Сообщение к презентации по формированию культуры правильного питания,
как части воспитания привычек здорового образа жизни в семьях воспитанников
«Правильно питаемся – здоровья набираемся»
Педагог: Горматова Л.Н., высшая квалификационная категория.
Место работы : МБДОУ № 21 г. Апатиты Мурманской области
Титульный слайд
Актуальность проблемы:
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья.
Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Во время общения мы стали замечать, что дети часто употребляют в повседневной жизни жвачки, сухарики, чупа-чупсы и другие вредные продукты питания. Беседы с родителями и с детьми не всегда дают желаемый результат. Зачастую, родители сами злоупотребляют фасфудом.
2 слайд
Проблема: у детей недостаточно знаний о правилах здорового питания, дети отказываются от полезных продуктов, не во всех семьях пропагандируется культуры здорового питания. Таким образом, деятельности стали семьи воспитанников средне – старшей группы «Сказка».
По результатам анкетирования выявлено большое желание родителей участвовать в проекте.
Цель работы: формирование у детей представлений о роли правильного питания в жизни человека и ответственного отношения родителей к организации правильного здорового питания детей.
3 слайд
Направления работы: вовлечение детей и их родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов
безопасности и качества питания через:
1. познавательно – творческую работу с воспитанниками;
2. аналитическую, просветительскую работу с родителями.
4 – 5 слайд
Для работы над 1 частью основного этапа: «Вкусно – не всегда полезно», поставлены цели: обогащение знаний о вредных продуктах и необходимости их употребления в ограниченных количествах, уточнение, какие последствия происходят в чрезмерном их употреблении.
Дети познакомились с художественными произведениями русские народные сказки: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», сказки народов мира: «Колосок», укр. нар. сказка; «Как волк вздумал печь хлеб», лит. нар. сказка; «Горшок каши» Братья Гримм, произведениями писателей России: Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке», Н. Носов «Мишкина каша»,А. Митяев «Мешок овсянки», И. Токмакова «Каша».
Ребята учились отличать полезные и вредные для здоровья продукты.
В продуктивной деятельности изобразили в лепке «Такие полезные фрукты и овощи или Витаминная корзинка».
Настольно – печатные игры помогли закрепить знания о свойствах продуктов.
Хозяйственно-бытовой труд: дежурство по столовой, обучение правильной сервировке стола.
6- 7 слайд
Собственный опыт гораздо эффективнее поучительных рассказов: ребята на практике убедились, как вредно влияют газированные напитки на здоровье зубов и организма в целом (опыт с яйцом).
8 – 9 слайд
В следующем блоке «Чтоб здоровым оставаться надо правильно питаться!» продолжились формироваться представления о здоровой пище, дети познакомились с витаминами, их действием на организм, учились осознанно подходить к своему питанию, стремлению соблюдать режим питания; у детей воспитывалось желание заботиться о своём здоровье.
Реализованы: познавательная деятельность «Где спрятались витамины?», «Полезная и вредная еда: как превратить вредное в полезное?»;
продуктивная деятельность «Мои любимые фрукты и овощи», использовались н/п игры «Кто что дает?», «Что из чего?».
Дидактические игры «Волшебный мешочек»; «Попробуй и отгадай»; «Соберем урожай», «Назови одним словом»; «Что изменилось»; «Что можно приготовить из этих продуктов?»; «Что, где растет?»; «Готовим салат (компот, борщ и т.д.)»;«Что едят в сыром виде, а что в вареном?»; «Что где хранится», «Назови какая крупа» так же обогатили знания детей.
Использовался речевой материал:
– отгадывание загадок овощах и фруктах.
– знакомство с пословицами и поговорками об овощах и фруктах.
– чтение художественной литературы:
произведения писателей России: Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке».
произведения поэтов России: Ю. Мориц «Я вареники люблю», С. Богдан «Разговор о правильном питании», С Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», И. Токмакова «Ай да суп!», Р. Сеф «Сахар», Г. Сапгир «Бутерброд», «Фастфудики» М. Шкурина.
