Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 «Солнышко»
Конспект индивидуального занятия по теме:
«Автоматизация звука Р»
Учитель – логопед: Сафронова Н.С.
г. Верхний Уфалей 2025г.
Задачи:
- Продолжать развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, внимательность, мелкую моторику рук, координацию движений;
- Закреплять навык автоматизации изолированного звука [р], в слогах, словах;
- Воспитывать желание прийти на помощь в трудную минуту.
Предшествующая работа: заучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики «Что ты еж такой колючий», выполнение артикуляционной гимнастики.
Материал и оборудование: массажный шарик «Су-джок», иллюстрации к сказке, красная шапочка, зеркало, картинки с животными и птицами, магнитная доска.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: ты любишь сказки? А знаешь эту сказку? (показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»)
Логопед: раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Логопед одевает на ребенка красную шапочку) Ой! Кто это? (Ребенок смотрит в зеркало и видит, что она – Красная Шапочка). Да ты теперь Красная Шапочка. Давай вспомним эту сказку. Но сначала мы с тобой сделаем гимнастику. Договорились?
Ответ ребёнка…
Логопед: Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась посмотрела в окно…
«Окно». Удерживать открытый рот с одновременным показом верхних и нижних зубов, под счет до пяти.
Ребёнок: повторяет упражнение.
Логопед: Приготовила чай. А чай она пила с сахарной трубочкой.
«Трубочка». Вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Повторить пять раз.
Ребёнок: повторяет упражнение.
Логопед: После завтрака вышла Красная Шапочка в сад. Увидела забор. «Забор». Улыбнуться показать верхние и нижние зубы. Расстояние между ними 1мм. Удерживать под счет до пяти.
Ребёнок: повторяет упражнение.
Логопед: В заборе торчал гвоздь, девочка взяла молоток и забила гвоздь.
«Молоток». Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [т], под счёт до восьми.
Логопед: После работы Красная Шапочка решила покататься на лошадке.
«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.
Ребёнок: повторяет упражнение.
Логопед: Пришла мама и предложила дочери навестить бабушку. Девочка взяла корзинку с пирожками и побежала. Дорога к бабушке проходила мимо озера. На озере проплывал парусник.
«Парус». Широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Удерживать под счёт до пяти.
Ребёнок: повторяет упражнение.
Логопед: Налюбовавшись парусником девочка отправилась по дорожке к мосту.
«Мост». Кончик языка упирается в нижние резцы. Удерживать под счёт до пяти.
Физминутка «Дикие животные»
Собираем детвору
Поиграть в одну игру. Покажи мне, Как в лесу живут зверята, |
(взмахи поочередно правой и левой рукой) |
Как лисенок просыпается, | (руки вверх, потягивается) |
Как бельчонок умывается, | (изображает умывание) |
Как зайчонок поскакал, | (прыгает на месте) |
Как волчонок пробежал, | (бежит как волчонок) |
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику. |
(«собирает ягоды») |
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит. |
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху) |
Логопед: Девочка перешла мост и побежала по лесной тропинке.
Красная Шапочка знала, что где-то в лесу живёт Серый Волк. Вспомни, как рычит волк?
Ребёнок: р-р-р-р-р
Логопед: Чтобы четко и красиво говорить, нам нужно разогреть язычок с помощью чистоговорок.
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь
Логопед: чтобы Красной Шапочке не было страшно, она запела:
Ра-ра-ра
Ро-ро-ро
Ру-ру-ру
Ры-ры-ры
Ара-ара-ара
Оро-оро-оро
Уру-уру-уру
Ыры-ыры-ыры
Ребёнок: повторяет…
Логопед: когда Красная Шапочка пела, её послушать вышли животные и птицы. Посмотри и назови их. (ребёнок называет, представленных на картинках: рысь, бурый медведь, росомаха, бобр, северный олень, крот, рябчики, глухари, журавли)
Логопед: посмотри, что это? На что похож шарик? (ребёнок берёт шарик «Су-джок»)
Ответ ребёнка… (шарик похож на ежика)
Логопед: Почему?
Ответы ребёнка … (Потому что, он такой же колючий, как еж). (Катает шарик в ладошках. Повторяет стишок и на каждый слог шариком нажимают на каждый палец.)
Что ж ты, ёж такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Логопед: Вот и бабушкина избушка. Девочка обняла бабушку. А мама для тебя испекла пирожки. (ребёнок достаёт картинки и проговаривает.) например: пирожок с картошкой, пирожок с черникой, пирожок с брусникой…
Итог:
Логопед: сказка подошла к концу (снимает красную шапочку с ребёнка)
Зачем же Красная Шапочка приходила к бабушке?
А с чем пирожки любишь кушать ты?
Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старалась произносить правильно?
Ответ ребёнка…