Конспект образовательной деятельности в средней группе
по математическому развитию по теме: «Спешим на помощь Машеньке»
Цель: знакомство со способами сравнения протяжённости предмета (длины и ширины) путём «приложения» и «наложения».
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к выполнению математических упражнений, развивать навыки коллективного сотрудничества и взаимопомощи.
Образовательные: познакомить со способами сравнения длины и ширины предмета (путём приложения и наложения),закреплять прямой счёт предметов в пределах пяти, совершенствовать умение обозначать цифрой числовое множество предметов,уточнить знание геометрических фигур.
Развивающие:совершенствовать умение устанавливать соответствие между предметом и его символическим описанием (по цвету и форме), совершенствовать умение определять величину предметов на основе сравнения и глазомера, развивать мелкую моторику.
Оборудование и материал: мм-установка, диск с м/ф «Маша и медведь», цветовые карточки (6 шт. – красная, зелёная, синяя, жёлтая, оранжевая), наборкарточек с изображением предметов, карточки с символами-ориентирами – 12 шт. (геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), карточки с изображением разных предметов (по 4 шт.), по 2 полоски, разные по длине и ширине (длинная и короткая, узкая,красная и короткая, широкая,синяя) – на каждого.
Ход образовательной деятельности.
1.Организационный момент:
Воспитатель входит в группу, где дети заняты игровой деятельностью.
Воспитатель:– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Дмитриевна, я пришла к вам из другого детского сада, в котором я работаю воспитателем. Дети моей группы передают вам привет. Они очень любят смотреть мультфильм «Маша и медведь». А вы любите этот мультфильм? Значит, не зря я принесла вам этот диск. Ну, что посмотрим?
2.Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.
Игровой сюжет с установкой мотивации.
СЛАЙД 1. На мультимедийном экране появляется Машенька:
Маша:– Здравствуйте, ребята!Мне нужна ваша помощь. Пока Миша спит, я хочу навести порядок в доме, чтобы его порадовать, когда он проснётся. Но одна я не успею.Вы сможете мне помочь?
Воспитатель:– Ребята, вы сможете помочь Маше навести порядок в доме? А чем вы сможетепомочь?
СЛАЙД 2. Маша: – Замечательно, спасибо, ребята. Хочу только предупредить вас, что мне смогут помочь только те, кто любят и знают математику.
СЛАЙД 3. Вы любите математику? А знаете математику?
Воспитатель: – Давайте проверим? Я начну считать, а вы продолжайте…
1.Дидактическое упражнение: «Я начну, а ты продолжи».
Цель: уточнение знания детьми количественного счёта в пределах 10 (в прямом порядке).
Игра повторяется несколько раз, пока все дети не примут в ней участие.
Воспитатель: Замечательно умеете считать, а знаете ли вы цвета?
2.Дидактическое упражнение: «Какого цвета этот предмет?» (метод синектики)
Цель: уточнение знания детьми цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый, белый, оранжевый), совершенствование умения устанавливать соответствие между предметом и его цветовой характеристикой.
Воспитатель:– Какого цвета у меня карточка? А что ещё бывает такого цвета?
Игра повторяется несколько раз (пока не будут использованы все предложенные карточки).
Воспитатель: – Молодцы! Теперь я вижу, что вы любите и знаете математику.
СЛАЙД 4. Маша: – Ну что, тогда начнем прибираться?
СЛАЙД 5. Маша: – Для начала соберем все разбросанные вещи.
Развивающая игра «Фигуры» (символическая аналогия – поиск картинок, похожих по форме на геометрическую фигуру).
Цель: уточнение знаний геометрических фигур, развитие навыков классификации, внимания, логического и образного мышления, совершенствование мелкой моторики.
Воспитатель:– У вас на столах лежат геометрические фигуры и карточки с рисунками. Вам надо отобрать карточки с рисунками, похожими по форме на вашу геометрическую фигуру.
Детям предлагаются подносы с набором карточек: одна из геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и четыре предметных картинки. Дети выбирают из набора карточекс изображением предметов те,которые по форме соответствуют предложенной им геометрической фигуре.
Воспитатель:– Маша, посмотри, наши ребята справились с этой трудной работой. Всесобрали правильно.
СЛАЙД 6. Маша:– Какие молодцы!
СЛАЙД 7. А теперь надо разложить эти предметы по своим местам. Только я не помню, где они лежали у Мишки!
Логическое упражнение «Что – куда?» (системный анализ)
Цель: уточнение навыков обобщения групп предметов.
По мере того, как дети называют обобщающие слова, на слайде появляются поочередно картинки мест хранения этих предметов в доме.
Воспитатель: – Ничего, Маша, сейчас мы тебе поможем. Ребята, как можно назвать все круглые предметы одним словом? А где хранятся фрукты?
СЛАЙД 7 (по щелчку).Холодильник с фруктами.
Воспитатель: – Как можно назвать все треугольные предметы? Куда сложим игрушки?
СЛАЙД 7 (по щелчку).Сундук с игрушками.
Воспитатель: – Как назовём все квадратные предметы? Куда их положим?
