Коновалова Елена Валерьевна
Воспитатель логопедической группы
МДОУ детский сад комбинированного вида №100 г.Комсомольск-на-Амуре
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156446
Международный конкурс «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 10»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №156446


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 100

Конспект НОД 

по ФЭМП

«Состав числа 10»

Составила:

Коновалова Елена Валерьевна

воспитатель

2024 г.

 

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа десять».

Цель: дети научатся составлять число 10 из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера.

Программное содержание:

Учить составлять число десять из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера; различать и называть цифры по порядку, в процессе выкладывания числового ряда. 

Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги, через игру на напольной шахматной доске и выполнением графического диктанта.

Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, в процессе проверки выполнения заданий. 

Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

 

Наглядный материал:

1) демонстрационный материал: цветные полоски, указка; буквы; тарелочка с фишками; цифры и математические знаки ( +, = ); напольная шахматная доска, задание к шахматной доске; разлинованный лист картона, задание к нему;

2) раздаточный материал: палочки «Кюизенера»; тарелочки с цифрами и математическими знаками; указочки. 

Предварительная работа: закреплять умение соотносить цвет палочки с числом; работа по выкладыванию вариантов состава числа из двух меньших, до 9; написание графических диктантов; игры на напольной шахматной доске.

 

Этапы занятия Ход занятия Примечание
1 часть. Вводная. 

Организационный момент.

Цель:  создать мотивационный настрой к занятию.

Игровое задание с кубом. 

Цель:  закреплять состав чисел до 9, из двух меньших, через игру «Куб».

Упр. «Выложи числовой ряд» Цель: закреплять умение  различать и называть цифры по порядку, в процессе выкладывания числового ряда. 

Физминутка (если устали). Цель: снятие напряжения; напоминание соответствие числа и цвета палочки.

2 часть. Основная часть.

Цель: учить составлять число 10 из двух меньших, используя цветные палочки Кюизенера.

Д/и «В какой руке сколько?». Цель: упражнять в умении называть варианты состава числа 10, в процессе игры «В какой руке сколько?».

Упр. на ориентировку в пространстве и на листе бумаги. Цель: воспитывать умение работать в команде, в процессе выполнения заданий.

Упражнение «Собери слово». Цель: упражнять в умении составлять слово из предложенных букв.

3. Итог. 

Цель:  воспитывать умение оценивать свою работу и работу товарищей на занятии. 

  • Организационный момент:

В.: мы все в сборе, начинаем занятие вскоре!  Ребята, я знаю, что вы любите получать звезды, за свои достижения, на дорожку, к школе. Звезды, вы получаете, один раз в неделю. Но сегодня, за отличную работу на занятии можно получить звезду и таким образом на этой неделе получится на одну звездочку больше. Нам надо выполнить 5 заданий, за пол часа. Если задание выполнено верно, будете получать букву, из получившихся букв, нужно будет составить слово. И если слово будет составлено, то и дорожка к школе станет ближе на одну звезду!

Работать нужно дружно, внимательно слушать и правильно выполнять задания. Готовы?

Д.: да!

В.: начинаем!

В.: итак, задание 1.  1-2-3-4-5, будем куб передавать, назвать число на верхней стороне, назвать один из вариантов состава этого числа из двух меньших.

В: Молодцы, ребята, справились. 

И первая буква – А.

(Присаживаемся за столы)

Задание 2.

В.: сейчас, когда секундная стрелка придет на 12, я хлопну в ладоши, вы начнете выкладывать числовой ряд. Выложить его надо за одну минуту. У доски, задание выполнить Варя.  Итак, начали!

(Выкладывают)

В.: молодцы! Проверьте, друг у друга, правильность числового ряда, если есть ошибки исправьте. 

В.: возьмите указки. Посчитаем вместе.

(Считаем). 

Физминутка: «палочки Кюизенера»:

1 – это белый листок (Стоим как солдатики)

2 – розовый лепесток (руки над головой)

3 – голубой океан (волнообразные движения руками)

4 – красный тюльпан (локти разведены, кисти рук – цветок)

5 – желтый солнечный свет (руки вверх, пальцы «сильные»)

6 – фиолетовый яркий букет (локти сведены, кисти – цветы)

7 – черный пушистый кот (умываемся как кошка лапкой)

8 – вкусный вишнёвый пирог (круг из рук)

9 – синий мячик (руки на поясе – прыжки на двух ногах)

10- оранжевый зайчик (руки к голове – ушки зайца)

Вторая буква – Л.

Аккуратно сдвиньте числовой ряд в верхнюю часть стола.

Задание 3.

В.: возьмите в коробке и положите на стол палочку, которая обозначает число 9. Какого цвета палочка 9?

Д.: палочка, которая обозначает число 9, синего цвета.

В.: рядом, справа, от палочки 9 положите палочку, которая обозначает число 1. Какого она цвета? 

Д.: белого цвета.

В.: найдите палочку, которая равна по длине, синей и белой палочке вместе и положите на стол над синей и белой палочкой.

В.: какого цвета эта палочка?

Д.: эта палочка оранжевая.

В.: какое число обозначает оранжевая палочка? 

Д.: оранжевая палочка, обозначает число 10.

В.: значит 10 это?

Д: 10 это 9 и 1.

В.: как сказать по другому?

Д.: 9 и 1, а вместе 10.

В.: возьмите в коробке и положите на стол палочку, которая обозначает число 8. Какого цвета палочка 8?

Д.: палочка, которая обозначает число 8, бордового цвета.

В.: рядом, справа, от палочки 8 положите палочку, которая обозначает число 2. Какого она цвета? 

