Алтухова Елена Станиславовна
преподаватель
МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156484
Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Первое знакомство с оперой»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156484


 

Методическая разработка по предмету «Слушание музыки»

Тема:

«Первое знакомство с оперой»

                                                                   

Автор: преподаватель теоретических дисциплин

                                                               МУ ДО «ДМШ №1» преподаватель

                                             Алтухова Елена Станиславовна

Ухта

2024

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………3 стр
  2. Основная часть……………………………………………………………3-7 стр
  3. Заключение…………………………………………………………………7 стр
  4. Методическая литература………………………………………………….8 стр

Данная методическая разработка основана на личном практическом опыте преподавания по предмету «Слушание музыки», в которой рассматривается первоначальное знакомство с оперой, как вводный курс уроков, содержащий

предварительный круг знаний. На изучение такой многогранной темы предполагается ряд занятий, целью которых является формирование знаний о жанре оперы, его истории и особенностях построения оперного спектакля.

Безусловно, у каждого преподавателя есть свой план для изучения данной темы. Я для знакомства с оперой придерживаюсь следующей структуры:

  • Вводная беседа о театре и его видах
  • История происхождения оперного жанра и разновидности опер
  • Что такое опера как вид искусства
  • Знакомство со структурой, оркестровыми и вокальными номерами на примере оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка»
  • Обобщающий урок с практическими заданиями

Все эти этапы я подробно изложила в данной методической разработке.

На вводном занятии я предлагаю ученикам совершить путешествие в храм искусства – театр оперы и балета. Обычно дети сразу эмоционально откликаются – рассказывают о своих впечатлениях от посещения театральных премьер. А для кого – то этот урок действительно станет первым знакомством с оперой.

Мы внимательно смотрим сюжет на интерактивном экране с демонстраций здания, красивого освещённого зала, сцены и начинаем разговор о том, что такое театр, о жанровом разнообразии театров и какие премьеры можно увидеть в театре оперы и балета.

Далее открывается занавес, в зрительном зале гаснет свет… Взмах дирижерской палочки… И полились звуки увертюры. Начался спектакль, в

котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет и живопись. Началась опера.

Следующий этап урока – обсуждение и анализ увиденного. Мы определяем участников оперного спектакля. В процессе разговора постепенно приходим к определению, что такое опера и делаем краткие записи в музыкальный словарь. 

Далее следует небольшой рассказ об истории зарождения оперного жанра и её появлении в России.

Когда передо мной встал вопрос, на каком музыкальном материале начать знакомство детей с оперой, я решила обратиться к творчеству Н.А. Римского – Корсакова Он является подлинным певцом сказочного жанра и детям всегда интересно знакомиться с такими произведениями. 

После краткого экскурса по биографии композитора, я предлагаю ученикам посмотреть видео фрагмент из мультфильма «Снегурочка» на основе оперы Н.А. Римского – Корсакова и послушать арию Снегурочки «С подружками по ягоды ходить». Как правило дети безошибочно узнают главную героиню и, собственно, мы переходим к знакомству с любимой оперой Н.А. Римского – Корсакова, которую он ласково называл «весенняя сказка». 

Мы узнаём историю появления оперы «Снегурочка», какое литературное произведение вдохновило композитора на создание этого сочинения.

Вместе обязательно анализируем прозвучавший музыкальный фрагмент: отмечаем выразительные особенности мелодии арии, обращаем внимание на звонкий и воздушный тембр голоса Снегурочки. Вспоминаем, как называется такой высокий женский голос (тембры певческих голосов были пройдены ранее).

Мы обязательно говорим о том, что все вокальные номера, которые исполняют артисты, в опере имеют свое название. Формулируем и записываем в словарь новые термины: ария, ариозо, каватина. Слушаем и анализируем сольные номера. Отмечаем, что в опере нет речевых вставок, а для связи номеров композитор использует речитатив. Разбираем это понятие на практических примерах, пропевая фрагменты речитативных эпизодов, например из партии Весны – Красны «В урочный час…».

Одна из центральных фигур оперы – пастушок Лель. В опере «Снегурочка» звучат три песни, которые подчёркивают устойчивую связь этого героя с фольклором и природой. На примере третьей песни «Туча со громом сговаривалась» стараемся вместе найти ответ на вопросы: почему музыкальная характеристика Леля представлена композитором не ариями, а именно песнями? Почему мелодия песни основана на народных попевках?

Какие звукоизобразительные приёмы и тембры инструментов использованы в музыкальной характеристике героя? Знакомимся с новым термином лейтмотив.

Следующую встречу с оперным жанром мы посвящаем ансамблевым номерам. Знакомимся с названиями составов, слушаем и отмечаем важность вокального взаимодействия певцов в таких номерах.

