Устинова Юлия Евгеньевна
преподаватель информатики
ОБПОУ «Курский техникум связи»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156345
Всероссийский конкурс «Лучшая рабочая программа по предмету», в соответствии с ФОП и ФГОС
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа ОД.05 (У) Информатика
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156345


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.05 (У) ИНФОРМАТИКА

для специальности

11.02.15 ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

)

Курск 2023

          

 

 

Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2022 №732) в последней редакции.

 

Разработчик: Устинова Юлия Евгеньевна, преподаватель ОБПОУ  «Курский техникум связи»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5
  3. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 14
  4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД .05 (У) ИНФОРМАТИКА 15
  5. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  ОД.10 (У) ИНФОРМАТИКА 26
  6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 29

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа ОД. 05 (У) Информатика предназначена для изучения информатики в ОБПОУ «Курский техникум связи», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы подготовке специалистов среднего звена на базе основного общего образования. 

Рабочая программа учебного предмета ОД. 05 (У) информатика составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( в последней редакции);

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 12 августа 2022  №732) в последней редакции;

Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности. 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 05.08.2022г №675);

Учебным планом по профессии: 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи;

Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;

Письмом Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г № 06 – 156 «О методических рекомендациях по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям  и специальностям».

Федеральной Образовательной Программы по ФГОС СОО.

Федеральной рабочей программы по предмету.

Концепцией преподавания учебной дисциплины «Информатика»;

С учетом федеральной рабочей программы воспитания 

Предмет ОД.05 (У) Информатика входит в блок общеобразовательных учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей и изучается, на углубленном уровне в объеме 144 часов. ОД.05 (У) Информатика входит в предметную область «Математика и информатика».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Цели изучения информатики для специалистов среднего звена

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

При изучении ОД. 05 (У) Информатика на ступени среднего общего образования используются межпредметные связи, знания обучающихся по обществознанию, физике, математике и др. Специфика содержания ОД.05 (У) Информатика технологического профиля заключается в том, что при освоении обучающимися разделов и тем, делается акцент на изучение таких сфер общественных отношений, как «Сети и сетевые технологии», «Модель и моделирование», «Алгоритмы и программы».

При изучении информатики в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена (ППССЗ) особое значение придается достижению обучающимися личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, которые в дальнейшем, при изучении цикла ОД, обеспечат формирование общих компетенций, таких как:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; 

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке; (в редакции Приказа Минпросвещения России от 05.08.2022 №675).

  1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПРб) и (ПРу) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.

Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными результатами, преломленными через специфику содержания предмета информатика,  – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

Коды Планируемые результаты освоения дисциплины включают
ЛР 1

Гражданское воспитание

Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

ЛР 2

Патриотическое воспитание

Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

ЛР 3

Духовно-нравственного воспитание

Осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

ЛР 4

Эстетическое воспитание

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

ЛР 5

Физическое воспитание

Сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

ЛР 6

Трудовое воспитание

Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

ЛР 7

Экологическое воспитание

Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

ЛР 8

Ценности научного познания

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
МР 1

Базовые логические действия

Самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

МР 2

Базовые исследовательские действия

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

МР 3

Работа с информацией

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
МР 4

Общение

Осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

МР 5

Совместная деятельность

Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:
МР 6

Самоорганизация

Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретенный опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

МР 7

Самоконтроль

Давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

МР 8

Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность

Самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;

МР 9

Принятие себя и других людей

Принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРб 1 Владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования.
ПРб 2 Понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденции развития компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации.
ПРб 3 Наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений.
ПРб 4 Понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового оружия; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет.
ПРб 5 Понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации.
ПРб 6 Умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных.
ПРб 7 Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа.
ПРб 8 Умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций).
ПРб 9 Умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива.
ПРб 10 Умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений).
ПРб 11  Умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде.
ПРб 12 Умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.
ПРу 1 Умение классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов.
ПРу 2 Наличие представлений о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей.
ПРу 3 Умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи.
ПРу 4 Умение строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных.
ПРу 5 Умение использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; умение выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); умение использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки; умение строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры.
ПРу 6 Понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи.
ПРу 7 Владение универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции; умение осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать предложения по улучшению программного кода.
ПРу 8 Умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы; умение использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки; умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы.
ПРу 9 Умение создавать веб-страницы; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования); владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; умение использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы.
ПРу 10 Овладение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений.
ПРу 11 Наличие умения использовать персональные средства доступа.

 

  1. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы Количество часов
Объем образовательной программы общеобразовательной дисциплины 144
в т.ч.:
  1. Основное содержание
144
в т.ч.:
теоретическое обучение 36
практические занятия 96
практическая подготовка 58
Консультации к экзамену 6
Промежуточная аттестация Экзамен 6

 

4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД .05 (У) ИНФОРМАТИКА

№ п\п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальный проект) Форма контроля Коды общих компетенций

(указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

теория Практические 

задания

Практическая 

подготовка

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Введение 1
Глава 1. Информация и информационные процессы 5 тест
2.  Тема 1.Информация 3 1

1

1

ПРб 1, ПРб 5, ПРу 3, ОК 1-9
1. Повторение базисного материала курса информатики основной школы.  

2.Вводная контрольная работа

3.Подходы к определению информации. Классификация информации. Способы представления информации. Хранение информации. Обработка информации. Передача информации.

3. Тема 2. Сигналы и информация 1 1 ПРу 3, ОК 1-9
1.Способы передачи информации. Подходы к измерению информации
4. Тема 3. Код и кодирование 1 1 ПРб 6, ПРу 4, ОК 1-9
1.Способы кодирования. Кодирование текста. Контроль и восстановление после ошибок.
Глава 2. Компьютер как устройство обработки информации 9 тест
5. Тема 4.Логические элементы и схемы. Типовые логические устройства компьютера 7 1 3

3

ПРу 1, ПРу 5, ОК1-9
1.Базовые логические элементы, вентили. Полусумматор, сумматор. Назначение и устройство регистров. Разновидности триггеров.

2.Практическое занятие №1 Двухразрядный последовательный сумматор.

3.Практическое занятие №2 Асинхронный RS триггер.

6. Тема 5. Архитектура компьютера 1 ПРб2, ПРб3, ОК1-9
1. Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода – вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. 1
7. Тема 6. Системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение и специализация компьютеров  1 ПРб 2, ПРу6,  ОК1-9, ПК 1.5,1.6
1.Операционные системы. Состав операционных систем. Прикладное программное обеспечение и специализация компьютеров. 1
Глава 3. Модель и моделирование 2 тест
8. Тема 7. Модель и моделирование 1 ПРб 11, ПРу5, ОК 01-9
1.Многообразие моделей. Классификация моделей по целям создания. Системы и системные подходы. Способы описания моделей систем 1
9. Тема 8. Имитационное моделирование 1 1 ПРб 11, ПРу8, ОК 01-9
1.Агентные модели. Дискретно-событийные модели. Системно-динамические модели.
Глава 4. Алгоритмы и программы 13 тест
10. Тема 9. Программирование 1 ОК 01-9 , ПРу6, ПРб8, ПРб9
1.Языки программирования, трансляторы. Разработка программного обеспечения. 1
11. Тема 10. Структуры данных 1 1 ОК 01-9, ПРу7, ПРу8, ПРб8, ПРб9
Списки. Деревья
12. Тема 11. Типовые алгоритмы 11 2

2

2

2

2

ПРб8, ПРб9, ПРу6, ПРу7, ПРу8, ОК 01-9
1.Поиск. Сортировка

2.Практическое занятие  №3 «Программирование алгоритмов с ветвлением»;

3.Практическое занятие №4 «Программирование циклических алгоритмов»;

4.Практическое занятие №5 «Программирование с использованием подпрограмм»;

5.Практическое занятие №6 «Программирование обработки массивов»;

6.Практическое занятие  №7

«Программирование обработки строк и символов»;

1
Тема 5. Технологии обработки числовой информации 18 тест
13. Тема 12. Технология обработки информации в электронных таблицах 2 ПРу 1, ПРу 5, ОК 01-9
1. Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование 2
14. Тема 13. Формулы и функции в электронных таблицах.  16 3

2

2

2

4

4

ПРб 10, ПРу 1, ПРу 5, ПРу 6, ОК 01-9
1.Практическое занятие №8 «Ввод и редактирование данных. Простейшие формулы и встроенные функции. Относительная и абсолютная адресация»;

2.Практическое занятие №9 «Построение графиков математических функций. Построение диаграмм»;

3.Практическое занятие  №10 «Создание и запуск макросов»;

4. Практическая работа №11 «Построение спарклайнов» 

5. Практическая работа №12 «Использование таблиц в качестве БД»

6. Практическая работа №13 «Промежуточные итоги. Сводные таблицы»

Глава 6. Технология обработки текстовой информации 16 тест
15. Тема 14. Обработка информации в текстовых процессорах.  16 2 3

3

4

2

ПРу 1, ПРу 5, ПРу 6, ПРу 10, ОК 01-9
1. Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. 

2. Контрольная работа (промежуточная)

3.Практическое занятие  №14 «Основные правила ввода, редактирования и форматирования текста»

4.Практическое занятие №15 «Работа с таблицами в текстовом редакторе»

5.Практическое занятие  №16 «Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов и макетирование страниц»

6.Практическое занятие  №17 «Добавление в документ формул и графических объектов»

7.Практическое занятие  №18 «Оформление титульного листа и подготовка печати»

1

1

Глава 7. Графика и визуализация 19 тест
16. Тема 15. Технологии обработки графической информации 12 2

2

2

1

1

4

ПРу 6, ОК 01-9, ПК 2.3
1.Растровая и векторная графика. Отличия растровой и векторной графики. 

2. Введение в создание графических изображений с помощью GIMP.

3. Практическое занятие №19 «Создание анимационного изображения в формате GIF»

2.Практическое занятие №20 «инструментальная среда твердотельного моделирования Компас 3DLT»;

3.Практическое занятие №21 «Трехмерное построение многогранников в Компас 3DLT»

4.Практическое занятие №22 «Трехмерное моделирование сложных тел с применением операции параллельного переноса»;

17. Тема 16. Визуализация 7 4 ОК 01-9, ПРу 5
1. Аналитический сервис Yandex DataLens: Общий обзор, Возможности. Регистрация, интерфейс. Маркетплейс, подключение. Создание чартов и дашбордов.

2. Практическое занятие №23 «Работа с датасетами. Кейс анализа данных»

1
Глава 8. Звук, видео, мультимедиа 10 тест
18. Тема 17. Представление звука и видео 1 2

2

2

2

ОК 01-9, ПРу 1, ПРу 5
1.Обработка оцифрованного звука. Сжатие звука. Видеоизображение. Мультимедиа. 1
19. Тема 18. Представление профессиональной информации в виде презентации 9
1. Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Шаблоны. Композиции объектов презентации.

2. Практическое занятие №24 «Макет. Два объекта. Таблицы и диаграммы»;

3. Практическое занятие №25 «Создание собственного макета слайда»;

4. Практическое занятие №26 «Вставка в презентацию фрагмента экрана»;

5. Практическое занятие №27 «Работа со звуком в MS PowerPoint»;

1
Глава 9. Информационные системы 7 тест
20. Тема 19. Хранение данных в информационных системах 1 ОК 01-9, ПРб 10, ПРу9.
1. Основные понятия. Виды информационных систем. Базы данных. Обработка данных. Запросы. Организация хранения и доступа 1
21. Тема 20. Архитектура и некоторые виды информационных систем. 6 3

3

ОК 01-9, ПРб 10,  ПРу 9
1.Практическое занятие №28 «Знакомство с СУБД»;

2. Практическое занятие №29 «Создание базы данных и реализация запросов»;

Глава 10. Интеллектуальные алгоритмы и искусственный интеллект 2 тест
22. Тема 21. Алгебра логики 2 ОК 01-9, ПРб 7, ПРу 5
1.Логические операции

2.Законы алгебры логики

1 1
Глава 11. Сети и сетевые технологии 29 тест
23. Тема 22. Общие понятия и структура сетей 2 ПК 2.1- 2.3, 3.1-3.3 ОК 01-9, ПРб 3, ПРб 4, ПРу 3. 
1.Основные понятия и определения компьютерных сетей

2.Сетевые и межсетевые коммуникации. Основные функции. Ethernet. Wifi. ADSL. .Магистральные сети

1

1

24. Тема 23. Сетевой, транспортный и прикладной уровени 2 ПК 2.1- 2.3, 3.1-3.3, ОК 01-9, ПРб 3, ПРб 4, ПРу 3.
1.Протокол IP. Адресация. Маршрутизация. Протокол ТСР. Протокол UDP. Основные задачи и функции. DNS. Электронная почта. Служба World Wide Web 2
25. Тема 24. Защита данных в сетях 2 ПК 2.1- 2.3, 3.1-3.3, ОК 01-9, ПРб4, ПРу 3
1.Понятие информационной безопасности. Защита на сетевом и транспортном уровне. Защита на прикладном уровне. 2
26. Тема 25. Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда 23 ПК 2.1- 2.3, 3.1-3.3, ОК 01-9, ПРу9
1. Общий обзор. Возможности конструктора. Библиотека блоков. Графический редактор Zero Block. Панель управления сайтами. 

2.Практическое занятие №30 «Создание сайта. Начало работы. Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок»;

3. Практическое занятие №31 «Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами (настройка, предпросмотр, публикация, редактирование, списки);

4. Практическое занятие №32 «Создание лэндинга из стандартных блоков на выбранную тему»

5. Практическое занятие №33 «Панель навигации»;

6. Практическое занятие №34 «Настройка главной страницы»

7.Практическое занятие №35 «Создание сайта на языке HTML»;

2 3

3

3

4

4

4

Глава 12. Социальная информатика 2 тест
27. Тема 26. Роль информации в современном мире 2 ПК 3.1-3.3, ОК 01-9, ПРу6.
1.Информационные ресурсы. Характеристика информационного общества.

2.Пробная (диагностическая) контрольная работа

1

1

28. Консультации к экзамену 6
29. Промежуточная аттестация (Экзамен) 6
30. ИТОГО 144 30 44 58
132

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  ОД. 05 (У) ИНФОРМАТИКА

В содержание предмета ОД.05 (У) Информатика  включены разделы: «Информация и информационные процессы» «Компьютер как устройство обработки информации», «Модель и моделирование», «Алгоритмы и программы», «Технологии обработки числовой информации», «Технологии обработки текстовой информации», «Графика и визуализация», «Звук, видео, мультимедиа», «Информационные системы», «Интеллектуальные алгоритмы и искусственный интеллект», «Сети и сетевые технологии», «Социальная информатика».

Введение (1час)

Информация и информационные процессы  (5часов)

Информация. Информационные процессы. Код и кодирование.

Профессионально ориентированное содержание 

Способы передачи информации. Подходы к измерению информации.

Компьютер как устройство обработки информации (9 часов)

Логические элементы и схемы. Типовые логические устройства компьютера.

Архитектура компьютера.

Системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение и специализация компьютеров.

Профессионально ориентированное содержание 

Практическое занятие №1 Двухразрядный последовательный сумматор.

Практическое занятие №2 Асинхронный RS триггер. 

Модель и моделирование (2 часа)

Модель и моделирование. Имитационное моделирование

Профессионально ориентированное содержание 

Агентные модели. Дискретно-событийные модели. Системно-динамические модели.

Алгоритмы и программы (13 часов)

Алгоритм и его свойства. Программирование. Типовые алгоритмы.

Практическое занятие №4 «Программирование циклических алгоритмов»;

Практическое занятие №5 «Программирование с использованием подпрограмм»;

Практическое занятие №6 «Программирование обработки массивов»;

Профессионально ориентированное содержание 

Структуры данных.

Практическое занятие №3 «Программирование алгоритмов с ветвлением»;

Практическое занятие №4 «Программирование циклических алгоритмов»;

Практическое занятие №5 «Программирование с использованием подпрограмм»;

Практическое занятие №6 «Программирование обработки массивов»;

Практическое занятие №7 «Программирование обработки строк и символов»;

Технология обработки числовой информации (18 часов)

Технология обработки информации в электронных таблицах. Формулы и функции в электронных таблицах.

Практическое занятие №10 «Создание и запуск макросов»;

Практическое занятие №11 «Построение спарклайнов»;

Практическое занятие №12 «Использование таблиц в качестве БД»;

Практическое занятие №13 «Промежуточные итоги. Сводные таблицы».

Профессионально ориентированное содержание

Практическое занятие №8 «Ввод и редактирование данных. Простейшие формулы и встроенные функции. Относительная и абсолютная адресация»;

Практическое занятие №9 «Построение графиков математических функций. Построение диаграмм;

Технология обработки текстовой информации (16 часов)

Обработка информации в текстовых процессорах.

Практическое занятие №14 «Основные правила ввода, редактирования и форматирования текста»;

Профессионально ориентированное содержание

Практическое занятие №15 «Работа с таблицами в тестовом редакторе»;

Практическое занятие №16 «Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов и макетирование страниц»;

Практическое занятие №17 «Добавление в документ формул и графических объектов»;

Практическое занятие №18  «Оформление титульного листа и подготовка к печати»;

Графика и визуализация (19 часов)

Технология обработки графической информации. Некоторые алгоритмы и методы машинной графики. Визуализация.

Практическое занятие №20 «Инструментальная среда твердотельного моделирования Компас 3DLT»;

Практическое занятие №21 «Трехмерное построение многогранников в Компас 3DLT»;

Практическое занятие №22 «Трехмерное моделирование сложных тел с применением операции параллельного переноса»;

Практическое занятие №23 «Работа с датасетами. Кейс анализа данных»

Профессионально ориентированное содержание

Введение в создание графических изображений с помощью GIMP.

Практическое занятие №19 «Создание анимационного изображения в формате GIF»

Звук, видео, мультимедиа (10 часов)

Представление звука и видео. Представление профессиональной информации в виде презентации.

Практическое занятие №24 «Макет. Два объекта. Таблицы и диаграммы»;

Практическое занятие №25 «Создание собственного макета слайда»;

Практическое занятие №26 «Вставка в презентацию фрагмента экрана»;

Практическое занятие №27 «Работа со звуком в MS PowerPoint»;

Информационные системы (7часов)

Информационные системы. Хранение данных в информационных системах. Архитектура и некоторые виды информационных систем.

Практическое занятие №28 «Знакомство с СУБД»;

Практическое занятие №29 «Создание базы данных и реализация запросов»;

Интеллектуальные алгоритмы и искусственный интеллект (2 часа)

Интеллект и его моделирование. Алгебра логики

Профессионально ориентированное содержание

Задачи искусственного интеллекта. Тест Тьюринга.

Законы алгебры логики.

 

Сети и сетевые технологии (29 часа)

Общие понятия и структура сетей. Сетевой уровень. Транспортный уровень. Прикладной уровень. Защита данных в сетях. Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда.

Практическое занятие №32 «Создание лэндинга из стандартных блоков на выбранную тему»;

 Практическое занятие №33 «Панель навигации»;

 Практическое занятие №34 «Настройка главной страницы»

Профессионально ориентированное содержание

Практическое занятие №30 «Создание сайта. Начало работы. Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок».

Практическое занятие №31 «Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами (настройка, предпросмотр, публикация, редактирование, списки);

Практическое занятие №35 «Создание сайта на языке HTML».

 

Социальная информатика (2 часа)

Роль информации в современном мире. Информационные ресурсы. Характеристика информационного общества. 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6.1. Оснащение учебного кабинета

          – посадочные места по количеству обучающихся;

  – рабочее место преподавателя;

– учебно-планирующая документация; 

– комплект учебно-наглядных пособий «Информатика»;

– рекомендуемые учебники; 

– дидактический материал; 

– раздаточный материал.

– учебные электронные презентации и видеофильмы

6.2. Информационное обеспечение реализации программы

6.2.1. Основные печатные издания

– Поляков К.Ю., Еремин Е.А. «Информатика» 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник в 2-х частях.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020г. – 350 с.: ил.

– Поляков К.Ю., Еремин Е.А. «Информатика» 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник в 2-х частях.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020г. – 350 с.: ил.

 

6.2.2. Дополнительные источники 

  1. Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики: учебное пособие. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2020.
  2. Дергачева Л. М. Решение типовых экзаменационных задач по информатике: учебное пособие, с диском. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  3. Кирюхин В. М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике: всероссийская олимпиада школьников. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  4. Окулов С. М. Основы программирования. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Окулов С. М., Пестов О. А. Динамическое программирование. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

 

Рабочая программа ОД.05 (У) Информатика