Д.: розового цвета.

В.: значит 10 это?

Д: 10 это 8 и 2.

В.: как сказать по другому?

Д.: 8 и 2, а вместе 10.

В.: возьмите в коробке и положите на стол палочку, которая обозначает число 7. Какого цвета палочка 7?

Д.: палочка, которая обозначает число 7, черного цвета.

В.: рядом, справа, от палочки 7 положите палочку, которая обозначает число 3. Какого она цвета? 

Д.: голубого  цвета.

В.: значит 10 это?

Д: 10 это7 и 3.

В.: как сказать по другому?

Д.: 7 и 3, а вместе 10.

В.: выложите все остальные варианты состава числа 10 из двух меньших, по порядку. А у доски выложит Руфина.

В.: напомните, с какой стороны  начинаем выкладывать палочки? 

Д.: выкладывать будем слева направо. 

В.: что будет происходить с палочками с левой стороны? Д.: слева палочки будут уменьшаться, а справа увеличиваться.

(Выкладывают)

В.: проверьте свои варианты с вариантами на доске.

(Проверяют)

В.: теперь возьмём указки и назовём все варианты состава числа 10 по порядку.

(Называют по одному варианту состава числа 10)

В.: выдвинете из числового ряда, цифру 10. Артем, какую цифру ты выдвинул?

А.: 10.

В.: «Ноль встает за единицей, цифра 10 на странице!

В.: выложите у себя на столе один из вариантов состава числа 10, с помощью цифр и математических знаков.

В.: а на доске выложит Максим. Максим прочитай свою запись.

(Читает, Максим, затем все дети по цепочке)

В.: а сейчас выходим на ковер.

(ВЫХОДИМ, на ковер).  

В.: на столе тарелочка с фишками.

В.: Арсений, пересчитай сколько фишек в тарелочке? 

Р.: в тарелочке, всего 10 фишек.

В.: Семён, разложи фишки в две руки, а мы будем угадывать, в какой руке сколько. 

В.: с какой руки начнём называть варианты?

Д.: сначала, говорим сколько в левой, затем, сколько в правой.

М.: как я разложил фишки? (в какой руке сколько?)

(называют варианты, не отгадали, говорим – есть такой вариант, но я придумал другой и т.д., отгадавший становится ведущим)

Третья буква К.

В.: ребята у нас осталось ещё 2 задания, а вот времени совсем мало. Если будем выполнять все вместе сначала одно задание, затем второе, точно не успеем. Что же делать?

(Дети предлагают поделиться на две команды, каждая команда выполняет по 1 заданию. Если дети не догадываются, воспитатель помогает)

В.: у нас будет команда 1 и 2 ряда. Каждая команда получает свое задание, команде нужно выбрать одного человека, кто будет читать задание и того, кто будет выполнять задание, а остальные, внимательно, следят за правильностью выполнения и помогают. Если вдруг, вы увидите, что запутались, лучше вернуться  и начать выполнять задание сначала.

(получают задания на ориентировку в пространстве и на листе бумаги).

(На шахматном поле, дети проходят по заданию, доходят до колпачка, под ним буква О.

На листе бумаги, дети, пишут графический диктант, получается буква Ш)

В.: ребята, мы выполнили 5 заданий и получили 5 букв.

Давайте составим слово из этих букв.

(Составляют, слово ШКОЛА).

В.: ребята, давайте оценим свою работу или работу своего товарища. А поможет нам таблица.

Д.: мне понравилось, как работала Кристина, потому что она, внимательно слушала, составляла число 10 из чисел, считала, выполняла диктант по клеточкам.

В.: молодец, Кристина, получает звезду на дорожку к школе.

Д.: мне понравилось, как я работал, потому что я внимательно слушал, составлял число 10 из чисел, считал, выполнял диктант по клеточкам.

В.: молодец, получаешь звезду на дорожку к школе.

В.: ребята, вы все молодцы! И получаете звездочки на дорожку. 

Спасибо вам, за занятие!

Дети стоят полукругом.

Дети перестраиваются в круг.

Дети проходят за столы.

Работа за столами с палочками Кюизенера.

Дети выходят на ковер.

Команда первого ряда, подходит к напольной шахматной доске.

Команда второго ряда, собирается около листа картона.

Дети походят к доске, составляют слово «школа».

Стоят у доски.

Приклеивают звезды на дорожку к школе.

 

Занятие по ФЭМП «Состав числа десять».

Цель: дети научатся составлять число 10 из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера.

Программное содержание:

Учить составлять число десять из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера; различать и называть цифры по порядку, в процессе выкладывания числового ряда. 

Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги, через игру на напольной шахматной доске и выполнением графического диктанта.

Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, в процессе проверки выполнения заданий. 

Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

 

Занятие по ФЭМП «Состав числа десять».

Цель: дети научатся составлять число 10 из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера.

Программное содержание:

Учить составлять число десять из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера; различать и называть цифры по порядку, в процессе выкладывания числового ряда. 

Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги, через игру на напольной шахматной доске и выполнением графического диктанта.

Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, в процессе проверки выполнения заданий. 

Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

 

Занятие по ФЭМП «Состав числа десять».

Цель: дети научатся составлять число 10 из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера.

Программное содержание:

Учить составлять число десять из двух меньших, в процессе работы с палочками Кюизенера; различать и называть цифры по порядку, в процессе выкладывания числового ряда. 

Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги, через игру на напольной шахматной доске и выполнением графического диктанта.

Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, в процессе проверки выполнения заданий. 

Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.

 

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 10»