Отдельно останавливаемся на значении хора в оперном спектакле. Отмечаем, что его участники одеты в костюмы, они тоже полноправные герои действия. С помощью хора композиторы изображают сцены народной жизни. Необходимо рассказать детям, что очень часто композиторы в своих произведениях использовали русские народные песни, мелодии. И не удивительно, что хороводные песни очень легко перекликаются с оперными ариями.

«Снегурочка» в этом смысле не исключение. Римский – Корсаков включил в

оперу народную песню, сохранил ее красоту, не изменил мелодию, слова. Для примера предлагаю послушать русскую народную песню «А мы просо сеяли» и хороводную песню «Ай, во поле липенька» ( ссылка на видео фрагмент из мультфильма «Снегурочка» на основе оперы Н.А. Римского – Корсакова https://yandex.ru/video/preview/15335090046147389334). 

Наблюдая за исполнением, выделяем две партии: мужскую – решительную, удалую и женскую – с музыкальными фразами, напоминающими звонкие весенние песни. И, конечно, в рамках этого занятия обязательно разучиваем этот музыкальный материал. 

Завершающий этап – это развязка событий оперы и кульминационный финал. 

Что же происходит со Снегурочкой в конце оперы? Луч солнца падает на

нее, тьма рассеивается, и она исчезает со словами: «Люблю и таю, таю.». А вместе с нею уходит холод из душ людей. Мы смотрим видео фрагмент сцены таяния Снегурочки и слушаем заключительный хор «Гимн солнцу».

Делаем вывод, что один из важных компонентов, без которого не может

обойтись опера, это оркестр. Он открывает оперу, исполняя увертюру, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев. (с инструментами симфонического оркестра, с ролью дирижера мы, как правило, знакомимся до встречи с оперой)

На итоговом уроке, посвящённом «весенней сказке» Н.А. Римского – Корсакова, мы обобщаем наши знания и проводим две письменные практические работы – музыкальную викторину и тест по пройденному материалу. 

В качестве дополнительного домашнего задания ребята с удовольствием выполняют творческие работы на эту тему: составляют кроссворд с применением новых терминов (ария, речитатив, хор, каватина и т.д.); готовят 2-3 вопроса к интервью на тему: «Композитор Н.А. Римский – Корсаков и его опера «Снегурочка».

Хочу добавить, что на занятиях стараюсь придерживаться принципа, который сформулировал Ян Амос Коменский: «Все видимое предоставлять зрению, все слышимое предоставлять слуху»

И действительно, чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным, считаю необходимым использовать различный наглядный материал: видео и аудио записи произведений, таблицы, раздаточный материал в виде карточек (например: сложить пару – герой и его певческий голос, термин и его определение и т.д.)

Для закрепления знания музыкального материала всё, что мы слушаем и анализируем, обязательно вокально интонируем и играем на инструменте. Такое практическое погружение в музыку очень нравится детям, особенно хочется отметить пение в ансамбле. 

Работа на уроке обязательно подкрепляется домашними заданиями. Например: прочитать содержание либретто, заполнить таблицу (место и действие каждого акта и картины), выучить вокальную партию фрагмента арии или песни 

Творческие задания – составить кроссворд или подготовить вопросы к интервью на изучаемую тему – выполняются по желанию. Но, как правило, всегда находятся ученики, которые с удовольствием выполняют эту работу и повторение пройденного материала приобретает интересную и активную форму. Дети даже не замечают, что уже демонстрируют свои знания, раскрепощаются, поскольку вроде бы беседуют друг с другом. Но по окончании такого интервью самых активных и точных в своих ответах учеников я поощряю оценкой. 

Ну и на завершающем итоговом занятии проводится тест по пройденному материалу и музыкальная викторина. Для экономии времени ребятам предлагается заполнить таблицу. В тесте необходимо выбрать и вписать букву правильного варианта ответа. А в музыкальной викторине проставить цифрами последовательность звучащих фрагментов.

Хочется надеяться, что такое знакомство с оперой на начальном

этапе не оставит детей равнодушными, расширит кругозор их знаний, привьет интерес к этому виду искусства и желание познакомиться не только с операми Н. А. Римского-Корсакова, но и с произведениями этого жанра в творчестве других композиторов.

Методическая литература

  1. Ю. Я. Вайнкоп «Что надо знать об опере»- изд. «Музыка» Москва Ленинград 1967 г.
  2. А. И. Кандинский «История русской музыки» том II- изд. «Музыка» Москва 1979 г.
  3. Е. С. Черная «Беседы об опере» – изд. «Знание» Москва 1981 г.
  4. Л. С. Третьякова «Русская музыка XIX века» – изд. «Просвещение» Москва 1982 г.

 

Методическая разработка «Первое знакомство с оперой»