Галустян Александр Мигерович
группа ССД11
Руководитель: Скорнякова Анна Викторовна
Преподаватель
Колледж ЭУП ДГТУ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156514
Всероссийский конкурс для студентов «Научно-исследовательский проект»
Наименование конкурсной работы: Влияние международных экономических санкций на организацию деятельности отдельного предприятия Ростовской области «Роствертол»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156514


Содержание

Введение 2

1 Теоретические аспекты изучения экономических санкций в Российской Федерации 5

1.1 Понятия и сущность международных экономических санкций 5

1.2 Причины и цели введения международных экономических санкций 8

2 Общая характеристика предприятия Ростовской области «Роствертол» г. Ростова-на-Дону 13

2.1 Анализ работы организации деятельности отдельного предприятия Ростовской области «Роствертол» в области международных экономических санкций 13

2.2 Влияние санкций на организацию деятельности «Роствертол»     г. Ростова-на-Дону 16

Заключение 23

Источник информационных ресурсов 25

 

Введение

Настоящее содержание проекта посвящено изучению международных экономических санкций и их влияние на организацию деятельности «Роствертол».

В современном мире актуальна тенденция возрастания количества применения экономических санкций. В основном, это происходит из-за глобализации международных экономических процессов, которые характеризуются возрастающей степенью интеграции как рынков товаров и услуг, так и капиталов. В настоящий момент стабильное и устойчивое положение государства определяется, главным образом, уровнем развития его экономики. В связи с этим, прекращение или ограничение экономических отношений может иметь серьезные последствия для нормального функционирования государства.

Современная жизнь характеризуется нестабильностью. Эта тенденция не обошла стороной и современную экономику. В рыночной экономике точно также постоянно происходят изменения (кризисы, инфляции, девальвации и т.д.), осуществляется перемещение товаров, денег и доходов. Также и экономическое положение стран может меняться довольно резко, «благодаря» санкциям.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день международные экономические санкции являются важным инструментом внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на определенный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие отрицательные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) выявляются лишь со временем. К тому же, отмена санкций происходит медленнее, чем их введение.

Цель данного проекта изучить влияние международные экономические санкции на отделе предприятия «Роствертол» Ростовской области. Проанализировать влияние международных экономических санкций на организацию деятельности отдельного предприятия в Ростовской области.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:        

  1. Изучить понятие и сущность санкций.
  2. Исследовать влияние санкций на экономику страны.
  3. Рассмотреть причины и цели введения международных экономических санкций.
  4. Проанализировать работу организации деятельности отдельного предприятия Ростовской области «Роствертол».

Объектом исследования являются предприятие «Роствертол» города Ростова-на-Дону.    

Предмет исследования – влияние санкций на организацию деятельности «Роствертол»  г. Ростова-на-Дону.

Основными методами при проведении исследования выступили общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Проектная работа состоит из 26 страниц, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

1 Теоретические аспекты изучения экономических санкций в Российской Федерации

1.1 Понятия и сущность международных экономических санкций

Экономические санкции представляют собой ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики. Санкции могут вводиться как отдельными государствами, так и международными организациями в отношении физических и юридических лиц, организаций, или государств. Санкции могут принимать различную форму — от запрета на въезд отдельных лиц до заморозки активов, финансовых ограничений, запрета на поставку вооружений и военной техники и т.д.

Мотивами введения санкций являются демонстрация решимости и внутриполитические цели. Демонстрация решимости—довольно частая причина для введения санкций, даже в случае, если эффект от санкций будет минимальный или вовсе нулевой. Внутриполитические цели — нередко оказываются важнее воздействия на другие страны. Иногда власти предпочитают выглядеть решительными лидерами в глазах народа, не входя в конфликтные ситуации с другими государствами.

Распространенное заблуждение в отношении термина «экономические санкции» состоит в том, что под этим подразумевается практически любая принудительная мера экономического характера, применяемая в международных отношениях, вне зависимости от того, предшествовало ли ей нарушение обязательств. Между тем, понятие «санкция» должно рассматриваться в рамках института ответственности в международном праве, как последствие совершения государством определенного противоправного деяния. Но даже в контексте института ответственности в доктрине международного права не существует единого понимания термина «санкция».

Многие авторы выделяют несколько видов ответственности, среди которых наряду с восстановлением нарушенных прав и предоставлением удовлетворения выделяются международные санкции, значение которых понимается двояко: 

  •  с одной стороны, как реакция международной организации или группы государств на совершение другим государством международного преступления;
  • с другой стороны, как односторонние меры, применяемые государством жертвой к правонарушителю при нежелании последнего добровольно восстановить нарушенное право.

Впоследствии, сам термин «санкция» был заменен понятием «ответная мера» в связи с тем, что слово санкция используется для обозначения мер, осуществляемых во исполнение решений международных организаций. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показывает, что «санкция» не имеет строго определенного толкования и на Западе, где под санкциями понимаются «действия принудительного характера, предпринимаемые одним государством против другого, которое нарушило договор или международное право».

Практика применения принудительных мер экономического характера в межгосударственных отношениях свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев, сточки зрения международного права, «индивидуальные санкции» нарушают принцип невмешательства, ибо то, на что некоторые государства считают должным отреагировать путем применения принудительных мер экономического характера.

 Таким образом, отсутствие правонарушения как предпосылки правомерного применения санкций делает подобные действия неприемлемыми. В настоящее время под термином «экономическая санкция» понимается и правомерное действие и, возможно, неправомерное.  

Отсутствие точности в этом вопросе является серьезным негативным моментом, как в теоретическом, так и практическом плане. В системе международного права санкции представляют собой одну из наиболее распространенных и известных форм ответственности государств, которая возникает в результате нарушения ими общепризнанных норм, имеющих большое значение для мирового сообщества.

Основная цель санкций состоит в том, чтобы страна – объект санкций, которая подвергает угрозе весь мир и безопасность, поменяла свое поведение, а не в том, чтобы наказать или каким-либо образом причинить ей вред. Санкции могут представлять собой и принудительные меры, применяемые отдельным государством в ответ на действия другого государства. Данные меры называются реторсии и репрессалии.

Репрессалии представляют собой правомерные принудительные действия одного государства, предпринимаемые в ответ на действия другого государства. Основной целью репрессалий является – заставить государствонарушителя закончить незаконные действия, возместить ущерб и предотвратить повторение подобных случаев в будущем. Следует отметить тот факт, что репрессалии могут быть выражены в полном либо частичном разрыве экономических взаимоотношений, например, железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного, радио или иного типа сообщения, а также в разрыве дипломатических, торговых и экономических отношений, эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории странынарушителя и т.п.  Репрессалии должны прекращаться на момент получения удовлетворения. 

Кроме того, важным является тот факт, что современное международное право налагает запрет на вооруженный вид репрессалий, как средства разрешения спорных ситуаций. Необходимо принять во внимание, что в международной практике экономические санкции применяются при нарушении страной собственных международных обязательств связанных с причинением материального ущерба. 

Они могут быть выражены в форме эмбарго на экспортные или импортные товары, полного эмбарго, а также материальная ответственность государств может выражаться в таких формах как репарации, реституции и субституции.

Следует сделать вывод, что экономические санкции представляют собой комплекс мер торгово-экономического характера, призванных оказать давление на ту или иную страну, и носят, в большей степени, политический характер. Данные мероприятия обладают запретительным характером, направлены на принуждение изменения санкционированным государством политического и экономического курса в целях мирового сообщества.

 

1.2 Причины и цели введения международных экономических санкций

 

Санкции – ограничения, которые вводятся, чтобы выразить отношение одного государства или группы стран к действиям другого. Это не правовой институт (наказание за преступление), а политическое решение. Экономические ограничения дают возможность реагировать на нарушения мирового правопорядка и угрозы, не вступая в открытое противостояние.

