Амбарцумян Лияна Юриевна
Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ГБПОУ СК Кисловодский медицинский колледж
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156314
Всероссийский конкурс «Уроки Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка занятия -мастерской «Литература периода Великой Отечественной войны» Урок -память.
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156314


Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Ставропольского края

«Кисловодский медицинский колледж» 

Методическая разработка открытого занятия-мастерской

«Литература периода Великой Отечественной войны»

Урок- Память…

по дисциплине «Литература»

для специальности 34.02.01 Сестринское  дело 

Выполнила 

преподаватель  высшей

квалификационной категории

Амбарцумян Л.Ю.

г. Кисловодск 

2023-2024 уч. год

Содержание

 

Пояснительная записка____________________________________________3

Стандарт_____________________________________________________4

План занятия__________________________________________________6

Список используемой литературы_________________________________17

Приложение___________________________________________________18

 

Пояснительная записка

 

Методическая разработка по дисциплине «Литература» представляет собой открытое занятие  на  тему «Литература периода Великой Отечественной войны», целью которого является выявить художественное своеобразие произведений о Великой Отечественной войне, достоинства произведения «Тайна Марухского ледника» В. Гнеушева и А.Попутько, добиться понимания героических усилий советской армии.

 Занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС и  составлено в соответствии с программой и календарно-тематическим планом.  

На занятии имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которая способствует закреплению у обучающихся  материала. 

Форма занятия – литературная мастерская. На данном занятии сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий. Они обеспечивают познавательную самостоятельную деятельность и интерес обучающихся через сотрудничество преподавателя и студентов.

 Во время занятия было обозначено несколько ключевых слов, выделены фрагменты из произведения «Тайна Марухского ледника» В. Гнеушева и А.Попутько, каждый фрагмент предлагался обсуждению и исследованию в  методике  «Мозговой штурм», навыке – критическое мышление. Умение мыслить, чувствовать, анализировать и передавать свои мысли в правильную и грамотную речь-главная задача педагога-филолога. Благодаря работе в  литературной мастерской, использованию различных  педагогических методик и приемов цель и задачи занятия достигаемы. Занятие будет проводиться  в несколько этапов и приемов, что позволит  обучающимся быть заинтересованными в работе, а  мозговой штурм, колесо воспоминаний, элемент геймификации, рефлексия, акция памяти поможет студентам сформировать мировоззрение о том страшном времени, имя которому –Война.

Такого рода занятие расширяет площадку возможностей, как для преподавателя, так и для обучающихся и максимально формирует представления студентов  о героизме, смелости и стойкости в годы Великой Отечественной войны, уважительное отношение к героическому прошлому страны,  чувство гордости за ратный подвиг нашего народа.

Методическая разработка может быть интересна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.

 

Стандарт

 

Освоение темы «Литература периода Великой Отечественной войны»  обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

Общие

В области эстетического воспитания:

– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

– способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

– убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

– готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

общение:

– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, 

– развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

Дисциплинарные (предметные)

– сформировать знания о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

ЛР 14  умеющий искать дополнительную информацию, воспринимать, анализировать, запоминать и уметь использовать (применять) в своей работе.

ЛР-28 – работающий в коллективе и команде, умеющий эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами, их законными представителями, родственниками.

План занятия

Тема занятия «Литература периода Великой Отечественной войны»

Дата проведения: 3 мая 2024 г.

Специальность  34.02.01  Сестринское  дело курс – 1 ,группа- 130 М

Дисциплина «Литература» 

Цель занятия:

дать понятие о литературе военных лет; расширить знания  о писателях  и  поэтах в годы ВОВ, выявить особенности литературы военных лет; выявить достоинства произведения «Тайна Марухского ледника» художественное своеобразие произведений, добиться понимания героических усилий советской армии.

Задачи занятия:

Обучающие: 

-познакомиться с творчеством писателей периода Великой Отечественной войны,

-совершенствовать умения определять роль средств выразительности в тексте,

-совершенствовать умения анализировать произведения различных жанров.

-формировать умение изучать документальную прозу, сопоставляя сюжет произведения с реальными историческими событиями.

