Лахматова Полина Андреевна
Воспитатель
МБДОУ №54
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №187602
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучший авторский конспект образовательной деятельности с детьми», в контексте реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект образовательной деятельности в средней группе по математическому развитию по теме: «Спешим на помощь Машеньке»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №187602


Конспект образовательной деятельности в средней группе 

по математическому развитию по теме: «Спешим на помощь Машеньке»

 

Цель: знакомство со способами сравнения протяжённости предмета (длины и ширины) путём «приложения» и «наложения».

Задачи: 

Воспитательные: воспитывать интерес к выполнению математических упражнений, развивать навыки коллективного сотрудничества и взаимопомощи.

Образовательные: познакомить со способами сравнения длины и ширины предмета (путём приложения и наложения),закреплять прямой счёт предметов в пределах пяти, совершенствовать умение обозначать цифрой числовое множество предметов,уточнить знание геометрических фигур.

Развивающие:совершенствовать умение устанавливать соответствие между предметом и его символическим описанием (по цвету и форме), совершенствовать умение определять величину предметов на основе сравнения и глазомера, развивать мелкую моторику.

Оборудование и материал: мм-установка, диск с м/ф «Маша и медведь», цветовые карточки (6 шт. – красная, зелёная, синяя, жёлтая, оранжевая), наборкарточек с изображением предметов, карточки с символами-ориентирами – 12 шт. (геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), карточки с изображением разных предметов (по 4 шт.), по 2 полоски, разные по длине и ширине (длинная и короткая, узкая,красная и короткая, широкая,синяя) – на каждого.

Ход образовательной деятельности.

1.Организационный момент:

Воспитатель входит в группу, где дети заняты игровой деятельностью.

Воспитатель:– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Дмитриевна, я пришла к вам из другого детского сада, в котором я работаю воспитателем. Дети моей группы передают вам привет. Они очень любят смотреть мультфильм «Маша и медведь». А вы любите этот мультфильм? Значит, не зря я принесла вам этот диск. Ну, что посмотрим?

 

2.Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Игровой сюжет с установкой мотивации.

СЛАЙД 1. На мультимедийном экране появляется Машенька:

Маша:– Здравствуйте, ребята!Мне нужна ваша помощь. Пока Миша спит, я  хочу навести порядок в доме, чтобы его порадовать, когда он проснётся. Но одна я не успею.Вы сможете мне помочь?

Воспитатель:– Ребята, вы сможете помочь Маше навести порядок в доме? А чем вы сможетепомочь?

СЛАЙД 2. Маша: – Замечательно, спасибо, ребята. Хочу только предупредить вас, что мне смогут помочь только те, кто любят и знают математику. 

СЛАЙД 3. Вы любите математику? А знаете математику?

Воспитатель: – Давайте проверим? Я начну считать, а вы продолжайте…

1.Дидактическое упражнение: «Я начну, а ты продолжи».

Цель: уточнение знания детьми количественного счёта в пределах 10 (в прямом порядке). 

Игра повторяется несколько раз, пока все дети не примут в ней участие.

Воспитатель: Замечательно умеете считать, а знаете ли вы цвета?

2.Дидактическое упражнение: «Какого цвета этот предмет?» (метод синектики)

Цель: уточнение знания детьми цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый, белый, оранжевый), совершенствование умения устанавливать соответствие между предметом и его цветовой характеристикой.

Воспитатель:– Какого цвета у меня карточка? А что ещё бывает такого цвета? 

Игра повторяется несколько раз (пока не будут использованы все предложенные карточки).

Воспитатель: – Молодцы! Теперь я вижу, что вы любите и знаете математику.

СЛАЙД 4. Маша: – Ну что, тогда начнем прибираться? 

 СЛАЙД 5. Маша: – Для начала соберем все разбросанные вещи.

Развивающая игра «Фигуры» (символическая аналогия – поиск картинок, похожих по форме на геометрическую фигуру).

Цель: уточнение знаний геометрических фигур, развитие навыков классификации, внимания, логического и образного мышления, совершенствование мелкой моторики.

Воспитатель:– У вас на столах лежат геометрические фигуры и карточки с рисунками. Вам надо отобрать карточки с рисунками, похожими по форме на вашу геометрическую фигуру.

Детям предлагаются подносы с набором карточек: одна из геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и четыре предметных картинки. Дети выбирают из набора карточекс изображением предметов те,которые по форме соответствуют предложенной им геометрической фигуре.

Воспитатель:– Маша, посмотри, наши ребята справились с этой трудной работой. Всесобрали правильно.

СЛАЙД 6. Маша:– Какие молодцы! 

СЛАЙД 7. А теперь надо разложить эти предметы по своим местам. Только я не помню, где они лежали у Мишки! 

Логическое упражнение «Что – куда?» (системный анализ)

Цель: уточнение навыков обобщения групп предметов.

По мере того, как дети называют обобщающие слова, на слайде появляются поочередно картинки мест хранения этих предметов в доме. 

Воспитатель: – Ничего, Маша, сейчас мы тебе поможем. Ребята, как можно назвать все круглые предметы одним словом? А где хранятся фрукты?

СЛАЙД 7 (по щелчку).Холодильник с фруктами.

Воспитатель: – Как можно назвать все треугольные предметы? Куда сложим игрушки? 

СЛАЙД 7 (по щелчку).Сундук с игрушками.

Воспитатель: – Как назовём все квадратные предметы? Куда их положим?

СЛАЙД 7 (по щелчку).Шкаф для одежды.

Воспитатель: – Как назовём все прямоугольные предметы? Где они у Мишки могут находиться?

СЛАЙД 7 (по щелчку).Полки для книг.

СЛАЙД 8. Маша: – Так-так-так, и с этой работой справились? Молодцы! 

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, на стульчики к мольберту, на котором далее показывает методики сравнения длины и ширины.

3.Ознакомление с новым материалом.

СЛАЙД 9. Маша: – Тогдапомогите мне, пожалуйста, расстелить коврики возле Мишкиной кроватии возле кресла.Я помню, что возле кровати лежал длинный и узкий коврик, а возле кресла короткий и широкий. А какой из них какой – не знаю. Помогите мне, пожалуйста.

СЛАЙД 10.Два коврика – оранжевый и желтый, разные по длине и ширине.

Дидактическое упражнение «Найти нужный коврик»

Цель: обучение детей навыкам сравнения длины и ширины предмета.

Воспитатель: – Ребята, на экране два коврика. Какие они по цвету?Какие они по длине?Кто знает, как это проверить? Не знаете? А хотите, я вас научу?

СЛАЙД 10 (по щелчку). Воспитатель показывает, как надо приложить коврики друг к другу, совместив начало.

Воспитатель:-Какой коврик короче?Почему? Какой – длиннее? Почему? 

Педагог обращает внимание детей на то, что у ковриков есть длина. 

Воспитатель показывает другие коврики, одинаковые по длине, но разные по ширине.

Воспитатель: – Какие онипо ширине? Как это проверить? 

СЛАЙД 10 (по щелчку). Воспитатель показывает,  как надо наложить коврики друг на друга.

Воспитатель:- Какой коврикшире? Почему? Какой – уже?Почему? 

Воспитатель: – А теперь давайте поможем Маше расстелить коврики возле кровати и кресла Мишки.

СЛАЙД 11.Кровать и кресло.

(по щелчку)Маша: – Возле кровати лежал длинный и узкий коврик, а возле кресла короткий и широкий. (по щелчку появляются коврики).

Воспитатель: – Какой коврик мы постелем возле кровати Мишки? (Ответы детей). Какой коврик постелем возле его кресла? (Ответы детей). 

СЛАЙД 12. Маша: – Ух-ты!Вы и с ковриками помогли мне разобраться. 

СЛАЙД 13. Маша: – Ох-ох-ох, что-то я устала! Давайте поиграем!

Физкультминутка.

Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.

СЛАЙД 14. 

Наш медведь в сказке жил, (ходьба вперевалку, 

вперевалочку ходил.из стороны в сторону)

Вдруг девчушка прибежала,  (бег на месте)

В дом зашла и увидала:  (руки-над головой, сложены«домиком»).

Стол и стул у окна  (правая рука – в кулаке, левая ладошка – на кулаке)

Дом пустой – вот это да! (руки – в сторону, ладонями вверх)

Кружка, ложка, посмотри, (руки,поочередно, вытянуты вперед).

Миска с кашею внутри     (вращат. движения правой рукой по ладони левой)

Ела Маша и пила,  (ложку держат, подносят ко рту)

На кроватку прилегла (руки вытянуты вперед, ладонями вверх)

И уснула сладким сном. (ладошки сложены, голова лежит на ладошках)

Что случилось с ней потом? (руки слегка разводят в сторону)

 

  1. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Воспитатель:– А потом Маша встретилась с Мишей, правда, ребята? 

СЛАЙД 15. Воспитатель – Посмотрите, Маша постирала полотенца, они высохли и забыла их сложить. 

Детям предлагается за своими столами самостоятельно проверить длину и ширину своих полосок-полотенец. Дети прикладывают одну полоску к другой, совмещая их начало, и узнают, что красный полотенчик длиннее синего, а синий – короче красного. 

СЛАЙД 16. Шкафчик с пустыми полками для полотенец.

Воспитатель: – Мы с вами расстелили коврики, а теперь я предлагаю вам разложить полотенчики в шкафчик:узкое и длинное на одну полку, а широкое и короткое – на другую. Какой полотенчик длиннее? (Красный). Как вы узнали? Какой полотенчик короче? (Синий). Дети накладывают одну полоску на другую и узнают, что красное полотенцедлиннее, чем синее, а синее – короче, чем красное.

Воспитатель:– А что вы можете сказать о ширине этих полотенец? (Полотенца разные по ширине). Какоеполотенце шире? (Синее).Какоеполотенцеуже? (Красное). 

СЛАЙД 16 (по щелчку). Шкафчик с полотенцами

5.Подведение итогов организованного вида деятельности.

СЛАЙД 17. Маша:- Все дела мы переделали, какие вы молодцы!Без вас я бы не справилась! 

СЛАЙД 18. Маша: – Большое спасибо вам за помощь. До свидания!

Воспитатель: – Наши дети рады были тебе помочь. До свидания, Машенька.Ребята, вам понравилось помогать Маше?  Что вам запомнилось больше всего? А что нового вы сегодня узнали?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам медали за трудолюбие с картинками из любимого мультика.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по математическому развитию по теме: «Спешим на помощь Машеньке»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram