Мельникова Ольга Николаевна
воспитатель
Гимаева Гюзель Гумаровна
воспитатель
РТ Альметьевск МБДОУ «ЦРР - детский сад №51» Радуга»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156434
Международный конкурс   «Экологическая культура»
Наименование конкурсной работы: «Земля – наш общий дом»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №156434


Викторина в подготовительной группе на тему:

 «Земля – наш общий дом»

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

Образовательные: Закрепить представление детей о жизни на Земле, правилам поведения в лесу, общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей. (воздух, вода, пища, температура)

Развивающие: расширять кругозор воспитанников, развивать познавательную активность, развивать воображение, внимание, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свою планету – она единственная в солнечной системе «живая» планета.

Материал: презентация, медали, фишки

(Дети заходят в зал под музыку, и встают полукругом)

Ведущая: Добрый день, уважаемые гости, сегодня у нас с вами праздник «День рождения Земли». И мы собрались в этом зале, чтобы отметить его. День Земли празднуют на всей планете, все люди, которые любят планету –дом, любят природу, любят свой край.

1 ребенок: Сегодня поздравить спешит детвора

Любимую нашу планету.

Желаем здоровья, всех благ и добра,

Ведь лучше Земли нашей нет!

2 ребенок: Наша планета -Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

3 ребенок: Давайте будем беречь планету,

Ещё одной такой на свете нет!

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

4 ребенок: Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам всем с вами!

Песня «На большой планете» (Дети садятся на стульчики).

Ведущая: Что же это за праздник – День Земли?! И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете (просмотр презентации «Наша планета -Земля»)

Все это наша родная Земля. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря…а жителей на ней не счесть! И каждый из них – маленькое чудо! К сожалению, люди забывают об этом, и тогда дымят трубы, гибнут животные, звучат выстрелы. Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли и о том, что ее нужно беречь, и существует этот замечательный праздник – День Земли.

А, сейчас мы с вами проведем викторину, посвященную нашей Земле. 

(Дети делятся на две команды, 1 команда – «Знатоки», 2 команда- «Защитники природы», выбираем жюри.) Каждый правильный ответ будет оцениваться фишками.

Первое задание – отгадать загадки: 

1 команда «Знатоки» 

  1. Меня бьют, меня колотят,

      Ворочают, режут —

      Я все терплю,

      Всем добром плачу.    (Земля)

  • Виден край, да не дойдешь.   (Горизонт)
  1. Что выше леса,

Краше света            

Без огня горит?  (Солнце)

  1. Голубой шар, весь мир покрыл     (Небо)
  2. Не стукнет, не брякнет,

    А в окно войдет.            (Рассвет).

   2 команда «Защитники природы»

  1. В долг зерном берет,

А караваем отдает         (Земля)

  1. Нахмурилась, насупилась

В слезы ударится,

Ничего от нее не останется.      (Туча)

  1. Без него плачимся,

А как появится –от него прячемся    (Солнце)

  1. В небе — звездная дорога,

Звезд на ней ужасно много.

     Нам с дороги не свернуть,

 Ярко светит…                  (Млечный Путь)

  1. Бежит бычок, золотой рожок

Бежит, журчит.                          (Ручей)

Ведущая: Молодцы, ребята, с первым задание справились.

Земля –самая прекрасная и единственная планета в солнечной системе, где есть все условия для жизни растений, животных и людей.  

Второе задание –   блиц-опрос.

Ведущая: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить, как можно большее на число вопросов. Слушаем внимательно!

  1. Какие деревья остаются зелеными зимой? (ель, сосна)
  2. Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
  3. Какую пользу приносят черви? (рыхлят почву)
  4.  Какие животные питаются грибами? (лоси)
  5. Ни зверь, ни птица, носок как спица.                                                                        
  6. Летит – кричит, сядет – молчит. (комар)
  7. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)
  8. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
  9. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)
  10. У какого дерева белый ствол? (береза)
  11.  Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)
  12.  Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  13.  Не кузнец, а с клещами. (рак)
  14.  Глаза на рогах, а домик на спине. (улитка)
  15.  Нос как у свинки, да колки щетинки. (еж)
  16. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  17.  Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)                                               
  18.   Ведущая: Молодцы, с этим заданием, вы тоже справились. Следующие, третье задание для каждой команды: «Как правильно вести себя в природе». «Проблемные ситуации»                                                                                                        
  19. 1-ситуация для команды «Знатоки»:                                                                                     
  20. Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
    -А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Коли.
    -А я его отнёс в лес и выпустил на волю.                                                               
  21. Вопрос: Кто из мальчиков поступил правильно? (ответы детей).                                                    
  22.      1 – ситуация для команды «Защитники природы»                                                            
  23.   Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.                                                         
  24.   — Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!                                                                                              
  25.   – А в нем яичко.

– Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

– Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий: Правильно ли девочки поступили? (Нет неправильно: птенец погибнет, 

так как ему нужно материнское тепло).

2-я ситуация для команды «Знатоки».

После дождя дети пошли гулять во двор.

– Посмотри, сколько червяков!

– Давай соберем их и девчонок испугаем!

– Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Вопрос: Правильно ли поступили дети? (Червей собирать нельзя, у них своя роль в 

природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются 

некоторые животные). 

2-я ситуация для команды «Защитники природы»

Две сестренки гуляли по лесу.

– Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

– Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

– Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Ведущая: Правильно ли поступили девочки? (Ландыши занесены в Красную книгу, 

их рвать нельзя, иначе они исчезнут).     

Ведущая: Переходим к четвертому заданию: «Подбери слова», я вам буду 

говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

Вопросы к команде «Знатоки»

1.Лес может быть густым, а может быть и … (редким).

2.Жизнь у черепахи длинная, а пчелы…. (короткая).

3.Весна бывает ранняя, а бывает и … (поздняя)

  1. Осенью листья желтеют, а весной….. (зеленеют)
  2. Осенью медведь ложиться в спячку, а весной….(просыпается)
  3. Осенью птицы улетают в теплые края, а весной…. (возвращаются)
  4. Зимой погода холодная, а летом…. (жаркая)
  5. Окунь – это рыба, а жаворонок это … (птица)

Вопросы к команде «Защитники природы»: 

1.Береза лиственное дерево, а сосна … (хвойное) 

  1. Зимой день короткий, а ночь …..(длинная)
  2. У лисы хвост длинный и пушистый, а у медведя …..(короткий)
  3. Заяц травоядное животное, а лиса … (хищное)
  4. Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)
  5. Пчела даёт мёд, а человек…. (берёт).
  6. Сейчас наступила весна, а до этого была….(зима)
  7. Море – соленое, а река … (пресная).

Ведущий: А, сейчас мы отдохнем и зарядку проведем. 

Музыкальная физминутка.

Ведущий: Отдохнули ребята, следующие пятое задание для капитанов

«Знатоки»:

  1. Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб).
  2. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь).
  3. От чего утки плавают? (от берега).
  4. Первые весенние птицы (грачи).
  5. Что делает ёж зимой? (спит).
  6. Каркуша – это: (ворона).
  7. Для чего нужна вода? (вода- это среда обитания, без нее прожить нельзя)

«Защитники природы»:

  1. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель).
  2. Какие камни в море? (мокрые).
  3. В пруду купался, а сух остался. (гусь).
  4. Рыжая плутовка (лиса).
  5. Он начинает неделю (понедельник).
  6. Первый весенний цветок (подснежник).
  7. Для чего нужен воздух?  (Без воздуха жить нельзя, мы не сможем дышать)

Ведущий: Ребята, вы молодцы, с заданием справились, и последнее задание,  

восьмое. Каждая команда должна будет составить синквейн со словом «Земля»

Игра «Синквейн»

Команда «Знатоки»

(Кто?)  Планета Земля. 

(Какая?)  Живая, зеленая.

(Что делает?) Живет, рождает, дышит

Земля –наш общий дом

Жизнь.                                                                                                                                              

Команда «Защитники природы»                                                                                                 

(Кто?)  Планета Земля. 

(Какая?) Круглая, большая

(Что делает?) Вращается, защищает, двигается

Земля вращается вокруг солнца.

Мир.

 Ведущая: 6 задание «Как вести себя в лесу?».

 Окружающая нас природа прекрасна, мы можем гулять в лесу, купаться в речке, собирать грибы и ягоды. А как нужно вести себя в лесу? Сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру “Если я приду в лесок”, я буду говорить о своих действиях, если буду поступать хорошо, говорите “да”, если плохо “нет”. (играют команды и зрители вместе, «да» – хлопают в ладоши, «нет»- топают ногами)

– Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет.)

– Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет.)

– Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да.)

– Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да.)

– Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет.)

– Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет.)

– Если мусор соберу, и с собою заберу? (Да.)

– Я люблю свою природу, я ей помогаю? (Да.)

Вы большие молодцы ребята, а пока жюри будет подводить итоги, я вам предлагаю сделать музыкальную разминку (зарядка «Солнышко лучистое»).
Подведение итогов
– Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями и проявили себя настоящими «знатоками природы». Я хочу вас наградить медалями «Знатоков».

 

 

 

«Земля – наш общий дом»