Ограничения вводятся как против отдельных физлиц (политиков, общественных деятелей, предпринимателей) или компаний, так и против государств. Основные виды:

  • персональные – запрет на использование активов или пересечение границы, арест недвижимости;
  • торговые – повышение торговых пошлин, запрет на ввоз товаров, произведенных определенными компаниями или государствами, отмена льгот;
  • экономические – арест активов страны или компании за рубежом, блокировка счетов, отключение от международных систем, например от SWIFT.

Обычно санкции применяют к странам, которые грубо нарушают международное законодательство, угрожают мировому порядку. Это более эффективный инструмент давления, чем дипломатия. Цель сдерживающих экономических мер – открытый протест, стремление повлиять на решения и действия властей отдельных государств.

Основные причины применения санкций международным сообществом:

Ограничение действий правительства. Согласно анализу Центра новой американской безопасности, санкции играют роль успешного фактора сдерживания только в 40 % случаев.

Контроль за экономическими процессами. Например, запрет на импорт товаров и технологий, которые могут использоваться для создания ядерного оружия.

Сокращение влияния. Санкции могут ослабить экономику и снизить влияние отдельных стран или групп в регионе.

США вводят ограничения для других стран при защите собственных торговых интересов, для сохранения национальной и глобальной безопасности, в ответ на преступления против человека. Совет Безопасности ООН – в случае угроз, имеющих глобальный характер. Страны ЕС противодействуют незаконному присоединению территорий, терроризму, производству и распространению оружия массового уничтожения, нарушению прав человека.

Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. Это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим в экономическом развитии страны становиться особенно актуальным импортозамещение.

Государства и международные организации вводят санкции в качестве ответа на действия отдельных лиц, организаций или государств, которые, по их мнению, представляют угрозу их интересам или международной безопасности. Поводом для введения санкций могут быть как боевые действия или вооруженная интервенция в дела суверенного государства, так и широкий набор нетрадиционных угроз международной безопасности: наркотрафик, киберпреступность, угроза распространения оружия массового уничтожения и нелегальная торговля оружием в целом, нарушение прав человека, и т.д.

Санкции рассматриваются как компромиссный вариант ответа на нежелательные действия того или иного государства. В отличие от дипломатических мер воздействия санкции обладают гораздо более выраженным эффектом воздействия на экономику страны-объекта санкций, и с гораздо большей вероятностью могут привести к изменению поведения государства на международной арене. 

В то же время, в отличие от военных мер, санкции представляют собой намного менее затратный вариант ответа на нежелательные действия другой стороны и одновременно несут в себе гораздо меньший риск дальнейшей эскалации конфликта. 

Это выражается, прежде всего, в возможности постепенного введения ограничительных мер и их отмены, тесной привязке ограничений к выполнению определенных требований, а также к большей вероятности минимизировать риски для гражданского населения страны, в отношении которой вводятся ограничения.

В последнее время тема санкций остается одним из центральных вопросов для обсуждения не только в среде профильных экспертов-международников, но и широкой публики. Во многом это вызвано как украинскими событиями, повлекшими серию ограничительных мер в отношении России со стороны США, ЕС и других стран, а также ответных мер РФ, так и санкциями России в отношении Турции в результате инцидента с российским самолетом в ноябре 2015 г., а также частичным снятием ограничений в отношении Ирана и Кубы.

 Одной из причин введения экономических санкций в отношении России послужило крайне необоснованное обвинение международным сообществом нашего государства в разжигании сепаратистских настроений на территории восточной Украины и противоправном присоединении территорий автономной Республики Крым и города Севастополь.

Украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения и устранения конкуренции со стороны российских компаний на мировом и прежде всего – европейском рынке. Транснациональные компании стран развитых экономик, прежде всего США, не заинтересованы в уменьшении своей доли и росте конкуренции на мировом рынке.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых, конкурентоспособных отраслей: нефтяной, газовой, атомной, военной промышленности, а также против российского банковского капитала, для вытеснения российских компаний с европейского рынка.

