Рыкова Ольга Константиновна
Педагог-психолог
Измайловская школа №1508
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156521
Всероссийский конкурс «Лучшая авторская статья психолога»
Наименование конкурсной работы: Региональная идентичность младших школьников
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156521


Региональная идентичность младших школьников

Региональная идентичность младших школьников сегодня все более осознается как важнейший объект психолого-педагогических исследований. Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени повлияла на возникновение проблем, связанных с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала. Интенсивные миграционные процессы, протекающие на фоне явных и скрытых межрегиональных конфликтов, обостряют проблемы формирования региональной идентичности детей. Агрессивное влияние средств массовой информации и рекламы выступает фактором, затрудняющим формирование региональной идентичности. Таким образом, современные дети оказываются в условиях, когда становление и гармоничное развитие личности затруднено. В связи с этим представляется весьма значимым исследование возможностей психолого-педагогического воздействия сказки на формирование региональной идентичности ребенка.

Региональная идентичность – солидарность людей, проживающих на одной территории на данный момент времени или в прошлом, которая выражается в причислении себя к жителям определенной территории: района, города, страны. Региональная идентичность основывается на социальных положениях об особенных качествах местообитания. Выраженность региональной идентичности во многом зависит от коллективной памяти, определенных социальных ценностей и норм. В основном она проявляется в бытовой сфере, то есть в создании условий и предметов быта, присущих людям определенного региона. Сюда относятся одежда, лексикон, употребляемая пища, правила этикета и тому подобное. У людей, проживающих на одной территории, формируются похожие социальные черты. Региональная идентичность находится в сложных отношениях с другими идентичностями. К примеру, чем сильнее этноидентичность, тем слабее региональная и классовая, что показали Д. Виклием и Р. Биггерт в своих исследованиях в США. Одной из главных особенностей региональной идентичности является ее изменчивость. В отличие от  этнической и расовой региональную идентичность можно сменить, но этот процесс, как правило, занимает довольно длительное время или даже всю жизнь, а не ограничивается переездом на новую территорию. Региональная идентичность выражается не только в чувстве солидарности между соседями, но и другими чувствами, в том числе, и негативными. Так, происходит перенос не только привязанностей, но и фобий, предрассудков на новое место, то есть того, чем отличалась их социальная жизнь на родине. Региональная идентичность обладает одним важным качеством: объединять людей различных рас, классов, профессий, ломать или смягчать преграды межу этими группами.

Но далеко не всегда принадлежность к той или иной региональной идентичности проявляется открыто. К примеру, часто скрывается деревенское происхождение тех, кто проживает в столице или в больших городах. Региональная идентичность может быть сильной и слабой, может обостряться и затухать.

Достаточно часто региональная идентичность скрыта, поэтому принадлежность к какой-либо региональной идентичности определяется путем проведения различных методик, позволяющих вычленить ее из сознания. Для России это особенно типично. При различных опросах о месте жительства, россияне обычно называют свой почтовый адрес или место обитания респондента, где поддерживаются его социальные связи. 

В.С. Мухина рассматривает в своей концепции факторы формирования идентичности: идентификацию и обособление.        

Идентификация – механизм социализации и индивидуализации личности. Идентификация подразделяется на два вида:

  1. Экстрариоризационная идентификация – овладение способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим людям. Эта форма идентификации свойственна ребенку на ранних этапах онтогенеза.
  2. Интериоризационная идентификация – способность приписывать себе особенности, склонности и чувства других, и даже переживать их как свои.

Идентификация ведет к формированию механизмов социального поведения, к установлению отношений  с другими людьми. Идентификация как феномен социогенеза личности, определяет бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. Идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к овладению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. Но при этом идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке,  потере индивидуальности. При разумном воспитании у человека формируются качества, которые способствуют успешному существованию индивида в группе и группы в целом. Идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. 

В младшем школьном возрасте достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является, как уже отмечалось, переломным моментом в жизни ребенка. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный, октябрятскую звездочку). Включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности — к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей, усвоение моральных норм и правил поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. 

Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Поэтому именно в этот период важно знакомить  и формировать у ребенка знания о месте его проживания, нормах и правилах общественного бытия заложенных в определенном регионе.

Основу исследования представлений младших школьников о собственной региональной принадлежности составил модифицированный тест «Кто я?» (пять слов-характеристик), предложенный Куном и Макпартлендом [Кун, Макпартленд 1984]. При анализе полученных результатов были выделены объективные и субъективные характеристики и различные социальные роли. В число объективных входили характеристики, связанные с семейными ролями, полом, профессией (в данном случае — «ученик», «школьник»), то есть с группами людей, к которым принято принадлежать, существуя в обществе. Они были разделены на базовые (половая, семейная, профессиональная идентификация) и этнополитические (этническая и региональная идентификация). В число субъективных вошли различные личностные характеристики, позитивные и негативные суждения о себе. 

Как свидетельствуют результаты теста, наиболее важными объективными характеристиками для младших школьников являются: базовая («человек»), семейная («сын», «дочь»), профессиональная («ученик», «школьник») категории. Данные категории отметили 80%, 80% и 76% соответственно. Категорию половой принадлежности отметили 48% учащихся. Этнополитические категории представлены у учащихся следующим образом: этническая принадлежность «русский», «россиянин» — 68% респондентов; региональная принадлежность «москвич» — 56% школьников. Среди субъективных характеристик младшие школьники выделяют позитивные и негативные черты характера (64%): «послушный», «любознательный», «веселый», «забывчивый». Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной выраженности региональной идентичности младших школьников. 

В ходе эксперимента была предложена воображаемая ситуация «Если бы ты мог родиться еще раз, то в какой стране, городе и какой национальности ты хотел бы быть?» Анализ ответов на этот вопрос позволяет диагностировать эмоциональное, малоосознаваемое отношение к своей региональной идентичности. Связано это с внутренним комфортом или дискомфортом, который младшие школьники испытывают, осознавая свою региональную идентичность, принадлежность к определенному региону. 

Анализ высказываний учащихся до проведения формирующего эксперимента показал, что 64,8 % из них хотели бы снова родиться русскими и в Москве; 23,8 % школьников пожелали родиться в другой стране и другом городе, но русскими; 10,5 % опрошенных хотели бы жить в другой стране и иметь другую национальность. Как видим, больше половины опрошенных испытывают чувство удовлетворения от принадлежности к своей стране, своему региону и этносу. Эти школьники находятся в определенной внутренней гармонии и принимают свою региональную идентичность. 

25 % респондентов хотели бы остаться русскими, но жить за пределами России, в другом городе. В настоящее время наиболее часто такое нежелание объясняется самими учащимися нестабильностью в России, неуверенностью в собственном будущем и т. п. Вследствие этого возникает чувство беспомощности и безысходности. 10 % школьников испытывают психологический дискомфорт, так как не удовлетворены своей региональной идентичностью, не находят опоры в ней. На наш взгляд, эти дети требуют особого внимания учителей, родителей, педагогов-психологов. 

Проанализировав полученные результаты, мы выявили у младших школьников неоднозначное отношение к собственной региональной  идентичности, которая тонко переплетается с этнической идентичностью, что подтвердило необходимость ее целенаправленного формирования. 

Диагностика исходного уровня региональной идентичности показала недостаток знаний о родном городе, региональных ценностях и традициях, связей с региональной средой; наличие как положительных, так и отрицательных установок по отношению к представителям собственной региональной группы; влияние опыта взаимодействия и практического общения, а также мнения социальной группы, в которую включены сами оценивающие, на оценку представителей собственной региональной группы. 

Полученные данные позволили сделать вывод о необходимости планомерной, целенаправленной и систематической работы с младшими школьниками по приобщению их к региональной культуре и формированию у них региональной идентичности.

Региональная идентичность младших школьников