 

Развивающие: 

-способствовать эмоциональному развитию обучающихся,

-развивать коммуникативные умения обучающихся,

-способствовать развитию памяти, мыслительных операций,

-развивать информационные умения.

-развивать произвольное внимание, творческое воображение, умение анализировать, синтезировать, обобщать и делать выводы

Воспитательные: 

-способствовать патриотическому, нравственному воспитанию обучающихся,

воспитывать эстетические и этические качества личности,

-формировать гражданско-патриотические качества личности

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за историческое прошлое Родины, уважение к героям.

– формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Междисциплинарные связи: русский язык, история

Внутридисциплинарные связи: 

Место проведения: аудитория № 18

Тип занятия: занятие – мастерская 

Вид занятия: комбинированное занятие

Количество часов: 2 часа

Обеспечение занятия: дидактический материал, задания в мобильных приложениях,выставка книг, фрагменты из фильмов

Техническое оснащение занятия: ноутбук,  проектор.

Литература: учебник  по литературе 

Методы обучения:  наглядно-иллюстративный, словесный, информационно-развивающий (тетради, работа в малых группах,  диспут, сообщения студентов, эвристическая беседа,  письменные задания, лекция, беседа) 

Структура занятия:

  1. Организационный момент 2 мин.
  2. Цель и задачи занятия (мотивация) 3 мин.
  3. Проверка домашнего задания.                                           15 мин.
  4. Теоретическая часть.                                                           20 мин
  5.  Практическая часть                                                            30 минут
  6. Подведение итогов и домашнее задание                            10 минут

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Студенты размещаются на рабочих местах, преподаватель  отмечает отсутствующих на занятии.

2.Цель и задачи занятия (мотивация): 

Мотивация к учебной деятельности. (Психологический настрой)

Преподаватель:  Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы посвятим теме «Литература в годы ВОВ». Цель занятия – дать понятие о литературе военных лет; расширить знания  о писателях  и  поэтах в годы ВОВ, выявить особенности литературы военных лет; выявить достоинства произведения «Тайна Марухского ледника», художественное своеобразие, добиться понимания героических усилий советской армии. Занятие будет достаточно необычным. В уже не новой форме (литературная мастерская), но с новым и интересным подходом. Литературная мастерская будет состоять из совместной работы.

1.Тема войны.

2.Роль солдата в годы Вов.

3.Образ женщины в годы Вов.

4.Тяжелая ноша медицинской сестры.

5.Детский стон, горе матерей.

6.Цена победы.

Каждый из студентов подготовил маленькое сообщение  о стихотворении и о своем близком человеке, который участвовал в этой страшной войне. 

Выступление  делится на несколько смысловых частей и сопровождается чтением стихотворения и беседой.

  1. Теоретическая часть. 

Видеоролик о произведении «Тайна Марухского ледника»

Война… Испепеляющим огнем прошла она по ставропольской земле. Наши земляки поднялись на защиту Родины, проявляя мужество и отвагу, сражаясь на разных фронтах. Эхо войны звучало еще долгие и долгие годы. Поэтому выход в 1966 году в Москве в издательстве «Советская Россия» документальной повести «Тайна Марухского ледника» всколыхнул общественное мнение и чувства не только в крае, но и во всей стране. Люди еще раз оценили подвиг советских солдат, ценою жизни отстоявших мир и покой на земле.

Книга «Тайна Марухского ледника» повествует о мужестве и доблести командиров и бойцов, сражавшихся на перевалах Главного Кавказского хребта в годы Великой Отечественной войны. Её авторы – В. Г. Гнеушев и журналист А. Л. Попутько за эту работу были удостоены премии имени Героя Советского Союза А. Скокова (1969) и премии Союза журналистов СССР (1983). Авторы провели большую исследовательскую работу, побывали на местах описываемых событий, изучили все данные, собранные специальной государственной комиссией, работавшей на Марухском перевале, беседовали с живыми героями, родственниками погибших воинов, нашли сотни неизвестных фотографий, использовали немецкие источники

Среди созвездия имен 60-х годов не потерялось имя молодого ставропольского поэта Владимира Гнеушева, чье творчество было столь же исполнено романтики и поиска смысла жизни.

В свое время поэт Р. Рождественский писал: «Прочтите стихи молодого (и специально повторяю – молодого) поэта Владимира Гнеушева. Пусть брызнут в ваши лица соленые капли морей и океанов. Пусть вашу жизнь наполнит суровый ветер странствий. Пусть ноги ваши, хоть на миг, почувствуют зыбкость качающихся палуб. Пусть придет к вам любовь – светлая и застенчивая. И пусть ваше сердце встретит эту любовь. Пусть глаза ваши по-новому увидят и до конца поймут землю. И если вы тоже молоды, то тогда вы, конечно же, ощутите высокую гражданственность стихов Владимира Гнеушева. Ту гражданственность, которая выражается не просто словами, а именуется жизнью».

Владимир Георгиевич Гнеушев родился 2 октября 1927 года в селе Кевсала Ипатовского района, рано остался без родителей, его отец погиб весной 1942 года под Севастополем. Трудные годы детства провел в родном селе. Рано начал работать на Махачкалинском консервном заводе, на полевых работах в колхозе «Путь Ильича» Ипатовского района, на Ставропольской городской электростанции. Участвовал в Великой Отечественной войне. С 1944 по 1951 год Владимир Георгиевич служил в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота – на Балтике, Черном море и на Севере.

После службы в 1955 году он закончил Литературный институт им. А. М. Горького, затем работал в ставропольской газете «Молодой ленинец». Свои первые произведения он начал публиковать в сороковые годы. В 1954 году в Ленинградском отделении Детгиза вышла его книга «В дальних морях», а в 1958 году В. Гнеушев был принят в члены Союза писателей СССР.

В. Г. Гнеушев – автор многих прозаических и стихотворных произведений, признанный мастер. Его творчество – заметное и яркое явление в литературной жизни Ставрополья и России. Где бы не находился поэт, он кровными узами связан с родным краем, его природой, людьми, друзьями. Героями его произведений стали не только моряки, но и хлеборобы-степняки, геологи, лесорубы, астрофизики. В его стихах и прозе отражены конкретные человеческие судьбы, их мужество, щедрость и нежность, верность в дружбе, те качества, которыми сполна наделен и сам автор.

А.Л. Попутько родился 3 сентября 1920 года в селе Никольском Александровского района Донецкой области. В 1941 году ушел на фронт с третьего курса института. После войны приехал в Кисловодск, где с 1949 года работал редактором газеты «Советская здравница». Впоследствии был редактором районной газеты Благодарненского района, областной газеты КЧАО «Ленинское знамя», директором Пятигорской студии телевидения, позже главным редактором краевой газеты «Ставропольская правда».. Он – член Союза журналистов России, участник Великой Отечественной войны, капитан запаса.
     В 1963 году в Черкесском книжном издательстве вышла главная книга Попутько, написанная в соавторстве с В. Г. Гнеушевым «Тайна Марухского ледника». Без этой книги невозможно представить себе изучение истории Ставропольского края. В процессе работы над книгой журналист Попутько и поэт Гнеушев подключились к исследовательской работе школьных следопытов и написали потрясающую документальную эпопею о малоизвестной странице Великой Отечественной войны на Ставрополье.
     Книга имела такой ошеломляющий успех, что авторы продолжили свои исследования и написали вторую и третью части трилогии под названием «Дыхание лавин» и «Партизанский заслон». Трилогия богато проиллюстрирована документальными фотографиями, снабжена документами, на конкретных примерах показывает, что подвиг на перевале был совершен представителями многих национальностей нашей страны.

О Великой Отечественной войне написано много. И все же данное документальное повествование о подвиге бойцов читается с особым чувством. Это издание – своеобразный памятник стойкости и мужеству непобедимого народа. Героическая оборона Марухского перевала вошла яркой, незабываемой страницей в историю Великой Отечественной войны. Авторы книги приводят волнующие боевые эпизоды, факты, документы.

После выхода первого издания книги летом 1966 года на Марухском перевале сыновья и дочери павших смертью храбрых бойцов и оставшиеся в живых участники тех боевых сражений в память о погибших установили обелиск. Останки героев были торжественно похоронены в станицах Зеленчукской и Преградной. В 1968 году авторы создали продолжение документальной повести «Тайна Марухского ледника» – книгу «Дыхание лавин».

     Обстановка в 1942 году была очень тяжёлой. Летом враг начал свой стремительный натиск на Кавказ.

     Кавказ привлекал внимание немцев богатыми нефтяными источниками Грозного и Баку. По словам Паулюса, Гитлер на совещании в штабе южной группы армий в Полтаве 1 июня 1942 года сказал, что «если он не получит нефть Майкопа и Грозного, то он должен будет покончить с этой войной».

     И ещё один стратегический расчёт: использовать Кавказ как ворота на Ближний и Средний Восток, в страны Малой Азии, а затем в Индию.

     Штаб гитлеровской армии тщательно разработал специальную операцию по завоеванию Кавказа, которая носила условное название «Эдельвейс».

Перед войсками Закавказского фронта была поставлена задача – остановить врага на перевалах, не допустить его выхода к портам Черного моря и в Закавказье. Выполнение этого боевого задания было возложено на 394-ю стрелковую дивизию, ее 808-й, 810-й, 815-й полки, 155-ю и 107-ю части стрелковой бригады, сухумское и тбилисское подразделения и на другие части. Одним из самых ярких и трагических эпизодов, описанных в книге, стал подвиг молчания, который совершили защитники Наурского перевала, сорвавшиеся темной ночью со скалы. Они летели в бездну, навстречу смерти без единого крика, чтобы не выдать своих товарищей.

  1. Закрепление. Работа в тетрадях.

1.Чтение с комментариями.преподаватель

2.Чтение с комментариями с использованием колеса фортуны.

Выбирают  из колеса фортуны ключевые слова и вспоминают детали, символизирующие эти ключевые слова с заключительным словом МИР.

2.Выполнение задания в малых группах.

Проведение элемента геймификации

1.Разбить группу на две команды. Каждая команда придумывает  тематическое название. Раздать телефоны и дать задание. 

1.Найти в интернете  по две цитаты о 

 Ключевые фразы:

Война, смерть

Героизм, мужество

Дружба, любовь

Стойкость, патриотизм

Поддержка и опора

Боевой дух и сила воли

Смекалка, ловкость и чувство юмора  

Капитан зачитывает, вторая команда комментирует.

2.Подготовить совместное выступление на полминуты.

 «Я умираю, но знайте, остается наш народ и родина, которые никогда не будут побеждены. Они стояли насмерть» В.Гнеушев и А.Попутько

 «Нет героев от рожденья, — они рождаются в боях» А.Т. Твардовский

 

2.Разбиться на две подкоманды  написать синквейн на тему «Война», «Мужество», «Патриотизм», «Боевой дух»

 

  1. Подведение итогов 

Рефлексия деятельности

Преподаватель: Ребята, сегодня мы много говорили о событиях того времени, о событиях Великой Отечественной войны. Что вы узнали, что было сложно воспринимать? Что точно никогда не забудете и будете помнить?

Я узнал …..

Я научился….

Мне было сложно …

– В заоблачных высотах Кавказа тысячи героев совершили выдающиеся подвиги, а многие из них отдали свои жизни. Как не восхищаться описанным в книге подвигом молчания, который совершили защитники Наурского перевала. Сорвавшись тёмной ночью со скалы, они летели в бездну молча, не проронив ни слова, чтобы не выдать врагу боевых товарищей.

– В память погибших был установлен обелиск, и у подножия его замурована книга «Тайна Марухского ледника» и письмо жителей Карачаево- Черкессии в будущее- молодёжи 2017 года. 

– Боевые реликвии, собранные на Марухском леднике, принадлежат теперь истории, нашей молодёжи, которая не видела войны. Молодое поколение, прочитав эту книгу, должно задуматься над тем, какой ценой завоёвано счастье и почему свято дорожить этим счастьем.

В память о героях мы запустили акцию среди всех групп. Сегодня группа 130 М хотела бы выразить своё отношение к войне и несоизмеримую память, которая будет в их сердцах долгие годы и передаваться из поколения в поколение. 

Видеоролик с чтением стихотворения Р.Гамзатова «Журавли» на всех языках России и стран СНГ явился  так называемой рефлексией на занятии.

Оценка работы обучающихся.

 

Список использованной литературы

  1. Литература [Текст] : учеб. для студ. учреждений СПО : в 2-х ч. Ч. 1 / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л.Вольнова и др.] ; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ИЦ “Академия”, 2018. – 432 с.
  2. Литература [Текст] : учеб. для студ. учреждений СПО : в 2-х ч. Ч. 2 / [Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка и др.] ; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ИЦ “Академия”, 2018. – 448 с.
  3. Гнеушев В.Г. и Попутько А.Л. Тайна Марухского ледника.- Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1963.-312с.

4.Ведущие писатели Ставропольского края второй половины XX века./ Сост. ИМО Ставропольская краевой госуд. универ. научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 2021,-с.20

5.Закруткин В.А. Дорогами большой войны. Очерки. М. Изд-во ДОСААФ,2020.-303с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Одно дело – слышать рассказы о местах ожесточенных боев, и совсем другое – увидеть собственными глазами.

Даже в летнее время передвигаться по горным тропам тяжело. А за плечами лишь рюкзак с провиантом и палаткой. Мы, в удобной обуви, комфортной одежде испытываем себя на прочность, чтобы увидеть красоту гор.

Марухский перевал, Патронное озеро, Халега – тут мы ходили. И видели следы тех страшных лет.

Многие годы после ВОВ официально считалось, что на перевалах Кавказского хребта не было боевых действий, и всяческое упоминание о них считалось нагнетанием несоответствующего действительности настроения о безысходности неподготовленных войск, брошенных в свое время в столь суровые условия, как война в горах. В течение многих лет после войны альпинисты и группы горных туристов не раз на своем пути наталкивались на линии обороны наших войск, сохранившиеся боевые ячейки, полуистлевшие документы, брошенное оружие и амуницию бойцов.

В архивных кадрах кинохроники есть видео: на штабном банкете улыбающийся Гитлер нетерпеливо разрезает огромный торт – бисквитные «хребты Кавказа», под ними – шоколадная «бакинская нефть». Есть от чего торжествовать – захватив Кавказ, фашисты вырвались бы на Ближний и Средний Восток и рванули в сторону Африки, Афганистана и Индии.

С этой целью Гитлер отправил в горы Кавказа обученную, полностью укомплектованную, обеспеченную специальным снаряжением и оружием группу. Каждому офицеру этой элитной дивизии он обещал дачу на Черноморском побережье.

«Эдельвейс» – не только эмблема горных стрелков, это и кодовое название операции гитлеровцев, цель которой захватить Кавказ.

Основная масса немецких войск шла по Марухскому ущелью, чтобы через наиболее легкий путь здесь, Марухский перевал, перевалить на южную сторону Кавказского хребта и прорываться к Черному морю.

Из воспоминаний Дмитрия Гавриловича Лебедева, ветерана Великой Отечественной Войны

Склады, с которых роте снабжения приходилось доставлять грузы на перевал, находились далеко внизу: целые сутки нужны были для того, чтобы доставить груз к подразделениям. По горным и лесным тропам, мокрым от ливней, в замерзшей одежде, солдаты вели лошадей в поводу все выше и выше, переходя вброд шумные горные реки. Наверху сдавали продовольствие и боеприпасы встречавшим их командам, а сами сажали на лошадей раненых и пускались в обратный, не менее тяжелый путь. Шумели реки, шуршала поземка меж острых камней, при каждом толчке и неловком повороте вскрикивали или стонали раненые. А ведь много на пути было мест, где лошадям приходилось переходить расселины или бурные ручьи. Что испытывали раненые в эти минуты, трудно и предположить, но солдаты, перевозившие их, не могли остановиться даже на минутку, чтобы передохнуть. Там, наверху, снова ждали их с продуктами и патронами.