Россия – крупнейший в мире производитель природного газа. Монополистом в российской газовой сфере является полугосударственная компания «Газпром», которая сумела монополизировать экспорт не только российского газа, но и производимого странами СНГ. 

Около 40 % производимого газа в постсоветских странах идёт на экспорт в Европу, которая занимает долю в 80 % в общем объёме экспорта газа. Компания «Газпром» ежегодно покрывает треть потребности Европы в газе. Зависимость отдельных европейских стран от российского газа сильно дифференцируется: от 0 до 100 %.

Также следует представлять и существующие ограничения экономики по реализации импортозамещения. Основные проблемы преодоления санкций и развития экономики:

  1. Недостаток квалифицированных кадров в ряде производств (инженерных специальностей).
  2. Обязательства РФ в рамках членства в ВТО.
  3. Наряду с импортозамещением необходима политика обеспечения конкурентоспособности национальных производителей, включающая в себя в том числе рост производительности труда.
  4. Свободная рука рынка не может все расставить на свои места (регулирование государством внешнеэкомических связей, и через налогообложение, и бюджетные расходы, планирование. 

Поэтому санкции можно считать инструментом вмешательства в суверенные дела целевого государства или третьих стран. Одна из главных проблем применения односторонних ограничительных мер, по мнению многих политиков, состоит в том, что они ущемляют права человека в целевых странах. Зачастую они наносят ущерб незащищенным слоям населения, резко снижая качество жизни, подрывая благосостояние и обостряя социальные проблемы. 

  • Общая характеристика предприятия Ростовской области «Роствертол» г. Ростова-на-Дону
  • Анализ работы организации деятельности отдельного предприятия Ростовской области «Роствертол» в области международных экономических санкций

ОАО «Роствертол» – российская компания-производитель вертолетов, расположенная в Ростове-на-Дону. Он был основан 1 июля 1939 года. «Роствертол» производит вертолеты, разработанные конструкторским бюро Миля с 1956 года, и является мировым лидером в производстве вертолетов большой грузоподъемности.

В советский период предприятие носило наименование «Завод № 168», позднее — Ростовское вертолётное производственное объединение (РВПО).

В 1992 году завод становится открытым акционерным обществом, а его гендиректором назначается Михаил Нагибин. Он поручает найти дополнительные источники финансирования. И тут на помощь приходит один из символов рыночной экономики — торговля. Часть территории предприятия, выходящая на проспект Октября, отдается под строительство Торгово-выставочного комплекса. Это был первый такой объект в городе. И именно он позволил предприятию зарабатывать и выжить в сложные годы. Сейчас комплекс носит название «ДонЭкспоЦентр». Это крупнейшая выставочная площадка региона. В состав также входит гостиница, а в планах — строительство концертного зала.

С середины 2010-х годов «Роствертол» объявил о планах перенести производство из Ростова в Батайск. Планировалось, что все пройдет в три этапа, Первой построят станцию, где будут проходить испытательные и приемо-сдаточные полеты. На втором этапе предполагается создание сборо-окрасочного производства. Третьим этапом является строительство учебного центр для пилотов и инженеров.

При этом часть производственных мощностей может остаться в Ростове. В частности еще нет решения о переносе механообработки, гальваники, термической обработки и ряда других операций. Основной целью переезда был вынос полетов за территорию города.

 Это то, что сегодня мешает жителям. Город окружил «Роствертол» уже давно. Дома зашли в санитарную зону, в которой, в моем понимании, местные власти не должны были бы согласовывать застройку.

Корпорацию возглавляет Генеральный директор — Петр Данилович Мотренко. С июля 2017 года председатель совета директоров — А. Э. Сердюков.

В настоящее время, помимо серийного производства транспортных вертолётов Ми-26Т и боевых вертолётов типа Ми-24 (Ми-35М), предприятие серийно выпускает боевой вертолёт Ми-28, модернизированный вертолёт Ми-2А, идёт подготовка к серийному выпуску лёгкого учебно-тренировочного вертолёта Ми-60 МАИ.

