Попова Ирина Ивановна
педагог дополнительного образования
МБОУ «Жердевская СОШ №2» Сукмановский филиал
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156437
Всероссийский конкурс «Кружковое движение», в рамках реализации федерального проекта Успех каждого ребенка
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа кружка «Вокал»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156437


Отдел образования Жердевского муниципального округа  

Тамбовской области 

Сукмановский филиал муниципального бюджетного 

общеобразовательного учреждения 

«Жердевская средняя общеобразовательная школа №2»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности 

по вокальному искусству

«ВОКАЛ»

(ознакомительный уровень)

на 2023-2024уч.год

Возраст обучающихся: 6,5-12 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Попова Ирина Ивановна

                                                                                                   

с. Сукмановка, 2023

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Образовательное учреждение Сукмановский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жердевская средняя общеобразовательная школа № 2»
Название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по вокальному искусству «Вокал»
Ф.И.О. автора, должность Попова Ирина Ивановна, педагог дополнительного образования
Сведения о программе:
Нормативная база Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года  (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.№678-р)

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жердевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Область применения Дополнительное образование детей
Направленность Художественная (вокальное искусство)
Вид программы Общеразвивающая
Уровень программы Ознакомительный
Возраст учащихся 6,5-12 лет
Продолжительность обучения 1 год
Рецензенты и авторы отзывов
Заключение экспертного совета Протокол №____ от _______________2019г.

 

Блок №1

«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».

  • 1.1. Пояснительная записка

Основы массового музыкального воспитания и образования закладываются еще в дошкольных учреждениях. Это начало долгого пути художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Основополагающей мыслью всей системы музыкального образования является формирование музыкальной культуры, как части всей духовной культуры человека. С первых шагов музыка входит в наш мир как часть духовной культуры человечества, соединенная тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, пластикой, где понятие художественного образа целостно, как целостно восприятие нами окружающего мира. В нем все имеет свой язык, обращенный к чувствам, разуму, душе и сердцу человека. Восприятие искусства через пение – важный элемент в его эстетическом развитии. Пение всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства, самые личные переживания человека.

  «Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения» (Венгрус Л.А.). Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие личности ребенка средствами вокально-хорового искусства, можно считать актуальной и востребованной.

Направленность программы «Вокал»художественная (вид деятельности вокально – досуговая).

С учетом требований современного дополнительного образования, с учетом развития науки, культуры, технологий и социальной сферы была создана дополнительная образовательная программа. 

Образовательная  деятельность программы  направлена на: 

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;      
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном и интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся;
  • на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  •  формирование общей культуры учащихся; 
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

   Новизна программы заключается в том, что вокальная работа с детьми способствует общему оздоровлению организма, так как певческая установка, вокальные упражнения, движение под музыку, освоение дыхательной гимнастики – всё это укрепляет мышцы позвоночника, шеи, брюшного пресса, связок голосового аппарата. В процессе занятий развиваются лёгкие, мышцы брюшного пресса. Замечено, что дети, занимающиеся вокальным искусством, меньше других болеют вирусными инфекциями, и быстрее выздоравливают в случае заболевания.     

  Актуальность. «Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения» (Венгрус Л.А.). Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие  многогранной творческой личности ребенка средствами вокально-хорового искусства, можно считать актуальной и востребованной.

  Педагогическая целесообразность  программы обусловлена тем, что она разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе развития певческих навыков,  дикционных навыков, речи  и эстетического вкуса. 

Программа также позволяет развивать индивидуальность ребёнка и коммуникативные навыки в творчестве, общение в группе единомышленников, стимулировать познавательную активность.

  

  Отличительная особенность настоящей программы от уже существующих заключается в том, что данная программа разработана в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к программам дополнительного образования, и имеет более широкую направленность в музыкальном образовании ребёнка, нежели узко специализированные. Наряду с основной задачей – научить ребёнка красиво петь,  программой  «Вокал» предусмотрено обучение детей нотной грамоте, усвоению терминологии, принятой в музыкальном искусстве, развитие двигательной активности под музыку, развитие чувства ритма, расширение общего кругозора, обучение  работать в группе.

  Адресат программы – программа предназначена для обучающихся   6,5-12 лет. 

