Акудович Ирина Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 93 имени Героя Социалистического Труда М.М. Царевского» г. Железногорска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156485
Всероссийский конкурс «Мой педагогический опыт», в рамках федерального проекта Учитель будущего
Наименование конкурсной работы: «Приемы развития читательской грамотности уроками русского языка и литературы»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156485


Тема педагогического опыта «Приемы развития  читательской грамотности уроками русского языка и литературы»

Актуальность: Перед современной школой стоит основная задача – формирование функционально грамотных людей, способных быстро адаптироваться к современным реалиям. Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение как в начальной, так и основной   школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы. Читательская грамотность сегодня –  один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе.

Цель: научить понимать  и использовать  письменные тексты для решения практических целей.

Задачи: 

  1. Научить осознанно, правильно, выразительно читать;
  2. Извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  3. Работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  4. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

Длительность работы  по развитию читательской грамотности – 3года

Описание опыта

Читательская грамотность – один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Термин «читательская грамотность» появился в контексте международного исследования Pisa еще в 1991 году. Означает он следующее: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие функциональной грамотности учащихся:

  1. Большинство учащихся не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией.
  2. Затрудняются  при работе с документами и анализом таблиц. В лучшем случае  озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.
  3. Не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделав его проблемным,  возникают затруднения.

Для достижения результатов нужно грамотно сочетать  в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии, поскольку процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Формировать читательские умения – первостепенная задача педагога, так как уровень развития  читательской грамотности определяет не только общую успешность обучения, но и развитие всех компонентов функциональной грамотности. Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности. 

Во ФГОС ООО 2021 года  на уровне планируемых результатов отмечены следующие: формировать у учащихся способность понимать, использовать, оценивать тексты. Учиться умению размышлять над ними, вырабатывая свою точку зрения. Уметь читать – значит уметь достигать свои  цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни современного общества. Принципиально значимым является интерпретация читательской грамотности как средства познания мира, что обозначено в личностных результатах освоения программы основного общего образования.

Для формирования читательской грамотность, я использую различные образовательные приемы  на уроках русского языка и литературы.

  1. Цифровые диктанты (можно использовать на разных этапах урока, исключая организационного, при изучении любой темы, вид может варьироваться по усмотрению учителя)

При изучении темы «Словосочетание» 5 класс. Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное (можно это делать верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или « –

  • Опытный наставник. Главное слово – наставник.+
  • Первая стипендия.  Главное слово – стипендия и т.д.-

При обобщении темы «Корни с чередованием» 5 класс

  1. Уб..рает, 2. Прик..сается (учащиеся ставят цифру, рядом-букву)

При обобщении темы «Спряжение глагола» 

  1. Бреет, 2. вертит, 3. Рисует (учащиеся ставят цифру, рядом- 1или 2)

Такой прием позволяет минимизировать время, отведенное на повторение  на уроке, и быстро выявить степень усвоения материала. Учащимся нравится такой прием работы. Последние два вида диктанта «работают» на ЕГЭ (задание 10, 11, 12)

  • Прием «По аналогии»

При изучении темы «Не с наречиями» 7 класс  на этапе актуализации даем примеры слов с орфограммой «Не с прилагательными»: 

невеселый, ненавистный, не веселый, а грустный,  отнюдь не аккуратный

Учащиеся  объясняют написание – НЕ – с прилагательными. А затем  просим прилагательные преобразовать в наречия. Учащиеся должны во-первых, преобразовать,  во-вторых – ответить, как, на их взгляд, будут писаться наречия с – НЕ. Затем  самостоятельно выводят правила написания – НЕ – с наречиями. Для закрепления читают параграф учебника.  

При таком виде работы школьники лучше запомнят теоретический материал. При систематическом использовании этого приема учащиеся  быстро будут решать любые практические задания по аналогии.

  • Работа со схемами

В 9 классе при повторении темы «Сложные предложения» дан ряд схем: 

  1. (Если) , [   ]. 2. [   ], (когда), (пока). 3. [    ], [    ].    4.[  ], и  [  ].

Учащиеся должны охарактеризовать данные предложения. 1- повествовательное, невосклицательное, сложное,  союзное, сложносочиненное, состоит из двух простых. Дополнительно можно попросить составить предложения по данным схемам. Такой вид работы позволяет быстро выявить дефициты,  в дальнейшем школьники без проблем будут уметь «читать» любые схемы и знаки.

  • «Помоги Пете Ошибкину»

Этот прием можно использовать  на любом виде урока, на любом этапе, кроме организационного, задания также могут варьироваться.

Так при изучении темы « – Н и – НН » в 7 классе  на доске или на слайде даны причастия:  

Иллюстрированый журнал, груженая кирпичом машина и т.д. Задача – найти ошибки (некоторые причастия можно написать правильно)

Как показывает практика, при постоянном использовании этого приема у детей вырабатывается умение – автоматически видеть ошибки

  • Прием «Редакторы» 

 Выдаются рабочие листы с предложениями, в которых допущены грамматические ошибки. Задача учащихся – найти ошибки, указать их вид и записать предложения в исправленном виде.

   Поезд дал длинный гудок, а затем отправляется со станции

Учащиеся видят, что это нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Правильно предложение должно звучать следующим образом: Поезд дал длинный гудок, а затем отправился  со станции.

При изучении темы «Причастие» это будут ошибки в построении предложения с причастным оборотом, при изучении «Деепричастия» – ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Это могут быть орфографические ошибки:

  1. ПРИКРЫТОЕ – Приставка ПРИ, так как обозначает неполноту  действия
  2. ПОЛОМАНА – в суффиксах катких прилагательных всегда пишется одна Н
  3. КТО-НИБУДЬ – неопределенные местоимения с суффиксом НИБУДЬ пишутся через дефис
  4. КОСНУЛСЯ – корень КОС, так как на него не падает ударение
  5. ИСТИННАЯ – НН, так как суффикс ИН.

 

Также предложения с пунктуационными ошибками (знак препинания пропущен или стоит не в том месте)

Такой прием «работает» на ОГЭ и ЕГЭ. При систематическом использовании этого вида работы,  выпускники  не испытают трудности при решении заданий 6 (ОГЭ) и 8 (ЕГЭ). В дальнейшем будут уметь без проблем находить ошибки и обосновывать свой выбор. 

Этот прием можно использовать при информационной  переработки текста. В 7 классе при изучении темы «Не с причастиями» пояснение орфограммы представляет сплошной текст. Задание – переработать текст 

 

Перед нами алгоритм. Это текст не сплошной.

  • Прием «Исключи лишнее»

При повторении  темы «Морфемика» 6 класс дан ряд слов:

Приставка, корень, слово, суффикс, основа, окончание, существительное

Лишнее – слово, существительное (обязательное обоснование)

Задания могут быть разные по тематике, все зависит от изучаемой темы. 

Этот прием развивает логическое мышление, учит находить главное.

 

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

На уроке развития речи в 7 классе работаем с текстом «Уродливый»

[приложние1]

1.После прочтения текста учащиеся подчеркивают слова с непонятным лексическим значением

  1. Работа с толковыми словарями
  2. Составляют  «тонкие» вопросы

– почему кота называют уродливым?

– какое отношение у взрослых и детей к этому животному?

– а как кот относился к взрослым и детям?

«Толстые вопросы»

– как вы понимаете последние предложения текста?

– как бы вы поступили на месте мальчика, спасшего кота?

  1. Выделяют основную мысль и ключевые слова

Этот прием учит осмысленному чтение текста, умению находить и извлекать нужную информацию из текста, сопоставлять, опираясь на жизненный опыт

  • Прием «да» или «нет»

Задания для этого приема вариативные, могут использоваться на любом виде урока. Это могут быть как письменные, так и устные задания 

При повторении  темы «Союз» в 7 классе

– Союз – служебная часть речь +

– Они служат для связи простых предложений в составе сложного –

– который – это сочинительный союз –

– не только, но и – это сочинительный составной союз + и т.п.

Дети учатся слушать, слышать и четко отвечать на поставленный вопрос. Впоследствии они сами могут составлять такие вопросы.

  • Прием «Шкатулка»

Используется мной на этапе рефлексия. Например, при изучении темы «Речевая деятельность. Виды речевой деятельности» в 10 классе

 ученики в «шкатулку» положили:

– основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение)

-чтение многофункционально

– три фазы чтения.

Для того чтобы ученики успешно сдали ОГЭ и ЕГЭ,   а подготовка к экзаменам не превратилась в банальное «натаскивание», с 5 класса мною во все контрольные работы включаются задания на развитие читательской грамотности, поскольку ОГЭ и ЕГЭ ориентированы  на сформированность читательских умений. Так,  итоговая контрольная работа  по русскому языку в 7  классе составлена в формате ОГЭ с учетом возраста. (Меняется формат экзаменов –  сразу происходит замена заданий в  контрольных работах)  [Приложение 2]

На  уроках литературы тоже использую приемы для развития читательской грамотности

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы» (смотри выше)
  • Кластер

Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди. Данный прием очень хорошо использовать на уроке литературы при изучении статьи о жизни и деятельности поэта или  писателя. 