ПАО «Роствертол» включает в себя торгово-выставочный центр общей площадью более 15000 м² и выставочной – более 8500 м². Ежегодно здесь проводятся выставки с участием зарубежных и российских фирм.

В 2010 году «Роствертол» передал заказчикам 23 вертолёта (в том числе 12 Ми-28Н – Министерству обороны России, один М-26Т – в Китай (в лизинг), 10 Ми-35: четыре — в Мьянму, по три — в Индонезию и Бразилию), в 2009 году — 16 вертолётов.

В июне 2022 года, на фоне вторжения России на Украину, завод «Роствертол» попал под американские санкции из-за использования вертолетов производства компании в ходе вторжения.

23 февраля 2024 года, во вторую годовщину российского вторжения в Украину, завод внесён в санкционный список стран Евросоюза так как завод производит «Ми-35М, Ми-28Н и Ми-26, эти вертолеты используются Вооруженными силами России в агрессивной войне против Украины».

Для проведения испытаний используется заводской аэродром «Ростов-на-Дону. Из-за российского вторжения в Украину, «Роствертол» находится под санкциями 27 стран ЕвросоюзаСША и ряда других государств.

Также «Роствертол», по аналогичным основаниям, включён в санкционные списки Японии, Швейцарии, Украины и Новой Зеландии.

В конце февраля стало известно, что государство Япония ввела санкции в отношении компании ПАО «Роствертол» на фоне продолжающейся спецоперации на Украине.

Несмотря на это в холдинге «Вертолеты России» RostovGazeta сообщили, что это никаким образом не отразится на работе вертолетного завода.

«Вертолеты, которые производятся «Роствертолом», не содержат иностранных комплектующих. Предприятие работает с плановой загрузкой и исполняет контракты согласно установленному графику», — сообщали представители компании.

Срок применения данных мер устанавливается президентом РФ. Как отмечается в законе, в случае устранения причин, послуживших основой для введения специальных экономических мер, ограничения могут быть сняты до истечения установленного срока. В свою очередь, если данные причины не устранены, может быть принято решение о продлении действия санкций. Решение об отмене специальных экономических мер также принимается президентом, однако оно может быть внесено либо палатами Федерального Собрания, либо Правительством.

2.2 Влияние санкций на организацию деятельности «Роствертол»     г. Ростова-на-Дону

В Российской Федерации основным законом, регулирующим применение санкций (специальных экономических мер) является Федеральный закон «О специальных экономических мерах» (№281-ФЗ от 30.12.2006 г.). В соответствии с данным документом, определенные санкции могут быть введены с целью обеспечения безопасности и интересов РФ, а также защиты прав и свобод ее граждан. 

Закон регламентирует введение ограничений в отношении других государств, его органов власти или должностных лиц, вследствие недружественных действий или нарушения действующих международно-правовых режимов.

Решение о введении специальных экономических мер принимается президентом Российской Федерации, по представлению либо Совета Безопасности, либо Правительства, либо обеих палат Федерального собрания РФ. В случае решения президента о введении специальных экономических мер, разработка их подробного перечня поручается Правительству Российской Федерации, которое перечисляет их в своем постановлении.

К возможным действиям в отношении объектов специальных экономических мер относятся:

— приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

— запрещение или ограничение финансовых операций;

— запрещение или ограничение внешнеэкономических операций;

— прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

— изменение вывозных и/или ввозных таможенных пошлин;

— запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

— установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

— запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

В соответствии с законом, реализация, мер обязательна для органов государственной власти РФ, а также для находящихся под юрисдикцией РФ организаций и физических лиц.

Министерство торговли США отрезало от экспортных поставок два предприятия Ростовской области, которые связаны с оборонной промышленностью. Санкции коснулись ПАО «Роствертол» и таганрогской компании «Прибой». Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на документы минторга.

Помимо этих предприятий, а также одной компании из Армении и одной из Киргизии, ограничения затронули 67 российских компаний.