Условия набора обучающихся:

Для обучения принимаются все желающие без ограничения.

Количество обучающихся:

Нормы наполнения групп – 8 человек.

Объем программы.

 Программа рассчитана на 1 год освоения и предполагает только очную форму обучения. Общая нагрузка программы составляет 36 ч. 

Формы и режим занятий

Режим занятий: 1 раз в неделю. 

Формы организации образовательного процесса.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

 

  Приемы обучения: анализ выступления, показ практических действий, выполнение упражнений.   Процесс обучения и воспитания основывается на строго индивидуальном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей. 

Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:

Блок «Качество обучения»

– Уровень обученности учащихся;

– Стабильность состава детского объединения;

– Количество победителей различных конкурсов;

– Мотивация занятий воспитанников в объединении.

Блок «Качество воспитания» –

– Уровень воспитанности учащихся.

– Микроклимат в объединении.

– Воспитывающая деятельность объединения: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.

Особым параметром является взаимодействие с родителями.

Данный показатель предполагает анализ и оценку:

– Форм взаимодействия педагога с родителями воспитанников;

– Степень вовлечения родителей в совместную воспитательную и досуговую деятельность;

– Организацию и проведение родительских собраний.

Блок «Качество развития»

-Уровень развития познавательных способностей;

-Самооценка личности (адекватность, динамика);

-Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные)

-Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного общения)

Показатели эффективности данной подпрограммы отслеживаются и оцениваются в течение года определенными видами и формами контроля.

Основными методами работы с детьми на занятиях является:

  1.  Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения,  использование   наглядных пособий,  личный пример.
  1. Словесный метод:  беседа; рассказ;  обсуждение; сообщение задач.
  1. Метод разучивания:  по элементам;  по частям;  в целом виде.
  2. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.

Основными формами работы с детьми на занятиях является:

– учебное индивидуальное  занятие;

– музыкальные спектакли;

– отчётный концерт;

– участие в конкурсах, фестивалях;

– посещение концертов, музыкальных спектаклей.

 

  1. Цель программы

Цель:  – обучение приёмам вокально-хоровой техники и развитие певческих навыков посредством приобщения к миру искусства.

Задачи:

Образовательные:

обучить воспитанников слушать друг друга; 

– обучить приёмам вокально-хоровой техники;

обучить хорошей дикции и артикуляции;

формировать ансамблевые навыки. 

Развивающие:

– развивать и укреплять  певческое дыхание;

– развивать подвижность голоса;

– развивать свободу артикуляционного аппарата;

  – развивать гармонический слух.

Воспитательные:

   – создать творческий коллектив учащихся, связанный общими       интересами;

   – воспитать хороший музыкальный вкус;

   – воспитать гражданские и общечеловеческие качества;

   – воспитать патриотические качества, любовь к Родине.

Принципы, лежащие в основе программы:

–  единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;

–  постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;

–  использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

– принцип эмоционального положительного фона обучения;

– индивидуальный подход к учащемуся.

1.3. Содержание программы

Учебный план 

№ 

п/п

Наименование

разделов/тем

Количество часов Формы аттестации/контроля
всего теория практика
Вводное занятие.  1 1 Беседа
Вокальная работа.  20 2 18 Контрольное

прослушивание

Творчество и импровизация.  6 3 3 Контрольные  задания (распевки,

скороговорки)

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. 4 3 1 Контрольные  задания (распевки,

скороговорки)

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. 4 4 Контрольные  задания
Концертно – исполнительская деятельность. 1 1 Отчётный  концерт
Итого 36 9 27

Содержание учебного плана

Вводное занятие.

Знакомство с планами работы на учебный год.

Вокальная работа.

Теория (2ч.)  Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.

Практика (18 ч.).  Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как основа вокальной техники. Дикция. Упражнения для четкости  дикции.

Творчество и импровизация.

Теория (3ч.)  Особенности исполнения современных песен.

Практика (3ч.)  Определение характера исполнения  песен, использование средств выразительности для передачи настроения и замысла композитора.

 

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Теория (3ч.)  Знакомство с различными вокальными школами. История развития вокального искусства.

Практика (1ч.)   Вокальные   упражнения.

 

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

Практика (4ч.)  упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.) Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.

Концертно – исполнительская деятельность.

Практика (1 ч.)   Выступление на  концерте, демонстрация приобретенных навыков и умений. Работа с микрофоном.

1.4    Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; 
  • выражение своих чувств и настроений, уважение к чувствам и настроениям другого человека; 
  • чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; 
  • доброжелательное отношение к людям.

Метапредметные результаты: 

  • ориентироваться в информационном материале;
  • осуществлять поиск нужной информации, ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
  •  осуществлять первоначальный контроль своего участия в различных видах музыкальной деятельности; 
  • уметь сопоставлять музыкальное произведение с живописью и литературой.

 

Предметные результаты:

  • формирование восприятия доступной музыки разного  эмоционально-образного содержания; 
  • умение различать музыку разных жанров; 
  • умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям; 
  • умение воплощать настроение музыкальных произведений в пении.

 

К концу обучения у учащихся будут сформированы:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Принимать учебную задачу
  • Понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей
  • Осуществлять первоначальный контроль своего участия  в интересных для него видах музыкальной деятельности
  • Адекватно воспринимать предложения учителя

 

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • Принимать музыкально-исполнительскую задачу
  • Воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей
  • Принимать позицию исполнителя музыкальных произведений

               Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик)
  • Находить в музыкальном тексте разные части
  • Понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями
  • Читать простое схематическое изображение
  • Использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи.

 

   Обучающийся  получит возможность научиться:

  • Соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика)
  • Пользоваться карточками ритма
  • Понимать нотную запись
  • Строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки
  • Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями

                 Коммуникативные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
  • Учитывать настроение других людей, их эмоции  от  восприятия музыки
  • Принимать участие в групповом  музицировании, в коллективных инсценировках
  • Понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.)
  • Контролировать свои действия в коллективной работе

   Обучающийся  получит возможность научиться:

  • Исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции
  • Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки

Следить за действиями других  участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию:

Воспринимать музыкальные произведения, проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки и о роли и значении Человека в этом процессе, о способностях и о способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

 

Должны решать учебные и практические задачи:

– выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

– ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);

– различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

– применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

                     

ПОКАЗАТЕЛИ  УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательные результаты

         В процессе обучения по данной программе развиваются музыкальность, эстетический вкус, музыкальная культура учащихся, эмоциональная отзывчивость на песни разного характера, умение петь в ансамбле с музыкальным сопровождением и а capella.

       Данная программа  позволяет в  условиях общеобразовательной школы  через дополнительное образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»; она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  школьников    разных возрастных групп.

      Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.

          В течение учебного года во внеурочное время производятся: концерты, мероприятия для учащихся и родителей: а также  участие в Отчётном концерте, школьных конкурсах, фестивалях.

К концу года обучающиеся 

Знают:

–  физиологические особенности голосового аппарата;

–  особенности и возможности певческого голоса;

–  основные жанры песенного искусства;

–  некоторые основы  нотной грамоты.

Понимают:

по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

– элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, 

  начало звукоизвлечения и его окончание);

– место дикции в  исполнительской деятельности.

Умеют:

– правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

– петь короткие фразы на одном дыхании;

– в подвижных песнях делать быстрый вдох;

– петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

– петь легким звуком, без напряжения;

– петь выразительно, осмысленно.

К концу года обучающиеся должны уметь:

– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

– определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

– передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;

– участвовать в коллективном пении;

– исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).

 

Блок №2

«Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

1 год обучения 

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Количество учебных часов – 36

Учебный период с 02 сентября по 27 мая

(Приложение 1)

2.2.Условия реализации программы

Практический опыт многолетней работы показывает, что в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и  для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.

  1. Кадровое обеспечение: 

Педагог,  работающий по данной программе,  должен обладать профессиональными знаниями в вокальном искусстве, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. 

  1. Материально-техническое обеспечение:

Помещение, в соответствии с требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 – 3 кв.м. на одного человека. Техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, USB накопитель, диски с аудиозаписями.

  1. Информационное обеспечение:

Специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Интернет источники.

2.3. Формы аттестации

 Формы аттестации: открытое занятие, блиц-опросы, концертная деятельность, творческий отчет коллектива, видео- и фото- материалы. 

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом – положением,  устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Аттестация проводится с целью установления:

– соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;

– соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Проводятся:

  • входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);
  • текущая диагностика  по завершении занятия,  темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
  • промежуточная, проводимая  по окончании учебного года с целью определения результатов обучения;
  • итоговая, проводимая по завершении изучения курса  программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов зачетных листов, опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д.

Результаты представляются в личной карточке учащегося 

 

Формы аттестации (контроля)

 

Виды  контроля Формы

контроля

Знания,   умения,   навыки Сроки
1  год  обучения
Вводный Контрольное

прослушивание

первичная диаграмма по певческому диапазону 

Беседа  

Диагностика  певческого голоса:  диапазон, слух, чувство ритма, сила  голоса. Работа по выявлению естественного тембра, певческого диапазона.

Уровень  музыкальной подготовки

Сентябрь
Текущий Наблюдение Работа по раскрепощению артикуляционного аппарата, знакомство с нотной грамотой, работа по организации певческого дыхания. Октябрь – май
Текущий Контрольные  задания (распевки,

скороговорки)

Развитие  слуха,  музыкальной памяти, чувства  ритма, умения  вступать  вовремя  под  аккомпанемент.

 Развитие дикции, артикуляции, отработка атаки звука. 

Сентябрь-

май

Текущий Беседа, опрос Знакомство с основами теории музыки Ноябрь
Итоговый Отчётный 

концерт

Выразительность  исполнения,  чистота  интонации, сценический образ Май

 

Формы подведения итогов  реализации программы

  1. Открытые занятия для педагогов.
  2. Открытые занятия для родителей.
  3. Концерты, творческие встречи.
  4. Творческие отчеты объединения.
  5. Участие детей в хоровых конкурсах и фестивалях.
  6. Построение сравнительных диаграмм по результативности.              
  7. Составление диагностических оценочных карт.

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

  • уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
  • степень выразительности исполнения;
  • проявление творческой активности;
  • учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.

Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

 

2.4. Оценочные материалы

Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний.

Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний.

В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты или хор (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. Результаты (уровень) вокальных умений вносятся в специальную ведомость.

Итоговый контроль: проводится  согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: диагностические карты, протоколы аттестации (Приложение 2).

Формы предъявления результатов:

-отзывы учащихся и родителей,

-отчётный концерт

-участие в конкурсах и фестивалях.

Тема 1. Организационное занятие.

Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.

Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.

Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.

Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.

Критерии оценки:

Высокий уровень:Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку.Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.

Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку.Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.

Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку.Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).

Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.

Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.

Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью учителя.Отсутствие унисона.

Тема 4.  Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.

Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.

Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем. Дирижёрский жест не понимает.

Тема 5. Правильная дикция и артикуляция в детском хоре.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Тема 6. Формирование чувства ансамбля.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.

Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом.

Задание: Исполнение (пение) песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.

Критерии оценки:

Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни-поклон.

Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем.

Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.

2.5.Методические материалы

Оснащение:

помещение, репетиционный зал;

– рабочий музыкальный инструмент;

– нотное обеспечение;

– музыкальный материал на дисках;

– микрофон;

– музыкальная усилительная аппаратура;

– фонограммы «+» и «-»;

– компьютер или ноутбук;

– мультимедиа;

– зеркало;

        – наличие методической литературы;

        – методические разработки занятий;

        – фотографии или репродукции портретов знаменитых исполнителей, вокальных, вокально-инструментальных ансамблей, хоровых коллективов.

 

Методическое обеспечение данной программы можно разделить на четыре главных направления.

Первое направление Упражнения, дыхательная гимнастика для укрепления певческого дыхания
Второе направление Практические занятия по вокальному мастерству (сольные и ансамблевые номера)
Третье направление Изучение специальных упражнений по формированию вокальных умений и навыков, на работу голосового аппарата. 

Преподаватель составляет «Дневник наблюдений», где отслеживает и оценивает рост диапазона, качество звука, тембровые данные каждого воспитанника.

Четвертое направление Проведение концертных программ. 

Педагог собирает и систематизирует сценарии концертных программ, формы проведения и подготовки к ним. Это необходимо для того, чтобы педагог и воспитанники увидели эффективность участия в данных видах деятельности. 

Методические рекомендации

Самое главное при работе с младшими школьниками – это не сразу нагружать их сложной терминологией, чтобы не отбить охоту научиться красиво петь. Стараться излагать материал максимально доступно, постепенно переходя от элементарного к более сложному. 

Важно осуществить хорошую интересную подборку песенного репертуара, заинтересовать детей песенным  искусством. Можно вместе просматривать выступления детей на больших конкурсах по видео, используя современные новейшие технические средства.

Формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными, лишь бы детям было интересно: это и беседа, и лекция,  и рассказ и объяснение нового материала с привлечением обучающихся, и самостоятельные практические упражнения, прослушивание, беседа, анализ, повторение за педагогом, работа с интерактивной доской, работа с компьютером, ноутбуком, просмотр  видео-уроков по вокальным упражнениям  посредством Интернета. 

Как  правило, каждое занятие строится по схеме: минут 5-7 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальное время посвящено практическим занятиям освоения вокально-хоровых приёмов,  настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); дыхательная гимнастика; речевые упражнения; распевание; пение вокализов; работа над произведением; анализ занятия; задание на дом.

В ходе занятий предусматривается анализ освоения поданной темы обучающихся,  обсуждение оптимальной манеры пения, поиск наиболее эффективных способов подачи звука в том или ином музыкальном фрагменте.

С целью накопления репертуара предусмотрены репетиции для повторения изученного материала.

 

Методическое обеспечение образовательного процесса программы

Тема  или  раздел

программы

Формы   занятий Дидактический материал, техническое

оснащение  занятий

Формы  подведения

итогов

1. Вокальная работа. Беседа. Объяснение.

Показ.

Фонопедические, ритмические, дикционные  упражнения. Наглядные пособия. Музыкальное сопровождение.  Заключитель-ный контроль в конце занятия
2. Игра и движения под музыку Музицирова-ние, показ, пение, Познавательные игры, викторина, сюжетные импровизации, инсценировка песен.

Музыкальное сопровождение

Текущий контроль и самоконтроль
3. Концертная деятельность Участие в концертах Творческая деятельность. Музыкальное сопровождение Итоговый контроль
4. Импровизация Игра – импровизация Короткие вокальные, ритмические заготовки, отстукивание ритма, сочинение фраз Текущий контроль и самоконтроль
5. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Показ, анализирова-ние Аудио и  видеозаписи выступлений Текущий контроль и самоконтроль

 

2.6. Список литературы

Литература для педагогов

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
  5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
  6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. –  Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
  9. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
  10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  11. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
  12. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
  14. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
  15. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1.,2 – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

 

Интернет ресурсы:

  1. http://Учительский сайт;

2.http://nsportal.ru /Социальная сеть работников образования;

3.info@moi-talanty.ru/Информационный сайт «Мои таланты»;

4.http://www. akademya.info/

Литература для обучающихся

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1980. – 175 с.
  2. Брыткина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интригованные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс М.:ВАКО, 2004.-320с.- (Мастерская учителя).
  3. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. – М.: Музыка, 1988. -112с.
  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики – М: Музыка, 2000.- 368 с.
  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
  6. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования (методические рекомендации для учителей музыки) Новосибирск, «НАУКА» 1991. – 41 с.
  7. Лепешев С.Я. Путь к искусству. – М.: Искусство, 1982. – 280 с.
  8. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах / Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
  9. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – СПб.: Музыка, 1980. – 142 с.
  10. Тимохин В.В. Мастера вокального искусства XX века. – М.: Музыка, 1983. – 174 с.
  11. Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М: Педагогика, 1985. – 352 с.

Интернет ресурсы:

  1. Сайт: Виталий Алексеев. Песни  для детских коллективов. 

http://alekseev.numi.ru/

  1. Сайт: Вокальная студия Виталия Иноземцева   http://talismanst.narod.ru/
  2. Сайт: Песни для детей  http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

 

Приложение 1

Календарный учебный график

1 год обучения

№п/п Дата Время проведения занятия Форма занятия Кол-во

Ча-сов

Темя занятия Место проведения Форма контроля
1 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Вводное занятие. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
2 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Знакомство с голосовым аппаратом. Распевки. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
3 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Певческая установка. Дыхание. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
4 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Детские песни. Использование певческих навыков. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
5 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Певческая установка. Артикуляция. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
6 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Распевки. Детский фольклор. Певческие навыки. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
7 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Музыкальная фраза. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
8 Показ, анализирование 1 Фразировка, манера исполнения Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
9 Музицирование, показ, пение, 1 Элементы движения под музыку, раскрепощение певца. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
10 Музицирование, показ, пение, 1 Певческая позиция. Формы и жанры вокальной музыки. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
11 Музицирование, показ, пение, 1 Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Манера исполнения. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
12 Показ, анализирование 1 Художественый образ песни. Использование певческих навыков. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская 1СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
13 Показ, анализирование 1 Дыхание,  артикуляция. Работа над свободным исполнением. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
14 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Музыкальные игры, Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
15 Участие в концертах 1 Подготовка к новогоднему мероприятию. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Итоговый контроль
16 Участие в концертах 1 Участие в новогоднем спектакле. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Итоговый контроль
17 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Распевки. Певческая установка. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль
18 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Дыхание,фразировка.Хороводные песни. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
19 Игра – импровизация 1 Движения под музыку, игры. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
20 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Певческая позиция. Артикуляция. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
21 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Художественный образ песни. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
22 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Распевки. Отработка точности штрихов. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
23 Игра – импровизация 1 Сценическое движение в песне. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
24 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Певческая позиция, артикуляция. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
25 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Подготовка к Отчётному концерту. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Заключительный контроль в конце занятия
26 Участие в концертах 1 Участие в Отчётном концерте. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Итоговый контроль
27 Игра – импровизация 1 Музыкальная игра – импровизация. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
28 Игра – импровизация 1 Песни детских кинофильмов.  Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
29 Показ, анализирование 1 Вокальная работа – чистота интонации, фразировка. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
30 Показ, анализирование 1 Певческая позиция – музыкальная прогулка. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
31 Игра – импровизация 1 Вокальные навыки – хочу увидеть музыку. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
32 Игра – импровизация 1 Интонационные упражнения. Фразировка и дыхание. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
33 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Распевки. Отработка точности штрихов Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
34 Беседа. Объяснение.

Показ.

1 Распевки. Отработка точности штрихов Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
35 Игра – импровизация 1 Музыкально-выразительные средства в создании образа. Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Текущий контроль и самоконтроль
36 Участие в концерте 1 Вокальная работа – чистота интонации Сукмановский филиал МБОУ «Жердевская СОШ №2» Итоговый контроль

Приложение 2

Диагностическая карта

мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной  программе

Доп. образовательная программа__________________________________________________________________________

Год обучения________ Педагог________________________________________________ Учебный год________________

№ 

п/п

Фамилия, имя учащегося Теоретическая подготовка Практическая подготовка
Теоретические знания Владение специальной терминологией Практические умения и навыки Владение специальным оборудованием и программным обеспечением Творческие навыки
Нач. уч. года Кон. уч. года Нач. уч. года Кон. уч. года Нач. уч. года Кон. уч. года Нач. уч. года Кон. уч. года Нач. уч. года Кон. уч. года
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

       

 

МОНИТОРИНГ

результатов обучения  по дополнительной образовательной программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов  Методы диагностики
Теоретическая    подготовка
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы Соответствие теоретических знаний программным требованиям
  • практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период
0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, опрос и др.
Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
  • не употребляет специальные термины;
  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
0

1

2

3

Наблюдение, собеседование
Практическая подготовка
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематическ. плана программы) Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям
  • практически не овладел умениями и навыками;
  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
  • объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;
  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период
0

1

2

3

Наблюдение, практическое задание
Владение специальным оборудованием, оснащением и программным обеспечением (ПО) Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования, оснащения и программного обеспечения
  • не пользуется специальными приборами, инструментами и ПО;
  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием и ПО;
  • работает с оборудованием и ПО с помощью педагога;
  • работает с оборудованием и ПО самостоятельно, не испытывает особых трудностей
0

1

2

3

Наблюдение, практическое задание
Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий
  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;
  • творческий уровень (II) – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.
0

1

2

3

Наблюдение, практическое задание

 

Диагностическая карта

мониторинга основных компетенций учащихся

Доп. образовательная программа__________________________________________________________________________

Год обучения________ Педагог________________________________________________ Учебный год________________

Фамилия, имя учащегося      Учебно-познавательные Коммуникативные Организационные
Работа с информационными источниками  Потребность в саморазвитии Учебно-исследовательская и проектная деятельность Умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей Участие в дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения Умение жить и работать в кол-ве Организация своего рабочего места  Планирование учебного времени  Аккуратность выполнения работы, ответственность Соблюдение правил т/б
н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

 

МОНИТОРИНГ

развития основных компетенций учащихся

Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Уровень Методы
Учебно-познавательные Работа с информационными источниками Самостоятельность в подборе и работе с  источниками информации Информационные источники не использует, работать с ними не умеет.

Испытывает серьезные затруднения при выборе информационных источников, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

Низкий Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ
Работает с информационными источниками с помощью педагога или родителей. Средний
Работает с информационными источниками самостоятельно, не испытывает особых трудностей Высокий
Потребность в саморазвитии Потребность в самосовершенствовании, развитии познавательных способностей Саморазвития нет.

Испытывает серьезные затруднения в саморазвитии, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

Низкий
Саморазвитие требует  помощи педагога. Средний
В саморазвитии не испытывает особых трудностей. Высокий
Осуществление учебно-исследовательской и проектной деятельности (пишет рефераты, проводит учебные исследования, работает  над проектом и пр.) Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную работу не хочет.

Испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

Низкий
Работает с помощью педагога или родителей.

Исследовательскую работу проводит с помощью педагога или родителей.

Средний
Исследовательскую работу проводит самостоятельно. Высокий
Коммуникативные Умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Объяснения педагога не слушает,  учебную информацию не воспринимает.

Испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

воспринимает учебную информацию.

Низкий Наблюдение, собеседование
Слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при  напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других. Средний
Сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. Высокий
Выступление перед аудиторией Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации Перед аудиторией не выступает.

Испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации

Низкий
Готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога. Средний
Самостоятельно готовит информацию, охотно   выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. Высокий
Участие в дискуссии, умение  защищать свою точку зрения Самостоятельность в  дискуссии, логика в построении  доказательств Участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает.

Испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога.

Низкий
Участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога. Средний
Самостоятельно  участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. Высокий
Организационные Умение организовывать свое рабочее (учебное) место Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой Рабочее место организовывать не умеет.

Испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога

Низкий Наблюдение, собеседование
Организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога. Средний
Самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой. Высокий
Умение планировать и организовать работу,   распределять учебное время Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время Организовывать работу и распределять время не умеет.

Испытывает серьезные затруднения при  планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога и родителей.

Низкий
Планирует и организовывает работу, распределяет время при  поддержке (напоминании) педагога и родителей. Средний
Самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. Высокий
Аккуратно, ответственно выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе Безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится.

Испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога.

Низкий
Работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога. Средний
Аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам. Высокий
Соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Правила ТБ не запоминает и не выполняет.

Овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой.

Низкий
Объем усвоенных навыков составляет более ½. Средний
Освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период, и всегда соблюдает их в процессе работы. Высокий

 

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

20____/20____учебный год 

Вид аттестации _________________________________________________________

Образовательная программа и срок ее реализации _________________________
Кол-во учащихся в группе _______________________________________________

Ф.И.О педагога _________________________________________________________

Дата проведения аттестации ______________________________________________

Форма проведения аттестации ____________________________________________

Члены аттестационной комиссии __________________________________________

Результаты итоговой аттестации __________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ

Фамилия, имя обучающегося Год обучения  Результат аттестации

Всего аттестовано _________ учащихся. Из них по результатам аттестации:

высокий уровень ____ чел.; средний уровень ____ чел.; низкий уровень ____ чел.

Переведены на следующий год обучения ____ чел. Закончили обучение ____ чел.

Подпись педагога _______________

Члены аттестационной комиссии ___________

___________

___________

Рабочая программа кружка «Вокал»