Залогина Оксана Геннадьевна
Воспитатель
ГБОУ Романовская школа
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156547
Всероссийский конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольном учреждении», в условиях реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Проектная деятельность
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156547


Пояснительная записка:

1.Проектная деятельность в средней группе на тему  «Русские народные сказки».

Автор: Залогина Оксана Геннадьевна. 

Место работы: ГБОУ Романовская школа ДО2 «Страна Ромашково». 

Должность: воспитатель.

2.Краткое содержание методической разработки.

«Дети перестали читать» – очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В.А.Сухомлинский. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Русские народные сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

Цель проекта:

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. Расширение знаний детей о сказке.

Задачи:

-Развитие речевой активности детей, активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.

-Способствовать формированию коммуникативных способностей детей.

-Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к русским народным сказкам.

Ожидаемые результаты проекта:

-Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

-Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.

-Формирование коммуникативных способностей детей

-Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Продолжительнось проекта – 2 месяца.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

-выбор темы.

-планирование реализации проекта.

-подготовительные работы .

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

-взаимодействие педагогов, детей и родителей.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

-Театрализованная деятельность по сказке « Волк и лиса».

-Коллективная работа «Репка»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

-Дети 4-5 лет.

-Воспитатель.

-Родители.

В предлагаемой мной работе собраны все виды деятельности, проведенные  с детьми среднего дошкольного возраста. Данная презентация подготовлена в рамках защиты проектной деятельности ГБОУ Романовская школа.

3.Список используемой литературы:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ . Под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-синтез .Москва,2015 

2.Репка.Русская народная сказка. Для детей дошкольного возраста.  Художник И.Н.Приходкин .Изд. Фламинго ,Москва,2012

3.Терем-теремок. Русская народная сказка. Для чтения взрослыми детям. Художник Бабкин О. Издательский дом  Проф-Пресс, Ростов-на-Дону,2015

4.Колобок. Русская народная сказка. Для чтения родителями детям. Издательский дом  Проф-Пресс, Ростов-на-Дону, 2008

5.Лисичка-сестричка и серый волк. Для чтения взрослыми детям. Русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева (с сокращениями).Художник С.Гвиниашвили. Стрекоза .Москва,2008

4.Ссылки  на интернет-ресурсы:

1.http://www.maam.ru

2.http://kidsclever.ru

  1. https://www.baby.ru

4.http://nsportal.ru

 

  1. Методическая разработка

Перспективный план работы, направленный на развитие творческого мышления детей посредством проектной деятельности в средней  группе 

(4-5 лет)

в ходе организованной образовательной деятельности и режимных моментов

Месяц Беседа, наблюдение Художественное

творчество

Игры Чтение

художественной

литературы

Проектная

деятельность

и разв.

предметн.

простр.-среда

Тематические мероприятия Конкурсы, выставки Взаимодействие с родителями
Декабрь Беседа “Знакомим детей с волшебным миром сказок.

Цель:прививать детям любовь к слову и интерес к сказкам.

Рисование по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Цель: узнавать знакомые образы на иллюстрациях: волка, медведя, зайца, лисы; закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных

Дидактическая игра “Найди друзей Колобка” 

Цель: находить и узнавать  героев сказки.

Чтение сказки “Колобок” 

Цель:познакомить со сказкой, учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

Подбор книг,иллюстраций по теме “Русские народные сказки”. Викторина по загадкам.

Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

Выставка рисунков. «Колобок»

Цель:

Учить создавать выразительный образ Колобка

Консультации:

«Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей.»

Январь Рисование по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Цели: закреплять умение правильно держать кисть, ;развивать воображение, самостоятельность и творчество в изображении сказочного домика, воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде.

Настольный театр “Колобок”

Цель:развитие речи и тембра голоса.

Чтение сказки “Теремок” 

Цель:познакомить со сказкой, учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

Подбор разных видов театра по русским народным сказкам Конструирование «Теремок»

Цель: формирование умения строить домик по образцу.

Выставка коллективной работы. Цель: уметь работать коллективно, дружно. Консультации: «Домашнее чтение»

Рекомендовано было совместное посещение родителей с детьми театра кукол.

Формы и методы реализации проекта в различных видах детской деятельности:

Рисование по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, театрализованная, продуктивная (рисование), коммуникативная.

Программное содержание: узнавать знакомые образы на иллюстрациях: волка, медведя, зайца, лисы; закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных; формировать творческое воображение детей; учить создавать коллективную работу – иллюстрации к книжке; продолжать учить смешивать краски для получения разных оттенков.

Материал: иллюстрации к сказке «Колобок» ; игрушки: зайчик, колобок; вырезанные из бумаги «колобки»; гуашь, кисти.

Предварительная работа: инсценировка сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

В начале занятия звучит стихотворение В.А. Стеклова:

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажем гостье: «Заходи».