«Министерство торговли добавляет 71 юридическое лицо в черный список. Эти структуры были определены правительством США как действующие вопреки интересам национальной безопасности или внешней политики Соединенных Штатов», — следует из документа.

В феврале 2023 года стало известно, что «Роствертол» был включен в санкционный список Японии. Всего в список включили 39 физических и 73 юридических лица РФ. Кроме того, Япония внесла запрет на экспорт в отдельные субъекты России.

Как сообщал РБК Ростов (Официальный сайт РБК Ростов), в «Роствертоле» не видят сложностей из-за введенных санкций. В холдинге добавили, что производимые ими вертолеты не содержат иностранных комплектующих. Предприятие работает с плановой загрузкой и исполняет контракты согласно установленному графику.

ПАО «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации Ростех) нарастил выручку более чем на 20% — с 40,96 млрд руб. в 2022 году до 50,06 млрд руб. в 2023 году, следует из данных бухгалтерской отчетности предприятия.

Чистая прибыль завода увеличилась в 1,6 раза — с 839,3 млн. руб в 2022 году до 1,32 млрд. руб в прошлом году.

Из отчета следует, что с 2021 года количество работников ПАО выросло на 770 человек, до 7 645.

Общая выручка компании увеличилась на 13,1%, составив 27,4 млрд руб. Себестоимость компании выросла наполовину, составив 24,9 млрд руб. На фоне существенного снижения коммерческих расходов, компания смогла показать прибыль от продаж хоть и незначительную в размере 478 млн руб. Судя по перераспределению затрат от коммерческих расходов к себестоимости, можно предположить, что основной объем доходов компании в настоящий момент компания получает от поставок на внутренний рынок.

Нетто-результат от финансовых операций оказался положительным и составил 2,4 млрд руб. против убытка годом ранее за счет положительного сальдо прочих доходов/расходов в размере 3,8 млрд руб.

Процентные выплаты сократились на 8,8% до 1,9 млрд руб. на фоне снижения стоимости обслуживания долга, составившего на конец отчетного периода 37,3 млрд руб. Дебиторская задолженность компании при этом с начала года существенно выросла (с 41,8 млрд руб. до 59,8 млрд руб.). Напомним, что по РСБУ Роствертол в качестве долга отражает, в том числе и задолженность Министерства обороны по выполненным контрактам.

В результате чистая прибыль отчетного периода составила 2,1 млрд руб. против убытка годом ранее.

Общая выручка увеличилась на 10,0%, составив 41,0 млрд руб. При этом выручка от продажи вертолетов прибавила 16,3%, составив 32,9 млрд руб., в то время как реализация запасных частей сократилась на четверть до 5,8 млрд руб. Отдельно отметим появившуюся в 2022 г. статью доходов от ремонтных работ в сумме 576,5 млн руб.

Себестоимость компании подскочила почти в полтора раза, составив 30,9 млрд руб. во многом вследствие существенного роста материальных затрат.

На фоне снижения коммерческих расходов на 42,9% до 5,0 млрд руб. и управленческих расходов на 7,8% до 1,7 млрд руб. прибыль от продаж составила 2,4 млрд руб.

Чистые финансовые расходы завода сократились на 70,8% до 1,0 млрд руб. на фоне незначительного роста долгового бремени (33,6 млрд руб.). Дебиторская задолженность компании при этом снизилась с 44,4 млрд руб. до 41,8 млрд руб. Напомним, что по РСБУ Роствертол в качестве долга отражает, в том числе и задолженность Министерства обороны по выполненным контрактам.

 Помимо этого, положительное сальдо прочих доходов и расходов в размере 1,7 млрд руб., против отрицательного в размере 2,3 млрд руб., полученного годом ранее. Такая динамика, во многом, связана с получением доходов по операциям с нематериальными активами (3,9 млрд руб.), а также эффекта от дисконтирования долгосрочных обязательств (1,2 млрд руб.).

В результате чистая прибыль отчетного периода составила 839 млн руб.

Стоит отметить, что совет директоров компании рекомендовал выплату дивидендов в размере 0,12 руб. Данная выплата предполагает распределение среди акционеров около 50% заработанной чистой прибыли.

Акции ПАО «Роствертол» не могут быть включены в состав паевых фондов в связи с внебиржевым характером обращения. Приобретение акций Роствертола в состав портфелей ИДУ на данный момент компания не рассматривает.

«Роствертол» серийно производит боевой вертолет нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник» (Ми-28НЭ в экспортном варианте) и вертолет огневой поддержки Ми-35М. Машины поставляются по контрактам различным министерствам и ведомствам, прежде всего, Минобороны РФ.

Завод находится в санкционных списках США, Японии, Швейцарии, Новой Зеландии и Украины. 

Права человека — один из базовых критериев оценки справедливости санкций. Даже односторонние санкции могут быть законными, если они выступают как контрмера, но их легитимность и эффективность в конечном итоге должна определяться мерой ущемления прав человека в странах-адресатах и за их пределами. 

Но практика показывает, что в сравнении с международно-правовой легитимностью и этичностью более значимым фактором выступает политическая целесообразность. Важной страховкой от применения санкций в адрес отдельных стран остается их реальная экономическая мощь и шире — потенциал сдерживания, которым они располагают.

Последний, выступая на заседании постоянной комиссии Ростовской гордумы по городскому хозяйству, объяснил изменение планов «Роствертола» ситуацией, связанной с проведением специальной военной операции. Причина, по которой темы переноса оборонного производства коснулся директор департамента архитектуры, состояла в необходимости внести изменения в генплан города. Там с учетом переезда «Роствертола» занимаемая им площадь уже отводилась по жилищное строительство. Изменения потребовалось внести и в Правила землепользования и застройки Ростова. Теперь территория, занимаемая «Роствертолом», будет обозначена, как зона размещения объектов специального назначения.

Подтвердила данные об отказе от переезда и директор по персоналу – заместитель директора по управлению трудовыми ресурсами ПАО «Роствертол», депутат донского Законодательного собрания Лидия Новосельцева. Таким образом, все основное производство «Роствертола», включая и аэродром экспериментальной авиации предприятия, остаются на прежнем месте.

Напомним, что первые планы переноса значительной части производственных объектов «Роствертола» в район близ военного аэродрома в Батайске возникли еще в 2008 году. В 2012 году тогдашний гендиректор предприятия Борис Слюсарь познакомил с ними Владимира Путина, которого инициатива заинтересовала. Примерно тогда же были озвучены этапы реализации проекта создания в Батайске мощного вертолетного кластера на 10 тыс. рабочих мест.

Прежде всего в Батайск собирались перевести летно-испытательною станцию (ЛИС). Позже ожидался переезд существующих и создание новых производств. В частности, намечались перенос в Батайск сборочно-окрасочного производства и создание учебного центра для инженеров и пилотов.

Необходимость масштабного проекта объясняли потребностями в наращивании серийного выпуска вертолетов. Но его реализация, несмотря на интерес федерального центра и всемерную поддержку со стороны регионального правительства, шла тяжело. Сроки переезда то и дело переносились. В последний из них – 2023 год, на который в свое время указал в интервью «Ведомостям» гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Брагинский, переезд также не состоялся.

Производственные мощности, а также аэродром экспериментальной авиации ПАО «Роствертол» расположены на ул. Нагибина в Ворошиловском районе Ростова. О планах по переносу части объектов предприятия на аэродром Минобороны РФ в Батайск было объявлено более 10 лет назад. Сначала там должны были создать летно-испытательную станцию, а в перспективе на эту территорию планировалось перенести и производственные мощности предприятия. Необходимость этого объясняли наращиванием серийного выпуска вертолетов и растущей интенсивностью летных испытаний.

В 2023 г. гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский в интервью «Ведомостям» заявлял, что завод «Роствертол» будет полностью перенесен в Батайск в 2023 г.

При этом в сентябре 2022 г. правительство Ростовской области сообщало, что Главгосэкспертиза до конца того же года рассмотрит проект строительства летно-испытательной станции «Роствертола» в Батайске. После чего будут начаты строительно-монтажные работы.

Как ранее писали «Ведомости Юг», «Роствертол» получил чистую прибыль в 1,32 млрд руб. по итогам 2023 г. По данным компании, в 2022 г. чистая прибыль предприятия составила 839 млн руб., в 2021 г. – 353 млн руб. Причины резкого улучшения финансовых показателей компании в отчете не раскрываются.

ПАО «Роствертол» входит в состав холдинга «Вертолеты России». Предприятие выпускает гражданские и военные вертолеты серии Ми-26, военные Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник».

 

Заключение

Проведя исследования по теме «Влияние международных экономических санкций на организацию деятельности отдельного предприятия Ростовской области Роствертол» можно сделать ряд выводов.

Международно-правовые санкции представляют собой меры принуждения, применяемые к государству-правонарушителю в случае его отказа выполнить обязанности, вытекающие из правоотношения ответственности, или ненадлежащего их выполнения. Международно-правовые санкции – это принудительные меры, применяемые в централизованном порядке ООН или союзом или объединением государств в рамках системы коллективной безопасности государств.

Несмотря на широкое распространение санкций и споры, связанные с их эффективностью, существует не так много эмпирических данных о реальном влиянии, которое оказывают санкции. Санкции в основном направлены на то, чтобы как-то наказать, ущемить целевые страны, ограничив им возможности международной торговли. Однако эффект санкций зависит не только от прямого двустороннего воздействия на торговлю, но и от того, насколько торговля целевой страны связана с другими странами, не участвующими в наложении санкций.

На самом деле, страны-субъекты могут специально вести санкционную политику относительно безвредную по разным причинам. Часто ущерб, причиняемый целевым государствам, может привести и к ущербу для страны-субъекта, поскольку упускаются торговые и инвестиционные возможности. Кроме того, санкции могут быть наложены так, чтобы привести к небольшому ущербу для целевой страны или совсем без ущерба, потому что они налагаются в ответ на внутреннее политическое давление, а не для того, чтобы смотивировать изменение политики. Поэтому санкции не обязательно должны быть эффективными, они скорее служат проявлением интереса со стороны страны-субъекта

Можно описать три объяснения того, почему санкции не вызывают значительных экономических издержек.

Во-первых, фирмам сложно быстро вывести свои активы из принимающей страны после того, как они уже вложили большие объемы прямых иностранных инвестиций. Это представляет собой дорогостоящее перераспределение или ликвидацию инвестиций, если компании уже вложили большие объемы производственных мощностей в санкционированные страны. Таким образом, если фирмы не считают следование экономическим санкциям обязательным, вполне вероятно, что они будут действовать в соответствии с их долгосрочными ожиданиями рыночного потенциала в целевой стране.

Во-вторых, когда предприятия из санкционирующей страны выходят с рынка санкционированной страны, то открываются возможности для других фирм. Санкции направлены на то, чтобы вызвать экономические потрясения, поскольку поставок товаров и услуг становится недостаточно. То, что кажется экономической проблемой, на самом деле создает благоприятную деловую среду для тех иностранных фирм, которые ранее не имели тесных экономических связей с санкционированной страной.

В-третьих, общий объем импорта и экспорта иностранных фирм также вряд ли будет затронут санкциями. Несмотря на то, что страна-субъект способна вывести свои компании с рынка целевого государства, альтернативные поставщики в условиях глобализации современного бизнеса легко восполнят утраченные объёмы торговли.

Тем не менее, санкции зачастую альтернатива военному вмешательству, так как и предприятие «Роствертол» в котором денежные затраты на порядок большие, а результат – меньший.

Влияние международных экономических санкций на организацию деятельности отдельного предприятия Ростовской области «Роствертол»