Конспект совместной деятельности
педагога-психолога с детьми старшей группы
по развитию межполушарного взаимодействия
на тему: «Игра-путешествие «Поможем художнику»
Цель: развитие познавательной сферы и мелкой моторики рук детей посредством игровой и продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
— формировать у детей положительную самооценку;
— способствовать повышению уверенности в себе;
Развивающие:
— закреплять знания детей об основных эмоциях: радость, грусть;
— развивать память и внимание;
Воспитывающие:
— воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
— формировать навыки общения детей со сверстниками.
Форма образовательной деятельности: игра-путешествие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практическая деятельность, вопросы к детям, беседа.
Технологии:
— игровые;
— здоровьесберегающие: телесноориентированная техника;
— электронный образовательный ресурс.
Оборудование и материалы: Обруч, ноутбук, колонка МР-3 с записью звука звонка скайпа, флеш-карта с записью обращения художника к детям, стулья по количеству детей, стул для психолога, мольберт с аппликацией льва, стол для выполнения аппликации, коробка с различными предметами (краски, кисточка, карандаши, клей, ножницы, цветная бумага и др.) для игрового упражнения «Подбери предметы», клей-карандаш по количеству детей, полоски цветной бумаги, конверт-сюрприз, стакан с водой синего цвета.
План ОД:
- Вводная часть.
— создание эмоционально положительной атмосферы
— демонстрация доброжелательного отношения к каждому участнику группы
— формирование чувства общности, единства с детьми
- Основная часть включает в себя игры и игровые упражнения, направленные на решение поставленных задач:
— телесноориентированная техника «Ручеёк»
— беседа при помощи видеосвязи
— игровое упражнение «Подбери и назови предметы»
— коллективная работа «Царь зверей»
— телесноориентированная техника «Я хороший»
— рисование «Конверт»
- Заключительная часть
— подведение общих итогов с обозначением положительных моментов
— анализ успехов деятельности детей
— ритуал прощания
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
— основные эмоции: радость, грусть.
Дети должны уметь:
— адекватно оценивать свои силы, возможности и результаты деятельности;
— различать эмоции по представленным пиктограммам;
— передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики.
Особенность работы с детьми с ОНР:
— техника обрывания бумаги влияет на развитие содружества обеих рук в работе, что усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует лучшему развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий головного мозга;
— телесноориентированная техника способствуют эмоциональной разрядке и снятию мышечного и психоэмоционального напряжения.
Продолжительность ОД: 25 минут.
Ход игры-путешествия:
- Приветствие. (2 минуты)
Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте.
1.1. Создание эмоционально положительной атмосферы:
Психолог: А вам, ребята, я предлагаю поздороваться друг с другом необычным способом: пальчиками, кулачками, спинами, коленками. Молодцы!
- Основная часть. (21 минута)
Психолог: Сегодня мы отправляемся в интересное и познавательное путешествие, в мастерскую художника.
2.1. Телесноориентированная техника «Ручеёк».
Дети, взявшись за руки, по очереди, друг за другом, не расцепляя рук, проходят сквозь обруч, который имитирует дверь-вход в мастерскую художника.
Психолог: мы оказались в гостях у художника, там, где он работает в его мастерской. А где же художник? Здравствуйте! Мы пришли на экскурсию!
2.2. Беседа при помощи видеосвязи.
Звонок по скайпу.
Художник: Здравствуйте Елена Александровна и ребята! Очень рад вас видеть! Вы пришли ко мне в мастерскую на экскурсию, а меня срочно вызвали оформлять творческую выставку. И мне нужна ваша помощь. Прошу доделать аппликацию для выставки. В коробке найдёте все необходимые материалы, выберете те, которые вам понадобятся для аппликации. Сделайте её. А потом вас будет ждать сюрприз!
Психолог: Ну что ребята, поможем художнику? Доделаем аппликацию?
Ответы детей: Да. Конечно, поможем!
Психолог: (обращаясь к художнику) Николай Иванович, конечно, мы с ребятами Вам обязательно поможем. Мы доделаем аппликацию. Можете на нас рассчитывать.
Художник: Спасибо. До свидания!