СЛАЙД 7 (по щелчку).Шкаф для одежды.
Воспитатель: – Как назовём все прямоугольные предметы? Где они у Мишки могут находиться?
СЛАЙД 7 (по щелчку).Полки для книг.
СЛАЙД 8. Маша: – Так-так-так, и с этой работой справились? Молодцы!
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, на стульчики к мольберту, на котором далее показывает методики сравнения длины и ширины.
3.Ознакомление с новым материалом.
СЛАЙД 9. Маша: – Тогдапомогите мне, пожалуйста, расстелить коврики возле Мишкиной кроватии возле кресла.Я помню, что возле кровати лежал длинный и узкий коврик, а возле кресла короткий и широкий. А какой из них какой – не знаю. Помогите мне, пожалуйста.
СЛАЙД 10.Два коврика – оранжевый и желтый, разные по длине и ширине.
Дидактическое упражнение «Найти нужный коврик»
Цель: обучение детей навыкам сравнения длины и ширины предмета.
Воспитатель: – Ребята, на экране два коврика. Какие они по цвету?Какие они по длине?Кто знает, как это проверить? Не знаете? А хотите, я вас научу?
СЛАЙД 10 (по щелчку). Воспитатель показывает, как надо приложить коврики друг к другу, совместив начало.
Воспитатель:-Какой коврик короче?Почему? Какой – длиннее? Почему?
Педагог обращает внимание детей на то, что у ковриков есть длина.
Воспитатель показывает другие коврики, одинаковые по длине, но разные по ширине.
Воспитатель: – Какие онипо ширине? Как это проверить?
СЛАЙД 10 (по щелчку). Воспитатель показывает, как надо наложить коврики друг на друга.
Воспитатель:- Какой коврикшире? Почему? Какой – уже?Почему?
Воспитатель: – А теперь давайте поможем Маше расстелить коврики возле кровати и кресла Мишки.
СЛАЙД 11.Кровать и кресло.
(по щелчку)Маша: – Возле кровати лежал длинный и узкий коврик, а возле кресла короткий и широкий. (по щелчку появляются коврики).
Воспитатель: – Какой коврик мы постелем возле кровати Мишки? (Ответы детей). Какой коврик постелем возле его кресла? (Ответы детей).
СЛАЙД 12. Маша: – Ух-ты!Вы и с ковриками помогли мне разобраться.
СЛАЙД 13. Маша: – Ох-ох-ох, что-то я устала! Давайте поиграем!
Физкультминутка.
Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.
СЛАЙД 14.
Наш медведь в сказке жил, (ходьба вперевалку,
вперевалочку ходил.из стороны в сторону)
Вдруг девчушка прибежала, (бег на месте)
В дом зашла и увидала: (руки-над головой, сложены«домиком»).
Стол и стул у окна (правая рука – в кулаке, левая ладошка – на кулаке)
Дом пустой – вот это да! (руки – в сторону, ладонями вверх)
Кружка, ложка, посмотри, (руки,поочередно, вытянуты вперед).
Миска с кашею внутри (вращат. движения правой рукой по ладони левой)
Ела Маша и пила, (ложку держат, подносят ко рту)
На кроватку прилегла (руки вытянуты вперед, ладонями вверх)
И уснула сладким сном. (ладошки сложены, голова лежит на ладошках)
Что случилось с ней потом? (руки слегка разводят в сторону)
- Первичное осмысление и закрепление материала на практике.
Воспитатель:– А потом Маша встретилась с Мишей, правда, ребята?
СЛАЙД 15. Воспитатель – Посмотрите, Маша постирала полотенца, они высохли и забыла их сложить.
Детям предлагается за своими столами самостоятельно проверить длину и ширину своих полосок-полотенец. Дети прикладывают одну полоску к другой, совмещая их начало, и узнают, что красный полотенчик длиннее синего, а синий – короче красного.
СЛАЙД 16. Шкафчик с пустыми полками для полотенец.
Воспитатель: – Мы с вами расстелили коврики, а теперь я предлагаю вам разложить полотенчики в шкафчик:узкое и длинное на одну полку, а широкое и короткое – на другую. Какой полотенчик длиннее? (Красный). Как вы узнали? Какой полотенчик короче? (Синий). Дети накладывают одну полоску на другую и узнают, что красное полотенцедлиннее, чем синее, а синее – короче, чем красное.
Воспитатель:– А что вы можете сказать о ширине этих полотенец? (Полотенца разные по ширине). Какоеполотенце шире? (Синее).Какоеполотенцеуже? (Красное).
СЛАЙД 16 (по щелчку). Шкафчик с полотенцами
5.Подведение итогов организованного вида деятельности.
СЛАЙД 17. Маша:- Все дела мы переделали, какие вы молодцы!Без вас я бы не справилась!
СЛАЙД 18. Маша: – Большое спасибо вам за помощь. До свидания!
Воспитатель: – Наши дети рады были тебе помочь. До свидания, Машенька.Ребята, вам понравилось помогать Маше? Что вам запомнилось больше всего? А что нового вы сегодня узнали?
На память о нашей встрече я хочу подарить вам медали за трудолюбие с картинками из любимого мультика.