Инсценировка эпизода встречи колобка с зайчиком.

– Вот уже сказка к нам пришла. Колобок катится по дорожке, а навстречу ему зайчик. Какая сказка пришла к нам в гости? («Колобок») 

– Что же было дальше? С кем еще встречался колобок? (с волком, медведем, лисой).

Дети рассматривают иллюстрации к сказке.

Затем садятся на свои места и рисуют колобков.

В конце занятия дети с воспитателем создают выставку , рассматривают всех колобков.

Рисование по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Цели: закреплять умение правильно держать кисть, ;развивать воображение, самостоятельность и творчество в изображении сказочного домика, воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде.

Материал: картинка теремка, краски, альбомные листы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Все садитесь рядом,

Поиграем ладом.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Загадка:

Невелик собою дом,

Но зато вместителен .

Уместиться можно в нем 

Самым разным жителям.

Не висит на нем замок.

Этот домик – … (Теремок).

 (Показать картинку теремка)

Беседа:

-Кто жил в теремочке? (мышка, лягушка, зайчик, волк,  лисичка)

-Теремок развалился, его сломали. А кто его сломал? (мишка).

-Мишка не хотел разрушать дом – он просто не влез. Почему он не смог влезть в домик?(мишка большой).

-А домик какой? (маленький).

-А куда разбежались все зверушки?(в лес).

-Ах  ты мишка – мишенька, Теремок ты развалил

Что  же делать? Как же быть? Где же звери будут жить?

-Поможем жителям теремка и нарисуем каждому по домику?

  1. Рисование.
  2. Анализ работ:

Домик – зайке, домик – мышке,

Не забудем и про мишку,

Домик будет и волчонку,

И лисе и лягушонку,

Все звери вас благодарят!

Вам спасибо говорят!

-Молодцы, ребята, помогли зверятам!.

Конструирование «Теремок»

Цель: формирование умения строить домик .

Задачи:

-совершенствовать умение детей строить здание в определенной последовательности;

-развивать умение создавать прочную, устойчивую постройку;

-воспитывать творческую инициативу, самостоятельность в создании построек;

-развивать творческое воображение;

-развивать координацию и ловкость движений.

Оборудование:

крупный пластмассовый конструктор, схемы построек; дополнительный материал: деревья, игрушки-звери.

Ход деятельности:

Игра «Построй Теремок».

Дети садятся на ковёр полукругом.

Воспитатель:Стоит в поле теремок. Он не низок, ни высок.

Воспитатель: А где же теремок? Куда же он исчез? Здесь только кирпичики лежат. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Мишка-косолапый не хотел разрушать дом – он просто не поместился в него. Как вы считаете, почему? Да, домик маленький, а Мишка большой. Вот он его и разрушил.

Воспитатель: Предлагаю помочь жителям Теремка и построить его снова.

Конструирование совместно с детьми постройки из деталей крупного строителя. 

Во время конструирования воспитатель уточняет, из каких частей состоит домик, какие животные жили в нем по сюжету сказки. 

Очень красивый теремок получился. 

Подведение итогов. Анализ постройки.

Театрализованная деятельность по сказке « Волк и лиса»

Цель: Создание у детей радостного, веселого настроения ,желание сопереживать героям сказки.

Задачи:

  1. Закрепить знания о русской народной сказке “Лиса и волк”.
  2. Прививать любовь к книгам о русских народных сказках.
  3. Развивать мышление, фантазию, воображение.

Материал: дидактическая игра “Собери сказку”, “Расскажи сказку по серии картинок”, кукольный театр “Лиса и волк”, ширма, сундучок с куклами.

Ход занятия:

Играет музыка “В гостях у сказки”, дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель:Какой красивый сундучок! Да не простой-волшебный! Интересно, что в нем (пытается открыть сундучок, но он не открывается). Дети может быть там сказка?

Ой смотрите тут подсказка (загадки про героев сказки).

Воспитатель загадывает загадки

  1. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…(Бабушка)

  1. Самый старший он в семье ,

Самый мудрый во дворе,

Голова вся в седине,

А встает он на заре.(Дедушка)

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый красота, а зовут её. (лиса).

  1. Дружбу водит он с лисой,

Для других он очень злой!

Все зубам щелк да щелк,

Очень страшен серый. (волк).

Воспитатель: Молодцы! Угадайте о какой сказке эти загадки?

Да правильно!

Русская народная сказка “Лиса и волк”.

Жили – были дед да баба. Дед говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет дед и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.

– Вот будет подарок жене! – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла.

-Ну, старуха, – говорит дед,- какой воротник привез я тебе на шубу!

– Где?

– Там на возу – и рыба и воротник.

Пошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы – и начала ругать мужа:

– Ах ты, такой-сякой!Ты ещё вздумал меня обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучу, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:

-Здравствуй, сестрица!

