Гнедина Алена Николаевна
учитель-логопед
Баскакова Александра Евгеньевна
педагог-психолог
МБДОУ №7 г. Апатиты
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156365
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект интегрированного открытого занятия
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156365


Конспект открытого интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда 

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Путешествие в зимний лес».

 

Программное содержание:

 

Цель занятия: интегрирование в речевую деятельность элементов изотерапии для активизации и стимулирования визуальных, аудиальных и кинестетических ощущений.

 

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные (коррекция лексико – грамматических форм речи):

расширить и конкретизировать образование слова «пушистый» с помощью приставок, суффиксов и окончаний, уточнить смысловые стороны слова «пушистый»;

– совершенствовать грамматический строй речи через образование категориальных форм слова «пушистый»: существительные, глаголы, прилагательные, наречия; изменять слово «пушистый» по формам рода и числа;                                                                                                                                                

закрепить в речи родственные, обобщающие слова;                                                                                                                   

– развивать полисенсорные основы содержательной стороны лексики.

  1. Коррекционно-развивающие:   

– развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику; 

– активизировать речевую деятельность детей.

  1. Психологические:

– развитие конструктивного праксиса;

активизация полноценного восприятия детей через развитие тактильной чувствительности мелкой моторики средствами творческой деятельности: рисования и графических упражнений;

– создание положительного эмоционального настроя, снятие психологического напряжения в работе с изобразительными материалами.

 

Оборудование:

Игрушки: пушистый медвежонок, лиса, волк, зайка; домики со словами «он», «она», «оно», «они» и спрятанные в них предметы: пушистые носки, рукавички, шарф, шапка, баночка с малиновым вареньем, снежинки разного размера и материала, елочка с мерцающими огоньками, искусственные елочки, панно – сугробы, берлога, цветные карандаши, мелки, карточки, гуашь, газета, влажные салфетки, сахарная вата, звучащая подвеска.

 

Ход занятия.

 

Звучит спокойная музыка. 

Учитель-логопед обращается к детям: «Скоро Новый год! Нас ждет много чудес, сюрпризов и приключений. Вы любите чудеса? 

Ответы детей.

Учитель-логопед: «Хотите отправиться на сказочную зимнюю полянку?»

Ответы детей.

Учитель-логопед: «Тогда в путь. Все тропинки и дороги засыпаны снегом, ведь царствует Зимушка – Зима. Двигаемся осторожно, перешагивая через сугробы». 

Дети двигаются по группе к сказочной лесной полянке.

Учитель-логопед: «Ребята, ну вот мы с вами уже в волшебном лесу, где властвует Мороз». 

На полянке детей встречает педагог-психолог в костюме Морозко.

  1. Психодинамическая медитация «Заколдованные  фигуры»

Учитель-логопед: «Ой, как здесь холодно и морозно!»

Морозко: «Тепло ли вам, ребятушки? Тепло ли вам, милые?»

Морозко делает руками движения, как-будто замораживает все вокруг. 

Учитель-логопед: «Морозко решил с нами поиграть». 

Морозко: «Застыньте, как будто вас сковал мороз, вы оледенели от сильного мороза и не двигаетесь, как я».

Вместе показывают, как  нужно двигаться.

Морозко, взмахивая волшебной палочкой: «А теперь все вы отогрелись. Наклонитесь вперед, расставьте руки, чтобы они болтались, как ленточки на ветру. Покажите, какие вы оттаявшие, согревшиеся. Станьте подвижными и мягкими (расслабленными), расслабьтесь».

Морозко: «Молодцы ребята! Может быть теперь вы согласитесь помочь мне отыскать Госпожу Метелицу? Осерчала она на меня. Хотел я с ней в снежки сыграть, кинул снежком, неудачно попал. Вот она и обиделась затаилась где-то в лесу».

Учитель-логопед: «Ребята, поможем Морозко?»

Ответы детей.

Учитель-логопед: «Ну, тогда продолжаем путь. Веди нас, Морозко, дальше в лес».

Учитель-логопед и Морозко подбрасывают вверх снежинки. 

Учитель-логопед: «Посмотрите, ребята, как плавно летят, кружатся снежинки. Они какие?»

Дети называют слова – определения: пушистые, легкие, нежные… 

  1. Логоритмическое упражнение «Снежинки»

Морозко: «Давайте изобразим танец снежинок, а я о них прочту стихотворение:

Тихо падают снежинки

Легкий ветер гонит их

То построит в хороводы,

То, как в вальсе закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются и земли касаются.

Учитель-логопед обращает внимание детей на большую снежинку – сюрприз в «сугробе».

Учитель-логопед: «Посмотрите, какая большая, красивая, серебристая снежинка. Это, наверное Госпожа Метелица потеряла. Она от обиды раскидала снежные комочки, нам надо освободить путь. Чтобы мы не сбились с пути, вы должны ровненько соединить точку с точкой на своих карточках, освободить путь».

  1. Графическое упражнение «Волшебные точки»

Дети выполняют задание на карточках, соединяют пронумерованные точки по-порядку, получается контур елочки.  После выполнения задания на елочке загораются огоньки.

Морозко: «Молодцы, ребята! Теперь нам путь освещает мерцание волшебных огоньков на елочке».

  1. Упражнение на развитие грамматического строя речи «Пушистые слова»

Учитель-логопед: «Ой, кто-то сидит под елочкой! Да это же непослушный, пушистый медвежонок. Погладьте медвежонка, потрогайте его шерстку. Он какой? Пушистый? Тогда придумайте ему имя по особенностям шерстки. Он пушистый, как его можно назвать? Кто он?».

Дети: «Пушок, Пушочек, Пушистик, Пуша».

Учитель-логопед: «Подуйте на шерстку Пушистика. Что она делает? Она пушится?»

Дети: «Шерстка Пушистика пушится».

Учитель-логопед: «Шерстка вас щекочет? (медвежонком гладит руки детей). Шерстка щекочет пушисто?»

Дети: «Шерстка Пушистика щекочет пушисто».

Учитель-логопед: «Подуйте на животик. Он распушился?  (животик распушился). Давайте, назовем родные слова Пушистика».

Дети: «Пушистый, пушится, пушисто, распушился».

Учитель-логопед: «Это родственные слова  медвежонка Пушистика».

  1. Динамическая пауза с применением методов кинезиологии

(цель – активизировать обширные зоны обоих полушарий, быстрее включиться в деятельность, расслабить мышцы шеи, спины, нормализовать приток крови к головному мозгу)

Морозко: «Давайте немного передохнем и выполним волшебные упражнения»

Упражнение «Сова».

Упражнение «Перекрёстные шаги».

Упражнение «Крюки».

  1. Упражнение на определение рода существительного «Кто? Что? Какая? Какой?»

Морозко обращает внимание детей на домики стоящие в лесу.

Морозко: «Ребята, посмотрите на эти сказочные домики, у них есть и названия. 

Дети читают название домиков: ОН, ОНА, ОНИ, ОНО. В домиках находятся пушистые слова – подарки для Пушистика. 

Учитель-логопед: «Давайте-ка, заглянем  в эти домики!».

Достает из домика ОН пушистый шарф. 

Учитель-логопед: «В домике ОН что находится?». 

Дети: «Шарф».

Учитель-логопед: «Потрогайте его, он какой?» 

Дети: «Пушистый».  

Дети прижимают шарф к щеке.

Учитель-логопед достает из домика ОНА пушистую шапку. 

Учитель-логопед: «Что лежит в домике ОНА?» 

Дети: «Шапка».

Учитель-логопед водит шапкой по кистям рук. 

Учитель-логопед: «Шапка какая?» 

Дети: «Пушистая шапка».

Учитель-логопед: «Что находится в домике ОНИ?» 

Достает носки, рукавички, перчатки.

Учитель-логопед: «Какие носки, рукавички и перчатки?»

Дети: «Пушистые носки, пушистые рукавички, пушистые перчатки».

Учитель-логопед: «Закройте глаза и послушайте, как разговаривает все пушистое. Что оно делает?» 

Дети: «Оно шепчет, шуршит, пушится».

Учитель-логопед: «Что-то интересное в домике ОНО».

Достает вазочку с малиновым вареньем.

Учитель-логопед: «Ребята, посмотрите, понюхайте, это что? Что любит Пушистик?»

Дети: «Варенье!». 

Учитель-логопед: «Оно какое?»

Дети подбирают слова-определения: душистое, ароматное, вкусное. 

Учитель-логопед: «Что находилось в домиках?» 

Закрепляют обобщающие слова: одежда, головной убор, продукт питания.

Морозко: «Пора нам двигаться дальше. Ума не приложу! Куда же подевалась Госпожа Метелица?»

С озабоченным видом оглядывается по сторонам, потом начинает шагать на месте.

Морозко: «Нам в ту сторону!»

Проводит физминутку.

  1. Физминутка «В лесу»
Вот студеною зимой

Ветер дует ледяной

машут руками
И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий.

выполняют круговые движения руками
Зайцы прячутся в кустах.

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,

садятся в глубокий присед, а потом встают
Ну а снег летит, летит. машут руками
Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. 

Скачет по полю лиса.

подтягивания, прыжки
Ну а мы чуть-чуть пройдемся 

А потом домой вернемся.

ходьба на месте

 

  1. Образование притяжательных прилагательных.

Учитель-логопед: «Прислушайтесь, кто-то шепчется,  шуршит в лесу. Кто-то прячется от нас. Чей-то пушистый хвостик торчит из-за елки. Это чей хвостик?» 

Достает из-за елки лису.

Слева еще один хвостик торчит. Достает волка. 

Учитель-логопед: «Это чей хвостик?».

Дети: «Волчий хвостик».

Учитель-логопед: «Кто прячется за сугробом? Это чьи пушистые ушки?».

Достает зайца, дети отвечают на вопрос. 

Учитель-логопед: «Это зверята играют с нами в прятки. А  какие еще пушистые звери живут в лесу?» 

Дети называют зверей.

Учитель-логопед: «Давайте поможем зверям на зиму обновить шубки, распушим их».

  1. Игра – упражнение с изобразительными материалами «Шубки для зверят».

(заполнение контурного изображения зверей по выбору детей простым приемом «оттиск смятой бумаги»)

Дети выполняют упражнение.

Учитель-логопед: «Какие стали шубки у зверей?» 

Дети: «Теплые, пушистые».

Учитель-логопед: «Эти теплые, пушистые шубки помогут  им пережить мороз и стужу?»

Дети отвечают.

Учитель-логопед: «В лесу наступает темнота и покой. Нам уже пора возвращаться домой, а мы до сих пор не нашли Госпожу Метелицу! Но что это? Я слышу звон хрустальных снежинок».

Звучит стеклянный перезвон. 

  1. Дыхательная гимнастика «Снежинки».

Учитель-логопед: 

«Мы снежинки увидали, со снежинками играли.

Ветерок их поднимал и на землю опускал. 

Подуйте на хрустальные снежинки».

Раздаются звуки метели.

Морозко: «Ребята, посмотрите, закружилось все вокруг! Разгулялась в лесу Метелица! Метелица, метелица. Снег по полю стелется. Не обижайся Госпожа Метелица, давай мириться!

Морозко: «Ребята! Давайте станцуем для Госпожи Метелицы! Попробуйте своими «танцующими руками» под музыку показать и нарисовать полет снежинок и разгулявшуюся метель». 

Дети руками показывают полет снежинок и круговыми движениями метель.

  1. Игровое упражнение «Танцующие руки» (с элементами изотерапии)

Морозко: «Простила меня Госпожа Метелица! Теперь в зимнем лесу все в порядке будет, снега на всех хватит.

Учитель-логопед: «Ребята, а давайте мы с вами нарисуем портрет Метелицы».

Дети рисуют одновременно обеими руками цветными мелками на листе тонированной бумаги в такт музыке, разгулявшуюся метель.

  1. Подведение итогов

Учитель-логопед: «Постаралась Госпожа Метелица, намела много снега в лесу, будто накрыла все белым, пушистым покрывалом. А сугробы похожи на белую, пушистую вату. А вот эту сладкую вату, вы попробуете своими язычками в группе. Зимние приключения закончились. Пора нам возвращаться. Прощай Морозко! Приходи к нам в гости, только сильно не морозь! Прощай зимний лес, где много сказок и чудес.

Раз, два, три, повернись 

Снова в группе очутись! 

  1. Обратная связь

Педагог-психолог: «Ребята, а где это вы сегодня были? С кем встречались? Ребята, вам понравилось ваше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали?»

Дети отвечают.

Педагог-психолог: «Вот вы сегодня всё делали … (перечислить упражнения), а ещё есть гимнастика для голоса. Давайте ее сделаем».

  1. Голосовая разминка «Я все могу».

Детям предлагается повторить данную фразу вслед за педагогом сначала шёпотом, затем громко и наконец, очень громко (цель – настроить детей на дальнейшую деятельность  и активизировать у них  позитивные эмоции, выплеснуть эмоциональное  напряжение).

Педагог-психолог: «Молодцы! А теперь давайте попробуем сладкие пушистые «сугробы», которыми угостила вас Госпожа Метелица.

Дети получают сладкую вату, занятие окончено.

 

Конспект интегрированного открытого занятия