Лаптева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
КГБОУ «Норильская школа-интернат»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156295
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока по предмету математические представления 1 класс. Тема «Один - много».
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156295


                                                                            

Математические представления                                 1 класс

Тема: «Один – много»

Цель: формирование элементарных математических представлений: ознакомление с понятием «один – много».

Задачи:

  • формировать умения использовать слова: один-много, ни одного, сравнивать предметы и группы предметов;
  • корригировать и развивать речь, пространственное восприятие на основе упражнений на узнавание и различение, развивать внимание, память.
  • воспитывать доброжелательные отношения к товарищам, воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес.

Оборудование: 1 апельсин (муляж), картинка дольки апельсина, карточки с изображением предметов «Один-много», цветочки и бабочки, массажные мячики, цветные карандаши.

    Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  • Орг. часть. (10 мин.)
  1. Приветствие учащихся

Ребята, прозвенел звонок … начался урок. 

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. 

  1. Проверка готовности к уроку (речевое рефлексивное упражнение).

Учитель:

Наши умные головки (показ)

Будут думать много-много

Ушки (показ) будут слушать,

Ротик (показ) будет говорить,

Руки (показ) будут хлопать,

Ножки (показ) будут топать,

Спинка выпрямляется

Друг другу улыбаемся.

  1. Рапорт дежурного

Учитель проговаривает число и день недели: «Сегодня 28 февраля, день недели – среда» (1 гр: дублирует рапорт учителя и ставит нужную дату и день недели в календарь природы).

Какое сейчас время года? (весна) (работа с календарем природы)

Весной светит солнце, тепло, тает снег…

– Покажи, где “весна”?

  1. Мимические упражнения «Солнышко проснулось».

(Обучающиеся выполняют действия по инструкции учителя: похлопать глазками, потянуться, зевнуть).

  1. Работа с пиктограммами

Сейчас у нас 1 урок “математика”.

-Влад, покажи урок математика (пиктограмма).

-Артур – математика. Дай «математика» (пиктограмма).

  1. Устный счёт по числовому ряду

1гр.: отвечают самостоятельно.

2гр.: показывают и повторяют за учителем.

3,4 гр.: выполняют задание с помощью тьютора.

  1. Основная часть. (20 мин.)
  • Введение в тему.

Сообщение цели и задачи урока: работа с наглядным материалом «Один-много».

Учитель: ребята, смотрите, что у меня в руке? (Апельсин) Влад, какого он цвета (оранжевый). Егор, какой формы апельсин? Вы любите апельсины? И я люблю. А как же мы будем его делить? Нас много, а он один.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин; (На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.)

Много нас, а он один. (Загибание пальчиков, начиная с большего.)

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа, (Бросательное движение правой руки.)

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. (Сжимают кулаки и прижимают из к груди.)

Он сердит на нас беда!

В домик спрятались – сюда!

– Апельсин хоть и один всего, но долек, то в нем много.

Учитель: у нас два домика: в одном живёт одна точка, а в другом много точек. В тот домик, где одна точка мы поселим картинку с одним предметом, а где много точек заселим жильцов с большим количеством предметов.

(Обучающиеся соотносят предметы по принципу «один – много»).

 – Я хочу пригласить вас на поляну, где грустит одна красивая бабочка. Он хочет, чтобы мы помогли ей. Но сначала, давайте отдохнем и разомнемся.

Физминутка:

(Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга, присаживаются на корточки).

На опушке между кочек (Медленно встают, руки вниз).

За ночь выросли цветочки.

Робко листики подняли. (Поднимают руки вверх через стороны)

«Здравствуй, солнышко!» – сказали.

Легкий теплый ветерок (Плавные движения руками).

(Дыхательное упражнение «Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой»)

По опушке пробежал.

Первый нежный мотылек (Медленно бегут, плавно поднимают руки и опускают вниз).

Над цветами запорхал.  

Ветерок чуть дышит, (Останавливаются, поднимают руки вверх качают руками из стороны в сторону).

Лепестки колышет.  

1,2,3гр.: повторяют за учителем.

4гр.: выполняют с тьютором.

3.Работа с наглядным дидактическим материалом

Учитель: какие молодцы! Ребята, посмотрите, а вот и эта поляна.

(На магнитной доске, в траве сидит красивая бабочка и грустит).

Учитель: посмотрите, какая красивая бабочка. А цветов нет, вот она и грустит, вокруг так мрачно. Давайте порадуем ее и превратим эту поляну в цветочную. (Обучающиеся выходят и выкладывают внизу цветочки).

Учитель: сколько цветов у нас на полянке? (Много) 

Посмотрите, ребята, бабочки – подружки увидели много красивых цветов и тоже прилетели (учитель выкладывает еще несколько бабочек).

Учитель: сколько же у нас стало бабочек? (Было мало, а стало много, они летают).

– Почему они прилетели? (потому что увидели много красивых цветов)

– Сколько у нас бабочек и цветочков?

– Теперь у нас и бабочек много и цветов много.

– Но вот подул ветер (дети создают звучание ветра) и сорвал наши цветочки (учитель убирает цветы), а дети обращают внимание, что цветочков становится мало.

(В итоге остается один, самый большой и яркий цветочек).

– А теперь, сколько осталось цветов? (1).

– А бабочек сколько? (много)

– Скучно стало бабочкам, и они улетели. (убираем бабочек)

Но осталась…

Обучающиеся: «Одна бабочка и один цветок!»

Учитель: бабочка весело кружилась над великолепным цветком, хотя ее подружки и разлетелись. Ребята вы рады, что мы помогли бабочке встретить своих подружек и повеселиться на цветущей поляне.

  1. Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

(Перед работой в тетради проводится пальчиковая гимнастика для мелкой моторики с использованием шарика – массажёра.) Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик в руки мы возьмем (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем (катаем между ладошек)

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Рукой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)

И немножко покатаем (ручкой катаем мячик)

Потом руку поменяем (меняем руку и тоже катаем мячик).

  1. Закрепление изученного материала

 Работа в тетради с печатной основой.

Учитель: посмотрите на картинку, кого вы на ней видите? (девочку и мальчика). Что держат дети в руках? (Шарики) У кого один шарик в руках? (У девочки). Раскрасьте его синим карандашом. А у мальчика сколько шариков в руках? (Много) Раскрасьте эти шарики желтым, красным и зеленым карандашами.

1гр.,2гр.: выполняют самостоятельно.

3,4 гр.: выполняют задание с помощью тьютора.

III. Заключительная часть (10 мин.)

  1. Итог урока

Учитель: вы, молодцы, показали, что вы знаете и умеете: считать, различать цвета, понятия «Один-много». 

С какими словами вы сегодня познакомились?

Посмотрите и скажите, каких предметов у нас в классе много?

Какой предмет у нас в классе один?

  1. Рефлексия: у вас, ребята на столах лежат солнышки. Вы должны показать, понравился ли вам урок – весёлое солнышко, не понравился – грустное солнышко. На этом наш урок заканчивается. Вы свободны.

 

Конспект урока по предмету математические представления 1 класс. Тема «Один – много».