Ахметова Людмила Расимовна
педагог-психолог
МАОУ СОШ №5 с. Троицкое им. Г.Г. Светецкого. Анивский городской округ Сахалинская область
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №187573
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Светлый праздник – Святая Пасха», в рамках реализации всероссийского культурно-образовательного проекта «Храним традиции народа»
Наименование конкурсной работы: Роль и значение притч в формировании духовно- нравственного воспитания школьников
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №187573


 

Ахметова Людмила Расимовна

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое им. Г.Г. Светецкого  

Педагог-психолог

 

« Роль и значение притч в формировании духовно- нравственного   воспитания школьников»

 

с. Троицкое 

 

Введение

                 Православная вера действительно играла важную роль в жизни советского народа во времена Великой Отечественной войны. В условиях жестоких испытаний и кровопролитных сражений многие люди искали утешение и надежду в религиозных канонах, обращаясь к православной традиции, которая веками формировала духовную идентичность русского народа. Храмы, вновь открывающиеся после долгих лет гонений, становились центрами сбора, где люди могли не только помолиться, но и выразить свою солидарность и поддержку друг другу.

Молебны и молитвы оберегали бойцов на фронте, воодушевляя их на подвиги во имя Родины. Образы святых, иконы, ставшие символами защиты, вдохновляли на победу, укрепляя моральный дух. Важнейшими моментами стали события, когда священники отправлялись в окопы и на передовую, служа не только духовными пастырями, но и вплоть до участников военных действий, подчеркивая единство веры и борьбы за свободу.

Таким образом, православие стало не только источником духовной силы, но и символом стойкости народа, который, сражаясь за свою землю, обрел новую надежду и веру в светлое будущее.  Все это происходит и сейчас на поле боя.

 Цель: формирование ценностей человека и передача простой трансляции  духовно-нравственных идеалов от их носителей, учителя – детям, посредством изучения притч.

 

Основная часть

      Мы живем в очень трудное время. Как ребенку разобраться в калейдоскопе инноваций, мнений, приоритетов? Очень важно, что путеводителем будет семья. Но при этом возрастает и роль школы, которая становится наставником в формировании духовно- нравственного воспитания школьников. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации « Об образовании» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

 Быть духовно- нравственным человеком – значит обладать традиционными ценностями России. Под духовно- нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

 К традиционным российским духовно- нравственным ценностям относятся прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным.

 Духовно- нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки, усвоил положительные принципы, ценностные ориентации. 

 Обладая подобными качествами, человек возвышается над повседневностью и обыденностью, делая свою жизнь и жизнь вокруг себя ценнее и ярче.

 Что же поможет добиться поставленной Президентом цели: «…отстаивать традиционные семейные ценности»?

 И вот тут приходит на помощь народная мудрость, которую мы можем почерпнуть, читая книги. Книга учит мыслить и рассуждать, помогает развивать внутренний мир, только с книгой можно остаться наедине и пережить все те события, о которых повествует важный источник информации.

 Мудрое слово, традиционные ценности всегда помогали нашему народу, помогали воспитывать, учить, наставлять.

 Родник народной мудрости неиссякаем. Малые жанры- как спасательный круг в трудных жизненных ситуациях, как глоток воды в жару и зной, как оазис в пустыне. И важное место среди них занимают притчи, которые издавна считались на Руси и в мире очень уважаемым жанром.

 Сколько мудрости, ненавязчивого наставления, побуждения к раздумью несут в себе притчи!

 На самые разные темы можно найти подсказки в них.

 А сюжеты притч – это примеры, которые задает жизнь.

 Семья, дружба, доброта, взаимопомощь и многие другие темы поднимаются в притчах. Конечно аллегорически, поэтично, красиво.  И это заставляет и помогает запомнить их, размышлять и делать выводы.

Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот же самый, что и в слове «предтеча».  В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.

            Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль). Свой поэтический материал она черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, притчи Соломоновы).

 Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает «сравнение», так как при помощи притчей проводят сравнение между естественными и духовными предметами и показывают соответствие между чувственным и духовным миром.

 Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын.

 Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками.

 В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей.

 Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории.        Пример:

                                        «Орел и орленок»

 Старый орел летел над пропастью. На своей спине он нес своего сына. Орленок был еще слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:

 – Отец! Сейчас ты несешь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.

 – Нет, сынок –  печально ответил старый орел. – Когда ты вырастешь, ты понесешь своего сына…

 Легенды и притчи Библии учат нас быть добрыми, помогать людям, никогда не обижать никого. Также они учат нас, что нельзя воровать, наживаться за чужой счет. Всегда нужно протягивать руку помощи и быть верным своим друзьям и близким.

 Нужно уметь прощать все обиды, не держать злость в себе. 

 В них прослеживается глубокая философия жизни!

                            «Воздаяние»

 – Не место красит человека, а человек место! – сказал человек, придя в пустынные края. Построил Храм. И с тех пор- место стало красить человека. А если точнее – его душу!

 В Евангелии очень много притч –  вымышленных историй, в которых заложен глубокий смысл.

 В копилке каждого педагога должны быть притчи Иисуса Христа для детей. Притчи из библии про жизнь. Притчи для детей о поведении. Библейские притчи на каждый день.

 Одна из самых известных притч – «Притча о блудном сыне». Она учит христиан решимости и надежде на прощение. Образ блудного сына воплощает в себе все человечество – всех, кто удалился от бога, кто грешен и был своеволен. Притча говорит о том, что Отец небесный всегда примет и простит всех детей, если те решатся к нему вернуться.

 Функция притчи – исключительная привилегия служить ключом к пониманию сокровенных тайн бытия, к объяснению загадок человека, к глубинному постижению смысла и предназначению человека в этом мире.

 Христос разговаривал с людьми через притчи. Это говорит о том, что Спаситель считал притчу важным в своей проповеди.

 Важной композиционной составляющей притчи считается мораль – принятые в обществе нравственные нормы поведения, отношений между людьми. Мораль существует всегда, в любом обществе, поскольку помогает людям комфортно существовать рядом друг с другом.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи:

  1. краткость,
  2. не требует доказательств, 
  3. подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  4. дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки,  не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок,
  5. строится на сравнении,
  6. предполагает мыслительную деятельность и мораль.

           Мораль – это стандарт поведения, сформированный «вне человека, а нравственность – и внутри» него.

 Владимир Даль толковал притчу, как «поучение в примере», поэтому важные свойства притчи состоят в том, что она дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, строится на сравнении, предполагает мыслительную деятельность. 

 Воспитание души – это непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека, и, перейдя в самовоспитание, продолжается всю жизнь. 

 В воспитательной работе притчи можно использовать для выхода на тему воспитательного мероприятия, как предлог для совместного обсуждения нравственной проблемы.

 

Заключение

              Все в наших руках! Если мы будем мудры, тогда семена духовности, посеянные в наших детях, обязательно взойдут и дадут свои плоды.

             Притчи для детей, написанные мудро и трогательно, служат прекрасным учебником познания жизни. Самое дорогое, что мы можем оставить детям после себя – это хорошее воспитание. А в этом нам неоценимым помощником будет притча, которая обладает настоящим искусством попадать прямо в сердце. Их полезно время от времени перечитывать и задумываться о самом важном. Притчи предостерегают нас от необдуманных поступков.

 И вот для всех нас притча – поучение:

                                  «Плевок на ветру».

 Плюнул человек в прошлое, а утираться пришлось будущему…

 Пусть эта притча для каждого из нас будет жизненным кредо.

 

Библиографический список использованной литературы

  1. «Притчи человечества» (т. 1, 2, 3), сост. В.В. Лавский, Ростов н/Д, «Феникс», 2012.
  2.   «Моделирование будущего», Виталий Гиберт, СПб, «Весь», 2013.
  3.  «Отцы-пустынники», 101 притча. М., «Никея», 2012
  4. Хайям О. Сад истин. Рубаи. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  5. Кукушкин С. А.; Ганус Г. А. Притчи. Ведический поток. — Обнинск: ООО «Росток», 2001.
  6. Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский. — Мн.: Лотаць, 2001.

      

    

 

 

Роль и значение притч в формировании духовно- нравственного воспитания школьников

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram