Ахмадиева Гульнара Радиковна
учитель-дефектолог
МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» НМР РТ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156303
Всероссийский конкурс «Рабочая учебная программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда, дефектолога», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Рабочая программа по логоритмике для детей с ТНР»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156303


 

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса 

«Логопедическая ритмика»

для обучающихся 2 класса  

с тяжелыми нарушениями речи

                                                                             

                                                        Составитель: учитель-логопед Ахмадиева Г.Р.

 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Программа по «Логопедической ритмике» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» – преодоление нарушений речи путём развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Основные задачи реализации курса:

  • Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики.
  • Развитие дыхания и голоса.
  • Развитие чувства темпа и ритма в движении.
  • Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки.
  • Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

Общая характеристика курса

Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельстного подходов и достижения цели курса:

  • формирование умения планировать содержание собственного связного высказывания.
  • развитие диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции. 

В процессе коррекции звукопроизношения обучающихся программой предусмотрены и решение следующих задач:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного восприятия.
  • увеличение объема памяти.
  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса.
  • развитие двигательных кинестезий.
  • развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторной координаций.
  • формирование двигательных навыков.

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребёнка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану всего на изучение предмета «Логопедическая ритмика» выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). 

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижения выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества. 
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные УУД

Регулятивныее УУД:

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

  1. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  3. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  4. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные УУД

  1. Ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук в ускоренном и замедленном темпе, 
  2. Отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок. 
  3. Бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен. 
  4. Прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно.
  5. Перестраиваться в кружки, сужать и расширять их. 
  6. Действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма, автоматизируя движения. 
  7. Распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными динамическими оттенками. 
  8. Сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог.
  9. Различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных народов.
  10. Находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением музыкальных произведений (двухчастная, трех частная форма). 
  11. Менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей в музыке.
  12. Различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной музыке, звучание хоров (мужского, смешанного, детского). 
  13. Петь ритмично, выразительно.
  14. Артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни. 
  15. Следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен.
  16. Работать с предметами в определенном ритме, 
  17. Воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных инструментах.

                            

                                Содержание программы

Раздел Темы Часы
1 Вводные занятия  Выполнение заданий диагностики 2
2 Осень «Осенние признаки», «Осенние забавы», «Прогулка в осенний лес» 4
3 Во саду ли в огороде «Что растет в огороде?», «Что растет на грядке?», «Ягоды» 6
4 Зима «Признаки зимы», «Зимние забавы» 3
5 Семья «Члены семьи», «Кто чем занимается?» 3
6 Весна «Весенние признаки», «Жизнь весной» 3
7 Животные «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы» 8
8 Устное народное творчество «Пословицы, поговорки», «Потешки» 2
9 Лето «Летние признаки», «Летние развлечения» 2
10 Итоговое занятие Закрепление пройденных знаний 1

 

                                                Тематическое планирование 

Тема Часы Характеристика деятельности
1-2 Вводные занятия 2 Выполнение заданий диагностики
Осень (4 часа)
3-4 Осенние признаки 2 Знакомятся с признаками осени. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Поют и выполняют движения под песню «Кап-кап, тук-тук». Играют в игу «Эхо»
5 Осенние забавы 1
6 Прогулка в осенний лес 1
Во саду ли в огороде (6 часов)
7-8 Что растет в огороде? 2 Закреплять названия овощей, фрукты, ягод. Дифференцировать их на группы. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику («Мы весной копали грядки», «Мы капусту рубим-рубим…»). Поют песню «Есть у нас огороде» в разном темпе. Поют песню «Ходит зайка по саду»
9-10 Что растет на грядке? 2
11-12 Ягоды 2
Зима (4 часа)
13-14 Признаки зимы 2 Знакомятся с признаками зимы. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Настали стужи», верно передают интонацию.
15 Зимние забавы 1
Семья (2 часа)
16-17 Члены семьи 2 Закрепляют знания о членах семьи. Знакомятся с обязанностями членов семьи. Выполняют артикуляционные дыхательные упражнения («Семья криворотых», «А мы скажем вместе с мамой»). Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Играют в игу «Эхо»
18 Кто чем занимается? 1
Весна (3 часа)
19-20 Весенние признаки 2 Знакомятся с признаками весны. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Мишка». Пение песни «В зеленном лесу»
21 Жизнь весной 1
Животные (8 часов)
22-23 Дикие животные 2 Выделяют признаки диких животных. Повторяют движения за учителем. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Серый волка», «Лиса». Играют в игру «У оленя дом большой», «Елочки-пенечки»
24-25 Домашние животные 2 Выделяют признаки домашних животных. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Ослы», «Коза», «Едем на лошадке». Играют в игу «Эхо»
26-27 Насекомые 2 Выделяют признаки насекомых. Называют насекомых. Произносят звуки издаваемые насекомыми. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Жук»
28-29 Птицы 2 Выделяют признаки птиц. Танцуют «Танец маленьких утят». Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Гуси-гуси га-га-га». Играют в подвижные игры.
Устное народное творчество (2 часа)
30 Пословицы, поговорки 1 Знакомятся с пословицами о природе. Выполнение упражнений с предметами (лентами, флажками). Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят пословицы в разном темпе. Объясняют смысл пословицы. Учат распевку-потешку «Ля-ло-лю, два теленка на лугу»
31 Потешки 1
Лето (2 часа)
32 Летние признаки 1 Знакомятся с признаками лета. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Соотносят звуки музыки с окружающим миром. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Лето, лето к нам пришло», верно передают интонацию.
33 Летние развлечения 1
34 Итоговое занятие  1 Закрепление пройденных знаний

 

Методическое обеспечение:

  1. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009
  2. И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум,2005

3.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой.- М.: АСТ, Астрель. 2011.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой. -М.: АСТ, Астрель. 2012.
  2. Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009 

 

Календарно-тематическое планирование 

Тема Кол-во часов По плану По факту
1-2 Вводные занятия 2 6.09     

13.09

Осень (4 часа)
3-4 Осенние признаки 2 20.09    

27.09

5 Осенние забавы 1 4.10
6 Прогулка в осенний лес 1 11.10
Во саду ли в огороде (6 часов)
7-8 Что растет в огороде? 2 18.10   

 25.10

9-10 Что растет на грядке? 2 8.11      

15.11

11-12 Ягоды 2 22.11    

29.11

Зима (4 часа)
13-14 Признаки зимы 2 6.12  

13.12

15-16 Зимние забавы 2 20.12

27.12

Семья (2 часа)
17 Члены семьи   1 10.01
18 Кто чем занимается?   1 17.01
Весна (3 часа)
19-20 Весенние признаки 2 24.01

31.01

21 Жизнь весной 1 7.02
Животные (8 часов)
22-23 Дикие животные   2 14.02

21.02

24-25 Домашние животные   2 28.02

6.03

26-27 Насекомые   2 13.03

20.03

28-29 Птицы   2 3.04

10.04

Устное народное творчество (2 часа)
30 Пословицы, поговорки   1 17.04
31 Потешки   1 24.04
Лето (2 часа)
32 Летние признаки   1 8.05
33 Летние развлечения   1 15.05
34 Итоговое занятие    1 22.05

 

Лист изменений в тематическом планировании.

 

№ записи Дата Изменения, внесенные в КТП Причина Согласование с зам. директора по УР

 

«Рабочая программа по логоритмике для детей с ТНР»