Голуб Ярослава Владимировна
группа ССД-11
Руководитель: Скорнякова Анна Викторовна
Преподаватель
Колледж экономики, управления и права
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156258
Всероссийский конкурс для студентов «Мой шаг в науку»
Наименование конкурсной работы: Эффективность использования средств бюджета Ростовской области в 2022 году
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156258


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Колледж экономики, управления и права

Индивидуальный проект

по учебной дисциплине экономика

на тему: «Эффективность использования средств бюджета Ростовской области в 2022 году»

Автор:  Голуб Ярослава Владимировна        

(подпись)

Курс: 1 Учебная группа: ССД 11

Специальность:   38.02.02 Страховое дело (по отраслям)

Руководитель:  Скорнякова Анна Викторовна          

(подпись)

Ростов-на-Дону

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       2024

                                                                                                       

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Колледж экономики, управления и права

 

ОТЗЫВ

руководителя на проект

Голуб Ярослава Владимировна

представленной к защите по специальности

38.02.02      Страховое дело (по отраслям)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               Преподаватель        _______________/ Скорнякова А,В.

                                      «08» мая 2024 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Основы реализации бюджетной политики Ростовской области 5

1.1 Основные итоги реализации бюджетной политики Ростовской области в 2022 году 5

1.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2022 год 9

1.3 Меры, направленные на рост реальных доходов граждан 12

2 Реализация и эффективность бюджета расходов в Ростовской области 15

2.1 Бюджетные расходы Ростовской области в 2022 году 15

2.2 Структура доходов бюджета в 2022 году 18

2.3 Пути повышения эффективности использования бюджетных средств в Ростовской области 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

ВВЕДЕНИЕ

Современное финансовое управление в регионах играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития и социальной стабильности. Бюджетная политика региона является важным инструментом реализации государственной экономической стратегии, направленной на обеспечение финансовой устойчивости и благосостояния населения. Поэтому изучение бюджетной политики Ростовской области становится актуальным и важным аспектом анализа финансового управления региона.

Важность регионального бюджета заключается в выполняемым им функциях. Они достаточно многосторонние и реализуются в социальной, экономической, политической сферах жизнедеятельности общества. Современное государство активно использует бюджетные средства для поддержки приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения реализации своих прав гражданами. Современный бюджет также необходим для перераспределения национального дохода для реализации социальных целей общественного развития. 

На современном этапе своего развития государство активно реформирует бюджетную сферу для того, чтобы сделать ее намного более эффективной. Существенной задачей государственного бюджета является выстраивание бюджетной системы таким образом, что каждый бюджет имел достаточно собственных доходных источников для обеспечения реализации своих обязательства перед гражданами. В условиях федерации важная проблема бюджетной политики касается принципов взаимодействия различных уровней системы между собой. 

Ростовская область, как один из крупнейших и экономически развитых регионов Южного федерального округа, имеет свои особенности в области финансового управления. Изучение бюджетной  политики данного субъекта позволит понять основные принципы функционирования финансовой системы, оценить эффективность государственных финансовых мероприятий и выработать рекомендации по их совершенствованию.

Целью данной работы является углубленное изучение основ бюджетной и налоговой политики Ростовской области.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

  • рассмотрение основных итогов реализации бюджетной политики Ростовской области, а также основных целей и задач бюджетной политики на 2022 год;
  • анализ мер, направленных на рост реальных доходов граждан;
  • анализ структуры доходов и расходов регионального бюджета;
  • изучение путей повышения эффективности использования бюджетных средств в Ростовской области.

Исследование проведено за 2022 год.

Предмет исследования включает в себя анализ основных механизмов и инструментов, используемых при реализации бюджетной политики в Ростовской области. 

Объект исследования – это сама бюджетная политика, реализуемая в Ростовской области.

При раскрытии предметной базы применялась учебная и периодическая литература, а также нормативные правовые акты Российской Федерации.

Индивидуальный проект состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы, состоящие из шести параграфов, заключения,  списка использованных источников и приложений.

1 Основы реализации бюджетной политики Ростовской области 

1.1 Основные итоги реализации бюджетной политики Ростовской области в 2022 году

Бюджетная политика Ростовской области не является полностью автономной, а реализуется в строгих рамках, определенных законодательством и ролью регионального бюджета в сложившейся бюджетной системе. В соответствии с законом бюджетная политика Ростовской области имеет определенные обязательства, от которых она не имеет права отказаться. Бюджетная политика Ростовской области в таком случае направлена на выполнение также общенациональных задач в бюджетной сфере, определенных Президентом России. Но при этом она также направлена на решение совокупности задач регионального уровня, определенных Губернатором России.

Стоит напомнить, что в 2022 году важной проблемой региона и государства являлась коронавирусная инфекция. В этой связи существенная часть бюджетных средств была направлена именно на поддержку бизнеса в данный период, социально уязвимых слоев населения, а также поддержку медицинской сферы. Кроме того, такая ситуация объективно привела к наличию массы выпадающих доходов бюджета и повышению уровня расходов. [1]

Исполнение областного бюджета осуществлялось в соответствии с Областным законом от 16.12.2021 № 635-ЗС «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в который за период 2022 года было внесено 5 изменений.[4]

В отчетном году исполнение областного бюджета осуществляли 37 главных распорядителей средств областного бюджета, 57 главных администраторов доходов областного бюджета.

Обеспечено финансирование 457 государственных учреждений Ростовской области. Предоставлена финансовая помощь 463 муниципальным образованиям Ростовской области.

По итогам 2022 года фактические показатели по доходам и расходам областного бюджета исполнены с ростом от первоначально запланированных значений более чем на 39 млрд рублей.

Темп роста расходов консолидированного бюджета Ростовской области составил 121,2%, с превышением среднероссийского показателя (116,2%) и показателя по ЮФО (120,3%).

Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 82,9 тыс рублей.

Бюджет Ростовской области на 2022 году был направлен уже на иные цели в связи и изменением конъюнктуры. Изначальный бюджет был направлен на стабилизацию региональной экономики, рост ее конкурентоспособности, более эффективном использовании ее конкурентных преимуществ, обеспечении ее эффективного пространственного развития. Концептуальными принципами данного бюджета являлись его прозрачность и эффективность. Но по причине начала специальной военной операции данный бюджет был вынужденно корректирован в связи с изменением конъюнктуры.

В отчетном году реализованы меры, направленные на предотвращение влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, предусмотренные планом Правительства Российской Федерации и планом первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Ростовской области в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного распоряжением Губернатора Ростовской области от 12.03.2022 № 49.[2]

Такая экстраординарная ситуация привела к изменению законодательства и повышению гибкости использованию полученных бюджетных средств в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Рассматриваемые изменения предполагают ускорение процедуры корректировки бюджета, то есть отсутствие необходимости изменения регионального бюджетного закона для корректировки. Данная реформа позволила региона эффективно функционировать в условиях повышенной нестабильности. 

Исполнение областного бюджета за 2022 год составило:[4]

  • по доходам 287,5 млрд рублей, или 102,5 % к годовому плану.
  • по расходам 296,8 млрд рублей, или 97,7% к годовому плану. 

По сравнению с 2021 годом рост по доходам составил 38,5 млрд рублей, или на 15,4%, по расходам – 53,8 млрд рублей, или на 22,1%.

По результатам исполнения сложилось превышение расходов над доходами областного бюджета (дефицит) в объеме «минус» 9,3 млрд рублей.

В соответствии с правилами формирования бюджетной отчетности утвержденные показатели по доходам и источникам финансирования дефицита отражаются в составе бюджетной отчетности на основании утвержденных показателей в соответствии с Областным законом от 16.12.2021 № 635-ЗС «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», по расходам отражаются в соответствии с утвержденными показателями сводной бюджетной росписи областного бюджета.

 Основные показатели областного бюджета за 2022 год характеризуются следующими данными:

Таблица 1- Основные показатели областного бюджета за 2022 год (млн  рублей)[4]

Наименование Исполнение

за 2021 год

Исполнение

за 2022 год

Темп роста

(в %)

Доходы, всего 249 068,1 287 520,2 115,4
в том числе:  
Налоговые и неналоговые доходы 167 637,3 193 334,2 115,3
Безвозмездные поступления 81 430,8 94 186,0 115,7
Расходы, всего 243 018,8 296790,4 122,1
Дефицит, профицит  (-,  +) 6 049,3 – 9 270,2

Областным законом об областном бюджете на 2022 год были утверждены налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в сумме 187,8 млрд рублей.

Фактически в 2022 году в областной бюджет поступило 193,3 млрд рублей собственных доходов с ростом к 2021 году на 25,7 млрд рублей или на 15,3 %. Исполнение – 102,9 %.

Основная часть поступлений обеспечена налоговыми доходами, на долю которых приходится 98 % всех собственных доходов.

Исполнение налоговых доходов в отчетном 2022 году составило 189 559,0 млн рублей с ростом к уровню 2021 года на 24 801,1 млн рублей или на 15,1 процента. Исполнение – 102,8 процента.

Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц – 34,7 процента; налог на прибыль организаций – 31,4 процента; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – 13,5 процента; налоги на совокупный доход – 10,4 процента; налоги на имущество – 9,4 процента.

В 2021 году в областной бюджет поступило 167,6 млрд рублей собственных доходов с ростом к 2020 году на 25,5 млрд рублей или на 17,9 процента. Исполнение – 107,4%.

Основная часть поступлений обеспечена увеличением налоговых доходов, на долю которых приходится 98,3% всех собственных доходов.

Исполнение налоговых доходов в отчетном 2021 году составило 164,8 млрд рублей с ростом к уровню 2020 года на 24,6 млрд рублей, или
на 17,6%. Исполнение – 107,1%.

         Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов приходится на налог на прибыль организаций – 34,9%; налог на доходы физических лиц – 33,4%; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – 12,5%; налоги на совокупный доход – 9,4%; налоги на имущество – 9,3%.

1.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2022 год

Бюджетная политика 2022 года направлена на достижение совокупности целей и задач, которые были определены в таких документах как Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 № 474, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021.[1]

Основные национальные цели, определенные указанными выше документами, направлены на повышение социального благополучия населения государства и развития его уровня здоровья, благополучия. Также следует отметить, что указанные целевые характеристики в целом соответствуют направленности и содержанию предыдущих документов в сфере бюджетной политики России.

Важной задачей бюджета на 2022 года является постепенный вывод экономики региона и государства из состояния коронавирусных ограничений. Тем самым государство указывает на необходимость достижения тех целей, которые были им определены ранее, в том числе в бюджетной политике на 2020 год. 

Условия формирования характеристик регионального бюджета Ростовской области на 2022 года можно считать очень благоприятными по той причине, что в предыдущий год отмечается рост налоговых поступлений, а также поступлений неналогового характера. В целом это соответствует повышению благоприятной характеристики региональной экономики. 

Бюджет на 2022 год формируется в соответствии с ожиданиями государства по полному выполнению регионом своих финансовых обязательств перед бюджетами иных уровней. Для получения межбюджетных трансфертов региону необходимо соответствовать требованиям бюджетного законодательства по выполнению своих обязательств перед ним. 

Основные цели бюджета Ростовской области на 2022 год заключаются в повышении доходного потенциала региона и предполагаются к осуществлению через следующие задачи:

  1. Совершенствование механизма поддержки инвестиционных и инновационных проектов как основной базы для роста экономики Ростовской области.
  2. Реализация существующего комплекса мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособной инновационной экономики региона. Будут предоставляться введенные ранее меры государственной финансовой поддержки.
  3. Стабилизация сектора индивидуального предпринимательства как существенно пострадавшего от распространения коронавирусной инфекции.
  4. Содействие занятости населения и создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан.
  5. Обеспечение комфортных налоговых условий для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.

Данный бюджет предполагает, что на протяжении следующих трех лет будет наблюдаться повышение доходов бюджета за счет использования имеющихся резервов, а также за счет наращивания имеющихся в настоящее время доходных источников. Резервы доходов бюджета предполагают активное взаимодействие Ростовской области с иными уровнями бюджетной системы с целью привлечения от них дополнительных бюджетных доходов. Сохраняется цель бюджета в борьбе с теневой экономикой и раскрытию сокрытых доходных источников бюджета. Также документ определяет инструменты по борьбе с задолженностью перед бюджетом и новые способы по ее эффективному взысканию. Важной деятельностью остается поиск и постановка на налоговый учет всех потенциальных налогоплательщиков, а также полное декларирование их налогов.

В числе основных целей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, от 21.07.2020 № 474, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, определены задачи по увеличению численности населения страны, повышению уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания. [5,6,7]

В целях повышения уровня доходов граждан планируется уточнение расходов на оплату труда  в связи с необходимостью сохранения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников, установленного указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с показателем «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» по Ростовской области.

В соответствии с планируемым внесением изменений в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» будет предусмотрено повышение расходов на заработную плату низкооплачиваемых работников.

Обязательства бюджета Ростовской области перед населением социального характера индексируются в соответствии с требованиями законодательства. Степень индексации привязана к определяемому уровню инфляции в государстве. Аналогичные меры применяются к уровню оплаты труда работников бюджетной сферы. Тем самым сохраняется внимание региона к исполнению своих обязательств перед гражданами.

1.3 Меры, направленные на рост реальных доходов граждан

Повышение уровня реальных доходов населения выступает одной из важнейшей задач любого современного государства [9]. Важность данной проблемы в том числе осознается на уровне государства. В настоящее время о возможных негативных последствиях отсутствия роста реальных доходов населения высказался даже глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он заявил о том, что отсутствие фактического роста является причиной для возникновения социальной напряжённости. [9] 

Стабильный рост реальных доходов граждан в Российской Федерации гарантируется ежегодным повышением уровня минимального размера оплаты труда, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1 688 (далее – указы Президента Российской Федерации 2012 года), а также мероприятиями по индексации заработной платы тех работников, которые осуществляют свои трудовые функции в бюджетной сфере.

В целях сохранения достигнутого соотношения оплаты труда категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации 2012 года, с показателем среднемесячного дохода от трудовой деятельности будут предусмотрены в полном объеме бюджетные ассигнования исходя из прогнозного роста данного показателя в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ростовской области.

В соответствии с планируемым внесением изменений в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» будет предусмотрено повышение расходов на заработную плату низкооплачиваемых работников.

Региональные социальные выплаты индексируются в привязке к уровню инфляции, определенных таким документом как прогноз социально-экономического развития Ростовской области. 

Повышение уровня реальных доходов населения осуществляется также посредством косвенных методов. Например, речь идет о финансировании государством благоприятных условий по ипотечному кредитованию и приобретению жилья. Вместе с тем постоянно развиваются экономические и правовые инструменты защиты тех граждан, интересы которых нарушаются в жилищной сфере при участии в долевом строительстве и пр.

Отметим также такую тенденцию как более активное вовлечение граждан в бюджетную сферу посредством внедрения инструмента инициативного бюджетирования. Данная мера позволяет жителям Ростовской области выступать инициаторами проектов в регионе, непосредственно решать существующие в регионе проблемы.

 Для повышения реальных доходов граждан предусматриваются следующие меры: [1]

  • гарантированный размер оплаты труда на уровне МРОТ;
  • поддержание достигнутого уровня заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы исходя из средней заработной платы по экономике;
  • проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников социальной сферы. 

В Российской Федерации в том числе осуществляется поддержка граждан, уровень доходов которых находится ниже прожиточного минимума. В соответствии Приказом Минтруда России № 748 от 29 ноября 2018 г был утвержден порядок реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза. Ростовская область в данный пилотный проект не вошла. [8] Но вместе с тем можно ожидать, что в будущем проект будет расширяться и уже будет включать в себя Ростовскую область. Поэтому целесообразно рассмотреть его характеристики.

Данный проект направлен на определение основных причин бедности, а также универсальных механизмов для ее устранения. Нахождение таких инструментов позволит устранить бедность по всей России, в том числе в России.

2 Реализация и эффективность бюджета расходов в Ростовской области

2.1 Бюджетные расходы Ростовской области в 2022 году

Бюджетная политика региона в 2022 году была направлена на повышение уровня жизни населения, выполнение социальных обязательств региона перед населением, стабилизацию региональной экономики. [3]

Уровень расходов бюджета Ростовской области в 2022 году был равен 296790400000 рублей. Причем важно отметить, что чрезвычайные обстоятельства реализации данного бюджета в существенной степени повлияли на его объем. Именно поэтому по сравнению с предыдущим годом объем исполненного бюджета вырос более чем на 22 процента.

 Наибольшая часть исполненного бюджета Ростовской области имеет социальную направленность. Более 67% от бюджета были направлены на соответствующие цели. Причем по отношению к предыдущему году уровень затрат вырос почти на 20%. В 2022 году Ростовская области потратила на социальные цели 199810600000 рублей.

Также следует отметить, что рассмотренный выше показатель затрат на социальную политику в том числе включает в себя затраты на образование и культуру, здравоохранение, спорт. Причем затраты на отдельные направления социальной политики в структуре бюджета настолько весомые, что могут быть рассмотрены в изоляции от него. Так, затраты на образование в структуре бюджета Ростовской области составляют более 22%, тогда как затраты на здравоохранение, физическую культуру и спорт в совокупности более 11%. Социальная политика без данных компонентов в своей структуре предполагает затраты более чем в 31% от общей структуры бюджета Ростовской области на 2022 год.

Формирование бюджета Ростовской области в том числе направлено на реализацию региональных программ. Данные программы необходимы для реализации интересов и задач конкретно Ростовской области и поэтому имеют повышенную значимость для бюджетной политики региона. На 2022 год формирование областного бюджета основывалось на необходимости реализации 23 региональных государственных программ.  

В таблице 2 представлены расходы на реализацию принятых государственных программ Ростовской области в 2022 году.

Таблица 2 – Итоги реализации принятых государственных программ Ростовской области в 2022 году[3]

Наименование государственной программы План Факт Процент исполнения
Социальные государственные программы 196 993,2 194 453,0 98,7
Инфраструктурные государственные программы 51 146,5 49 954,7 97,7
Государственные программы
Итого по государственным программам 269 276,3 265 160,8 98,5

Важность региональных государственных программ Ростовской области подтверждается высоким уровнем затрат на их реализацию. Так, в 2022 году расходы на их реализацию составили 26516080000 рублей. Данный уровень расходов более чем на 98% соответствует запланированному, что в сложившихся условиях является более чем приемлемым показателем.

Существенный рост расходов в структуре бюджета Ростовской области связан с повышением таковых на достижение национальных целей развития России на региональном уровне. В соответствии с ними реализацию региональные проекты Ростовской области. В бюджете Ростовской области на 2022 год рост расходов на их реализацию в сравнении с предыдущим годом составил 42%. В абсолютных показателях расходы составили 41200000000 рублей.

В приложении 1 представлены расходы на региональные проекты в 2022.

Среди отдельных направлений следует отметить развитие человеческого капитала, ведь оно отличается крайне высокой долей в общей структуре. На 2022 год затраты по данному направлению в бюджете Ростовской области составили 25166700000 рублей. Среди менее существенных в общей структуре направлений для расходов следует отметить развитие комфортной среды для жизни, на которую было израсходовано 14630000000 рублей, а также достижение экономического роста с показателем в 1377700000 рублей.

Но при этом наиболее существенные затраты в 92% от совокупных затрат на региональные проекты приходятся на пять основных региональных проектов. К ним относятся:

«Здравоохранение»;

«Образование»;

«Жилье и городская среда»;

«Безопасные качественные дороги»;

«Демография».

Бюджет региона также включает в себя средства, направленные на достижение указов Президента 2012 года. В совокупности данные средства в бюджете 2022 составляют 6714200000 рублей. Основная доля в структуре затрат приходится на повышение уровня оплаты работников бюджетных организаций региона.

Часть мер данного пакета была направлена на сохранение соотношения заработной платы отдельных категорий работников по отношению к средней заработной плате работников Ростовской области. 

Ростовская область в 2022 году сохранила тенденцию к проведению взвешенной долговой политике и поэтому уровень долга регионального бюджета находится на достаточно низком уровне.

Так, общий объем предоставленных Ростовской области кредитов со стороны Министерства финансов России на инфраструктурные цели составили только 60000000000 рублей, что является относительно общего объема бюджета незначительной суммой. При этом отмечается также привлечение и одновременное погашение кредита для бюджета Ростовской области суммой в 2500000000 рублей. Это свидетельствует о способности Ростовской области эффективно погашать свои бюджетные обязательства перед кредиторами.

Федеральный кредит предоставлен Ростовской области в целях замещения долговых обязательств как областного, так и местных бюджетов региона. Сумма данного кредита составила 49000000000 рублей. 

Кроме того, следует отметить, что Ростовская область привлекает в структуру областного бюджета также средства от кредитных организаций. Основная цель их использования заключается в стабилизации региональной экономики. В 2022 году объем привлеченных таким образом средств составил 8400000000 рублей. 

Статус Ростовской области как добросовестного кредитора подтверждается тем, что в 2022 году все обязательства региона перед заемщиками были исполнены. Общая сумма исполненных кредитных обязательств составляет 85000000000 рублей, из которых 4500000000 рублей приходятся на кредиты из федерального бюджета, тогда как 4000000000 на кредиты от кредитных организаций. Исполнение своих кредитных обязательств Ростовской областью перед кредиторами позволило бюджету сэкономить более 200000000000 рублей на обслуживании своего долга. Высокая устойчивость бюджета региона подтверждается оценкой Министерства финансов России, который отнес Ростовскую область по своим расчетам к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости. Также следует отметить, что данный вывод подтверждается тем, что Ростовская область имеет объем долговых обязательств намного ниже от нормативного уровня, а именно менее 20%. То есть при необходимости Ростовская область может привлекать кредитные средства в размерах в пять раз выше текущих.

2.2 Структура доходов бюджета в 2022 году

Показатели консолидированного бюджета по доходам исполнены в сумме 343100000000 рублей, по расходам – 3538000000000 млрд рублей.

Темп роста доходов консолидированного бюджета Ростовской области за 2022 год к уровню 2021 года превысил среднероссийский показатель (112,1%) и составил 114,6%. В том числе по налоговым и неналоговым доходам – 114,3%, при среднероссийских значениях показателя – 112,9%.

Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 82,9 тыс рублей.

Исполнение налоговых доходов областного бюджета в разрезе источников характеризуется следующими данными:

Таблица 2 – Исполнение налоговых доходов областного бюджета Ростовской области  (млн рублей)[3]

Наименование

показателей

исполнение

2021 г.

уд. вес

в сумме

налог-х доходов

(в %)

прогноз

поступлений

2022 г.

исполнение

2022 г.

процент

исполнения

(в %)

(гр.4/гр.3 х100)

уд. вес

в сумме

налог-х доходов

(в %)

темп роста

(в %)

(гр.4/ гр.1 х100)

Налоговые

доходы

164 757,9 100 184 316,1 189 559,0 102,8 100 115,1
Неналоговые доходы 2 879,4 100 3 500,1 3 775,2 107,9 100 131,1

Более подробно исполнение доходной части бюджета Ростовской области в разрезе налоговых и неналоговых доходов представлено в приложении 2.

Далее необходимо определить те направления, которые позволили бюджету Ростовской области повысить уровень доходов. По сравнению с 2021 годом существенный рост наблюдается по такому критерию как доход от имущества в государственной и муниципальной собственности. Прирост от прошлогоднего показателя составил почти 200%. В абсолютных показателях рост составил 12656000000 рублей. Платежи при использовании природных ресурсов принесли региональному бюджету на 163000000 рублей большей планируемого показателя и на 68 процентов выше прошлогоднего показателя. Это связано с законодательными изменениями по порядку оплаты платежей по итогам проведения аукционов. 

Относительно высокий рост наблюдается также в показателе безвозмездных поступлений в бюджет Ростовской области в 2022 году. По сравнению с предыдущим годом рост составил чуть более 15%, тогда как в абсолютных показателях он равен 94186000000 рублей.

Объем межбюджетных трансфертов на 2022 год составляет 92074200000 рублей.

Совокупный объем дотаций Ростовской области соответствует в бюджете на 2022 год показателю в 20757400000 рублей. Стоит отметить, что бюджетное законодательство России предполагает повышенный контроль за теми регионами, у которых совокупный объем дотаций в структуре бюджета превышает уровень в 10% от уровня консолидированного бюджета. На протяжении 2020 года и 2021 года бюджет Ростовской области по данному показателю не превышал 6,7%. Поэтому регион считается независимым от дотаций федерального бюджета.

Но при этом необходимо отметить, что актуальная конъюнктура безусловно влияет на то, что доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в структуре бюджета Ростовской области повышается. Так, по сравнению с 2021 годом повышение доли составило 1%. На 2022 год доля совокупных межбюджетных трансфертов с бюджетом Ростовской области составила 24,7%. При этом по сравнению с 2020 годом рост составил 1,5%.

В структуре полученных дотаций наибольшая доля принадлежит такой цели их использования как выравнивание бюджетной обеспеченности. На нее было предоставлено дотаций общей суммой в 16186500000 рублей. Все иные направления для использования дотаций предполагают намного меньшую долю в общей структуре бюджета. Например, предоставление дотаций на повышение оплаты труда работников бюджетной сфере был предоставлена только в объеме 3350200000 рублей, что более чем в 5 раз меньше сумме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Такое направление предоставления дотаций как компенсация выпадающих бюджетных доходов в связи с использованием инвестиционного налогового вычета составило в 2022 году в структуре бюджета предоставленных дотаций общим объемом в 3885000000 рублей. 

Дотация в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета получена в сумме 388,5 млн рублей. В связи с фактическим поступлением дотации 27.12.2022 плановые ассигнования в отчетности не отражены, данные средства учтены в остатках на начало 2023 года.

Дотация на премирование победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2022 № 3598-р получена в сумме 15,3 млн рублей.  В связи с фактическим поступлением дотации 01.12.2022 плановые назначения по доходам в составе отчетности не отражены, данные средства учтены сводной бюджетной росписью областного бюджета.

Дотации (гранты) за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации фактически получены в объеме 816,9 млн рублей. В том числе в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2022 № 1518-р средства в сумме 638,1 млн рублей учтены Областным законом от 07.10.2022 № 745-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», средства в сумме 178,9 млн рублей учтены сводной бюджетной росписью областного бюджета. В связи с этим в составе бюджетной отчетности по доходам фактические показатели поступлений выше плановых.

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в соответствии с пунктом 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 425-р, осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств.[10,11]

Превышение плановых показателей над фактическими объясняется предоставлением целевых межбюджетных трансфертов под потребность.

Субвенции на выполнение полномочий Российской Федерации поступили в объеме 9 683,1 млн рублей, или на 97,9 % к плану.

Наибольший объем субвенций распределен по следующим направлениям:

– на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка – 4 307,2 млн рублей;

– на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – 2 385,2 млн рублей;

– на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов – 1 041,0 млн рублей;

– на реализацию полномочий Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I  «О занятости населения в Российской Федерации» – 997,4 млн рублей.

Уменьшение фактических поступлений субвенций от уровня 2021 года на 2 951,7 млн рублей обусловлено передачей c 2022 года полномочий по осуществлению отдельных социальных выплат Пенсионному фонду Российской Федерации, в том числе:[3]

  • на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации;
  • на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.

Субсидии из федерального бюджета поступили в объеме 37 344,0 млн рублей, или 96,2 % к плану, с превышением от 2021 года на 9 612,4 млн рублей, или в 1,3 раза.

2.3 Пути повышения эффективности использования бюджетных средств в Ростовской области

Для лучшего понимания направлений повышения эффективности использования бюджетных средств в Ростовской области необходимо понимать, что бюджет Ростовской области выступает органической частью бюджетной системы Российской Федерации. В такой роли на эффективность бюджета Ростовской области оказывают влияние иные бюджеты бюджетной системы, а также многие иные факторы. 

По своей роли бюджеты регионов выполняют различные функции. Безусловно они выступают инструментом реализации интересов субъекта Федерации и решения вопросов регионального уровня. Но при этом также необходимо отметить, что региональный бюджет выступает промежуточным бюджетом в бюджетной системе, если рассматривать ее с точки зрения территориального устройства. То есть государство в том числе предоставляет на региональный уровень бюджета средства для того, чтобы на данном уровне определили наиболее эффективные направления использования полученных средств.[12]

Ростовская область входит в Южный Федеральный округ. По объёму экономика Ростовской области занимает второе место среди субъектов ЮФО, с долей 28% в совокупном объёме ВРП ЮФО.

Специфика бюджета Ростовской области заключается в том, что основные цели и задачи его развития являются достаточно стабильными. В настоящее время к таковым можно отнести:

– достижение цели эффективного перераспределения средств между бюджетами местного уровня Ростовской области и региональным бюджетом Ростовской области;

– повышение эффективности использования межбюджетных трансфертов посредством формирования новых условий их предоставления;

– повышение эффективности правового регулирования вопросов предоставления межбюджетных трансфертов;

– использование бюджетных расходов с целью социального развития региона, а также для привлечения в его экономику дополнительных инвестиций.

Вопросы повышения эффективности функционирования бюджетной системы активно рассматриваются в том числе на уровне Федерации. Отметим, что в недавнем прошлом была принята Программа повышения эффективности управления общественными финансами. Она была разработана Правительством России. В данном документе основными инструментами повышения эффективности управления общественными финансами являются: 

1) осуществление разработки, а также реализации бюджетной стратегии Российской Федерации. Данный документ обладает долгосрочным горизонтом планирования, что отличает его от текущей системы бюджетного планирования Российской Федерации. При этом документ направлен на определение всех существенных параметров бюджета России и регионов. Также в нем должны быть определены основные факторы и условия, которые влияют на эффективность реализации бюджетов в бюджетной системе России;

2) реализация в соответствии с законодательными нормами «бюджетных правил», направленных на определение ограничений уровня расходов в бюджете России.

В рамках реализации государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 649 (далее – государственная программа), ответственным исполнителем в 2022 году реализован комплекс мероприятий, в результате которых:

  • исполнение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ростовской области на уровне, превышающем плановые показатели;
  • обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов областного дохода Ростовской области;
  • исполнение обязательств Ростовской области на уровне плана или ниже плана;
  • принятие ежегодного областного закона по бюджету Ростовской области на очередной финансовый год и плана бюджета на два последующих года;
  • регулярно принимаются постановления Правительства Ростовской области, направленные на актуализацию прогнозной информации, а также на осуществление долгосрочных прогнозов;
  • осуществляется нормативно-правовое регулирование региональных актов в сфере бюджетной политики, что предполагает внесение в них необходимых изменений;
  • осуществляется эффективный контроль по выявлению нарушений в бюджетной сфере, а также по последующему пресечению их. Общий объем на 2022 год результатов такой деятельности превышает 445 миллионов рублей. 

Таким образом, Ростовская область ввиду реализации данных мероприятия имеет возможность повысить эффективность своей бюджетной политики. Способность региона к этому обусловлена его благоприятным опытом в последние годы, который позволил бюджету сохранить высокий уровень эффективности даже в условиях нестабильной среды. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения основ бюджетной политики Ростовской области были рассмотрены ключевые аспекты финансового управления и регулирования в бюджетной сфере.  Региональная бюджетная политика играет важную роль в обеспечении эффективного распределения финансовых ресурсов, налоговой нагрузки, и реализации стратегических целей развития субъекта.

Анализ основ бюджетной политики региона позволяет выделить ключевые моменты, такие как структура доходов и расходов бюджета, механизмы формирования бюджета, финансовое планирование и пути повышения эффективности использования бюджетных средств. Эти аспекты являются основными составляющими успешной финансовой стратегии региона и призваны обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной сферы

Ростовская область входит в состав 11 крупнейших региональных бюджетов Российской Федерации, а также в состав Южного федерального округа (ЮФО). В сравнении с другими субъектами РФ ЮФО, областной бюджет Ростовской области находится на втором месте (после Краснодарского края) по объему доходов, поступающих в региональный бюджет, и составляет 30% в общем объеме доходов бюджетов субъектов Федерации ЮФО.

Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, ориентирована на решение приоритетных задач социально-экономического развития региона, а именно направлена на:

– осуществление эффективного управления государственными финансами;

– достижение устойчивых темпов экономического роста региональной экономики;

– улучшение условий жизни населения Ростовской области.

В процессе исследования были проанализированы нормативные правовые акты, такие как Областной закон Ростовской области от 27 фев. 2024 № 84-ЗС «О внесении изменений в статьи 4 и 15 Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», а также Постановление Правительства Ростовской области от 18 окт. 2021 № 861 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

В целом, изучение основ бюджетной политики региона позволяет более глубоко понять процессы финансового управления на уровне субъекта Федерации, выявить потенциальные резервы для улучшения финансовой стабильности и эффективности управления бюджетными ресурсами. Дальнейшее развитие бюджетной политики Ростовской области требует системного подхода и постоянной оптимизации финансовых процессов в интересах устойчивого развития региона.

 

Эффективность использования средств бюджета Ростовской области в 2022 году