– составление план – схемы для описательного рассказа о продуктах питания.
10 слайд
В экспериментальной деятельности проведены опыты: «Полезные и вредные продукты: Чем опасны вкусняшки? ».
- Опыт с чипсами: чипсы горят, распространяя, неприятный запах. Детьми сделан вывод: чипсы вредны.
- Опыт с лимонадом: в лимонад добавили кислоту – пошла бурная реакция (желудке тоже содержится кислота, такая же реакция происходит в желудке при попадании лимонада). Вывод: частое употребление газированных напитков вредно для желудка.
11 слайд
В третьем блоке «Культура питания и правила поведения за столом мы продолжили знакомить детей с правилами приема пищи и поведения за столом, с помощью родителей расширять представления о разнообразии полезных блюд из обычных продуктов.
С/р игра «Правила культурного поведения за столом или Почему Мишутку в гости не приглашают?» помогла ребятам разобраться с тонкостями сервировки стола, правилами использования приборов и посуды, уточнила что не стоит делать за столом.
Хозяйственно-бытовой труд стал обязательным видом деятельности детей: дежурство по столовой, обучение правильной сервировке стола вызываю желание помогать взрослым и являются систематическим.
12 слайд
Родители воспитанников были активными участниками на каждом этапе работы над проектом. В качестве наглядного материала мы использовали консультации: «Питание ребенка и его здоровье», «Как не надо кормить ребенка», «Формирование культуры трапезы»; информационные листы: «Организация питания ребенка», «Здоровое питание дошкольников»; памятка для родителей: «Вред чипсов и кока-колы доказан законом».
В ходе реализации проекта родители совместно с детьми оформили страничку для книги рецептов «И вкусно и полезно».
В этом выпуске родители активно присоединились к работе по данной теме. После ноябрьского чаепития, на котором родители угощали детей «магазинными вкусняшками», а воспитателем были предложены морковные кексы, многие задумались о питание детей. Новогоднее чаепитие уже сопровождалось домашней выпечкой, про которую мамы с гордостью говорили «полезные лакомства» ( творожное печенье, зефир домашнего производства, леденцы). Теперь они делятся рецептами вкусных и полезных блюд, ходят в тренажерный зал компанией.
13 слайд
Идея с книгой рецептов трансформировалась в создание ЛЭПбука, который поможет ребятам вспомнить все, что они узнали, работая над проектом, поиграть еще раз, рассмотреть книжки – малышки, созданные своими руками, поделиться впечатлениями от помощи по готовке любимого блюда своей семьи.
В этом выпуске родители присоединились к пополнению дидактического наглядного материала, они скачали и распечатали лэпбук «Здоровое питание», который я оформила в увлекательную книжку игрушку.
14 слайд
Результатом проекта стала театрализация «Вкусно – не всегда полезно»,
придуманная и сыгранная воспитателями и детьми группы.
15 слайд
Итог:
Системная организация культурных практик детей в проектной деятельности способствовала тому, что у детей:
– расширились знания о значении полезных продуктов для здоровья;
– сформировались представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье;
– дети познакомились с тем, что вредно и что полезно для здоровья;
– развились умения делать выбор между вредными и полезными продуктами;
– углубились знания и навыки по приготовлению салата, компота, борща;
– активизировалась познавательная, творческая деятельность.
В групповом помещении обогатилась предметно-развивающая среда за счет использования различных предметов, материалов, пополнения библиотеки группы.
Участие родителей дошкольников в проекте помогло им повысить свою компетентность в воспитании здорового человека.
Повысился уровень знаний, умений и навыков у родителей, сформировался интерес к здоровому питанию в семьях.
16 слайд
Использованные ресурсы: ( см слайд)
Презентация Формирование основ здорового образа жизни дошкольниковв рамках сотрудничества ДОУ и семьи