 

  • Прием «Репортаж» 

При изучении комедии  «Ревизор» Н.В.Гоголя (1действие) в 8 классе учащиеся пробуют поработать журналистами. Класс делится на три группы: 

1 группа ведет репортаж из «богоугодных заведений» (больница, школа, почта) 

2 группа – из зала суда, освещают работу полицейских

3 группа – оценивают работу городничего  и его команды.

Затем отмечают минусы и плюсы работы. Обязательная связь с современностью.

При работе над «Историей одного города» 10 класс  школьники анализируют работу градоначальников города Глупова, отмечая положительные и отрицательные стороны. 

Этот прием формирует умение акцентировать внимание на ключевых моментах, выражать свое отношение к прочитанному.

 

  • Прием «Дебаты»

При изучении романа  «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина  в 10 классе перед школьниками ставится вопрос «Арина Петровна Головлева – палач или жертва?» Сначала учащиеся работают со словами «жертва», «палач», строя ассоциативный ряд.

 Затем класс делится на две группы. 1 группа – те, кто считает, что Арина Петровна – палач; 2 группа – жертва.

Далее учащиеся приводят аргументы в «защиту» своей точки зрения  

Этот прием формирует умение целостно воспринимать текст,

акцентировать внимание на ключевых понятиях. Такой же прием мною использован при характеристике образа Григория Мелехова (М.А.Шолохов «Тихий Дон» 11 класс). Григорий Мелехов- персонаж отрицательный или положительный ?

 

  • Прием «Найди соответствия»

 

10 класс

Автор Произведение Герой Жанр произведения
1.. М.Е. Салтыков-Щедрин А) «Господа Головлевы» А) Иудушка А) Повесть
2.Н.А.Островский Б) «Бесприданница» Б) Старцев Б) Роман
3.Н.С.Лесков В) «Война и мир» В) Карандышев В) Роман-эпопея
4.Л.Н. Толстой Г) «Ионыч» Д) Флягин Г) Драма
5.  Ф. М. Достоевский Д) «Преступление и наказание» Е) Тушин Е) Трагедия
6. А.П.Чехов Е) «Очарованный странник» Ж) Анатоль Курагин Ж) Элегия

 

9 класс

Соотнесите литературные направления и авторов

1) классицизм а) Ахматова

2) сентиментализм б) Ломоносов

3) акмеизм в) Солженицын

4) реализм г) Карамзин

 

  • Прием «Узнай героя»

Н.В. Гоголь «Мертвые души» 9 класс 1-й урок (проверка прочтения текста)

1.Слащавый, бесхозяйственный, романтичный, «ни то ни се» (Манилов)

  1. Заплатанный, рыболов, скупой, «Прореха на человечестве» (Плюшкин)

В итоговые контрольные работы по литературе также включены задание, ориентирующие на  читательскую грамотность. 

Это далеко не все приемы развития читательской грамотности. В описании отражены те, которые мною апробированы. 

 

Результативность и эффективность опыта

Итак, умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать своё мнение – основные составляющие читательской грамотности, которая должна быть развита у выпускников основной и старшей школы.

Читательские действия: умение отбирать, сопоставлять и обобщать информацию являются основными для выпускника, успешно справившегося с экзаменами (ГИА). Для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужно уметь использовать разные виды чтения (просмотровое, выборочное, поисковое), уметь анализировать текст (толковать и обобщать информацию, выявлять ключевые темы и нравственные проблемы, оформлять выводы). КИМы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе проверяют умения, которые являются показателями читательской грамотности. Мои выпускники успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ, так как научены работать с текстом.

Использование приёмов развития читательской грамотности служит успешной сдаче итогового собеседования выпускниками 9-х классов.

Анализ результатов итогового собеседования свидетельствует о том, что у учащихся на высоком уровне сформированы следующие умения:

– чтение текста в соответствии с интонационным, пунктуационным оформлением и коммуникативной задачей;

– составление монологического высказывания по выбранной теме;

– ведение диалога с учителем-собеседником;

– умение применять различные способы цитирования

 

Итоговое сочинение (изложение) является допуском к ЕГЭ выпускников 11-х классов. Учащимся необходимо написать рассуждение с опорой на жизненный и читательский опыт. Условием, позволяющим успешно справиться с этим заданием, является функциональное чтение, с помощью  которого учащиеся верно понимают и раскрывают тему сочинения, привлекают аргументы из художественных произведений и комментируют их, производят смысловой анализ текста, обращаются к сюжетным линиям, к характерам героев, приводят в пример тексты с аналогичной тематикой и проблематикой.

Анализ итоговых сочинений позволяет выявить важнейшие положительные параметры качества работ:

– умение создавать самостоятельный связный текст,

– отбирать и систематизировать материал на определенную тему,

– подбирать литературный материал как логическое продолжение

собственных рассуждений,

– строить аргументацию, последовательно подводящую к выводам.

 

Заключение

Таким образом, читательская грамотность – приоритетное направление в развитии современного образования. Читательские умения необходимо формировать и отрабатывать  на всех уроках. Все вышеперечисленные приемы работы с текстами используются на основных трех этапах, предусматривают серьёзную работу с текстом: анализ, понимание, интерпретация, организуют самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному чтению текстов разной тематики. 

Философ В.Ф. Асмус утверждал: «Чтение – труд и творчество»

Цель педагога – учить трудиться, поскольку без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Список литературы.

  1. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. — Москва: РАО, 2010.
  2. Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. в 2-х частях – Москва: Просвещение, 2020. – С.52-60.
  3. Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. в 2-х частях:– Москва: Просвещение, 2022.
  4. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. Русский  язык. Поурочное планирование. Технологические карты уроков. В 2-х частях/сост. Г.В. Цветкова. – Издание 2. Волгоград: Учитель, 2019г.

 

Приложение 1

(1)Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив.

 (2)Местный кот. (3)Обычный такой, не породистый. (4)Он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие, еле прикрытое кошачьими веками, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. (5)Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался…

 (6)Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. (7)У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. (8)Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.

 (9)Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. (10)Если он видел детей, он бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. (11)Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

(12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

(17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. (21)Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном  — о капельке привязанности! (22)Возможно, о капельке сострадания и любви.

(23)И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. (24)Самым любящим и самым красивым. (25)Никогда он даже не попробует укусить, или оцарапать меня, или просто покинуть. (26)А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви…(27)Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. (28)Так оно и было на самом деле. (29)Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров. (30)Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко, отдавать ближнему своему всё без остатка…

 

Приложение 2

Контрольная работа по русскому языку за 2023-2024 учебный год в 7 классе

1 вариант

  1. Прочитайте текст и выполните задания

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!»  — сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. 

(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы  — отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?»  — мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего,  — сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня.  — (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу,  — прошептала Динка, и губы её дрогнули.  — (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

 (По В. Осеевой) *

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Динка считала, что нужно честно признаться Хохолку, в том, что она повзрослела и не будет больше кататься с ним.

2)  Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.

3)  Динку мучили воспоминания о том, как они с Хохолком чуть не упали, когда катались.

4)  Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.

5)  Лёня предложил Динке не рассказывать Хохолку ничего.

 

  1. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. 

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2)  Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…

3)  Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

4)  Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

5)  А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
  2. Динка проснулась (предложение 1)
  3. Она видела и знала (предложение 11)
  4. Обманывать друга (предложение 13)
  5. Динка росла (предложение 16)
  6. Не говори ему (предложение 22)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 
  2. Предложение 4 –простое, односоставное, полное
  3. Предложение 5 – простое, односоставное, осложнено деепричастным оборотом
  4. Предложение 9 –состоит из прямой речи и слов автора
  5. Предложение 11- сложное, состоит из трех грамматических основ
  6. Предложение 20 – простое, двусоставное
  7. 6. Замените словосочетание «детского вранья» синонимичным
  8. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  Нестерпимо   —  НЕ с наречием пишется слитно,  потому что без НЕ не употребляется.

2)  НЕ СЯДЕТ — НЕ с деепричастием  пишется раздельно.

3)  БЕСПОКОЙНО — на конце приставки  пишется С, так как после нее следует звонкий 

4)  НИЧЕГО   —  пишется приставка НИ, потому что на нее падает ударение

5)  СЛЫШИШЬ  — окончание ИШЬ, так как это глагол-исключение 2 спряжения

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

 Р(1)..бёнок не может н(2).. быть благодарным родителям за их б(3)..скорыстную любовь, преданность и самопожертвование, поэтому, как бы н(4).. было ему трудно во взрослой жизн(5).., он н(6)..когда не долж(7)..н забывать о своём сыновн(8)..м долге перед ними.

  1. Объясните выражение «Кого можно назвать настоящим другом?» (7-8) предложений с опорой на прочитанный текст.
«Приемы развития читательской грамотности уроками русского языка и литературы»