-Здравствуй,братец!

-Дай мне рыбки!

-Налови сам и кушай. Я ведь наловила.

-Я не умею.

-Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь,сиди да приговаривай “Ловись,рыбка, и мала,и велика!Ловись,рыбка,и мала,и велика!”. Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.

Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

-Ловись, рыбка, и мала, и велика!

Ловись рыбка и мала, и велика!

Вслед за ним и лиса явилась;ходит около волка да приговаривает:

-Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни,мерзни,волчий хвост!

– Что ты, лисичка говоришь?

-То я тебе помогаю.

А сама, плутовка,твердит:

– Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал приподняться: не тут-то было!

“Эк, сколько рыбы привалило и не вытащишь!”-думает волк.

Смотрит утром,бабы идут за водой и кричат:

-Волк,волк! Бейте его,бейте его!

Прибежали и начали колотить волка. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился бежать.

“Хорошо – думает волк – уж я тебе отплачу, сестрица!”

Тем временем,пока волк отбивался от баб, лисичка – сестричка захотела попробовать что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

-Так-то учишь ты?Меня всего исколотили.

-Эх, Волчик-братик!-говорит лиса-У тебя хоть кровь выступила,а у меня мозг, меня больней твоего прибили:я насилу плетусь.

-И то правда-говорит волк-где уж тебе,лисичка,садись на меня довезу.

Лисичка села ему на спину, волк её повёз.

Вот лисичка сидит да потихоньку напевает:

-Битый небитого везёт,

Битый небитого везет!

-Что ты, лисонька,говоришь?

-Я, говорю “Битый битого везет”.

-Так, лисица-сестра, так!

Спасибо.

Викторина по загадкам .

Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Обучающие. Учить детей концентрировать внимание, мобилизовывать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос.

Развивающие. Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.

Воспитательные. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к чтению сказок.

Предварительная работа: Оформление в группе книжной выставки “Русские народные сказки”, чтение детям русских народных сказок, обсуждение содержания, выяснение, чему учит та или иная сказка, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам.

 Сказки бывают авторскими (сочиненные конкретным автором) и народные (сочиненные многими людьми). 

Существует также несколько видов сказок.

Сказки волшебные. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. 

Сказки о животных. Здесь главные персонажи – это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д

Загадки

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. 

(Колобок)

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.

(Репка)

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи, 

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(По-щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт – 

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь)

Что за гостья в дом пришла 

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись – 

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода.

(Сестрица Алёнушка и 

братец Иванушка)

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

(Царевна-лягушка)

 

Коллективная работа по сказке «Репка»

Пластилинография.

ТЕМА: «Выросла репка – большая – пребольшая».

Задачи: Учить детей создавать образ репки в технике пластилинографии: продолжать учить отламывать комочки пластилина от большого куска,продолжать учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениямиладоней. Вызвать желание работать группой, чтобы получилась большая – пребольшая репка. Развивать чувство формы, мелкую моторику. 

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка», беседа по её содержанию. Рассматривание овощей, знакомство с репкой, обследование (форма, цвет, вкус). Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Моделирование репок из пластилина на занятии по лепке. Подготовка (рисование) силуэта воспитателем. 

Ход занятия: Воспитатель читает отрывок из русской народной сказке «Репка», показывает детям соответствующую иллюстрацию: «Посадил дед репку. И выросла репка большая – пребольшая…»

Воспитатель предлагает детям обрисовывающими жестами в воздухе показать, какая большая репка выросла у дедки и как трудно её вытащить из земли. Как ещё можно сказать про репку – какая она? (Большая – пребольшая, огромная – преогромная, громадная, большущая). 

Воспитатель показывает детям силуэт репки светло – жёлтого цвета (или контурный рисунок, выполненный предварительно на листе бумаги большого формата) и предлагает помочь репке вырасти большой – пребольшой, спелой – пре спелой, вкусной – превкусной. Показывает и поясняет последовательность работы: «Какого цвета спелая репка? Да, жёлтая с оранжевым бочком.

 Затем воспитатель объясняет ,что нужно от большого куска отломить маленький кусочек пластилина,затем раскатать его круговыми движениями ,превратив его в маленький шарик, и после этого наклеить на картон ,где нарисована репка. 

После объяснения дети приступают к выполнению. 

Подведение итогов:

-Красивая у нас получилась репка?

-Репка получилась такая же большая , как и в сказке?

– Вам понравилось работать всем вместе?

Все молодцы, все очень старались! Поэтому у нас и получилась такая большая и такая красивая репка

Работа с родителями:

Оформление стенда для родителей.

«Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей.»

В дошкольном возрасте закладываются основы характера будущего человека, его отношение к людям, к труду, к окружающей действительности, устанавливаются нравственные нормы поведения.

Дети с малых лет начинают разбираться в том, что хорошо и что плохо, ценить положительное, активно проявлять отрицательное отношение ко всему плохому.

По мере развития сознательного отношения к окружающему дети уже способны самостоятельно решать, как следует поступить в том или ином случае, могут критически относиться к своим поступкам, по собственному почину проявлять положительные чувств, хорошо поступать по отношению к другим детям и взрослым.

В нравственном воспитании детей дошкольного возраста исключительно велика роль детской литературы.

«Книга – важнейший фактор воспитания», – писала Н. К. Крупская.

Художественная литература оказывает благотворное воздействие на читателей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах.

Вместе с тем писатель осмысливает жизнь, проявляет определенные симпатии, антипатии к изображаемой действительности, передает это детям.

Тем самым он облегчает ребенку понимание реальных жизненных отношений и вместе с тем формирует его отношение к жизни. В этом и заключается идейно- познавательная роль художественной литературы, как особого вида искусства.

Нравственность приходит к ребенку в раннем возрасте. Когда ему читают стихи, рассказы, и повести, он неизменно ставит себя на место героев и, как правило, им подражает.

Велико влияние первых книг, первых сказок, стихов, песен на формирование мировоззрение ребенка. Если присмотреться к нравственной красоте русских сказок, нетрудно убедиться, что они удивительно человечны.

Книги должны нести ребенку чистоту, ясность русского языка. Они должны быть сказочно красивы, умны и благородны.

Дети очень чутки к справедливости. Они всегда берут сторону несправедливо обиженных. Дети любят героев нравственно чистых, борцов по натуре. Ребенок не безразличен к судьбе литературного героя, способен оценить его действия и поступки.

Примитивная оценка моральных качеств и поступков литературного героя доступна уже младшему дошкольнику, хотя у него еще нет достаточного осознания мотивов своего отношения к персонажу. Он для него просто хороший или плохой.

Художественная литература показывает ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», прививает ему нормы нравственного поведения, но не в виде сухих навязчивых формул, а в виде ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на него. В подлинно художественном произведении мораль логически вытекает из поступков и поведения героев.

Такое произведение дает возможность читателю самому делать вывод. Но есть и произведения, в которых содержится прямое поучение. К ним относятся басни, нравоучительные сказки и рассказы.

В других литературных жанрах нравственно прекрасное показывается через столкновение противоположных идей и образов. Особенно ярко это представлено в народных сказках, где добро и зло в борьбе и где всегда побеждает нравственно прекрасное.

Очень часто автор раскрывает свой идеал в образе положительного героя. Дети любят таких героев и хотят быть похожими на них.

Художественная литература оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста тогда, когда восприятие ее направляется и углубляется воспитателем. Воспитатель является посредником между писателем и детьми – слушателями, и его обязанность донести до детей идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства.

Очень важным является продуманный и целенаправленный подбор художественных произведений для осуществления задач нравственного воспитания детей.

При подборе художественных произведений следует учитывать те нравственные проявления и качества, которые имеются у детей. Как правило, следует заботиться о воспитании тех качеств, которые недостаточно развиты.

Большое значение для формирования у детей нравственных представлений и понятий в связи с восприятием художественных произведений имеет беседа. Беседа должна помочь детям осмыслить мораль, заключенную в художественном произведении, вызвать повторные переживания, вновь возбудить те чувства, которые захватывали детей, когда они слушали рассказы или чтение взрослого, и сделать соответствующие выводы.

Беседа требует тщательной подготовки со стороны воспитателя. Есть произведения настолько яркие, мораль которых легко вытекает из действий и поступков героев, что нет надобности проводить беседу.

О таких произведениях И. Ильинский сказал: «Не стоит ребенку навязывать своего мнения о прочитанном. Достаточно интонацией как бы намекнуть на отношение к герою или событию и обязательно ребенку оставить возможность самому себе домыслить».

Другие произведения требуют обязательного проведения беседы, так как раскрываемая ими нравственная идея не может быть правильно понята детьми без помощи взрослого. Например, басни, рассказы Ушинского.

Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей только при условии органической связи её со всей воспитательной работай дошкольного учреждения.

Недостаточно только прочитать художественное произведение, побеседовать о прочитанном, пересказать его. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить детям художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса, тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но все время стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.

Так же не стоит забывать о произведениях писателей, рассказывающих о нашей чудесной природе. Следует отобрать нужные для чтения детей произведения. И через них воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.

 «Домашнее чтение»

       Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

        Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. 

     Детям 5 – 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается – как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой,  как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!

   Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. 

     Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. 
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга – это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. 
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. 

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 

  1. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. 

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

  1. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 
  2. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  3. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет. 
  4. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. 
  5. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги. 
  6. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
  7. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. 
  8. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Работа с родителями:

Рекомендовано было совместное посещение родителей с детьми театра кукол.

Проектная деятельность