Лапковская Виктория Михайловна
воспитатель
ГБОУ ЛО Лужская школа-интернат
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №187527
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка внеклассного или внеурочного мероприятия, в рамках реализации ФОП»
Наименование конкурсной работы: Внеурочное занятие «Символы России»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №187527


Символы государства

Тема: «Символы государства»

Класс: 3

Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать базовые ценности «родина», «символ»; уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России;

Метапредметные результаты:

регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять цель учебной деятельности; способность к преодолению препятствий, самоконтроль, самооценка;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

коммуникативные: участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; осуществлять контроль; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, изображение березы, березовые листочки, вырезанные из бумаги (зеленые и желтые), изображение государственных символов: герб и флаг, аудиозапись гимна РФ, ромашка с заданиями

Фаза Этап Содержание Формируемые УУД Активные методы обучения
Фаза 1 Инициация – Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. Метод «Здороваемся глазами»
Вхождение в тему – Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки.

– Сейчас мы будем отгадывать загадки, а ответ записывать в кроссворд, по вертикали получится слово, которое и будет являться темой нашего урока.

1 ё Р ш
2 б а б О ч к а
3 м е Д в е д ь
4 л И с а
5 в о р о Н а
6 з А я ц
  1. Колюч, да не ёж.

Кто это? (ёрш)

  1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка)

  1. Он в берлоге спит зимой

под большущею сосной,

а когда придёт весна,

просыпается от сна. (медведь)

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её…(лиса)

  1. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

А зовут её … (ворона)

  1. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

– Какое слово получилось в кроссворде? (Родина)

– Что означает слово Родина? Как называется страна, в которой мы живём? (Мы живём в России)

– Сегодня мы с вами поговорим о нашей  Родине, о России, вспомним то, что уже известно, а также узнаем много нового.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «родина», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Метод «Кроссворд»
Формирование ожиданий и опасений – На доске вы видите дерево. Как оно называется? (Береза)

– Как вы думаете, почему изображена  именно березка. (Ответы детей)

– Правильно, береза считается символом России. Русской берёзе посвящали свои лучшие произведения поэты, художники, музыканты.

– Но на нашей березке нет листочков. Они лежат у вас на партах. Я предлагаю вам подумать и определить, что вы ожидаете (хотите получить) от занятия и чего опасаетесь. На зеленом березовом листочке напишите свои ожидания, а на желтом – опасения.  В конце занятия мы вернёмся к этим листочкам  и узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания. И тот листочек, который  «сбудется», окажется на нашем дереве.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, самоконтроль, самооценка.

Метод «Дерево ожиданий»
Фаза 2 Закрепление изученного материала – Итак, приступим к работе. Наша страна – Россия, а мы её жители – … (Россияне)

– В каждой стране есть главный город, который называют столицей. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

– Кто является президентом нашего государства? (Владимир Владимирович Путин)

– Кроме столицы Россия, как и всякое другое государство, имеет другие государственные символы. Какие? (Флаг, герб, гимн)

– Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны. На уроках мы уже знакомились с ними. Сегодня мы с вами больше узнаем об истории их создания.

Личностные УУД: уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Передача и объяснение нового материала – Как же и почему именно они стали российскими символами?

Герб России

Учитель показывает изображение герба России.

– Кто знает, как называется этот символ России?

–  Что изображено на гербе? (Двуглавый орел с поднятыми крыльями.)

– Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали, передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый Герб.

Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и бога того государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр– символ власти, а в другой – держава – символ могущества страны.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы.)

– Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России.)

– Где можно встретить изображение российского герба?

Флаг России

У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный.

– Какие это цвета и что они обозначают? Учитель демонстрирует флаг Российской Федерации

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ее.

Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Именно он сам нарисовал образец знамени.

Цвета флага несколько раз менялись и только в 1993 г. флаг стал таким, каким мы привыкли его видеть.

Гимн России

– У каждого народа, каждой страны есть своя самая главная песня. Песня, которая рассказывает об истории этой страны, ее людях, их мечтах, ее богатстве и красоте.

– Как она называется? (Гимн)

– Гимн звучит очень торжественно и величественно.

– Как нужно слушать гимн? (Стоя и молча)

– Кто является автором слов и музыки современного гимна России? (Музыка Александр Александрова. Слова к этой музыке написал Сергей Михалков)

– Гимн звучит только в особенных, очень торжественных случаях.

– Давайте исполним гимн нашей страны.

Звучит гимн.

– Какие чувства вызывает у тебя музыка? Слова?

Личностные УУД: уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов уметь отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Лекция с использованием презентации
Проработка содержания темы – А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе нужно будет составить синквейн об одном из символов нашего государства.

После заслушиваются синквейны всех групп.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Метод «Синквейн»
Фаза 3 Эмоциональная разрядка – Сегодня на занятии вы хорошо потрудились и я предлагаю вам немного отдохнуть.

Звучит детская песенка, дети придумывают и показывают под неё движения

Метод «Сам себе режиссер»
Подведение итогов – Еще одним из символов России является ромашка. Ромашка, которая у меня в руках, необычная. На каждом ее лепестке записан вопрос по нашей сегодняшней теме. Вы должны по очереди подходить к цветку и отрывать один из лепесточков, а затем ответить на вопрос

– Вернемся к нашим березовым листочкам, на которых мы писали наши ожидания и опасения. Прикрепите на березку тот листочек, на котором записано то, что сбылось.

– Я очень рада, что на нашем дереве почти нет желтых листочков.

– И закончить занятие хочется стихотворением Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим–синим

Флаг России над Кремлём.

Личностные УУД: уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь отвечать на вопросы.

«Ромашка»
Внеурочное занятие «Символы России»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram