Саввинова Милена Николаевна
группа ППДП-21
Руководитель: Николаев Егор Васильевич
доцент, кандидат педагогических наук
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156511
Всероссийский конкурс для студентов «Научно-исследовательский проект»
Наименование конкурсной работы: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МАЛЬЧИКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕЛА
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156511


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МАЛЬЧИКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕЛА 

Саввинова Милена Николаевна

студентка,

Института психологии,

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

Якутск, Российская Федерация

Научный руководитель: Николаев Егор Васильевич

доцент, кандидат педагогических наук

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,

Якутск, Российская Федерация

 

 

CONTINUITY AS ONT OF THE WAYS OF SOCIALIZATION OF SCHOOL-AGE BOYS

Savvinova Milena Nikolaevna

Student

Institute of Psychology

FGAOU VO «Ammosov North-Eastern Federal University »

Yakutsk, Russian Federation

Scientific adviser: Nikolaev Egor Vasilyevich,

docent, candidate of Pedagogic Sciences,

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education « North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov»  

Yakutsk, Russian Federation

 

 

Аннотация. Преемственность является одним из важных факторов социализации ребенка. В статье речь идет совместной деятельности школы и населения в социализации школьников-мальчиков в условиях села. Содержание статьи основано на опыте МБОУ «Кюндяинская средняя общеобразовательная школа с агротехнологическим профилем имени Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

 

Abstract. Continuity is one of the important factors of a child’s socialization. The article deals with joint activities of the school and the socialization of school boys in rural conditions. The content of the article is based on the experience of MBOU «Kyundyainskaya secondary school with an agrotechnological profile named after B.N. Egorov» MR «Suntarsky ulus district» of the Republic of Sakha (Yakutia).

 

Ключевые слова: преемственность, социализация, социальное воспитание, личность, школьники, мальчики.

 

Keywords: continuity, socialization, social education, personality, student’s, boys.

 

В стратегии развития образовательной системы в условиях ФГОС особое место занимает создание школы как открытой социальной системы. Оно шире, чем связь школы с жизнью. Переосмысление всего дела образования и воспитания, прежде всего, предусматривает определение места школы в социально-педагогической деятельности общества. И один из путей к этому – взаимодействие, совместная работа школы и населения по совершенствованию школьной деятельности, обучению и воспитанию школьников.

Первое, на что следует обратить внимание, – это определение того, чем живет население, сохранившихся социальных и других традиций, всего положительного, что осталось от предыдущих поколений. Все это нужно для восстановления исторической памяти, чтобы научить растущих людей гордиться делами и  творениями предков. Только при соблюдении данного условия возможно возрождение лучших традиций, установление связи поколений [1, с. 313].

Практика убедительно показывает, что формирование личности, обладающей потребностью в интеллектуальном росте и совокупностью деятельностных качеств, возможно при интеграции всех воспитательных институтов общества, при управляемости взаимодействия стихийных и организованных факторов социокультурной среды. Социокультурная среда  включает  в себя все факторы и условия окружающей среды. Это не только специально созданные воспитательные учреждения, но и другие социальные явления, возникающие как результат жизнедеятельности в процессе их общения с другими людьми, с природой, с различными явлениями и обстоятельствами [2, с.16].

МБОУ «Кюндяинская средняя общеобразовательная школа с агротехнологическим профилем имени Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) успешно претворяет сказанное выше. Все село работает по комплексной программе «Всем наслегом в воспитании детей». В рамках данной программы разрабатываются и реализуются различные проекты. Один из этих проектов называется «Утум»  – «Преемственность». Это долгосрочный проект, его мероприятия в этом году проводились восемнадцатый раз. Ниже приведем его описание.

Цель проекта: приобщение мальчиков среднего и старшего школьного возраста к традиционным видам деятельности предков, в частности, к охоте.

Актуальность проекта: С каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению количества детей с девиантным поведением, особенно мальчиков. Это результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере – все заменили социальные сети, виртуальный мир. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. Возникает вопрос о социальной адаптации подростков-мальчиков.

Участники проекта: мальчики 1-11 классов, учителя-мужчины, отцы, братья, деды, мужская часть администрации наслега и общественности.

Содержание мероприятия: Соревнование команд по стрельбе из пневматической винтовки и обычной рогатки. В составе команды 3 человека: один взрослый и двое школьников.

Нынешнее мероприятие было приурочено ко Дню отца в Республике Саха (Якутия) и пребыванию в краткосрочном отпуске односельчанина Игнатьева А.А., находящегося на СВО. Мероприятие посетил руководитель Совета отцов Сунтарского улуса Уларов Б.М. 

Как подметил один из организаторов, спортивный инструктор села Иванов О.В., и в детском саду, и в школе, да и в большинстве семей мальчиков воспитывают, в основном, женщины. И с целью воспитания мужского духа взрослые проводят подобные соревнования, вводят детей в мужскую атмосферу, мужской мир. И мальчики, которых мы привыкли называть «трудными», раскрываются тут только с положительной стороны. Взрослые учат детей заряжать ружье, держать его правильно, стрелять метко. Так вырабатываются выносливость, внимание, терпеливость – немаловажные психологические качества.

Особенностью соревнований «Утум» является тот факт, что мальчики, принимавшие участие в соревнованиях вместе с отцами, ныне, сами став отцами, приводят туда своих сыновей. Так проявляется преемственность поколений.

В соревновании приняли участие 30 команд, 35 мужчин, 60 школьников. Помимо командного итога, были подведены результаты личного первенства по возрастным группам для взрослых и детей. Мероприятие закончилось традиционным танцем осуохай.

За 16 лет проект реализован успешно. Один пример из многих: выпускник данной школы, не раз принимавший участие в соревнованиях с отцом Евсеев Ф.А. стал Героем РФ в ходе неравного боя на СВО в составе экипажа легенларного танка Т-80 с позывным «Алеша»

Подведем итоги. В социализации ребенка основной упор делается на обогащение собственного социального опыта ребенка. И совместная воспитательная деятельность школы и социальных институтов села дает положительный эффект в успешной социализации ребенка. Главным же условием становится раннее выявление способностей детей с последующей дифференциацией обучения и воспитания.

 

Список литературы:

  1. Иванова, М.Н. Там, где купается солнце М.Н. Иванова. – Якутск: Сахапечать, 2019. – 336 с. [текст: непосредственный].
  2. Корнилова, А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания//Наслежно-улусное социальное воспитание. Ч. I и II / А.Г. Корнилова. – М: Издательство Российской Академии образования, 1997. – 127 с. – с.73-82. ISBN 5-900578-02-Х. [текст: непосредственный].
  3. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / под ред. Д.И. Фельдштейна / О.В. Лишин. – М: Институт практической психологии, 1997.  – 256 с. ISBN 5-89112-017-8. [текст: непосредственный].
  4. Сельский учитель. Сборник очерков [Сост. В.Б. Стрельцова]. – М: Педагогика, 1980. – 176 с. [текст: непосредственный].
  5. Тимофеев, М.Е. Особенности работы социального педагога в сельской школе//Народное образование Якутии. 2002. № 1. – с. 155-158.

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МАЛЬЧИКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕЛА