Сизикова Юлия Витальевна
Учитель-логопед
МАДОУ Детский сад 162 города Тюмени
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №156549
Всероссийский конкурс для воспитателей «Сказочный мир Чуковcкого», посвященный детскому литературному творчеству Корнея Ивановича Чуковского
Наименование конкурсной работы: «Развитие речи дошкольников с применением технологии Сторисек» по сказке К.И. Чуковского «Телефон».
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №156549


Конспект коррекционно-развивающего занятия  

в средней комбинированной группе

«Развитие речи дошкольников с применением технологии Сторисек»

по сказке К.И. Чуковского «Телефон».

 

Цель: 

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

 

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Активизация речевой деятельности
  2. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания
  3. Формирование длительного плавного выдоха
  4. Развитие артикуляционной и общей моторики

Воспитательные задачи:

  1. Формирование положительной установки на участие в занятии
  2. Приобщение дошкольников к чтению
  3. Воспитание внимательного, бережного отношения к книге

 

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел зайчик Умка и посмотрите, что он принес с собой из волшебного леса.

Достает «Мешок историй»

Логопед: Как вы думаете ребята, что спрятано в мешке?

Ответы детей (развитие творческого воображения)

Логопед: Мне зайка подсказал, что в мешке спрятана одна очень интересная сказка. Вы хотите узнать, что эта за сказка? Давайте попробуем угадать вместе?

Логопед достает из мешка конверт с первой подсказкой. В конверте картинки с животными, высыпает картинки на стол и начинает рассказывать сказку.

Логопед: У меня зазвонил ….. Что? Ответы детей – телефон.

Дети ищут на столе телефон, кладут картинку первой.

Логопед: Кто говорит?  – Слон. Дети ищут на столе картинку слона кладут следующей после телефона.

Логопед: Откуда? – от Верблюда. Действия детей те же. 

Логопед: Что Вам надо? – Шоколада.

Для кого? – для сына моего. Ребята, а как называют детеныша слона? – Слоненок (Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами). Дети кладут картинку слоненка следующей. 

Логопед продолжает рассказывать сказку: 

-А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

А потом позвонил Крокодил. 

Дети кладут следующей на стол картинку крокодила. 

Логопед: И со слезами просил:

— Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

Дети ищут и кладут следующей на стол картинку колош.

Логопед:

 — Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

— Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем, не дождемся,

Когда же ты снова пришлешь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

А потом позвонили зайчатки (Дети ищут и кладут картинку с зайчатами):

— Нельзя ли прислать перчатки? (Дети ищут и кладут картинку с перчатками)

А потом позвонили мартышки (Дети ищут и кладут картинку с мартышками):

— Пришлите, пожалуйста, книжки! (Дети ищут и кладут картинку с книжкой)

А потом позвонил медведь (Дети ищут и кладут картинку с медведем)

Да как начал, как начал реветь. 

Логопед предлагает детям поиграть в игру и повторить как может рычать медведь громко- УУУУУ, тихо –уууууу, злобно и жалобно (развитие интонации, высоты и силы голоса)

Логопед: — Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

Но он только му да му,

А к чему, почему —

Не пойму!

— Повесьте, пожалуйста, трубку!

А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись (Дети ищут и кладут картинку с лягушками),

И у нас животы разболелись!

 А потом позвонила свинья (Дети ищут и кладут картинку с изображением свиньи):

— Нельзя ли прислать соловья? (Дети ищут и кладут картинку с соловьем)

Мы сегодня вдвоем

С соловьем

Чудесную песню

Споем.

— Нет, нет! Соловей

Не поет для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону! (Дети ищут и кладут картинку с вороной)

И снова медведь (Дети ищут и кладут картинку с медведем):

— О, спасите моржа! (Дети ищут и кладут картинку с моржом)

Вчера проглотил он морского ежа! (Дети ищут и кладут картинку с морским ежом).

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень (Дети ищут и кладут картинку оленя и тюленя, кладут рядом)

Логопед: Ребята посмотрите какая длинная цепочка из картинок у нас получилась! Давайте попробуем рассказать кто за кем звонил и что у каждого героя случилось. Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам (развитие слухового внимания, памяти, связной речи)

Логопед: Молодцы ребята, вы отлично справились. А вам интересно узнать, что же было дальше? Ответ ребят – Да. Давайте посмотрим, что еще спрятано в мешке?

Логопед убирает картинки с изображением животных и предметов на край стола, открывает мешок и достает картинку А4 с изображением качелей и картинку с изображением Газелей. Продолжает рассказывать сказку.

Логопед: А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели!

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

— Неужели

В самом деле

Все качели

Погорели?

Что за глупые газели!

Логопед: Ребята, давайте покатаем на карусели всех животных, которые звонили. Дети выбирают из всех картинок на столе только картинки с изображением животных и приклеивают их на карусели (дифференциация животных и птиц). Логопед: Ребята, давайте посчитаем сколько животных катается на карусели (отработка количественного счета). Давайте назовем кого мы катаем на карусели? Ответы детей – медведя, слона и т.д. (отработка предложно-падежных конструкций). Ребята, где катались животные –на карусели, откуда убежали животные с карусели (закрепление в речи простых предлогов: НА — С). А теперь давайте покатаем только птиц. Ход и задачи игры повторяются. В конце игры логопед предлагает запомнить какие птицы катались на карусели, незаметно убирает одну и предлагает детям угадать кто улетел с карусели (развитие зрительного внимания). 

Логопед: Молодцы ребята, я думаю животным и птицам было очень весело кататься на карусели. Но мне кажется в мешочке еще есть что-то интересное. Давайте посмотрим? Логопед достает из мешка картинки кенгуру, носорога и бегемота, болото, облака, лягушек. Продолжает рассказывать сказку. 

А вчера поутру

Кенгуру:

— Не это ли квартира

Мойдодыра?

Я рассердился, да как заору:

— Нет! Это чужая квартира!!!

— А где Мойдодыр?

— Не могу вам сказать:

Позвоните по номеру

Сто двадцать пять.

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть:

Но только я лёг —

Звонок!

— Кто говорит?

— Носорог.

— Что такое?

— Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

— В чем дело?

— Спасите!

— Кого?

— Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото:

— Провалился в болото?

— Да!

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придете —

Он утонет, утонет в болоте,

Умрет, пропадет

Бегемот!!!

— Ладно! Бегу! Бегу!

Если могу, помогу!

 

На столе логопед раскладывает картинки в следующей последовательности: Болото (картинка А4). На болоте много облаков и лягушек. 

Логопед: Ребята, бегемот застрял в болоте. Нужно его спасать. Но это не просто будет сделать. Вы готовы? Ответ детей – Да. 

Логопед: Посмотрите на болоте много облаков, нам сначала нужно прогнать все облака, для этого нам нужно будет дуть как ветер. Давайте попробуем? Вдыхаем носиком и дуем через ротик (дыхательная гимнастика)

Логопед: Ребята молодцы, у вас получилось. Но мне кажется облака не хотят улетать, а хотят с нами поиграть. Давайте мы расположим облака в такой последовательности: белое, синее, черное (грозовое) облако. Дети выкладывают облака в ритмической последовательности. 

Логопед: А теперь позовем бегемота. Нажимаем на облако и говорим по слогам – бе-ге-мот чить передавать ритмический рисунок слова, отработка слоговой структуры слов).

Логопед садит на болото лягушек. 

Логопед: На болоте живут лягушки, они не хотят отпускать бегемота. Давайте с ними поиграем и тогда они нам помогут. 

Логопед может предложить различные варианты игр. Например:

  1. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков:

Лягушки поют песенки [ои], [ио], [аo], [оа] [уо], [оу], [иу], [уи], Давай послушаем какой первый звук, какой второй.

  1. Автоматизация звука – чтобы лягушки ускакали нужно правильно сказать Са, Со и т.д.
  2. Артикуляционная гимнастика – прогнать лягушек нужно повторить за ними – первая лягушка улыбается – заборчик, 2- ловит комаров – вкусное варенье, 3-показывает язык – лопатка, 4-зевает –окошко
  3. Закрепление цвета + отработка звука в слогах – по цветам, сначала только зеленые лягушки скачут, повторяя слоги – са, са,са,  далее желтые – со, со, со красные – си, си,си.
  4. Математический счет – посчитать лягушек, 2 ускакали сколько осталось.

 

Логопед:

Ох, нелегкая это работа —

Из болота тащить бегемота!

Ребята, мы спасли бегемота, скажите мне, Вы догадались как называется эта сказка? Ответы детей. Логопед достает подсказку из мешка – книгу «Телефон» и фото Автора К.И. Чуковского. Показывает и рассказывает ребятам как называется сказка и кто ее автор. 

Логопед. Ребята в мешке есть еще домики для наших животных и птиц (достает из мешка домики). Давайте мы посадим всех наших героев в домики. Только мы с ними так хорошо поиграли даже не хочется их отпускать, давайте будем садить в домик и говорить вот так: «Мой слон живет в этом домике», «Моя ворона живет в этом домике» и т.д. (отработка местоимений мой, моя, мои). Можно предложить также детям поиграть в игру «Четвертый лишний» (животные/птицы).

Результат 

В ходе такой игры можно проработать 17 коррекционно-развивающих задач по развитию речи дошкольников. 

Перечень оборудования: игрушка зайца, текстильный мешок, тематические картинки.  

«Развитие речи дошкольников с применением технологии Сторисек» по сказке К.И. Чуковского «Телефон».