Мосияченко Елена Юрьевна, заместитель директора НОТУ «Ступеньки» (частное некоммерческое образовательное творческое учреждение дополнительного образования «Ступеньки») г. Сочи
Проект «Стихотворение месяца»
«Люди читающие книги, всегда будут
управлять теми, кто смотрит
телевизор»
(авторство Джон Рокфеллер или Билл Гейтс)
Одним из важнейших направлений Авторской школы «Ступеньки» с момента ее организации в 2006 году было воспитание у детей любви к чтению.
Поскольку основной контингент наших воспитанников – дошкольники, мы всегда относились к детскому чтению особенно трепетно.
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Все приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность, а это является основной целью дошкольного образования.
Чтение – это ценность особого рода, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее Читающий ребенок обладает широким кругозором, активным словарным запасом,умением грамотно выстраивать диалог, понимать и структурировать полученную информацию. Кроме того, нельзя переоценить воспитательное значение литературы, особенно детской.
В 2015 году в «Ступеньках» появился проект «Ступеньки#читают», который предполагает воспитание у детей любви и вкуса к чтению, создание развивающей читательской среды.
Одно из направлений – кроссбукинг – стало визитной карточкой наших учреждений. Стенды имеются во всех наших филиалах.
В школе развития на Ялтинской. Как колыбели этого направления в нашей школе всегда есть отдельный план реализации проекта «Ступеньки#читают», и особое место в нашем учреждении занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Наш план включает как общешкольные мероприятия, например, День дарения книг, который всегда очень активно проходит в нашем учреждении, пополняя нашу школьную библиотеку, так и
мероприятия, которые планируются нами самостоятельно: литературный календарь, рекомендации по семейному чтению «Семейный марафон» и многие другие.
Сегодня я хочу рассказать об одном из успешных и важных аспектов этого направления, который получил у нас название «Стихотворение месяца».
Проект этот родился из наблюдения – как родители оценивают нашу работу. Каковы ее «видимые» результаты. Ведь наша работа – длительная и кропотливая. Ее результаты родители видят только через достаточно длительное время при систематическом посещении. Какие изменения родитель может увидеть в короткий срок и наглядно?
Разучивание стихов – один из таких примеров.
Разучивание коротких стихотворений (о временах года, про буквы и цифры, потешки, физминутки – уже включены в нашу программу. Мы решили расширить, дополнить, систематизировать, включить не только в основную, но и в дополнительные программы разучивание стихов.
Каждый месяц все педагоги разучивают в группах стихотворение. Это может быть как несколько выбранных для всей школы стихотворений, в соответствии с возрастными ступенями, так и стихи по выбору педагога. Результат представляем родителям – в родительских группах, на экране ТВ в школе.
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу:
– расширяет кругозор;
– рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию;
– развивается память,
– формируется культурный уровень.
Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Изучая тему, мы определили определенный алгоритм, которого придерживаются все педагоги школы и возможности использования различных методов активного обучения в разучивании стихов.
- Начинать лучше с отрывков из любимых сказок Чуковского, Маршака, Барто, простых, коротких, понятных стихотворений. Стихи должны быть актуальными – например, зимой о зиме, в соответствии со значимыми событиями.
Сначала медленно, вдумчиво стихотворение читает педагог, давая возможность детям визуально представить каждое слово, сопровождая чтения мимикой, жестами, движениями. А затем так же медленно, по чуть-чуть стихотворение разучивается вместе с детьми.
В этом случае тренируется не только механическое запоминание (что тоже хорошо), но и логическая (смысловая) память. Именно она помогает малышам и школьникам сохранять концентрацию, а также быть более вдумчивым и наблюдательным.
- Когда ребенок учит стихи, он развивает речь, пополняет словарный запас
В стихотворениях ребенку встречаются слова, которые мы редко используем в разговорной речи. Поэтому, заучивая стихи, обогащается словарный запас. Обязательно уточняем смысловое значение слова, проговариваем его четко, возвращаемся к его значению, пробуем употреблять в другом контексте.
-
Заучивание стихотворений развивает визуальное представление
Важно, чтобы, заучивая стихотворение, ребенок представлял, о чем он рассказывает. Так он тренирует воображение, учится анализировать информацию. Как бы превращает слова в картинки и картинки в слова.
Очень часто при заучивании стихов, особенно длинных, мы используем метод пиктограмм.
-
Заучивая стихотворения, ребенок усваивает слоговую структуру слова
Детские стихотворения очень ритмичны. И заучивая их, ребенок косвенно развивает понимание слоговой структуры слова. Говоря простым языком, он учится правильно делить слово на слоги.
Далеко не все дошкольники и даже ученики 1-го класса могут прохлопать даже такое простое слова, как «со-ба-ка». Не все чувствуют, где нужно сделать паузу, остановиться. Стихи решают этот вопрос.
Ребенок, который медленно, вдумчиво читает стихотворение, невольно прорабатывает его словесную ритмику.
Особенно полезно учить стихи детям, у которых есть проблемы с обучением чтению.
-
Заучивая стихотворения, ребенок тренирует дикцию, развивает умение выступать на публике
Умение громко и четко продекламировать стихотворение в кругу семьи и небольшой группы детей поможет ребенку более уверенно повторить его на публике. Выступая на утреннике, ребенок получает ценный опыт. Постепенно к нему придет понимание, в каком темпе, с какими интонациями ему лучше всего строить свою речь (а не только читать стихи), чтобы окружающие слышали его и понимали каждое слово. Важный и полезный навык, который точно пригодится в жизни.
- Стихи развивают творческие способности детей.
Трехлеткам полезно читать стихотворения с договариванием. По интонации взрослого и структуре произведения малыш догадывается, какое слово нужно вставить в конце. В более старшем возрасте детям можно предложить поиграть в рифмы и самим попробовать сочинять стихи.
Итак, проект «Стихотворение месяца» в Авторской школе «Ступеньки» реализуется на всех образовательных ступенях и в дополнительных образовательных программах.
Ранний возраст Ступень «Кроха»
Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.
С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.
Фото видео Крох
Ступень «Вундеркинд»
Изучение стихов играет важную роль в развитие эмоционального интеллекта, помогая лучше понимать свои чувства и сопереживать другим.
Во время чтения стихотворений выплески эмоций не просто не подавляются, они даже приветствуются. Заучивание стихотворений сопровождается выражением и жестикуляцией.
Поэтическое творчество смягчает эмоциональное состояние и способствует восстановлению психоэмоционального баланса, нейтрализует негативные эмоции и продуцирует позитивные.
Также разучивание и декламирование стихов помогают детям быть эмоционально выразительнее, проявлять и развивать свои артистические способности.
Ступень «Первая парта»
Использование мнемотаблиц
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Использование упражнений нейроупражнений при заучивании стихов
Нейроупражнения с поэзией – интересный способ сочетания двух полезных занятий для детей – нейроупражнений и заучивания стихов!
Нейроупражнения помогают развить мозговую активность, улучшить концентрацию и память у детей. А заучивание стихов не только развивает речь и логическое мышление, но и способствует эмоциональному развитию.
дети будут одновременно выполнять нейроупражнения и заучивать стихи.
Например, можно сочетать физические упражнения (прыжки, повороты, растяжки) с заучиванием стихотворений о цветах, птицах и солнце и т.д.
Такой подход не только сделает занятие интересным и разнообразным, но и поможет детям лучше усваивать информацию благодаря активации различных областей мозга.
Реализация проекта «Стихотворение месяца» в дополнительных образовательных программах
Английский язык
Мультстудия
Шахматы