, ромашка с заданиями
Фаза | Этап | Содержание | Формируемые УУД | Активные методы обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фаза 1 | Инициация | – Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Метод «Здороваемся глазами» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вхождение в тему | – Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки.
– Сейчас мы будем отгадывать загадки, а ответ записывать в кроссворд, по вертикали получится слово, которое и будет являться темой нашего урока.
Кто это? (ёрш)
Веерком узорным машет. (бабочка)
под большущею сосной, а когда придёт весна, просыпается от сна. (медведь)
Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её…(лиса)
Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. А зовут её … (ворона)
Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? (заяц) – Какое слово получилось в кроссворде? (Родина) – Что означает слово Родина? Как называется страна, в которой мы живём? (Мы живём в России) – Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о России, вспомним то, что уже известно, а также узнаем много нового. |
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «родина», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. |
Метод «Кроссворд» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование ожиданий и опасений | – На доске вы видите дерево. Как оно называется? (Береза)
– Как вы думаете, почему изображена именно березка. (Ответы детей) – Правильно, береза считается символом России. Русской берёзе посвящали свои лучшие произведения поэты, художники, музыканты. – Но на нашей березке нет листочков. Они лежат у вас на партах. Я предлагаю вам подумать и определить, что вы ожидаете (хотите получить) от занятия и чего опасаетесь. На зеленом березовом листочке напишите свои ожидания, а на желтом – опасения. В конце занятия мы вернёмся к этим листочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания. И тот листочек, который «сбудется», окажется на нашем дереве. |
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, самоконтроль, самооценка. |
Метод «Дерево ожиданий» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фаза 2 | Закрепление изученного материала | – Итак, приступим к работе. Наша страна – Россия, а мы её жители – … (Россияне)
– В каждой стране есть главный город, который называют столицей. Какой город является столицей нашего государства? (Москва) – Кто является президентом нашего государства? (Владимир Владимирович Путин) – Кроме столицы Россия, как и всякое другое государство, имеет другие государственные символы. Какие? (Флаг, герб, гимн) – Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны. На уроках мы уже знакомились с ними. Сегодня мы с вами больше узнаем об истории их создания. |
Личностные УУД: уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Передача и объяснение нового материала | – Как же и почему именно они стали российскими символами?
Герб России Учитель показывает изображение герба России. – Кто знает, как называется этот символ России? – Что изображено на гербе? (Двуглавый орел с поднятыми крыльями.) – Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали, передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый Герб. Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и бога того государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр– символ власти, а в другой – держава – символ могущества страны. Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы.) – Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России.) – Где можно встретить изображение российского герба? Флаг России У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный. – Какие это цвета и что они обозначают? Учитель демонстрирует флаг Российской Федерации Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ее. Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость. Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Именно он сам нарисовал образец знамени. Цвета флага несколько раз менялись и только в 1993 г. флаг стал таким, каким мы привыкли его видеть. Гимн России – У каждого народа, каждой страны есть своя самая главная песня. Песня, которая рассказывает об истории этой страны, ее людях, их мечтах, ее богатстве и красоте. – Как она называется? (Гимн) – Гимн звучит очень торжественно и величественно. – Как нужно слушать гимн? (Стоя и молча) – Кто является автором слов и музыки современного гимна России? (Музыка Александр Александрова. Слова к этой музыке написал Сергей Михалков) – Гимн звучит только в особенных, очень торжественных случаях. – Давайте исполним гимн нашей страны. Звучит гимн. – Какие чувства вызывает у тебя музыка? Слова? |
Личностные УУД: уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов уметь отвечать на вопросы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. |
Лекция с использованием презентации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проработка содержания темы | – А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе нужно будет составить синквейн об одном из символов нашего государства.
После заслушиваются синквейны всех групп. |
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. | Метод «Синквейн» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фаза 3 | Эмоциональная разрядка | – Сегодня на занятии вы хорошо потрудились и я предлагаю вам немного отдохнуть.
Звучит детская песенка, дети придумывают и показывают под неё движения |
Метод «Сам себе режиссер» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов | – Еще одним из символов России является ромашка. Ромашка, которая у меня в руках, необычная. На каждом ее лепестке записан вопрос по нашей сегодняшней теме. Вы должны по очереди подходить к цветку и отрывать один из лепесточков, а затем ответить на вопрос
– Вернемся к нашим березовым листочкам, на которых мы писали наши ожидания и опасения. Прикрепите на березку тот листочек, на котором записано то, что сбылось. – Я очень рада, что на нашем дереве почти нет желтых листочков. – И закончить занятие хочется стихотворением Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем» Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим–синим Флаг России над Кремлём. |
Личностные УУД: уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь отвечать на вопросы. |
«Ромашка» |