Дети: До свидания.
2.3. Беседа
Психолог: Посмотрите, ребята, на мольберте аппликация, которую нам нужно помочь сделать. Как вы думаете – кто это?
Ответы детей: котёнок, собачка.
Психолог: послушайте загадку, она обязательно поможет вам отгадать, кто на аппликации:
Что за шерсть! Какая грива!
Потянулся чуть лениво!
Досыта попив, поев
Царь зверей – лохматый…..
Ответы детей: это лев, царь зверей.
Психолог: да, правильно, лев. Молодцы! А какое настроение у льва?
Ответы детей: грустное, печальное.
Психолог: а как вы определили, что настроение грустное?
Ответы детей: рот не улыбается, брови немного нахмурены.
Психолог: как вы думаете, почему у льва грустное настроение? Чего же не хватает у него? Что нас просил доделать художник?
Ответы детей: у льва должна быть грива, а её нет. Художник забыл её приклеить.
Психолог: Правильно, молодцы! Лев потому и называется царь зверей, что у него такая большая и пушистая грива как корона. А у нашего льва гривы пока нет. Но мы с вами сейчас это исправим. Сделаем льву гриву при помощи аппликации, а принадлежности, которые нам для этого нужны, выберем из коробки.
2.4. Игровое упражнение «Подбери и назови предметы»
Детям предлагается отобрать из коробки только те предметы и материалы, которые могут понадобиться для выполнения аппликации: цветную бумагу, ножницы, клей, салфетки.
Психолог даёт речевой образец ответа: послушайте, как я буду говорить: это краски, краски для аппликации не нужны, поэтому мы их не берём.
Дети по очереди выбирают предметы из коробки и дают ответ по предложенному речевому образцу.
Психолог: Пора приступать к работе.
2.5. Коллективная творческая работа «Царь зверей».
Психолог: Мы будем делать гриву льву необычным способом. Смотрите: берём цветную бумагу, здесь нарисована полоска, двумя руками разрываем бумагу по полоске. У нас получилось две части. Берём одну часть, на кончик намазываем клей, сгибаем и приклеиваем второй кончик. Получилась петелька. Так делаем и со второй частью. Затем приклеиваем петельки к голове льва, делая пушистую гриву.
Методы психолого-педагогической поддержки: дозированная помощь, похвала, детская взаимопомощь, работа в паре.
Психолог: Вот какая красивая грива получилась! Вам нравится? Как вы думаете, какое настроение теперь у царя зверей?
Ответы детей: весёлое, радостное.
Психолог: выберете из пиктограмм весёлое настроение.
Дети выбирают пиктограмму с весёлым настроением и совместно приклеивают её поверх грустной пиктограммы.
Психолог: Ох мы и молодцы! Славно потрудились! Нужно себя похвалить.
2.5. Телесноориентированная техника «Я хороший!»
| Я сегодня молодец! | Гладят правой рукой левую руку |
| Я сегодня умница! | Гладят левой рукой правую руку |
| Я сегодня помог художнику! | Гладят правой рукой себя по голове |
| Я сделал аппликацию! | Гладят левой рукой себя по голове |
Психолог: Ребята, художник нам ещё что-то говорил про сюрприз! Вспоминайте!
Ответы детей: Да, художник говорил, что нас ждет сюрприз?
Психолог: Да! Вот этот конверт. Посмотрим, что там. Художник для нас в подарок нарисовал картины невидимыми красками. Нужно их закрасить, что бы посмотреть, что там нарисовано. Посмотрите, как я это делаю.
2.6. Рисование «Конверт».
Дети разбирают листы бумаги из конверта и при помощи кисточек и цветной воды закрашивают листы, на которых начинают проявляться рисунки смайликов с положительными эмоциями.
Психолог: пришло время нам возвращаться в детский сад.
Дети по одному проходят сквозь обруч, имитирующий вход-дверь.
3.Заключительная часть. (2 минуты)
Психолог: Ребята вам понравилось в мастерской у художника? Мы справились с заданием? Да, ребята, вы молодцы, очень красивую аппликацию сделали и помогли художнику. Спасибо вам за занятие. До свидания!
