Буза Валентина Федоровна
учитель-дефектолог
МБДОУ детский сад № 64
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156502
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка педагога», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего квест-занятия для детей с задержкой психического развития с использованием сенсорной интеграции «Мир насекомых».
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156502


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64

Номинация: «Методическая разработка»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего квест-занятия для детей с задержкой психического развития с использованием сенсорной интеграции «Мир насекомых».

Автор: Буза Валентина Федоровна, 

учитель-дефектолог МБДОУ детского сада № 64.

Пояснительная записка.

пояснительную записку, включающую информацию об учебном курсе

(программе), к которым выполнена методическая разработка;

Актуальность: познавательное развитие является приоритетной задачей для учителя-дефектолога, применяя различные формы воздействия на различные анализаторы, тем самым  коррекционная работа дает лучшие результаты.

Цель: Создать условия для формирования познавательной активности детей с задержкой психического развития, воздействуя на сенсорно-интегративные системы. 

Коррекционно-образовательные:     

  1. Формирование обобщающего понятия насекомые и расширение словаря, через проблемную ситуацию.
  2. Совершенствование грамматического строя речи, учить употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.
  3. Закреплять знание счета в пределах 5, умение соотнести цифру с количеством, знание простейших геометрических фигур, применяя напольные мишени и кинетические мешочки.

Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира, посредством дифференциации звуков насекомых.
    2. Развитие мыслительной и речевой активности, зрительного внимания, через применение дидактической игры «Найди тень»;
  • Способствовать зрительно-моторной координации, мозжечковой стимуляции, используя балансировочную доску Бильгоу.
  • Развивать праксис, слуховое и зрительное восприятие, через применение световой панели в «Волшебной комнате» и использование массажных ковриков.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Установление дружественного, доверительного контакта, между ребенком и взрослым, через игровую ситуацию.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картинок насекомых, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов, наблюдения на прогулке.

Необходимое оборудование: 

Массажные коврики различных цветов, световая панель, муляжи насекомых (1 божья коровка, 1 кузнечик, 2 мухи, 3 осы, 4 муравья, 5 бабочек); аудиозаписи «Звуки насекомых»; карточки с насекомыми;  балансировочная доска Бильгоу, напольные панели с цифрами и геометрическими фигурами; мешочки спектр радуги; карточки цифры от 1 до 5; дидактическая игра «Найди тень»; сенсорные коробки с водой, крупой, деревянными конфетти; стол с  кинетическим песком; декорации для песка цветочки, трава, листочки, шишки; музыкальный плеер; массажные коврики.

Данное занятие было проведено с детьми с ЗПР 5 лет, как итоговое занятие по лексической теме «Насекомые». 

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Ритуал приветствия.

Учитель-дефектолог: Ты героя бери и в игру пригласи. (Ребенок выбирает игрушку пальчиковый театр для приветствия, по желанию может выбрать и для педагога).

Привет! Привет!

Поиграем? Да!

Посчитаем? Да!

Ну, тогда 1,2,3 игру начни.

(ставят своих героев на видное место)

  1. Основная часть:
  2. Вводная часть. 

Беседа по временным значениям. Педагог обращает внимание ребёнка на стол с кинетическим песком, где обустроена полянка. 

Учитель-дефектолог: 

Посмотри, какая красивая поляна, что тут растет? 

Предполагаемые ответы ребенка: деревья с листвой, трава зеленая, цветы распустились.

Учитель-дефектолог:

В какое время года происходит все это? 

Предполагаемые ответы ребенка: весной, природа просыпается весной. 

Учитель-дефектолог:

Но кажется кого-то тут не хватает, посмотри внимательно. 

На экране появляется божья коровка Мила  со словами или звучит звук:

Жду своих я всех друзей 

С ними поиграть хочу скорей.

Распугал их ветер тут

Разбежались все вокруг.

Учитель-дефектолог:

Предлагаю помочь отыскать друзей Милы?

Ребенок: конечно поможем божьей коровке.

Учитель-дефектолог обращает внимание ребенка на карту около стола:

Учитель-дефектолог:

Ветерок оставил для нас послание.

Все заданья выполняй и друзей возвращай!

На картинке изображены задания под номерами 1,2,3,4 задания.

1 Задание карточка с Говорушкиным.

Звучит аудиозапись: «С Говорушкиным играй и заданья выполняй».

Учитель-дефектолог: Отправляемся по волшебной тропинке в гости к Говорушкину, что же он для нас приготовил сегодня?

Ребенок: Конечно.

Далее выполняется моторная программа с ортоковриками и световой панелью Волшебной комнаты и трубками Pop. Ребенок передвигается по массажным коврикам согласно цвету на панели, при этом на каждом цвете растягивает  Poр – трубу.

Учитель-дефектолог:

По дорожке мы пойдем траву высокую найдем.

Учитель-дефектолог: Тут нам предстоит узнать, кто же друзья у Милы, поиграем в игру “Чей голос?”. 

Учитель-дефектолог: Отгадай по звуку, кто это? Когда услышишь голосок, покажи карточку с нужным изображением.

Звучит  аудиозапись писк комара, жужжания мухи, пчел, стрекотание кузнечика, порхание бабочек и стрекоз. 

(Ребенок называет, кто звучит на аудиозаписи, и показывает карточку с изображением насекомого. Ответ верный, загорается зеленый свет, если нет, то панель светится красным светом.)

Учитель-дефектолог: Отлично. Сколько много друзей у нашей божьей коровки Милы, а как мы можем назвать их одним словом?

Ребенок: Насекомые.

Учитель-дефектолог:

Совершенно верно, ты прав.

Пора возвращаться. 

Через трубу шагаю и ноги поднимаю,

На коврик наступаю и громко топаю

Трубу в руках сжимаю

И сильно разжимаю

И громко топаю.

На коврик наступаю и громко топаю!

По дорожке мы пойдем травку низкую найдем. Ты на коврик наступай и трубу сгибай. Через траву шагаю, на красный коврик наступаю и сильно топаю!

(Ребенок передвигается по массажным коврикам согласно цвету на панели, при этом на каждом цвете складывает  Pop – трубу.

2 задание  «Балансир». 

Учитель-дефектолог: Вот и следующее задание для нас. Посчитаем, сколько же друзей спряталось?

Перед ребенком карточки с цифрой и изображением насекомых.

Ребенок стоит на доске Бильгоу и слушая инструкцию учителя-дефектолога выполняет задание. Кузнечик один, мухи/стрекозы 2, 3 пчелы,4 муравья,5 бабочек. 

Учитель-дефектолог:

Кто изображен на картинке?

Ребенок: На картинке кузнечик.

Учитель-дефектолог:

Сколько кузнечиков спряталось?

Ребенок: Один кузнечик.

Учитель-дефектолог:

Зеленый мешочек бросай на цифру 1;

Учитель-дефектолог:

Кто изображен на картинке?

Ребенок: на картинке муха

Учитель-дефектолог:

Сколько мух?

Ребенок: две мухи.

Учитель-дефектолог:

Бросай голубой мешочек на цифру 2;

Учитель-дефектолог:

А тут кто? 

Ребенок: это пчела

Учитель-дефектолог:

Сколько пчел улетело?

Ребенок: три пчелы.

Учитель-дефектолог:

Желтый мешочек бросай на цифру 3;

Учитель-дефектолог:

Посмотри, тебе знакома эта цифра?

Ребенок: 4.

Учитель-дефектолог:

Сколько муравьев убежало?

Ребенок: убежало четыре муравья.

Учитель-дефектолог:

Красный мешочек на цифру 4;

Учитель-дефектолог:

Ну, эту цифру ты точно узнаешь!

Ребенок: 5.

Учитель-дефектолог:

С этой красавицей ты точно знаком!

Ребенок: бабочка.

Учитель-дефектолог:

Сколько бабочек подружек у Милы?

Ребенок: у Милы пять бабочек.

Учитель-дефектолог:

Оранжевый мешочек бросай на цифру 5.

Учитель-дефектолог: Какой ты умный, ловкий и как здорово умеешь считать!

3 задание «Теневая фотография»

Проводится игровое упражнение «Найди тень», необходимо соединить изображение с тенью.

Учитель-дефектолог: Насекомые оставили свои фотографии, но все перепуталось. /Педагог показывает шаблон с тенью от насекомых, и  их изображениями, необходимо маркером соединить картинку и тень./ Учитель-дефектолог: Какое интересное задание думаю, ты с ним справишься отлично! Где, чей снимок? 

Ребенок: С радостью помогу.

Ребенок выполняет задание, сидя за столом, педагог следит, чтобы ребенок правильно держал маркер.

Учитель-дефектолог: 

Ты замечательно выполнил задание, все снимки нашли своих хозяев.

Ребенок: Спасибо.

Вот и следующее задание для нас.

Учитель-дефектолог: 

Мы приближаемся к завершению задания. Отправляемся на поиски. Проводится игровая ситуация 

4 «Найти насекомого».

Перед ребенком несколько сенсорных коробок с различным наполнением: деревяшки, крупа, пластмассовые крышки, вода, в них спрятаны насекомые, задача ребенка их отыскать. 

Учитель-дефектолог: 

Ой, вот и наши муравьи, после дождя они попали в лужу и увязли в ней.

Скорей будем спасать их.

Ребенок: Нужно им помочь, вытащить из лужи.

Учитель-дефектолог: 

Что же делать, как быть, у них такие грязные лапки? 

Ребенок: Нужно им лапки помыть.

Ребенок вытаскивает муравьев из «Лужи» – слайма, и аккуратно моет лапки муравьям в емкости с водой и кладет и на бумажную салфетку.

Учитель-дефектолог: 

Кто же спрятался тут, проверим?

Ребенок: посмотрим кто там спрятался.

Далее ребенок проверяет содержимое всех сенсорных коробок, по окончании всех насекомых переносит на поляну.

Учитель-дефектолог: 

-Посади муравья под листик;

-Спрячь муху за шишку;

-Посади божью коровку около красного цветка;

-Стрекоза взлетит на розовый цветок;

-Пусть пчела;

-Муравьишек посади около пня.

Ребенок выполняет словесную инструкцию. 

Заключительная часть. Рефлексия. Ритуал прощания.

Учитель-дефектолог: 

Божья коровка  очень рада, что мы помогли ее друзьям вернуться на полянку, и она совсем не будет грустить. Нашей Миле теперь скучать не придется, столько замечательных друзей появилось на весенней полянке. Что тебе понравилось больше всего?

Предполагаемые ответы ребенка:…

И за твою доброту, дарит подарок! Открытку со своими друзьями.

Учитель-дефектолог: 

Ну, теперь пора прощаться в группу нужно возвращаться! Ты героя своего бери до свиданья говори!

Ребенок и педагог берут своих «героев». 

Вместе:

Мы сегодня поиграли и немного посчитали. До свиданья говорю снова в гости тебя жду! 

Кладут игрушечку на место.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего квест-занятия для детей с задержкой психического развития с использованием сенсорной интеграции «Мир насекомых».