“…Все это происходило на северных склонах перевала, – из воспоминаний ветеранов-участников этой битвы, – а вскоре мы получили приказ отойти к воротам его. Группами стали отходить через ледник. Омытый дождями, лед был настолько скользким, что удержаться на нем было почти невозможно. Бойцы скользили и проваливались в глубокие трещины. Мы останавливались, чтобы вытащить их. Упавшие отчаянно звали на помощь, а немцы расстреливали нас. В это время взвод лейтенанта-грузина, фамилию которого, к сожалению, не помним, принял этот огонь на себя, затеяв буквально смертельную дуэль с фашистами. Эти герои, подвиг которых никогда не изгладится из нашей памяти, дали нам возможность вытащить из щелей 25 бойцов, трех офицеров.

Из воспоминаний Сергея Ширшкова, ветерана Великой Отечественной Войны:

– Все же однажды немцы накрыли меня минами прямо у входа в землянку. Хорошо что я вовремя упал за камень. Отделался тогда легким ранением руки и контузией. Из левого уха пошла кровь, и я сейчас ничего им не слышу.

Особенно одолевали нас бураны и морозы. Очень много было снега. А огневые позиции приходилось менять часто, так как немцы быстро засекали наш пулемет. Обидно мне, что, выстояв все время обороны перевала, я окончательно обморозил ноги, когда немцев начали гнать. Мне тогда пришлось лежать в госпитале.

Снежный покров достигал трех метров. Спрятаться от стужи было негде. Бойцы сооружали из камней укрытия, а крышей служила плащ-палатка, вместо матраца был лед. Кончилось продовольствие. Питались только крошками сухарей, которых выдавали по одной пилотке на неделю. Одежда покрылась льдом. А мороз все крепчал. Застывали пулеметы, а вместе с ними и люди.

Из воспоминаний Георгия Васильевича Василькова, ветерана Великой Отечественной Войны:

Промокшие бойцы собрались в группы, жались друг к другу, стараясь хотя бы так сохранить призрачное тепло. Сухари у них размокли, спички пришли в негодность. Даже “кресало” вышло из строя, не загорался фитиль, сколько не вышибали окоченевшие пальцы искры из рубчатого, прозрачного камня.

В одном месте худенький, болезненного вида красноармеец спросил Василькова:

– Скоро вниз пойдем, товарищ старший лейтенант? Холодно больно тут.

Васильков остановился, но ответить не успел. Второй солдат подтолкнул локтем товарища и сказал:

– Как только сшибем немца с того гребня, так и вниз покатимся. Так что не горюй, служивый, пиши письма Анютке, скоро, мол, буду, топи баньку да приготовься спину тереть.

Бойцы вокруг засмеялись, улыбнулся и болезненный солдат.

– Да зачем баня,- сказал он. – Анютка сама как печка, семь потов сгонит!

Раздался хохот, посыпались соленые солдатские шутки, и Васильков, улыбаясь, пошел дальше.

Многие знают что в горах Северного Кавказа велись страшные бои в тяжелейших условиях, но не многие знают, что лишь в 1962 году первые обнаруженные останки солдат были захоронены.

В книге “Тайна Марухского ледника” (авторство В.Гнеушев и А.Попутько) собраны воспоминания участников тех боёв и родственников солдат. 

В этой книге описано, как обнаружили труп нашего солдата-почтальона с сумкой, полной писем. По этим письмам искали участников боев.

Перевалы Кавказа обороняли наши солдаты, курсанты и моряки, не имевшие не только альпинистского снаряжения, но и вооруженные, в основном, трехлинейками, обутые в ботинки с обмотками; а противостояли им отлично экипированные альпийские стрелки-альпинисты (“егеря” ), имевшие даже подробнейшие карты тех местностей. Этот факт объясняется в книге: перед войной немецкие туристы-альпинисты повально отправлялись на курорты Северного Кавказа, совершали восхождения – готовились, наверное, к будущей войне.

Неизмерим подвиг всех солдат в годы войны. Павшие отдали свои жизни за нас, выжившие – свои сердца, своё здоровье за наш, такой хрупкий, мир.

Спасибо вам, мы помним, мы гордимся! Пока жива память – живы люди.

  

 

Методическая разработка занятия -мастерской «Литература периода Великой Отечественной войны» Урок -память.