Бережная Юлия Викторовна
учитель- логопед
Курдюкова Ирина Михайловна
воспитатель
МБДОУ д/с 48 «Вишенка» г. Белгорода
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156498
Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках  проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Их значения для речевого развития детей».
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156498


     

Консультация для родителей

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

 

      Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Лопаточка» или «Блинчик» – рот широко открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка» – рот открыт. Узкий, напряженный язык выдвинут вперед.

«Киска сердится»– рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается (выгибается) вверх. Кончик языка от зубов не отрывать!

«Чашечка»- рот широко открыт. Передний и боковой края широко языка подняты, но не касаются зубов. 

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Часики»- рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счет взрослого то к одному, то к другому уголку рта.

«Змейка» – рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот.

«Качели» – рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним зубам, потом к нижним.

«Футбол» -рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 

«Чистим зубки»- рот открыт, чистим язычком верхние, потом нижние зубки.

«Лошадка»- присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.

«Грибок» – рот открыт. Присосать язык к верхнему небу и не отрывать его. Подъязычная уздечка должна сильно натянуться (ножка), язык шляпка.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от зубов к мягкому небу и обратно (красим потолок)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Улыбка» – удерживание губ в улыбке под счет до 10-ти. Зубы не видны!

«Заборчик» – верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Губы в растянутой улыбке.

«Трубочка» или «Слоник» – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Бегемотик» – широко открывать и закрывать рот.

Чередование: «Улыбка- Трубочка», «Бегемотик –Заборчик».

 

     Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Фокус»– улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты к губе, а посередине языка был желобок. В таком положении пытаться сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух идет посередине языка, по желобку.  Если все делать правильно – ватка должна взлететь вверх!

«Остудим блинчик» – улыбнуться, сделав «блинчик». Подуть, произнося длительный звук ФФФФФ. Щеки не надувать!

«Остуди чай в чашечке» – сделать «Чашечку» из языка, аккуратно завести ее за верхние зубы и подуть на язычок. Должен слышаться звук, похожий на Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Щеки не надувать! Воздух идет по языку!

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Их значения для речевого развития детей».